ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Кузьмина И. С.
ГЛАВНОЕ В ЭКИПИРОВКЕ ЖУРНАЛИСТА - СПОСОБНОСТЬ
КРЕАТИВНО МЫСЛИТЬ
«Самое главное в экипировке журналиста - это способность мыслить, анализировать, - сообщил журналист Андрей Сафонов на пресс-конференции с детьми из Студии журналистики в школе «7 ключей». - Если вы просмотрите информационные сайты, вы заметите такую удручающую вещь: все новости похожи одна на другую, такое ощущение, что пишут все про одно и то же. А происходит это потому, что все мы смотрим на событие под одним углом зрения. Но если у вас развит интеллект, развито чувство новизны, развита креативность, вы можете на то же самое событие посмотреть немного в другом ракурсе, чем ваши коллеги, и увидеть в этом событии то, чего другие коллеги, которые здесь же присутствуют, не видят. Этому умению журналист учится всю жизнь»1.
Конечно, очень важную роль в том, какие журналисты будут создавать средства массовой информации, играет медиаобразование. От того, какие навыки приобретет будущий журналист (студент или школьник) в процессе обучения, какие качества, навыки и способности разовьет и выработает он в себе, зависит качество материала, который он будет создавать.
Какие же качества, навыки, способности важны для профессионального журналиста? Назову и опишу те, которые, на мой взгляд, являются наиболее существенными.
1. Системность мышления. Для создания качественного журналистского текста человеку важно обладать способностью видеть происходящее событие сверху, быть над ситуацией; понимать данную ситуацию как часть целого, часть системы. Тексты в разных СМИ потому и не отличаются один от другого, что подаются журналистами только лишь как описание текущего события, случившегося сегодня. Совершенно иной подход к созданию текста будет, если журналист видит дальше и глубже, заглядывает в прошлое и может прогнозировать будущее. Другими словами, если журналист обладает развитым системным мышлением, тогда созданный им материал будет отличаться от массы однотипных новостей глубиной, осмысленностью, широтой охвата происходящих процессов.
2. Креативность, то есть способность творчески мыслить, генерировать идеи, нестандартно подходить к делу.
3. Исследовательские способности. Готовность погружаться в процесс, изучать его длительно и всесторонне, любознательность и любопытство.
4. Неравнодушное отношение к происходящему.
5. Развитое чувство эмпатии. Способность встать на позицию другого (будь это человек, животное или здание, которое вот-вот обрушится), посмотреть на ситуацию глазами этого другого, почувствовать то, что чувствует другой.
6. Умение работать с большим объемом информации. Способность анализировать и синтезировать информацию, и делать это быстро. Способность «фильтровать» поступающую к нему информацию, отделять значимое от несущественного. Умение увидеть за незначительным на первый взгляд фактом важную, необходимую информацию и углубиться в его исследование. Понимание того, где и каким способом можно получить необходимую информацию, достоверную и уникальную. Эта способность важна сегодня для людей, которые получают совершенно разные профессии; но для профессии журналиста это особенно актуально.
1 Пресс-конференция с Андреем Сафоновым в Студни журналистики в школе «7 ключей» г. Челябинска 20.01.2016 года.
Безусловно, эти не все составляющие профессии журналиста. Я постаралась описать наиболее значимые, ключевые. Практически все эти способности журналиста достигаются и оттачиваются не только в практике, но и развиваются при подготовке будущего профессионала. Огромную роль в этом может сыграть работа с методами и приемами, разработанными в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)2. Технологии ТРИЗ позволяют обеспечить качество образования в каждом профессиональном направлении, поскольку оперируют универсальными категориями и построены на законах устройства мира. Рассмотрим, как работают эти технологии при подготовке профессионалов в конкретной области человеческой деятельности - журналистике.
Первый аспект, на котором я хочу остановиться, - это развитие креативности будущих журналистов. Креативность - это способность «творить осознанно, используя конкретные средства в конкретных условиях, в конкретные сроки, для достижения конкретной цели... Это творчество, поставленное на поток. Креативность - это ... умение создать вдохновение в нужное время и в нужном месте»3. Л.И. Шрагина в книге «Логика воображения», анализируя исследования американских ученых, приводит критерии понятия креативность: «Умение увидеть проблему; умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. Гибкость как умение понять новую точку зрения; отказаться от усвоенной точки зрения. Оригинальность, способность отклониться от шаблона. Способность к перегруппировке идей и связей. Способность к абстрагированию или анализу. Способность к конкретизации и синтезу. Ощущение стройности организации идей»4.
Опираясь на это емкое определение, можно описать портрет креативного журналиста: он способен видеть общественную проблему и пути ее решения; может глубоко и полноценно проанализировать эту проблему и предложить пути ее решения в журналистском материале. В привычном, обычном деле способен видеть и находить новые грани, смотреть на событие под другим углом зрения; произведение, им созданное, будет отличаться новизной и глубиной. Высказывает принципиально новые идеи по поводу события, явления, процесса.
Есть несколько приемов развития креативности, которые были созданы до возникновения ТРИЗ или одновременно с ней и принадлежат разным ученым, используются в курсе изучения теории решения изобретательских задач, широко применяются на практике в различных компаниях для получения новых идей, создания новых решений. Это метод мозгового штурма (А. Осборн, США, начало XX века), синектика (У. Гордон, США, середина XX века), метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг, США, середина XX века), морфологический анализ (Ф. Цвикке, Швейцария, XX век) и другие. Все эти методы активизируют творческое воображение, являются достаточно простыми, хорошо помогают при решении несложных творческих задач. Кратко остановимся на методе мозгового штурма. Заключается он в следующем: «В непринужденной обстановке группа не стесняющихся друг друга людей наперебой высказывает идеи. Существует не только запрет на критику, запрещено и приводить доказательства, поэтому генерирование идей происходит в быстром темпе. В пиковые минуты «коллективного вдохновения» возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки, предположения. Именно эти стихийно прорывающиеся
2 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - отечественное достижение, автор теории - ученый и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он разработал инструменты для решения изобретательских задач. Позднее выяснилось, что законы, открытые в ТРИЗ, применимы не только в технике, и методы решения изобретательских задач можно преобразовать так, чтобы они подходили для решения проблем в любой области знаний. Сегодня технологии ТРИЗ широко применяют в разных областях человеческой деятельности - в психологии и педагогике, в журналистике, в бизнесе и других сферах.
3 Краснобород С. Можно ли быть «креативным» и не быть «творческим»? // http://www.trizland.ru/blogs/ вЬаку/ров^Ш/.
4 Шрагина Л. И. Логика воображения: учеб. пособие. С. 7.
идеи считаются наиболее ценной продукцией мозгового штурма»5. Журналист, который в процессе своего профессионального образования прошел через ряд подобных тренингов, наверняка будет готов выдвигать новые идеи при выборе тем для журналистских материалов, сам подход к профессиональной деятельности будет творческим.
Пример творческой задачи из области журналистики и public relations.
Журналисту государственного телеканала надо взять «положительное» интервью у представителя власти. Журналист высокий, а интервьюируемый ростом не вышел. Рядом с журналистом в кадре представитель власти будет явно в проигрышном положении, а это может повредить имиджу общественного деятеля. Как можно, если не «возвысить», то хотя бы «уравнять» двух участников интервью для зрительского восприятия?6
Хотя задача достаточно простая, метод мозгового штурма позволяет сгенерировать несколько интересных решений: 1) брать интервью сидя; 2) поиграть с углом съемки; 3) пусть представитель власти и журналист едут на велосипедах и общаются; 4) представителя власти посадить на коня, а журналист пусть идет рядом; 5) расположиться сидя на траве или скамейке; 6) отправить на интервью журналиста меньшего роста; 7) оба могут сидеть на разных ступеньках лестницы - журналист ниже, представитель власти выше... Решения, которые изначально могут показаться дикими и невероятными, в дальнейшем могут быть приняты как выигрышные.
Вышеназванные методы развития креативности являются как бы «дотризовскими» методами и хорошо подходят для решения несложных задач. Но профессионалу, претендующему на журналистское мастерство высокого уровня, на мой взгляд, необходимы качества и способности, которые формируются непосредственно при изучении методов и подходов, разработанных в ТРИЗ. Это системный и функциональный подход, алгоритмический подход к решению открытых задач. Через изучение ТРИЗ формируется системное мышление, диалектическое мышление, складывается понимание того, как можно решать (и нужно ли решать) актуальные общественные проблемы. Остановимся на одном из них.
Одно из важнейших профессиональных способностей журналиста - системное мышление. Определимся с понятием «система», которое является одним из основных в ТРИЗ: «Системой называется совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов»7. Под системным мышлением понимается «мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерас-члененного, синкретического мышления»8.
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно, - пишет Г.С. Альтшуллер. - И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель - сложная, динамичная, диалектически развивающаяся. Зеркало, отражающее образ мира, должно быть большим, но, к сожалению, в реальной изобретательской деятельности обычно пользуются маленьким осколком зеркала.. .»9.
Системное мышление на языке ТРИЗ - это сильное, талантливое мышление, то есть мышление, когда человек способен видеть в своем воображении всю систему в ее прошлом и настоящем, в процессе взаимосвязей и взаимодействий.
5Альтшуллер Г. С. Найти идею. С. 22.
63адача взята с сайта http://www.trizland.ru.
7 Сибиряков В. Г. Из прошлого - в будущее. Технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ // http://www.trizminsk.org/e/248023.htm.
8 ТРИЗ. Интернет-школа II http://www.triz.natm.ru.
9 Альтшуллер Г. С. (1975). Развитие системного мышления - конечная цель обучения АРИЗ. Баку: 8 II http:// www.altshuller.ru/triz/triz70.asp.
Пример: митинг, организованный в защиту полицейского, которого обвиняют в передаче наркотиков, держат под стражей до вынесения судебного решения10. Даже при объективной (с учетом разных точек зрения) подаче информации в статье или телесюжете журналистские материалы просто сообщают о том, что такого-то числа в такое-то время произошел митинг... Это уже второй митинг в защиту полицейского, обвиняемого в передаче наркотиков... Все, на этом углубление в тему, как правило, завершается. В подобной статье митинг представлен просто как выдающееся событие дня. Но если посмотреть на данный митинг как на часть системы и разобраться - кто и почему организует этот митинг, кто и почему обвиняет полицейского и какова доля вероятности, что он действительно преступник, тогда как все характеризуют его только с положительной стороны. И если это обвинение несправедливо, но суд не желает слушать убедительные и пламенные речи адвоката, потому что судье, видимо, свыше сказано, какие решения выносить по делу обвиняемого... И так происходит углубление в систему устройства такого органа, как Полиция, - именно как систему, которая требует серьезных изменений. Безусловно, создание такого материала потребует от журналиста серьезной ответственности, посвящения времени, в том числе своего личного, и даже может повлечь за собой ряд опасностей. И такую работу по степени значимости и ответственности можно будет сравнить с работой хирурга (как сказал Андрей Сафонов на пресс-коференции в школе «7 ключей»),
Генрих Саулович Альтшуллер разработал девятиэкранную схему описания и изучения любой системы. Сегодня эта схема широко применяется и в ТРИЗ-педагогике для развития системного мышления у детей и студентов. Для наглядности рассмотрим нашу
систему - журналистику - в девятиэкранной схеме 1 'или системном операторе).
Прошлое надси-стемы Частью чего являлась журналистика в прежние времена Надсистема (частью чего является) Другие сферы деятельности человека: образование, медицина, правоохранительные органы, дизайн... Будущее надсистемы Вписываем журналистику будущего в предполагаемую /прогнозируемую надсистему: творчество...
Прошлое системы С чего начиналась журналистика. «Вторая древнейшая» профессия. По сути, история журналистики Система ЖУРНАЛИСТИКА сегодня Будущее системы Вариант развития системы: «Через 20 лет искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ. Основным уделом журналистов станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и подходе автора, близкая к художественной литературе или кино»*
Прошлое подсистемы Из чего состояла журналистика в прошлом Подсистема (части системы) СМИ: печатные, интернет-издания, блоги, социальные сети, радио, телевидение Журналисты Жанры журналистики Пресс-конференции Коммуникации... Будущее подсистемы Выделяем части в журналистке будущего в соответствии с прогнозом: авторы, блоги, художественные тексты...
*Прогноз изменений на рынке труда в Атласе новых профессии // http://atlaslOO.ru/future/
10 http://31tv.ru/novosti/vernite-muzha-domoyl-miting-v-zaschitu-policeyskogo-proshel-v-chelyabinske-16-12-2015-185211.html.
Мышление по «полной схеме» пока величайшая редкость, - пишет Г.С. Альтшуллер, - но такое мышление должно стать нормой»11.
Аналогично можно рассмотреть любое общественное событие, о котором пишет журналист, в девятиэкранной схеме. Возьмем, к примеру, открытие нового моста в мегаполисе.
Прошлое надсистемы Огромная система автодорог в мегаполисе (без нового моста) Надсистема (частью чего является) Огромная система автодорог в мегаполисе Будущее надсистемы Строительство все новых и новых автодорог либо создание и внедрение других систем быстрого перемещения людей на расстоянии
Прошлое системы Моста не было, на участке дорог в этом районе практически постоянно были пробки Система НОВЫЙ МОСТ Призван разгрузить движение транспорта на данном участке дороги, в данном районе, а также в других районах города Будущее системы Вариант 1. Мост разгрузит движение транспорта. Вариант 2. Данным участком дороги (новым мостом) будут пользоваться как объездной дорогой, что создаст новые заторы в городе Вариант 3. Новая дорога станет ненужной, как и другие автодороги, в связи с внедрением новых видов городского транспорта - воздушного или подземного, а может быть, изобретением движущегося тротуара (как в сказке Д. Родари). Другие варианты
Прошлое подсистемы Лишний расход топлива и потеря времени автовладельцев и пассажиров, повышенная загазованность в районе... Подсистема (части системы) Строительство моста - это существенные расходы из городского бюджета. Установка колонн. Работа спецтехники и строителей. Укладка асфальта... Будущее подсистемы Асфальт будет разрушаться -нужен будет дополнительный ремонт дороги...
Журналистский материал об открытии нового моста может быть просто констатацией факта и в чуть более расширенном виде отражать то, что записано в центральном экране схемы. Тогда это будет стандартный текст, похожий на другие. Но журналистский материал об открытии нового моста может быть очень интересным и содержательным, если журналист углубится хотя бы в один из экранов и порассуждает, и поразбирается в вопросе, скажем, строительства этого моста, расскажет читателю, какими средствами была достигнута цель.
Системный оператор - пожалуй, основной инструмент в ТРИЗ для развития системного мышления. Если работать с этим инструментом регулярно, при изучении разных тем, можно достичь хороших результатов в развитии системного мышления студентов или школьников. Кроме того, применяется серия творческих заданий: собрать из частей всю систему (примером могут быть паззлы, кубики); по части системы определить всю
11Альтшуллер Г. С. (1975). Развитие системного мышления - конечная цель обучения АРИЗ. Баку: 8 // http:// www.altshuller.ru/triz/triz70.asp.
систему (к примеру, детям предлагаются фотоснимки, на которых отображены элементы разных мест, предметов в школе; нужно отгадать, что это за предмет или место); рисуется элемент - нужно дорисовать его до целой картинки.
Когда человек обладает развитым системным мышлением, он и свою жизнь осознает как систему, в которой все действия, все события взаимосвязаны, осмысленны и очень важны. Когда человек планирует свою жизнь, знает, что он делает и для чего он это делает, когда его действия встроены в систему, его жизнь выходит на качественно новый уровень. Обладая системным мышлением, человек не может совершать несистемных действий, то есть таких действий, которые уводят его от главной цели и жизненной стратегии, которые не вписываются в цельную систему его жизни (а если и совершает, то быстро отказывается от подобных действий). Журналисту важно обладать системным мышлением: ведь именно тогда мы будем видеть на страницах газет, в интернет-ресурсах и на телевидении объективное и глубокое отражение того, что происходит в обществе, благодаря этим качественным материалам будем глубже задумываться о проблемах и путях их решения. Именно тогда мы можем сравнивать по степени значимости, сложности, серьезности профессию журналиста с профессией врача - оба они одинаково ответственны перед человеком и обществом.
Список литературы
1. http://www.trizland.ru.
2. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 225 с. - (Наука и технический прогресс). ISBN 5-02-029265-6.
3. Альтшуллер, Г. С. Развитие системного мышления - конечная цель обучения АРИЗ. Баку: 8 II http://www.altshuller.ru/triz/triz70.asp.
4. Атлас новых профессий II http://atlaslOO.ru/future/.
5. Бабушкина, Е. А. Обучение детей подросткового возраста основам журналистики, с использованием технологии ТРИЗ / Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация II https://open-lesson.net/746/.
6. Краснобород, С. Можно ли быть «креативным» и не быть «творческим»? II http:// www.trizland.ru/blogs/shaky/post/111/.
7. Медиаобразование в России: проблемы и перспективы. (Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России) II http://www.ict.edu.ru/ft/004100/mediaedu.pdf.
8. О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт ; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 256 с. ISBN 5-9614-0335-1.
9. Сибиряков, В. Г. Из прошлого - в будущее. Технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ II http://www.trizminsk.org/e/248023.htm.
10. ТРИЗ. HHTepHeT-fflmna//http://www.triz.natm.ru.
11. Федоров, А. В., Челышева, И. В., Новикова, А. А. и др. Проблемы медиаобразова-ния (научная школа под руководством А. В. Федорова). Монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. 212 с. II http://www. mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_661030bf97e0a25ef0aefB8cl20bb340.
12. Шрагина, Л. И. Логика воображения : учебное пособие / Л.И. Шрагина. - Москва : Народное образование, 2001. - 192 с. : ил. обложка с цв.ил. - ISBN 5-87953-155-4.