СТАРТАП-КЛУБ
ДА ГЛАЗ
НАТАЛЬЯ
УЛЬЯНОВА
Основатели Ivideon любят порассуждать о том, насколько важно не прозевать момент, когда на рынке открывается «технологическое окно». К середине 1970-х, в эпоху монструозных электронных вычислительных машин размером с многоэтажный дом, стала появляться новая компактная элементная база. Одними из первых это заметили два Стива — Джобс и Возняк, основатели Apple — и предложили рынку массовые персональные компьютеры. Сегодня наличие недорогой микроэлектроники вкупе с интернетом, который проникает все глубже и становится все более скоростным, распахнуло немало «окон» на самых разных рынках. Владимир Еремеев и Андрей Юдников уверены, что в свое «окно» — облачных сервисов видеонаблюдения — они влезли вовремя. Пользователей у них сейчас уже значительно более миллиона. На глобальном рынке по количеству скачанных приложений Ivideon входит в тройку лидеров и в этом году планирует усилить свою международную экспансию, расширяя присутствие в Европе и Америке. Для этого в конце 2015-го компания сумела привлечь новые инвестиции: венчурный фонд Impulse VC вложил в нее $4 млн.
ПРОСТЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Начиналось все довольно прозаично. Владимир Еремеев трудился программистом в большой охранной компании, которая обеспечивала безопасность аэропортов, музеев, крупных предприятий. Сложные системы видеонаблюдения, дорогая специализированная аппаратура, непременные охранники, дежурящие в специальной комнате перед мониторами, — все это могли позволить себе лишь очень серьезные государственные и коммерческие заказчики. Между тем знакомые Еремеева, осведомленные о его роде занятий, то и дело одолевали вопросами: нельзя ли придумать и смонтировать
Основатели российской компании Ivideon Владимир Еремеев и Андрей Юдников шесть лет назад решили превратить серьезную и дорогую охранную услугу видеонаблюдения в массовую и доступную. Подключенные к интернету видеокамеры на объекте (будь то квартира или магазин), облачный сервис, приложение для смартфона и планшета — и система видеонаблюдения у пользователя в кармане.
подобную систему (только попроще) в квартире, на даче, в детском садике или офисе? Когда количество таких бытовых запросов превысило все мыслимые пределы, Владимир Еремеев не выдержал и пришел к начальству с предложением запустить проект — разработать компактное и практичное типовое техническое решение видеонаблюдения «для дома, для семьи». Однако работодатель, увлеченный тендерами и крупными контрактами, размениваться на подобные мелочи наотрез отказался. Так что пришлось программисту экспериментировать и прототипировать в инициативном порядке, в свободное от работы время. Прототип сервиса у него был готов к 2010 году. Тогда он и познакомился со своим будущим партнером по Ivideon — финансистом Андреем Юдниковым. «Меня очень увлекла эта идея — спустить видеонаблюдение с Олимпа, сделав эту услугу частью повседневной жизни», — рассказывает сейчас Юдников. Большие перспективы такого сервиса он разглядел и применительно к малому бизнесу. «Видеонаблюдение — далеко не только охрана, это еще и мониторинг, контроль узких мест бизнеса, — говорит Андрей. — Фактически нам предстояло предложить малому предпринимателю инструмент эффективного управления.
36 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016
Причем инструмент, который он мог бы использовать самостоятельно, без специально выделенных людей».
Самое главное, что стартаперы не покушались на традиционный рынок профессиональных систем видеонаблюдения: они формировали абсолютно новый сегмент. «Профессиональные системы решают задачи более высокого порядка, — поясняет один из участников этого рынка, генеральный директор компании «Вокорд» Тимур Векилов. — Системы биометрической идентификации и видеоаналитики сегодня способны дистанционно с высокой вероятностью распознавать конкретных людей; они создают архивы цифровых данных лиц, могут использовать уже существующие базы
На глобальном рынке облачных сервисов видеонаблюдения Владимир Еремеев (на фото — слева) и Андрей Юдников оказались в числе первопроходцев. Сегодня у них более миллиона пользователей в сотне стран мира, а по количеству скачанных приложений их Ivideon входит в тройку лидеров
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016 37
СТАРТАП-КЛУБ
и еще на входе детектировать «нежелательных» посетителей в автоматическом режиме. Простые системы этого не умеют».
Довольно быстро стартаперский тандем обзавелся бизнес-ангелами, которые добавили компании не только финансовых ресурсов, но и предпринимательской и технологической экспертизы. Инвесторами проекта стали Сергей Бакулин и Андрей Фатахов. Последний — создатель успешного сервиса Netprint (печать фотографий через интернет), который с точки зрения бизнес-процессов был очень близок Ivideon. Наличие таких людей в команде сильно сократило количество набиваемых шишек. Бизнес-ангелы, например, отговорили стартаперов запускать на раннем этапе партнерские программы с такими крупными интернет-компаниями,
Массовый рынок облачных сервисов видеонаблюдения «для дома, для семьи» возник в стороне от традиционного рынка специализированных охранных услуг, как только интернет-соединение стало достаточно быстрым для передачи потокового видео. Основатели Ivideon вовремя разглядели в этом «технологическое окно»
как «Яндекс» и Mail.Ru. На первый взгляд, столь мощные партнеры способны максимально эффективно раскрутить услугу на рынке и помочь сервису быстро набрать клиентскую базу. Однако в проекте Фатахова такой опыт показал свою уязвимость: количество заказов, приходящих от крупных партнеров, было ничтожно мало по сравнению с собственными продажами. «Крупные партнеры склонны фокусироваться на бизнес-процессах, приносящих им основную прибыль, — рассуждает Владимир Еремеев. — Побочные проекты вроде нашего к таковым точно не относятся и нужны им больше «для ассортимента». Между тем для небольшого стартапа такое партнерство является серьезным отвлечением ресурсов — денег и труда разработчиков».
Но в ловушку «крупного заказчика» на начальном этапе реализации проекта стартаперы все-таки угодили — не устояли перед соблазном посотрудничать с «Роснефтью», которой требовалось построить внутренний облачный сервис. Казалось бы, проект профильный, деньги для стартапа приличные, но...
— Когда мы брались за этот заказ, то рассчитывали на нем отработать технологии и для нашего массового продукта, — объясняет Владимир Еремеев. — Наши надежды не оправдались. В целом проект получился, нам удалось выполнить большое количество специфических требований заказчика — например, интегрировать поворотную камеру со спутниковой антенной на автомобиле, курсирующем вдоль трубопровода где-то на Крайнем Севере. Это решение было даже продемонстрировано на экономических форумах в Сочи и Питере как
образец применения инновационных продуктов госкомпаниями. Однако получилось, что 80% всей нашей работы ушло на решение специфических задач, неприменимых ни в каких других сегментах. Так что в дальнейшем мы стали отказываться от запросов на такие уникальные разработки. Ведь технологически мы стремимся быть «Макдоналдсом» — предлагать рынку простые, универсальные и дешевые решения.
Монетизируется сервис Ivideon по модели freemium: есть бесплатный базовый функционал (две камеры и запись локального видеоархива без ограничений) и платный дополнительный, включающий запись видеоархива в облако (60 и 150 рублей за камеру в месяц в зависимости от тарифа). Тарифы — опять-таки по совету бизнес-ангелов — с самого начала запуска сервиса в коммерческую эксплуатацию держали максимально низкими по принципу «Убытки — ничто, клиентская база — все!». Было трудно. В какой-то момент дело дошло до продажи основателями квартир и машин, чтобы расплатиться по долгам компании и сохранить коллектив. Но точка безубыточности на кривой роста количества платных пользователей была видна и просчитывалась математически — и это давало силы терпеть. Лишь к 2015 году компания наконец вышла на объемы, которые позволили зарабатывать. Впрочем, ради расширения рынка партнеры до сих пор предпочитают лавировать на грани операционной окупаемости. Как объясняет Еремеев, задача — заработать не сейчас, а потом.
Издержки на каждого клиента обратно пропорциональны размеру клиентской базы. К примеру, одна из основных статей расходов компании — оплата услуг провайдеров по облачному хранению данных. Полтора года назад, изрядно вырастив свое «облако», Ivideon обрела возможность напрямую работать с крупными дата-центрами. «Как владелец одного из крупнейших коммерческих облаков мы получили совсем другие условия и стали здорово экономить», — радуется Владимир Еремеев. Одновременно это укрепило позиции компании: конкуренты, возникающие на локальных рынках, предпочтут скорее подключиться к «дешевому» облаку Ivideon, чем строить с нуля свою империю, рассуждает Юдников.
ЖЕЛЕЗНЫЙ PHILIPS
Но «облако» — это лишь одна технологическая составляющая проекта. Другая часть — «железо», которое нужно было «подружить» с софтом, разработанным стартапом. Первоначальная идея состояла в том, чтобы предложить сотрудничество дистрибьюторам производителей видеокамер: предустановленное на реализуемые камеры ПО, позволяющее работать с сервисом облачного видеонаблюдения, теоретически могло быть им интересно в качестве маркетинговой «фишки». Идея не сработала: Ivideon еще не была известна и на статус «фишки» с первого взгляда она не тянула.
— Мы слишком рано пришли на этот рынок, — анализирует Андрей Юдников. — В 2010 году интернет-каналы только-только получали распространение, доступ к 3G был далеко не везде, термин «облачное видеонаблюдение» еще не существовал. Даже сохранность данных в облаке у многих в те годы вызывала сильные сомнения. Помню, старожилы рынка убеждали нас, что люди никогда не будут использовать сторонние сервисы для такого приватного контента, как видеотрафик. Говорили без обиняков: «Не мешайте работать серьезным людям! И не тратьте время — ни свое, ни инвесторов!»
38 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016
Выход стартаперы нашли асимметричный: если дистрибьюторы видеокамер отказываются сотрудничать — значит, нужно самим становиться дистрибьюторами! Наняли команду специалистов с хорошими бизнес-связями, стали ездить по свету и знакомиться с производителями. И — о чудо! — глобальные компании оказались намного более восприимчивыми к новым идеям. Видимо, чувствовали, что развитие подобных сервисов в конечном счете работает на увеличение их собственного рынка. Первым партнером, который поверил в Ivideon и согласился использовать ее софт, стал производитель корейского оборудования Microdigital.
Всего за один год Ivideon ухитрилась стать «золотым» партнером крупнейших мировых вендоров, войдя в тройку их дистрибьюторов по России. «В результате, — констатирует Владимир Еремеев, — те компании, что некогда отказывали нам в продвижении, сейчас стали нашими же клиентами: те скидки, которые мы получаем от производителей камер, позволяют продавать их не только конечным клиентам, но и дистрибьюторам с меньшим объемом продаж». Продажи камер быстро стали стабильной статьей доходов компании: в прошлом году Ivideon продала в России 50 тыс. штук.
На стыке софта и «железа» возможны интересные альянсы, и одним из выпавших шансов Ivideon воспользовалась по полной. Забавно, но это деловое предложение от Philips, упавшее в электронный почтовый ящик, Еремеев и Юдников сначала чуть не прозевали: слишком были увлечены разработкой, так что даже на входящие запросы реагировали со значительным опозданием. Между тем предложение Philips было очень даже по профилю: голландский производитель в срочном порядке искал разработчика софта для новой камеры, которую создавал по заказу Apple, поскольку предыдущий подрядчик не справился. Как только ответили на письмо — тут же были приглашены в штаб-квартиру Philips на переговоры. «Сразу же рванули на эту встречу, — говорит Еремеев, — и получили заказ. То, что американские, канадские и европейские компании не могли сделать за полтора года, у нас получилось за два месяца. Основная проблема была связана с задержкой передачи данных, которая у наших конкурентов достигала 30 секунд. Мы смогли не только быстро портироваться на камеру, но и добиться уровня задержки всего в 2 секунды, затем прошли сертификацию Apple — и оказались на полках магазинов Apple по всей Америке».
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Свои доходы Ivideon сегодня получает во всех трех сегментах видеонаблюдения. Около половины приносит абонентская плата за использование сервиса, остальное приходится на лицензионные сборы от производителей оборудования, использующих софт Ivideon, и дистрибьюторскую сеть компании. Как и предполагалось, основными клиентами сервиса стали малые и средние предприятия — те самые, кто нуждается в удаленном контроле своего бизнеса и готов платить за возможность мгновенной оценки ситуации, не переплачивая за дополнительные опции, предлагаемые рынку крупными игроками. Клиенты — физические лица отличаются намного большим непостоянством, используя камеры время от времени — например, чтобы контролировать детей, домашних питомцев, пожилых родителей... «Они используют базовые опции, для них сервис бесплатен, — объясняет Владимир. — И такое положение дел находится в общем тренде: камеры
будут становиться все более дешевыми, сервисы — все чаще бесплатными. Это не тот бизнес, на котором можно зарабатывать. Особенно в России, где физические лица не любят платить». В России платные опции (в основном это хранение видеоданных) используют всего 5% от общего числа физических лиц. В Америке таких людей заметно больше — около 25%. Впрочем, и там на этот сегмент компаньоны все же не слишком рассчитывают. Основной целью Ivideon на западных рынках является все тот же малый и средний бизнес. «Тем не менее работать с физическими лицами очень важно — в рекламных целях, — объясняет Андрей Юдников. — Опробовав сервис, клиенты могут начать использовать его и в своем бизнесе».
Впрочем, с международной экспансией партнеры тоже немного затянули. С одной стороны, мешали перфекционизм и постоянные доработки продукта. С другой — слишком долго искали нового инвестора. Как объясняет Андрей Юдников, за два с половиной года перебрали около тридцати фондов, искали «свой» — то есть с профильными компетенциями, хорошей аналитикой и опытом на международном рынке. Зато сейчас Ivideon рассчитывает быстро наверстать упущенное: в Америке компания расширяет офис, а параллельно переводит на 11-12 языков свое приложение, которое уже начинает продвигать в различных странах в партнерстве с иностранными операторами и вендорами. Как объясняет партнер венчурного фонда Impulse VC Кирилл Белов, валютная выручка Ivideon растет с каждым месяцем — и, по его расчетам, уже к концу 2016 года она получит возможность зарабатывать около 80% всей прибыли на других рынках. «Таким образом компания может обезопасить себя от политических и экономических потрясений внутри страны», — говорит Белов. Что касается глобального рынка видеонаблюдения, то перспективы здесь более радужные, чем в кризисной России. «Этот рынок составляет не менее $15 млрд в год», — подсчитывает Кирилл. Эксперты предсказывают его дальнейший рост, особенно в «облачной» части.
Ирония судьбы: если когда-то серьезные охранные компании советовали стартаперам бросить свое «гиблое дело», то теперь сами шлют в Ivideon запросы — они созрели для того, чтобы встраивать облачное видеонаблюдение в свои технические решения. «Если честно, само по себе видеонаблюдение — не очень большой рынок, — рассуждает Владимир Еремеев. — Но есть близкие рынки, на которые нам стоит обратить внимание». Один из них — контроль доступа. Обычные решения, применяемые в системах контроля доступа, не позволяют проследить, кто именно пользуется карточками на входе, в то время как видеонаблюдение, встроенное в систему контроля доступа, помогает быстро найти и оценить информацию. В похожем видеоподспорье нуждаются и охранные организации, и разработчики систем управления кассовыми аппаратами. Однако прежде всего эксперты делают ставку на рынки будущего, связанного с «интернетом вещей». По мнению экспертов J'son & Partners Consulting, «интернет вещей» (и, как частный случай, системы «умного» дома) является самым технологичным и нарастающим трендом как в мировом масштабе, так и в России, вовлекая в свой оборот всевозможные приборы повседневного спроса, собирая с них информацию и позволяя удаленно управлять этими приборами через программные приложения. Системы безопасности находятся в ряду наиболее востребованных устройств щв у крупных интеграторов, работающих в этой области. НЙ1
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016
39