Научная статья на тему 'Главные ценностные цели как ориентиры-приоритеты стратегий социально-экономической трансформации российского государства и его регионов'

Главные ценностные цели как ориентиры-приоритеты стратегий социально-экономической трансформации российского государства и его регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные цели / социальное государство / адекватное мировоззрение / глобализация / гегемония глобального капитала / деиндустриализация / декультуризация / социально-экономическая трансформация / современное понимание культуры / система средств воздействия на общество / рыночная экономика / этическая экономика / стратегические ресурсы российского общества / главный цивилизационный ресурс / человеческий капитал / конструктивная регионализация / законы информации / природы и общества. / value aims / social state / adequate world view / globalization / hegemony of global capital / deindustrialization / deculturization / social-economic transformation / modern understanding of culture / system of tools for social impact / market economy / ethic economy / strategic resources of Russian society / main civilization resource / human capital / constructive regionalization / laws of information / nature and society
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главные ценностные цели как ориентиры-приоритеты стратегий социально-экономической трансформации российского государства и его регионов»

Ложко В.В.\

Черкасов П. С.2

ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ЦЕЛИ КАК ОРИЕНТИРЫ-ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА И ЕГО РЕГИОНОВ

Ключевые слова: ценностные цели, социальное государство, адекватное мировоззрение, глобализация, гегемония глобального капитала, деиндустриализация, декультуризация, социально-экономическая трансформация, современное понимание культуры, система средств воздействия на общество, рыночная экономика, этическая экономика, стратегические ресурсы российского общества, главный цивилизационный ресурс, человеческий капитал, конструктивная регионализация; законы информации, природы и общества.

Keywords: value aims, social state, adequate world view, globalization, hegemony of global capital, deindustrialization, deculturization, social-economic transformation, modern understanding of culture, system of tools for social impact, market economy, ethic economy, strategic resources of Russian society, main civilization resource, human capital, constructive regionalization; laws of information, nature and society.

Глубинный смысл необходимых преобразований в российском обществе и его хозяйстве заключен не только в трансформации аморфной либерально запрограммированной и управляемой российской экономики, что не позволяет ей развиваться, а в первоочередных преобразованиях в самих субъектах Российской Федерации, что требует их движения к относительной самодостаточности на основе формирования собственных ключевых ресурсов. В любой концепции, доктрине, стратегии, политике давно стало правилом разрабатывать системообразующие ценности, которые дают основу производным от них общественно значимым ценностным целям, ради которых и осуществляется управление как система достижения целей.

Осознание смысла новой политической реальности высшим руководством страны прозвучало 01.12.2016 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

Важнейшие ценности отражены в Конституции РФ: ст. 2 констатирует: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»; ст. 7 констатирует: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако концепции, доктрины (идеологии), стратегической модели и системной официально установленной политики государства, направленной на достижение этих принятых основным законом ценностей до настоящего времени не существует.

Исходя не только из Конституции РФ, но и сущностного смысла бытия человека и общества следует признать, что высшей ценностью является жизнь человека. Однако жизнь человека как процесс существования, функционирования и развития, происходит в холистически детерминированном на Земле комплексе, объединяющем мышление, природу и общество. Уже наши древние предки знали, что нормативными регуляторами жизни являются законы мышления, природы и общества. Сейчас становится вполне понятно, что эти законы наднациональны, надконфессио-нальны, надпартийны, надгосударственны и работают на уровне мировоззрения (холистически ими детерминированного или деформированного, т. е неадекватного), которое на их основе, по сути, управляет всеми без исключения процессами жизни человека и общества. Поэтому начинать нужно с адекватного мировоззрения как ключевой ценности, от которой зависит вся жизнедеятельность человека.

Ключевая мегатенденция современного мирового развития

Новая геополитическая реальность (НГП) проявилась в виде процессов глобализации, наступивших в прошлом столетии, которые очевидно имеют как конструктивную, так и деструктивную стороны и системно, независимо от нашего желания, внешне и внутренне воздействует на каждого человека, нашу страну, государство, общество и его хозяйство. Эта НГП становится фундаментальной причиной, требующей трансформационных изменений, людей и общества в целом, необходимых для развития российского государства, его регионов и обеспечения национальной безопасности России на основе новой системы ценностей адекватной этой реальности.

1 Ложко Валерий Васильевич - к.м.н., магистр менеджмента, научный руководитель Санкт-Петербургского института

управления развитием человеческих ресурсов. E-mail: Vlozhko@mail.ru

2

Черкасов Павел Сергеевич - к.э.н., вице-президент ОАО «ИНГРАД» (Москва).

Известно, что конструктивная глобализация (КГ) формировалась как интеграция мирового сообщества с целью решения глобальных и локальных социо-эколого-экономических проблем, а точнее информационно-природно-общественных проблем и обеспечения необходимых процессов в этих областях в соответствии с их концептуальными аксиоматическими законами информации природы и общества (наднациональными, надконфессиональными и надпартийными). Точнее потому, что искусственно деформированная мировоззренческая парадигма возвысила существующую неадекватную ультралиберальную экономику и происходящий от нее социальный порядок в виде так называемой «демократии» над законами информации, природы и общества.

Вместе с тем деструктивная глобализация (ДГ) формировалась значительно раньше и в настоящее время действует в виде интеллектуальной, экономической и силовой активной экспансии западной (американской) системы ценностей как механизма изменения сознания руководства национальных государств, его управленческих решений, и состояния их населения с целью их подчинения и управления в интересах дальнейшего развития сформировавшейся гегемонии корпоративного глобального капитала, главной целью которого является постоянное наращивание власти, собственности и денег. ДГ обеспечивается применением системы средств воздействия на общество (ССВО) в виде шести объединенных средств. Внутри одной цивилизационной социальной системы - это средства управления данным обществом. Средства воздействия, применяемые одной цивилизационной системой в виде сущностной идеологии по отношению к другой, при несовпадении концепций управления превращаются в комплекс объединенного оружия воздействия. В состав ССВО входят: 1. Информация мировоззренческого характера. 2. Информация летописного, хронологического характера всех отраслей культуры и знания. 3. Информация фактоописательного характера. 4. Информация экономического содержания. 5. Средства геноцида настоящих и будущих поколений. 6. Военное оружие.

Комплекс внешних и внутренних средств воздействия сегодня направлен на Россию с целью подавления и управления в интересах гегемонии корпоративного глобального капитала1. Центром глобального капитала сегодня являются США, которые провозгласили себя мировым лидером и официально определили ИГИЛ и Россию в качестве своих собственных главных угроз, против которых они и готовы применять все средства идеологической, экономической и военной борьбы. Это нашло конкретное отражение в «Стратегии национальной безопасности США». Очевидной стала необходимость противодействия такой системе экспансии, что отразилось в «Стратегии национальной безопасности РФ». Обе стратегии были узаконены в 2015 году.

Процессы КГ и ДГ с помощью системы внешних и внутренних средств воздействия постоянно влияют на наше общество, а также будут и дальше влиять на состояние российских регионов. В первую очередь это относится к регионам СЗФО, которые выполняют соответствующую роль в форматах международного социально-экономического взаимодействия с европейскими государствами, а также к регионам ЮФО и ДВФО во взаимодействиях с азиатскими государствами. Это состояние и роль зависят, прежде всего, от того, какими ценностями будут определяться внутри- и межрегиональные процессы в ближайшем будущем.

Деструктивная глобализация запустила в РФ процессы, деформирующие общество, государство и экономику, которые привели к «декультуризации» и «деиндустриализации» страны.

В исследованиях Института нового индустриального развития под руководством С. Д. Бодрунова2 было показано, что либеральные экономические реформы по западному типу сделали экономику российских регионов и страны в целом уязвимой для рыночной конъюнктуры и сформировали процессы, которые привели к глубокой «деиндустриализации» всех российских регионов, в составе которой: дезорганизация процессов производства, деградация применяемых технологий, деквалификация труда в производстве, декомплицирование (упрощение) продукта производства и другие «де».

Однако до настоящего времени никто не обращал серьезного внимания на процессы, детерминирующие «деиндустриализацию» и представляющие по сути «декультуризацию» российского общества под влиянием системы внешних средств воздействия.

В свете процессов глобализации требуется адекватное, современное, системное, стратегическое ресурсное понимание, восстановление (реставрация) и развитие культуры - как единой совокупности духовных, материальных, социальных ценностей, созданных человеческим (в том числе российским) обществом, совокупности достижений общества в духовной, производственной и общественной жизни, определяющих ее качество.

Такое понимание культуры позволит найти смысл процессов «декультуризации», происходящих в российских регионах, как деформации системы духовных, материальных и социальных ценностей и достижений общества во всех сферах его деятельности. В этом случае становится понятным влияние внешней системы средств воздействия на общество с целью деформации культуры и последующее влияние деформированной культуры как системы ценностей на экономику, политику, управление в государстве и его регионах. Становится понятным, что в силу деструктивного внешнего воздействия пока еще нет экономики, обеспечивающей достойную жизнь населения, внятной политики во всех отраслях общественного хозяйства и областях социально-экономического развития, нравственного государственного и регионального управления. Главный смысл прост - в российское общество имплантируется системная деформация национальной культуры как системы ценностей и в качестве главной навязывается ложная ценность в виде «либеральной рыночной экономики», которая на деле уже показала свою разрушительную сущность в российских условиях.

1 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. В 2-х тт. Т. 2. Теория: Глобальная гегемония капитала и ее пределы («Капитал» re-loaded). Изд. 3-е, испр. и сущ. доп. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 912 с.

2 Бодрунов С. Д. Какая индустриализация нужна России? // Город 812. Спец. вып. 2105. - 20 марта. - С. 7-8.

Модернизация - это процесс изменения предметов, объектов, процессов в соответствии с требованиями современности, с современным научным и философским мышлением. Но каким? По смыслу России навязана либеральная модернизация, соответствующая улучшающим инновациям, которые не вносят глубоких сущностных изменений в объекты или процессы. Поэтому навязываемая обществу, государству и экономике такая модернизация также является ложным процессом, направляющим Россию по пути навсегда отстающей и догоняющей страны.

Российскому обществу и всей социально-экономической системе необходима не модернизация, а трансформация, которая предусматривает преобразование, превращение, изменение вида, формы, свойств объектов и процессов, которые формируют в них новые качества. Трансформация возможна только на основе базисных инноваций, содержание которых составляют крупные изобретения или открытия, конструктивно изменяющие существо процессов жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека и общества.

В связи с нарастающими процессами деструктивной глобализации, которые привели к запрограммированному системному кризису в России и других странах, ключевая, ведущая роль человека и качества его человеческого капитала (ЧК), как главного цивилизационного ресурса, в справедливом нравственном государственном управлении и управлении процессами функционирования и развития общественного хозяйства российских регионов многократно возрастает и становится безальтернативной. Поэтому трансформирующая системная базисная инновация, преобразующая общество, государство, его экономику, систему управления и социальную инфраструктуру в современной России требует разработки, формирования и наращивания стратегических преимуществ в сфере человеческого капитала, а не финансового и физического. А это уже новая система ценностей.

В действующей современной, сферной структуре общества, по нашему мнению, каждая из сфер осуществляет производство своего продукта: гуманитарно-социальная - людей (человеческий капитал); информационно-духовная -информацию, знания, мировоззрение, идеологии (интеллектуальный капитал); организационно-политическая - государственные, коммерческие и общественные организации, партии (административный и политический капитал); товарно-сервисная - средства производства (физический капитал), предметы потребления, услуги.

Новое ценностное понимание роли способностей человека и общества заключается в осознании их первичности по отношению к потребностям, так как по существу только реализация способностей позволяет осуществлять удовлетворение потребностей. Потребности являются вспомогательной подсистемой, обеспечивающей основную, первичную систему способностей. Однако в современной экономической теории смысл потребностей представлен как основной мотив всей экономической деятельности, что искажает весь ценностный смысл системы воспроизводства, ориентирует экономику на потребительство и системно ее деформирует.

Исходя из нового ценностного понимания роли способностей, можно считать, что в современных условиях ЧК должен включать в себя такие базисные способности как: жизнеспособность, способность к конструктивному созидательному мышлению, способность к адаптации, работоспособность, способность к обучению1. Однако, по нашему мнению, полноценная жизнь человека в системе информации, природы и общества требует формирования (на основании базисных способностей) высших интегральных способностей ЧК : способности к формированию и жизнеприменению собственной системы ценностей, основанной на знании законов существования, функционирования и развития информации, природы и общества (СФР - ИПО); способности к формированию и применению нравственного мировоззрения (не наносящего ущерба СФР - ИПО); способности к формированию и реализации конструктивных человеческих коммуникаций; способности к холистически детерминированному, биосферно допустимому взаимодействию с природной средой; способности к генерации и реализации новшеств в процессе СФР -ИПО; способности к созидательному управлению качеством жизни (КЖ), персональным КЖ и КЖ общества.

Противодействие внешним и внутренним угрозам, обусловленным ДГ и ССВО, требует понимания и правильного использования стратегических ресурсов российского общества.

Три группы стратегических системообразующих ресурсов общества

Конкурентоспособность любого государства, в соответствии с современной концепцией признаваемых и реально существующих ресурсов3, определяется тремя группами ресурсов. (Считаем целесообразным особо отметить, что в соответствии с законом онтологической иерархии структуры любой системы, эти ресурсы существуют, функционируют и развиваются в конкретной иерархической детерминированной зависимости-последовательности).

Первая группа ресурсов - ресурсы духовно-культурного уклада (цивилизационная матрица): культурно-ценностные ресурсы, моральные ресурсы, информационные ресурсы накопленных знаний.

Вторая группа ресурсов - главные цивилизационные ресурсы: человеческий капитал, научные ресурсы, технологические ресурсы.

Третья группа ресурсов - ресурсы так называемого «экономического образа мышления»: административные ресурсы, финансовые ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы.

1 Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра пси-

хол. наук, проф. А.И. Юрьева. - СПб.: Logos, 2006.

2

Ложко В.В. Человеческий капитал - главный ресурс консолидации российского общества как стратегического субъекта российского развития // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2016. - Ч. 3. - С. 62-67.

3 Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра пси-хол. наук, проф. А.И. Юрьева. - СПб.: Logos, 2006.

Качество ресурсов третьей группы, в соответствии указанным законом напрямую зависит от качества ресурсов второй группы, а тех от первой. Следует понимать, что цивилизационная матрица представляет собой совокупность генетических кодов этноса, определяемых ими архетипов национального сознания, которые задают содержание и направление цивилизационных алгоритмов1. Таким образом, ЧК, содержащий в себе конструктивную цивилизационную матрицу, является главным стратегическим цивилизационным ресурсом. В связи с этим напомним, что К. Маркс в своих размышлениях «о природе и сущности человека», отмечал, что главным базисом всей человеческой деятельности и всех человеческих отношений является сам человек .

Философская категория «качество» необходима при исследовании качества ЧК и обеспечивающей его системы -качества жизни. Оно представляет собой внешнюю и внутреннюю определенность, систему характерных черт предметов, процессов, теряя которую, они перестают быть тем, что они есть. На сущностном уровне предмета или процесса качество выявляет его структуру, основной закон связи элементов его системы. Так, например, применительно к системе капитализма, был выявлен его основной экономический закон получения прибавочной стоимости посредством эксплуатации наемного труда. При этом большее качество человеческого капитала при определенных условиях может дать большую прибавочную стоимость.

Исходя из смысловой структуры сущности жизни, в своем исследовании3 мы представили определение «качество жизни» (КЖ), которое с учетом нового понимания необходимо изложить следующим образом: качество жизни населения как главная цель и результат управления социально-экономическим развитием представляет собой систему объективных условий существования, функционирования (деятельности) и развития (С + Ф +Р) человека и общества, оцениваемую по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и высшей системе ценностей (жизни, соответствующей ЗИПО). Учитывая смысловую структуру сущности жизни (С + Ф + Р), следует предложить новое понятие, в виде полной функции управления (ПФУ), в том числе полного управления качеством жизни. В этом случае она будет представлять ПФУ=УС+УФ+УР, а не просто УФ, как принято в действующей экономике.

Необходимо отметить, что в философском понимании ценность - это не любая значимость явления, а его конструктивная, положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы4. Учитывая такое понимание ценности, мы приходим к тому, что жизнь человека (как процесс С + Ф + Р) и управляющие ею законы (ЗИПО), объединенные с нравственным императивом (не нанесением ущерба ИПО), представляют собой по существу высшую систему ценностей (ВСЦ). Такое понимание требует нового осмысления не только экономики и социального развития, но и их стратегических целей - качества жизни и качества человеческого капитала.

Закон (императив) нравственности5 предусматривает: предотвращение (не нанесение) человеком ущерба себе, ближайшему окружению, обществу и среде обитания (ни мыслью, ни словом, ни делом); гармонию духовных и материальных устремлений и действий; баланс прав и обязанностей. Таким образом, господствующая в обществе нравственность как важнейшая ценность и соответствующее ей нравственное мировоззрение определяют общественное благосостояние, движение к разорению или достатку любой страны или даже цивилизации. Нравственность является главным связующим элементом ключевых способностей человека, она представляет собой общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества независимо от их социального, национального, конфессионального и других статусов. Общество, не осмыслившее нравственную обусловленность деятельности в экономической и любой другой области, очевидно, не имеет будущего.

С методологических позиций для анализа качеств ЧК важна категория детерминизма (Д), которая отражает зависимость вещей, событий, процессов, состояний от тех факторов, которыми они определены в своем существовании и изменении, которые ответственны за характеризующие их признаки. По нашему мнению, целесообразно предложить концепцию холистического детерминизма (ХД), которая предполагает единую взаимообусловленную систему бытия сфер информации, природы, общества (человека) как живого целого, управляемую всеобщими законами существования, функционирования и развития, а в каждой из сфер общими законами - законами информации, природы и общества. В такой системе КЖ и качество ЧК тесно взаимосвязаны.

Разделение общества по отношению к знаниям реализуется в двух ключевых видах человеческой деятельности (труда) - управленческой (властной) и исполнительской. Этот процесс исходит из ключевой аксиомы: тот, кто управляет другими, должен знать больше их. Пирамида управления обществом (власти) по закону иерархии имеет три основные структуры:

- высшее властное управление (властно-управленческий капитал (ВУК));

- административно управленческая элита (административно-управленческий капитал (АУК));

- все население (человеческий капитал гражданского общества страны).

Пирамида владения знаниями также иерархически определяет не только отношение к знаниям, но и уровень благополучия, положение в обществе, качество жизни:

1 Леонова О.Г. Россия и мир в XXI веке // Россия и мир в XXI веке. Материалы научного семинара. Вып. № 4. - М.: Научный эксперт, 2010. - С. 57.

2

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2 Изд. второе. - М.: Изд-во политической литературы, 1955-1974.

3 Ложко В.В. Стратегия обеспечения общественного здоровья в интересах повышения качества жизни населения // V Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. Материалы научного форума.16-20 июня 1999 г. - СПб., 1999. -С. 23-24.

4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007. - С. 410.

5 Чигирев В.А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. - СПб., 2006. - С. 4-72.

- полное знание для высшего властного управления (концептуальное, методологическое, фактологическое);

- ограниченное, неполное знание для административно-управленческой элиты (фактологическое);

- фрагментарное и искаженное знание для всего населения.

Так реализуется аксиоматический закон: в силу знания законов СФР-ИПО, их понимания и умения реализовать это знание человек работает на себя, а в силу отсутствия этого - на тех, кто знает, понимает и умеет больше.

Альтернативой деструктивной глобализации для РФ является конструктивная национальная регионализация. В условиях влияния на российскую экономику мощных процессов деструктивной части глобализации - агрессивного, подавляющего глобального капитализма, стратегически важно в России формировать свою основу основ экономики: адекватную собственную экономическую философию. Такая философия может и должна способствовать в противовес деструктивной глобализации формированию научных основ конструктивной социально-экономической регионализации.

Основным объединительным и консолидирующим базисом такой регионализации должно стать по нашему мнению новое ценностное содержание и активное формирование задекларированного в ст.7. Конституции РФ «социального государства» как системы социально адаптированных регионов, его составляющих. Новое смысловое содержание заключается в понимании, осознании необходимости и практической реализации трансформационного перехода от преобладающей пассивной государственной функции социального обеспечения населения, к преобладающей активной функции расширенного воспроизводства главного продукта основной сферы общества (социально-гуманитарной) - её ЧК и всех остальных обеспечивающих его сфер, при рациональном сохранении сегодняшней социальной функции государства. Таким образом, для реализации «социального государства» требуется трансформация социально-гуманитарной из непроизводительной, потребляющей сферы в производительную, создающую свой инновационный продукт - ЧК как главную составляющую национального богатства и новые возрастающие его качество и стоимость.

Важнейшей проблемой, связанной с качеством человеческого капитала и качеством жизни является не решенная ни теоретически, ни практически проблема нравственного баланса жизнедеятельности человека, реализующегося через категории справедливости и свободы. По существу в начале воспроизводственного цикла человека, общества и его хозяйства (производство - распределение - обмен - потребление), который представляет собой аксиоматический закон экономики, находятся способности человека, которые вначале реализуются в производстве, а затем на всех последующих этапах цикла. Потребности реализуются только в случае реализации способностей человека в этом цикле. Поэтому потребности, стоящие в конце цикла, могут быть удовлетворены только в результате реализации массовых способностей. Если нет производства и справедливого распределения, то не может быть и реального обмена и холи-стически детерминированного и демографически обусловленного потребления. Следует отметить, что этапы производства и распределения в воспроизводственном процессе детерминированы категорией «справедливость», а этапы обмена и потребления - категорией «свобода». При этом производство и распределение первичны, а обмен и потребление вторичны. В случае этического экономического процесса («этической экономики»), в сущности, должно работать соотношение категориальных процессов по формуле: «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» + «СВОБОДА» = 1. При этом по закону детерминизма, «свобода» детерминирована «справедливостью». В системе так называемой «рыночной экономики» действует специально заданное соотношение: «СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ «СВОБОДА»

Известно, что расчеты стоимости человеческого капитала в российской экономике не проводятся, что затрудняет и искажает оценку национального богатства России. Единственная известная работа по психологическому измерению человеческого капитала1, проведенная сотрудниками кафедры политической психологии СПбГУ в двух субъектах РФ показала, что характеристики качества человеческого капитала недостаточны для обеспечения нормальных этических экономических процессов, процессов нравственного управления в государстве и обществе, процессов адекватного социального развития в условиях глобализации.

Разработанные в наших исследованиях научные методологические подходы позволяют сформулировать комплекс главных ценностных целей как инновационную парадигму социально-экономического развития страны и ее регионов, которая предусматривает трансформацию находящегося в системном кризисе общества, его хозяйства и системы управления на основе фундаментальной базисной инновации, представляющей собой универсальный способ формирования конкурентоспособного развивающееся общества, его хозяйства и государства включающий в себя:

• опору на концепцию холистического детерминизма (ХД), которая предполагает единую взаимообусловленную систему бытия сфер информации, природы, общества как живого целого, управляемую всеобщими законами существования, функционирования и развития, а в каждой из сфер общими законами - законами информации, природы и общества;

• формирование и обеспечение жизни как процесса существования, функционирования и развития человека и общества, детерминированного законами информации, природы и общества как высшими нормативными регуляторами (наднациональными, надконфессиональными, надгосударственными, надидеологическими, надпартийными, надэ-кономическими), представляющими вместе с самой жизнью высшую систему ценностей;

• позиционирование информации в виде универсального языка мира, как живого целого, как фундаментальной матрицы бытия, искажение которой деформирует любые предметы, объекты, явления, процессы, что требует исключительно нравственного (не наносящего ущерба) отношения к ней в системе управления жизнью общества;

1 Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А., Юрьев А.И. Опыт психологического измерения человеческого капитала / Под науч. ред. проф. Юрьева А.И. - СПб., 2009.

• разработку и реализацию концепции и стратегии управления государством, обществом и его хозяйством, осуществляемых на основе ориентации на высшую систему ценностей (жизнь человека соответствующую законам информации, природы и общества), а также исходящих из осознания и учета системы средств воздействия на общество, осуществляемых в процессе действующей деструктивной глобализации как фундаментальной антисистемы;

• системное, осознанное формирование в государстве и обществе нравственного мировоззрения как ключевой интегральной способности и основы жизни человека, определяющей его включенность в существование, функционирование и развитие всех процессов единой взаимообусловленной, системы информации, природы и общества, холи-стически детерминированной ее универсальными законами;

• осознанное производство в сферной структуре общества, своего главного ценностно-целевого продукта для каждой сферы: в гуманитарно-социальной - людей (человеческого капитала); в информационно-духовной - информации, знаний, мировоззрения, идеологии (интеллектуального капитала); в организационно-политической - государственных, коммерческие и общественные организаций, партий (административного и политического капитала); в товарно-сервисной - средств производства (физического капитала), предметов потребления, услуг.

• разработку и реализацию национальной стратегии обеспечения устойчивого существования, эффективного функционирования и перспективного развития трех системообразующих групп ресурсов общества. (Первая группа ресурсов - ресурсы духовно-культурного уклада (цивилизационная матрица): культурно-ценностные ресурсы, моральные ресурсы, информационные ресурсы накопленных знаний; Вторая группа ресурсов - главные цивилизацион-ные ресурсы: человеческий капитал, научные ресурсы, технологические ресурсы. Третья группа ресурсов - ресурсы так называемого «экономического образа мышления»: административные ресурсы, финансовые ресурсы, сырьевые ресурсы);

• создание концепции, стратегии и, в результате, государственной системы формирования и расширенного воспроизводства необходимого количества человеческого капитала с новым растущим качеством (базисными и интегральными способностями) как главного цивилизационного ресурса духовно-культурного, социально-экономического, инновационного и технологического развития;

• формирование нравственного управления как одной из важнейших интегральных характеристик (способностей) человеческого капитала, обеспечивающей эффективность государственного управления;

• создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения как основной ценностной цели экономики и всего общественного хозяйства;

• обеспечение преобладания человеческого капитала в структуре национального богатства над природным и воспроизводимым (экономическим и технологическим) капиталом;

• создание инновационного потенциала социально-экономической системы за счет формирования и развития интеллектуальной составляющей человеческого капитала;

• создание этической экономики, детерминированной аксиоматическим законом: СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Производство + Распределение) + СВОБОДА (Обмен + Потребление) = 1 (создаваемая в этической экономической системе стоимость должна быть справедливой, а не свободной);

• обеспечение преобладания этической, созидательной экономики над разрушительной либерально-рыночной;

• создание стратегической системы сбережения и необходимого воспроизводства природного капитала;

• трансформационный переход на обеспечение развития всей системы хозяйства страны за счет преобладания вклада конкурентоспособного человеческого капитала над вкладом природного капитала (сырьевых ресурсов) и воспроизводимого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.