Научная статья на тему 'ГЛАВЫ ГОРОДОВ ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ГЛАВЫ ГОРОДОВ ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Первая мировая война / городской голова / городские управы / городские гласные / местная власть / Черноземье / мобилизация / население / беженцы / чрезвычайное положение / город / Курск / Орел / Воронеж / Тамбов. / World War I / mayor / city councils / city vowels / local authorities / black earth / mobilization / population / refugees / state of emergency / city / Kursk / Oryol / Voronezh / Tambov.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавриков Ф. А.

В статье рассмотрена деятельность и судьба городских глав городов Черноземья (Курская, Орловская, Воронежская, Тамбовская губернии) в годы Первой мировой войны. Городской глава являлся высшим должностным лицом местного самоуправления в городском поселении со времени введения этой должности манифестом Екатерины II и до 1917 г. Большинство из них занимали должность головы на всем протяжении войны, вплоть до Февральской революции. На их плечи легли все тяготы ведения городского хозяйства в чрезвычайной ситуации военного времени. В исследовании сделана попытка охарактеризовать систему управления городами, а также выделить основные проблемы, с которыми столкнулись городские управы периода мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNORS OF THE BLACK EARTH IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR

The article examines the activities and fate of the mayors of the cities of the Chernozem region (Kursk, Orel, Voronezh, Tambov provinces) during the First World War. The city head was the highest local government official in the urban settlement from the manifesto of Catherine II until 1917. Most of them held the position of head throughout the war, right up to the February Revolution. All the hardships of city management in a wartime emergency fell on their shoulders. The study attempts to characterize the city management system, as well as highlight the main problems faced by city governments during the World War.

Текст научной работы на тему «ГЛАВЫ ГОРОДОВ ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

УДК 908

ГЛАВЫ ГОРОДОВ ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

© 2022 Ф. А. Гавриков

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления e-mail:gavrikovf81 @mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрена деятельность и судьба городских глав городов Черноземья (Курская, Орловская, Воронежская, Тамбовская губернии) в годы Первой мировой войны. Городской глава являлся высшим должностным лицом местного самоуправления в городском поселении со времени введения этой должности манифестом Екатерины II и до 1917 г. Большинство из них занимали должность головы на всем протяжении войны, вплоть до Февральской революции. На их плечи легли все тяготы ведения городского хозяйства в чрезвычайной ситуации военного времени. В исследовании сделана попытка охарактеризовать систему управления городами, а также выделить основные проблемы, с которыми столкнулись городские управы периода мировой войны

Ключевые слова: Первая мировая война, городской голова, городские управы, городские гласные, местная власть, Черноземье, мобилизация, население, беженцы, чрезвычайное положение, город, Курск, Орел, Воронеж, Тамбов.

GOVERNORS OF THE BLACK EARTH IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR

© 2022 F. A. Gavrikov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Government e-mail: gavrikovf81@mail.ru

Kursk State University

The article examines the activities and fate of the mayors of the cities of the Chernozem region (Kursk, Orel, Voronezh, Tambov provinces) during the First World War. The city head was the highest local government official in the urban settlement from the manifesto of Catherine II until 1917. Most of them held the position of head throughout the war, right up to the February Revolution. All the hardships of city management in a wartime emergency fell on their shoulders. The study attempts to characterize the city management system, as well as highlight the main problems faced by city governments during the World War.

Keywords: World War I, mayor, city councils, city vowels, local authorities, black earth, mobilization, population, refugees, state of emergency, city, Kursk, Oryol, Voronezh, Tambov.

В 1766 г. манифестом императрицы Екатерины II в России была введена должность городского головы, просуществовавшая вплоть до 1917 г.

Вся исполнительная власть в городе принадлежала управе, в состав которой входил голова и от двух до шести членов. В небольших городах, с разрешения министра внутренних дел, городской голова брал на себя все обязанности управы. Чаше всего это делалось с целью экономии городского бюджета. Основной задачей

главы управы было заведование городским хозяйством, поиск средств для улучшения благосостояния вверенного ему поселения, ведение бюджетом, сбор податей, а также предоставление городской думе отчетов о проделанной работе. Непрерывный рост цен стал одним из ключевых вопросов военного времени. По запросу земства или иных государственных органов городской голова совместно с управой должны были отправлять отчеты о стоимости продовольственных и иных товаров. Срок полномочий как головы, так и членов управы составлял 4 года. Каждые 2 года управа обновлялась на 50%, выбывшие городские чиновники имели право вновь избираться на должности.

Должности городского головы, его помощников и секретаря назначались по результатам выборов в думе. На должность могли претендовать не только гласные, но и остальные граждане, имеющие право голоса. Работать в управе запрещалось близким родственникам. Предложенные думой кандидатуры шли на утверждение губернатору и МВД, которые имели право отклонить предложенных лиц, и тогда выборы проводились снова, но без отвергнутых претендентов. Городской голова, его заместители (товарищи), члены управы имели права присутствовать на заседаниях думы в качестве гласных. Все выбранные чиновники городской управы имели статус государственных служащих. Срок полномочий составлял 4 года (без ограничения сроков). Увольнение с должности головы возможно было по собственному желанию, а также по распоряжению губернатора. Список должностных лиц согласовывался до проведения выборов [19, с. 40-42].

Согласно «Городовому положению» на должность головы не могли претендовать:

- лица еврейской национальности (число нехристиан в городских управах не должно превышать 1/3 от ее состава);

- духовные лица;

- председатели и члены судебных мест (кроме почётных мировых судей);

- прокуроры и их товарищи;

- чиновники казначейств.

Государственные чиновники могли занимать должности в городской управе только с разрешения начальства. Не запрещалось совмещать обязанности в городских и земских учреждениях [14, с. 14-17].

Изменения в системе управления городами, которые произошли после Февральской революции, отражены в статье Ф.А. Гаврикова и А.А. Кольцова [1], поэтому они не будут рассмотрены в данной статье.

Дела, требующие коллегиального решения, принимались управой путем голосования, большинством; решающим в спорных вопросах оставалось мнение головы. Городские управы и головы были подотчетны губернатору, который своим решением мог проводить ревизию деятельности как всего органа власти, так и подведомственных ему учреждений. Городской думой для управления отдельными отраслями хозяйства из числа гласных могли назначаться уполномоченные лица или комиссии. Голова по своему усмотрению мог назначать руководителей городским имуществом и заведениями. Эти люди должны были обладать специальными знаниями в управляемой отрасли и не принадлежали к числу гласных. Назначение и увольнение должностных лиц, ведавших в управе вопросами делопроизводства, также находились в введении главы управы. Голова имел право вносить в городскую думу для обсуждения вопросы, относящиеся к ее ведению [19, с. 18-36]. Городская управа назначала дату новых выборов в думу и согласовывала ее с губернатором. Главой избирательного собрания назначался городской голова. Не всегда выборы проходили гладко. Так, по сообщению головы г. Щигры Курской губернии Станишевского, 17 августа 1914 г. во время избрания гласных произошли

беспорядки, выразившиеся в излишнем шуме и поломке стульев. В здание, где проходили выборы, для наведения порядка исправник прислал полицейского надзирателя, но и ему не удалось навести порядок в городском собрании. В скором времени сам начальник правопорядка вынужден был явиться на выборы, где его встретили «полный беспорядок, шум, крики и битье стульев выборщиками». Исправнику удалось навести в зале порядок. Он выяснил, что причиной «смуты» стало то, что городской голова отстранил от выборов семь человек. Данный факт вызвал возмущение у последних, и они вознамерились сорвать выборы. По регламенту проведения выборов голова попросил отстраненных покинуть здание. К просьбе присоединился и исправник, после чего «возмутители спокойствия» покинули помещение. В процессе разбирательства выяснилось, что дело было не только в отстранении, но и в том, что на выборах гласных большинство получили представители правого толка, из левых в городскую думу прошел только доктор Дьяченко. Данный факт и вызвал негативную реакцию представителей левого крыла выборщиков. К ним примкнули и отстраненные. Среди тех, кого не допустили к выборам, были два человека с судимостями, двое по постановлению губернского присутствия, двое из-за имущественных проблем и один из-за того, что сестры Викберг и Мостович, выдавшие ему доверенность, состояли в браке с иностранцами и не предоставили справки о своем гражданстве (сказывалось подозрительное отношение ко всем не российским гражданам, вызванное начавшейся войной) [13]. Занятие должности городского головы предполагало выплату значительного жалования. Так, зарплата главы города Тамбова во время войны составляла 4 000 руб. в год, главы уездных городов получали в среднем 1 700 руб., а руководители мелких городских поселений - 1 000 руб. [21, с. 7]. Даже по военным меркам это высокое жалованье. Рыльский городской голова в сентябре 1915 г. жаловался на то, что в канцеляриях городской управы оплата труда мелких чиновников составляла 18-79 руб. в месяц. В сиротском суде получали 40 руб., свыше этой суммы получали только три человека. Зарплата служащих в среднем составляла 18-25 руб. [8]. В разговоре с коллегами почтово-типографский служащий Дмитриевской станции Курской губернии Броннюков В.И. высказывал недовольство жалованьем в размере 29 руб. в месяц и утверждал, что прожить на такие деньги невозможно [12].

В отличие от губернаторов главы городов во время Первой мировой войны менялись нечасто. Так, главой Тамбова с 1911 по 1917 г. был человек уникальной судьбы - Иван Михайлович Потапов (1876-1948) Родился будущий глава города в селе Ляхово Духовщинского уезда Смоленской губернии в семье потомственных дворян. Высшее образование получил в Санкт-Петербургской Императорской военно-медицинской академии. Получив экзотичную для того времени профессию отоларинголога, он в должности военного врача был отправлен для прохождения службы в Тамбов. В 1903 г. Потапов уходит в отставку и занимает должность врача при управлении Тамбовского почтово-телеграфного округа с правами государственной службы. В 1905 г. призван на войну с Японией. Был награжден светло-бронзовой медалью. Иван Михайлович занимался фотографией, писал стихи. С 1905 по 1914 г. был депутатом Тамбовской городской думы. В 1911-1917 гг. он был председателем Думы и соответственно — городским головой. Кроме городской деятельности Потапов занимал должность уполномоченного Красного Креста Западного фронта. Будучи городским головой, Иван Михайлович занимался благоустройством города. При нем улучшилось водоснабжение, открывались школы и медицинские учреждения, построены казармы и замощены улицы. После 1917 г. Потапов назначен председателем Тамбовской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с холерой. В 1923-1948 гг. он работал в 1-й и 2-й Тамбовских поликлиниках. Во время Великой Отечественной

войны исполнял обязанности постоянного консультанта двух эвакогоспиталей. Умер в 1948 г. Похоронен на Петропавловском кладбище.

С 1903 по 1917 г. главою Липецка (на момент Первой мировой войны город входил в состав Тамбовской губернии) был Клюев Митрофан Алексеевич (1848-1924). Градоначальник происходил из купеческой семьи. В 1912 г. ему было присвоено звание почётного гражданина Липецка. Клюев занимался благотворительностью, открывал социальные и учебные учреждения. После Октябрьской революции 1917 г. Клюев не бежал за границу, предпочёл остаться в городе, где и скончался в 1924 г. 15 июля 2006 в Липецке был открыт памятник городскому голове [21].

В 1911 г. пост исполняющего обязанности Воронежского градоначальника занял Чмыхов Николай Васильевич (1864 - 23.07.1917). С 1915 г. - городской голова. Во время войны прилагал все усилия для нормального функционирования городского хозяйства, снабжения населения продуктами и оказания помощи действующей армии. С 1914 г. по 1917 г. являлся председателем Воронежского комитета Всероссийского союза городов и Воронежского военно-промышленного комитета. Говоря о заслугах 12-го состава самоуправления во главе с Чмыховым Н.В., нельзя не упомянуть, что все это достигалось за счет многомиллионных займов и в ущерб ведению повседневного городского хозяйства. К 1917 г. городская экономика находилась в плачевном состоянии, а казна Воронежа была пуста [20, с. 14].

Срок полномочий городских глав составлял 4 года. Большинство из них занимали эту должность три, четыре и более раз, так как ограничений сроков не существовало. Так, в Воронежской губернии глава г. Богучар купец Куранов Петр Михайлович занимал этот пост с 1895 г. по 1916 г. С 1891 по 1917 г. г Валуйки возглавлял мещанин Сазонов М.П. В том, что главы городов так долго занимали свои посты, были как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся опыт руководителей, признание их заслуг перед городом, но, с другой стороны, долгое нахождение у власти приводило к консерватизму в принятии решений, случаям злоупотребления, препятствовало выдвижению новых кадров на руководящие должности. Большинство городских глав Воронежской губернии (около 65 %) принадлежали к купеческому сословию, 15% - к мещанскому. В управах, наоборот, большая часть служащих были мещане - 55%, а 38% - купцами [15].

Головою г. Моршанск Тамбовской губернии в 1902 г. был избран потомственный почётный гражданин Алексей Иванович Рымарев, который занимал этот пост вплоть до своей смерти в 1916 г. [14].

Двухступенчатая система выборов городских глав (сначала выборы гласных, а потом из их числа избирали городского голову) позволяла отсеять от этой должности случайных людей, но, с другой стороны, не давала возможность прийти во власть прогрессивно мыслящим людям. Этим и объясняется тот факт, что главы городов так долго занимали свои посты, несмотря на все трудности военного времени.

Большой проблемой для городского самоуправления стало размещение воинских контингентов. Война началась летом. Большинство обучающихся были на каникулах. Исходя из этого, Министерство народного просвещения разрешило занимать здания учебных заведений под размещение воинских контингентов, но только на время мобилизации. 28 июля 1914 г. в Рыльскую городскую управу Курской губернии поступило прошение директора Шелеховской гимназии, в котором он настаивал на том, что здание должно быть освобождено немедленно, так как мобилизация уже закончилась, но здание все еще занято военными, а до начала учебного года осталось совсем не много, на что получил ответ от городского головы: «Людей вывести некуда, казарменные помещения все заняты». В дело вмешался начальник Харьковского учебного округа, который лично просил директора подождать еще немного. 11 августа

1914 г. руководитель учебного заведения вновь обращается к голове Рыльска с просьбой сообщить, до какого числа здание все еще будет занято призванными. На что из управы пришел неутешительный ответ, в котором сообщалось, что город принимает все возможные меры с целью освобождения помещения. В ситуацию пришлось вмешаться губернатору, который настаивал на том, что войска должны находиться в казармах, а учебное заведение необходимо освободить. В конце концов в августе 1914 г. МВД издало распоряжение, запрещающее занимать воинским частям помещения, принадлежавшие учебным организациям, за исключением мест, находящихся в районах боевых действий армии (Чернозёмные губернии к таковым не относились). Вся ответственность по квартированию войск возлагалась на губернаторов и градоначальников. Занимать здания учебных заведений можно было только в крайних случаях, когда другие помещения (включая частные) уже были заняты [4]. Таким образом, размещение большого числа призванных и перемещение через города значительных масс военных стало головной болью для их глав.

Вскоре главы городских поселений столкнулись с нарастающей нехваткой средств в бюджетах. В том же Рыльске голова докладывал, что к 16 декабря 1915 г. дефицит составил 7 750 руб. 88 коп, при этом доходы города за 1915 г. - 88 786 руб. На его запрос городское собрание порекомендовало взять деньги в долг у частных лиц в размере 8 000 руб. [5]. Город Курск задолжал кассе городского и земского кредита к сентябрю 1916 г. за кредит на 25 000 руб. - 7 руб. 35 коп.; за второй кредит в таком же размере уже 5 600 руб.; за третий в 40 000 руб. не уплачено 14 266 руб. 35 коп. Кредитное учреждение обратилось в МВД с просьбой о содействии в получении задолженности с города [8]. Война стала тяжелым бременем для городских финансов. Уже в 1914 г. происходит увеличение доли чрезвычайных доходов в бюджетах (до 45 %). Чрезвычайными называются доходы, полученные в результате чрезвычайных обстоятельств, - в нашем случае это война. Доля заемных средств в доходной части бюджетов возросла до 16 %, а дотации из государственной казны -до 12 %, а это было только начало боевых действий [16].

Основными вопросами, относящимися к ведению городского самоуправления, были сборы пошлин и городских повинностей, заведование капиталом и имуществом поселения, благоустройство общественных мест (садов, парков, водоемов, мостовых, дорог и т.д.). Отвечал городской голова и за попечение бедных, создание и деятельность учебных и лечебных заведений, устройство общественных библиотек, театров, музеев и других учреждений, относящихся к этой сфере. С началом войны круг обязанностей городских управ значительно расширился. В их обыденную деятельность добавились вопросы военного ведомства. Основными стали работы, связанные с размещением воинских контингентов и призывников, оборудование госпиталей для раненых и больных воинов, размещение беженцев, а также призрение сирот и семей призванных на службу. Власть головы распространялась на всю городскую территорию и приписанные к ней земельные угодья [19, с. 4].

Если говорить в целом о структуре управления городами в годы Первой мировой войны, то по сравнению с довоенными годами она существенных изменений не претерпела, но работать в органах городского самоуправления стало сложнее. В связи с постоянными военными призывами резко упало качество чиновников. На смену ушедших на фронт приходили некомпетентные люди, не имевшие стажа работы в органах власти. В связи с введением в губерниях «положения чрезвычайной охраны» 24 июля 1914 г. глава региона получил право отстранять от должности чиновников всех ведомств, в том числе и выбранных лиц городского самоуправления, приостанавливать деятельность любых городских, земских и общественных организаций, отменять очередные и внеочередные собрания органов самоуправления,

снимать с обсуждения любые вопросы, поднимаемые на заседаниях, а также останавливать выпуск периодических изданий на все время чрезвычайной охраны. Губернатор получил право останавливать деятельность учебных заведений, но на срок не более одного месяца [3].

Очередной проблемой для городских начальников стали беженцы, которые с 1915 г. стали массово покидать прифронтовые районы и перебираться в тыловые губернии. Конечно, в начале войны никто не ожидал, что русская армия будет отступать, оставляя большие территории государства. Главы городов не были готовы к такому развитию событий. Осенью 1915 г. волна беженцев докатилась и до Курской губернии. Голова г. Обояни вынужден был обратиться к населению города с призывом предоставить для прибывающих в город жертв войны приют до момента, когда их родные губернии будут освобождены от врага [10]. При этом чиновник просил не присылать в город немцев-колонистов, опасаясь, что сложившаяся на фронте ситуация позволит им надменно смотреть на местное население с чувством собственного превосходства, что вызовет ответную реакцию русских людей и приведёт к конфликтам. В городе были готовы принять любых переселенцев (русских, поляков, латышей, литовцев), но только не «людей немецкой нации». Беженцы стали настоящей головной болью для городских глав: если первые из них получали все необходимое, то следующим за ними не хватало практически всего (горячих обедов, одежды, жилья). Городские управы оказались не готовы к массовому приему переселенцев. Но больше всего не хватало денег в бюджетах городов, и взять их было неоткуда. Те средства, которые были собраны благотворительными организациями, быстро закончились, а от государства помощи ожидать не приходилось. Уже 31 июля 1915 г. голова г. Курска Попов К.Д совместно с председателем комитета по оказанию помощи беженцам Быковым С.В. вынуждены были признать на выступлении в Курской городской думе, что город не справляется с наплывом переселенцев и необходимо последних отправлять в уезды, а за Курском оставить функции транзитно-распределительного пункта. Главным доводом было полное отсутствие в городе свободных помещений и квартир для сдачи из-за большого количества расквартированных войск и ранее прибывших беженцев [17].

Большой поток раненых и больных военнослужащих, поступающих с фронта, показал неготовность власти к долгосрочной войне. В городах по всей стране разворачивались госпитали и лечебные заведения для солдат. Курская городская дума на своем заседании от 29 августа 1914 г. постановила главе города занять у частных лиц или получить в Городском банке заем в размере 3 000 руб., а также организовать в городе сбор пожертвований на покупку одежды для раненых воинов [3]. В городе Рыльске Курской губернии распорядительный по эвакуации комитет 21 августа вынужден был обратиться через голову города к населению с просьбой взять на постой больных или раненых защитников Отечества. Горожане с готовностью откликнулись на призыв, и к главе города стали поступать заявления, в которых жители сообщали о том, что они готовы обеспечить проживание и питание раненым или больным воинам совершенно бесплатно [7]. Но все это относиться к первым месяцам войны. Уже в 1915 г. тот же Рыльский голова обратился в комитет городской думы, созданный для помощи раненым, с просьбой об оказании городу помощи пожертвованием ввиду временных финансовых трудностей, испытываемых городом. На что был получен ответ, что в городе и так часто проводятся различные сборы пожертвований и этот факт является обременительным для населения. В сборе средств решено было отказать [9]. На просьбу об увеличении числа коек в лазаретах Рыльска, глава города вынужден был ответить, что в связи с нехваткой персонала, открыть новые мест не представляется возможным, а имеющиеся лазареты заполнены до предела [6].

Местным жителям во время войны также приходилось не легко. В помещении Белгородской городской управы 10 ноября 1915 г. собрались жены, призванных на фронт военнослужащих с требованием выплаты положенного им пособия за октябрь. Но денег в городском казне не оказалась. Тогда женщины подняли шум, крики и даже звучали угрозы в адрес городского головы, а также обвинения в растрате средств. На настроение горожан повлияло и то, что накануне вышла газета «Курская быль», в которой содержалась заметка: «Белгородские силуэты». В ней власти обвинялись в «неаккуратном обращении» с городскими финансами. В толпе кто-то размахивал газетой и звучали выкрики: «Вот где наши деньги». Городской голова для наведения порядка вынужден был обратиться за помощью к полиции. Толпа успокоилась и разошлась только тогда, когда получила заверение главы о том, что деньги им заплатят через один день [11]. Выплачиваемых средств не хватало на нормальную жизнь семьям призванных. Городской голова г. Суджи Курской губернии И.Л. Обухов по настоянию губернатора обратился к Суджанскому мещанскому обществу с просьбой: открыть в городе попечительства для семей военнослужащих. Каждая семья призванного или ополченца получала из казны пособие в размере 2 р. 30 коп. в месяц (в ноябре 1916 г. цена на муку ржаную в г. Щигры составляла 1 руб.80 коп. за 1 пуд, за пшеничную - 4 руб. 20 коп.), и цены продолжали расти. Городская дума смогла выделить для них из своих средств только 200 рублей [18].

Таким образом, система управления городами во время Первой мировой войны не претерпела существенных изменений. По-прежнему работу городских управ направлял и контролировал городской голова, которого избирали из состава городских гласных. Существенные изменения в управлении произошли только после Февральской революции. Большинство глав сохраняли свои должности вплоть до 1917 г. В обычную работу по благоустройству и управлению городским хозяйством война внесла существенные изменения. В городах появились новые категории населения - беженцы, военнопленные, большое количество военных и призванных на фронт. Эти категории граждан нуждались в жилых помещениях, пище, медицинском обслуживании. Появившиеся проблемы не могли не сказаться на городских бюджетах, которые «выживали» только за счет дополнительных кредитов и займов. С каждым военным годом положение в городских поселениях становилось все хуже и хуже. В 1916 г. начались перебои со снабжением городов продуктами питания и топливом. К 1917 г. положение городского хозяйства стало критическим. Большинство глав заняли свои должности задолго до 1914 г. и не смогли организовать работу городского хозяйства в чрезвычайных условиях военного времени, что и привело в конечном счете к потрясениям 1917 года. Основные очаги революционного движения возникли в крупных городах России, однако отнести города Черноземья к революционным можно с большой натяжкой. Но и в них сложилась сложная (близкая к критической) экономическая ситуация.

1. Гавриков, Ф. А. Изменения в системе управления городами Черноземья после Февральской революции / Ф. А. Гавриков, А. А. Кольцов // Современная научная мысль. - 2021. - № 4. - С. 61-66.

2. Государственный архив Курской области (ГАКО). - Ф. 1. - Оп. 1. -Д. 8524. - Л. 11-11об.

3. ГАКО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 10709. - Л. 11, 60, 178-178 об.

4. ГАКО. - Ф. 141. - Оп. 1. - Д. 170. -342-351.

5. ГАКО. - Ф. 141. - Оп. 1. - Д. 185. - Л. 14.

6. ГАКО. - Ф. 302. - Оп. 1. - Д. 64. - Л. 137.

7. ГАКО. - Ф. 302. - Оп. 1. - Д. 641. - Л. 1-1 об.

8. ГАКО. - Ф. 302. - Оп. 1. - Д. 659. - Л. 57об-58, 79-80 об, 151.

9. ГАКО. - Ф. 302. - Оп. 1. - Д. 664. - Л. 127.

10. ГАКО. - Ф. 302. - Оп. 2. - Д. 16. - Л. 1-30.

11. ГАКО. - Ф. 377. Оп. 1. - Д. 32. - Л. 108-108 об.

12. ГАКО. - Ф. 1642. - Оп. 2. - Д. 548. - Л. 233.

13. ГАКО. - Ф. 1643. - Оп. 1. - Д. 155. - Л. 299-300.

14. Двухжилова, И. В. История Тамбовского края середины XIX - начала ХХ веков : учебное пособие / И. В. Двухжилова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 104 с. с.14-17

15. Кузнецов, В. В. Особенности состава городских управ уездных городов Воронежской губернии / В. В. Кузнецов // Российская империя в исторической ретроспективе. - Белгород, 2013. - Вып. VIII. - С. 92-95.

16. Кузнецов, В. В. Доходы бюджетов самоуправления уездных городов Воронежской губернии в конце XIX - начале XX вв. / В. В. Кузнецов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». - Белгород, 2014. - № 1 (172). - С. 115-119.

17. Курская быль. - № 200. - 1915. - 30 июля. - С. 5-6.

18. Курская быль. - № 50. - 1915. - 22 февраля. - С. 4

19. Полное собрание законов Российской империи. Положение об общественном управлении городов. Том II. - Санкт-Петербург: Гос. типография, 1915. -153 с.

20. Попов, П. А. Городское самоуправление Воронежа (1870-1918 гг.): автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / П. А. Попов. - Воронеж, 2005. - 23 с.

21. Щербинин П. П. Тамбовское земство и оказание помощи больным и раненым воинам (1914-1917 гг.) / П. П. Щербинин // Вестник ТГУ. - 2013. - Выпуск 11 (127). - С.1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.