Научная статья на тему 'Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945)'

Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ РУСЕЦКИЙ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шулдяков Владимир Александрович

Статья посвящена исследованию биографии главного священника второго Степного корпуса Сибирской армии протоиерея Алексея Русецкого. На основании широкого круга архивных источников воспроизводятся главные вехи жизненного пути этого выдающегося войскового священника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945)»

УДК 322

-х-—

4ЖУ

-в-^ц-е>

ГЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК ВОСТОЧНОГО ФРОНТА ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ РУСЕЦКИЙ (1871-1945)

Владимир Александрович Шулдяков, кандидат исторических наук, доцент кафедры технического обеспечения (и тактики) ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»

Аннотация. Статья посвящена исследованию биографии главного священника 2-го Степного корпуса Сибирской армии протоиерея Алексея Русецкого. На основании широкого круга архивных источников воспроизводятся главные вехи жизненного пути этого выдающегося войскового священника. Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, Гражданская война, протоиерей Алексей Ру-сецкий, военное духовенство.

THE LEADING PRIEST OF THE EASTERN FRONT, PROTOPRIEST ALEXEY RUSETSKY (1871-1945)

Shuldyakov Vladimir Alexandrovich, PhD in history, associate professor of the Chair of technical assistance (and tactics) of the Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance named after General A.V. Khrulev"

Abstract. The article is devoted to studying the biography of the main priest of the second Steppe Corps of the Siberian army, protopriest Alexey Rusetsky. Based on a wide range of archive sources the main milestones of the life of this outstanding military priest are recreated.

Key words: the history of the Russian Orthodox Church, the Civil war, protopriest Alexey Rusetsky, military clergy.

№ 2, 2017 (3)

Ц

■ аши представления о действительной роли Русской Православной Церкви 1 в Гражданской войне не могут быть полными без выяснения значения воен-_11_ного духовенства Белых армий. Но в этой теме, лежащей на стыке церковной и военной истории, слишком много белых пятен. Нет даже биографий наиболее выдающихся войсковых священников, не говоря уже об объективной оценке их вклада в вооруженную борьбу за Святую Русь. Тема остается на периферии внимания или даже вне поля зрения военных историков. Так, в фундаментальных исследованиях по истории белой Сибирской армии и входившего в ее состав 2-го Степного корпуса имя главного священника этих двух воинских соединений о. Алексея Русецкого вообще не упоминается [9; 10].

Революция и Гражданская война - это исторические периоды, когда время сжато, события спрессованы и в большой степени хаотичны, впечатления, образы, личности мелькают как в калейдоскопе. Очень часто действующие лица появляются на исторической сцене и уходят с нее стремительно, неожиданно, как бы ниоткуда и в никуда. Историк, берущийся за характеристику этих «героев-комет» Великой Смуты, неизбежно сталкивается с серьезными трудностями, ведь надо проследить судьбу

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Шулдяков Владимир Александрович «Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945)»

человека не только во время Революции и Гражданской войны, но также до и после этого ужасного социального разлома. А судьба перебрасывала людей по стране и миру порой самым причудливым образом. Поэтому нередко найти скупые биографические данные - уже большая удача.

В отношении восстановления биографии A.A. Русецкого нам, наконец, крупно повезло. Недавние изыскания западно-белорусских исследователей из Полесского госуниверситета (г. Пинск) супругов Александра Ильина (кандидат физико-математических наук, доцент, известный пинский историк и краевед) и Елены Игнатюк (кандидат филологических наук, поэтесса), соавторов «Очерков истории культуры Пинщины» [6], проливают свет на деятельность о. Алексея в начале 1910-х и в 1920-е - 1930-е годы. Супругам-краеведам удалось найти ценную автобиографию священника 1923 года и ряд других документов. Теперь основные вехи жизненного пути выдающегося военного священника Белой Сибири можно считать реконструированными.

1. Начало пути

Алексей Антонович Русецкий родился 17 марта 1871 г. (здесь и далее даты по старому стилю) в д. Мокраны, Киевичской волости16, Слуцкого уезда, Минской губернии, в семье псаломщика (с 1883 г. - дьякона), уроженца Бобруйского уезда, выпускника Пинского духовного училища. Его мать Анна, в девичестве Степар, была дочерью православного священнослужителя [4, л. 101 об.; 5].

В отношении деда нашего героя Казимира Русецкого нужны дополнительные изыскания. Согласно вышеупомянутой автобиографии, дед о. Алексея был поля-

16Недалеко от г. Клецка и посада Лунинец, ставшего в 1919 г. центром Лунинецкого повета Полесского воеводства Второй Речи Посполитой.

Рис. 1. Протоиерей Алексей Русецкий

ШШШ

омской православной духовной семинарии

ком-католиком родом из г. Вильно, а по профессии - художником, картина работы которого, представлявшая Христа на кресте, на 1923 г. украшала Виленский кафедральный католический собор. Но, по данным А.Л. Ильина и Е.А. Игнатюк, этот собор расписывал польский художник из дворян Канут Русецкий (1800-1860), вообще они глубоко сомневаются, чтобы художник-католик отправил своего сына учиться в православное духовное училище. По мнению исследователей, ради получения для себя и своей семьи польского гражданства белоэмигрант Алексей Русецкий в своей автобиографии 1923 г., с одной стороны, сознательно некоторые факты от польских чиновников скрыл, с другой - постарался подчеркнуть свою связь с Польшей и поляками, для чего годились и «семейные легенды» [5].

Остается открытым и вопрос о братьях о. Алексея. Сам он в автобиографии упомянул только одного родного брата Федора Русецкого, бывшего в 1923 г. православным настоятелем в с. Ставок под Пинском [5]. Между тем обращает на себя внимание кандидат богословия Григорий Антонович Русецкий (1875-1945), выпускник Минской духовной семинарии (!) и Санкт-Петербургской духовной академии (1900 года), погребенный в 1945 г. на Волковском кладбище Ленинграда [1]. Нельзя исключать и родства с отставным полковником Русской Императорской Армии Борисом Антоновичем Русецким, умершим в блокадном Ленинграде (на 1941 г. проживал на проспекте Чернышевского, бывший Воскресенский, д. 17). Он был выпускником 2-го кадетского корпуса (СПб., 1889) и 3-го военного Александровского училища (М., 1891), кадровым офицером лейб-гвардии Финляндского пехотного полка, кавалером шести орденов, в том числе трех боевых, фронтовиком, уволенным с военной службы за болезнью во время Первой мировой войны [7]. В автобиографии, предназначенной для польских чиновников, о. Алексей мог специально упомянуть лишь брата, жившего в Польше, а о других, осевших во «второй столице» Советской России, - «забыть».

Алексей Русецкий получил образование в Слуцком пятиклассном духовном училище и Минской духовной семинарии [5]. Причем учился далеко не блестяще: семинарию окончил лишь по 2-му разряду [4, л. 101 об.].

После окончания семинарии в течение четырех месяцев он был псаломщиком в с. Бучатино, Вызнянской волости, Слуцкого уезда, Минской губернии [5]. Звание псаломщика получил 6 июля 1895 г. [4, л. 101 об.].

А.А. Русецкий был рукоположен в священники в 1897 году: по одним данным, 22 июля [4, л. 101 об.], по другим - 25 июля, и назначен в приход с. Старчицы той же Вызнянской волости Слуцкого уезда. В том же 1897 году он женился на дочери православного священнослужителя Анне Когачевской. Бракосочетание прошло в с. Ду-бенец, Столинской волости, Пинского уезда, Минской губернии. В этом браке было (на 1917-й и 1923 г.) три дочери: по старшинству - Ксения, Лидия, Галина. Годы их рождения надо уточнять, т.к. в источниках разночтение. Если в автобиографии 1923 года о. Алексей обозначает возраст дочерей так: 20, 19 и 18 лет [5], будто они - погодки, то в официальном списке по старшинству 1917 года мы видим совершенно иную разницу: 17, 14 и 10 лет [4, л. 101 об.].

Прожив в Старчицах около пяти лет, Алексей Русецкий был затем переведен в волостное село Еремичи, Новогрудского уезда, Минской губернии, где он и служил до своей мобилизации в армию во время Великой войны [5].

№ 2, 2017 (3)

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Шулдяков Владимир Александрович «Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945)»

Несмотря на относительно небольшое народонаселение, на 1897 год - 122 двора, Еремичи для окружающей сельской местности были важным административным, религиозным, образовательным, культурным и торговым центром. Помимо волостного правления, там располагались три учреждения религиозного культа: православный храм Вознесения (каменная церковь постройки 1867 г.), молитвенный дом и синагога. Из учреждений образования были народное училище, церковно-приход-ская школа и еврейская молитвенная школа. Кроме того, по данным на 1897 г. в селе действовали шесть магазинов и корчма [2].

Священство в Еремичах стало важным этапом в жизни Русецкого. Там о. Алексей заведовал женской церковно-приходской школой, но главным его делом стало активное участие в работах «Минского Православного Народного Братства во имя Животворного Креста Господня» [5].

2. Народное братство

В начале Первой Русской революции Государь Император сделал шаг навстречу иноверцам, подписав 17 апреля 1905 г. указ «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому подданные могли свободно избирать для себя вероисповедание, преподавать Закон Божий на национальных языках, отпадение от Православия более не преследовалось. В Белоруссии польско-католическая общественность восприняла Высочайший указ как бессилие русской центральной власти. Ксендзы и шляхта начали устраивать польские религиозно-патриотические манифестации-процессии, открывали - как правило, тайно - польские школы, раздавали листовки и брошюры с призывами переходить в католичество, распространяли слухи о якобы законном восстановлении церковной унии. Все это преподносилось польско-ксендзовской пропагандой как торжество над Православием. Некоторые помещики-поляки в своем давлении на крестьян доходили до того, что стали сдавать землю в аренду только тем, кто согласится перейти в католичество. Следствием «религиозного совращения» стало массовое отпадение от РПЦ.

Польскому движению, его католической и антирусской пропаганде надо было что-то противопоставить. Старые формы, типа «Минского епархиального Свято-Николаевского Братства», в силу малочисленности, ограниченности задач и пассивности в практической деятельности не годились. Нужно было что-то молодое, энергичное, широкое, чувствующее свою правоту. Для резкого оживления церковно-обще-ственной жизни в феврале 1907 г. и было открыто «Минское Православное Народное Братство во имя Животворящего Креста Господня». Народным оно было названо потому, что состояло не только из представителей клира, но и большого числа мирян. Братство сразу же получило признание русско-православного общества. Достаточно сказать, что его пожизненным членом согласился стать святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Братство» занялось религиозно-нравственной пропагандой, устраивая внебо-гослужебные публичные беседы в храмах, выпуская газету «Братский листок» и воззвания к православным. В центре внимания его была и школа, ведь образование, прежде всего, начальное - во многом закладывает фундамент мировоззрения человека. В этом вопросе «Братство» пыталось оказывать давление на власть: ходатайствовало об увеличении содержания церковно-приходских школ, обращалось через

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

министра внутренних дел к Государю Императору с просьбой не передавать церков-но-приходские школы от РПЦ в ведение Министерства народного просвещения, выступало за сохранение в Белоруссии русских школ грамотности. Большое значение придавалось созданию отделов «Братства» на местах, а также общей координации усилий посредством проведения съездов представителей западнорусских православных братств. Во главу угла практической деятельности была поставлена конкретная помощь православным людям, попавшим в сложные жизненные ситуации: «Братство» помогало с трудоустройством (через собственное «Справочное бюро»), в погребении умерших бедняков, оказывало матпомощь сильно нуждающимся. Совершенно новым для РПЦ направлением деятельности стала активная экономическая помощь крестьянам: чтобы помочь им вырваться из кабалы ростовщиков-евреев, провинциальные отделы «Братства» начали открывать ссудно-сберегательные кассы и потребительские лавки [8].

Отец Алексей Русецкий организовал в с. Еремичи отдел «Братства» и развернул бурную деятельность. В своем выступлении 8 февраля 1911 г. на съезде «Братства» в Минске он отчитывался: «В отделе насчитывается свыше 150 братчиков, хотя возник он недавно. В течение прошлого года было устроено 75 религиозно-нравственных братских бесед, на которых перебывало 30 тысяч слушателей, считая в среднем 400 человек на каждой беседе. В веру православную обращено два католика, два раскольника и два еврея. Предотвращено одно отпадение. Отдел построил школу, на которую собрали 6000 рублей. Собрано 1036 рублей на новую церковно-приходскую школу. Открыли свою потребительскую лавку, в число пайщиков записалось уже 50 человек на сумму 643 рубля».

В 1911 г. А.А. Русецкий создал в Еремичах общество потребителей «Братство», поставлявшее местным жителям товары дешевле, чем евреи. 21 сентября 1911 г. на следующем съезде «Минского Православного Народного Братства во имя Животворящего Креста Господня» он выступил с программным докладом «О необходимости работ отделам Братства на почве экономической и возможности на ней объединить народные массы». Главная идея - объединить народ посредством объединения усилий «Братства» и системы потребкооперации. По его докладу съезд постановил просить Минское потребительское общество оказывать всяческое содействие братским потребительским обществам.

Наконец, 4 декабря 1912 г. Еремичский отдел «Братства» создал собственное «Общество трезвости», выступившее с ходатайством о закрытии в селе казенной винной лавки. Членские взносы установили такие: с интеллигента - 1 рубль, с крестьянина - 20 копеек. Расходовались взносы на выписку брошюр, газет и журналов религиозно-нравственного содержания [5].

Открытым остается вопрос о причастности о. Алексея Русецкого к политической деятельности. Известно, что он писал статьи в «Минское Слово», газету монархического, русско-националистического направления [5]. Бывший редактор «Минского слова» Д.В. Скрынченко вспоминал, что с открытием этой газеты началась «новая эпоха в общественной жизни Белоруссии, дотоле небывалая по своей национально-русской энергии; никогда еще тут не била таким ключом русская национальная мысль» [3].

Не чурались политики и некоторые из руководителей «Минского Православного Народного Братства во имя Животворящего Креста Господня». Так, председатель-

№ 2, 2017 (3)

■^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Шулдяков Владимир Александрович «Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945)»

ствовавший на съездах «Братства» протоиерей о. Димитрий Павский одновременно являлся и секретарем Минского отдела «Всероссийского Национального Союза». Эта известная национал-монархическая организация умеренного толка выступала за «господство русской народности, укрепление сознания русского народного единства, устройство бытовой самопомощи и развитие русской культуры, укрепление русской государственности». В отличие от более правых радикалов, «Национальный Союз» исповедовал неагрессивный национализм, а «национализм честного разграничения» (без воинствующего антисемитизма) ради единственной цели - «величия России» [8].

Нельзя не согласиться с А.Л. Ильиным и Е.А. Игнатюк в том, что за время служения в Еремичах о. Алексей проявил свои необыкновенные организаторские и ораторские способности, сумел заслужить «огромнейший авторитет среди крестьян» [5]. В самом деле, собирать на религиозно-нравственные беседы в не самом большом селе по 400 человек, в то время как в губернском городе Минске в больших храмах руководители «Братства» привлекали до 500 - 800 слушателей [8], - это о чем-то говорит... Но дело, очевидно, не только в личных качествах и авторитете священника среди прихожан. Ведь все эти народные братства, внебогослужебные беседы в храмах, православная потребкооперация, общества трезвости и т.п. - это, по сути, попытка Церкви стать ближе к простому народу, к его насущным нуждам, оживить в условиях кризиса Православной монархии приходскую жизнь и дать тем самым русской государственности широкую народную поддержку. И, судя по количеству депутатов-священнослужителей правого политического толка, избранных от западных губерний Российской империи в III и IV Государственные думы, новый курс РПЦ принес заметные плоды. В этом плане о. Алексея Русецкого можно рассматривать как одного из наиболее талантливых и успешных низовых деятелей новой волны священнослужителей, активно включившихся в смутные годы Первой русской революции в борьбу за Святую Праведную Русь.

Когда началась Первая мировая война, в с. Еремичи 23 июля 1914 г. состоялась патриотическая манифестация крестьян волости. А.А. Русецкий вскоре был мобилизован в армию и уехал к месту назначения. Семья же его: жена Анна и три дочери, -всю войну оставалась в Еремичах, лишь некоторое время прожила в местечке Сто-лин, Пинского уезда, Минской губернии, у «швагра» (в данном случае, видимо, двоюродного брата жены) - православного священника Льва Роздяловского [5].

Отец Алексей был назначен полковым священником в прибывший на фронт из Западной Сибири 8-й Сибирский казачий полк. Это назначение в конечном итоге связало его с Сибирью и предопределило его участие в Гражданской войне на востоке России на стороне белых. В Сибири А.А. Русецкий использует свой довоенный практический опыт и дослужится до высокой должности Главного священника Восточного фронта.

(продолжение следует)

Библиографический список:

1. Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии // URL// http://www. petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 24.09.2017).

2. Википедия// URL// https://ru.wikipedia.org/wiki/Еремичи_(Гродненская_об-ласть) (дата обращения: 24.09.2017).

3. Википедия// URL// https://ru.wikipedia.org/wiki/Минское_слово (дата обращения: 24.09.2017).

4. Государственный Исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 54. Оп. 3.

Д. 4.

5. Ильин А.Л., Игнатюк Е.А. Алексей Русецкий. История жизни. Ч. 1 // URL// http:// www.istpravda.ru/research/12949/ (дата обращения: 24.09.2017).

6. Ильин А.Л., Игнатюк Е.А. Очерки истории культуры Пинщины (IX - нач. XX в.). -Пинск: ПолесГУ, 2013. - 220 с.

7. Русская армия в Великой войне: Картотека проекта: Русецкий Борис Антонович // URL// http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=5574 (дата обращения: 24.09.2017).

8. Священномученик протоиерей Димитрий Павский (1874 - 1937) // Императорское Православное Палестинское общество // URL// http://www.ippo.ru/historyippo/ article/svyaschennomuchenik-protoierey-dimitriy-pavskiy-18-202583 (дата обращения: 24.09.2017).

9. Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году. - Новосибирск, 2010. - 610 с.

10. Симонов Д. Г. История II Степного корпуса белой Сибирской армии (1918 год). -Новосибирск, 2001. - 172 с.

№ 2, 2017 (3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.