Научная статья на тему 'Главная задача таможенника — честно служить государству'

Главная задача таможенника — честно служить государству Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главная задача таможенника — честно служить государству»

ИНТЕРВЬЮ

Главная задача таможенника — честно служить государству

Интервью с начальником Владивостокской таможни генерал-майором таможенной службы В.М. Холичевым

— Виктор Михайлович, Вы работаете в таможенных органах с 1993 года. Что повлияло на выбор Вашей профессии?

— После того, как закончил Ком-сомольский-на-Амуре политехнический институт и получил инженерное образование, с 1984 по 1993 год я работал на Комсомольском-на-Аму-

ре авиационном заводе им. Ю.А.Гагарина. После изменений в стране, связанных с перестройкой, когда многие предприятия прекращали свою работу, пришлось задуматься о смене профессии. Активизация внешнеэкономической деятельности потребовала развития таможенных органов, вот я и решил попробовать себя на поприще государственной службы. Так 29 октября 1993 года я начал службу в Амурской таможне, где работал на разных должностях от старшего инспектора грузового отдела до первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю. Затем служил в Представительстве таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан, в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ), в Камчатской и Хабаровской таможнях. С 12 апреля 2010 года назначен на должность начальника Владивостокской таможни.

— Вы руководите Владивостокской таможней уже более года, в чем ее специфика по сравнению с таможнями, где довелось работать до этого?

— Прежде чем попасть во Владивостокскую таможню, мне удалось поработать в таких крупных таможнях, как Камчатская и Хабаровская. Работа во Владивостокской таможне для меня отличается более высокой оперативностью принимаемых решений. Это объясняется как объемами проходящих через нее грузов, так и тем, что перемещаются они всеми видами транспорта — воздушным, морским, железнодорожным и автомобильным.

— Впереди Новый год, время подводить первые итоги прошедшего. С какими результатами таможня подходит к завершению 2011 года, чем он запомнился Вам?

— Прошедший год особый: мы отметили 110-летие таможни и 20-летие Федеральной таможенной службы. Выросли практически все показатели деятельности, поэтому Владивостокская таможня вновь заняла достойное место среди таможен Дальневосточного региона. Сегодня Владивостокская таможня — одна из самых больших по численности, лидирует по объемам товарооборота и его стоимости. Значителен ее вклад и по количеству перечисленных в бюджет платежей, суммы которых увеличиваются с каждым годом. Традиционно более трети платежей Дальневосточного таможен-

ного управления перечисляется Владивостокской таможней. Только за 11 месяцев таможня пополнила федеральный бюджет на сумму свыше 75 млрд рублей.

— Какой из таможенных постов таможни принимает на себя основную нагрузку в обработке импортных и экспортных грузов?

— Это таможенный пост «Морской порт Владивосток», который является одним из крупнейших постов в Дальневосточном регионе. Он наделен компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Так, в четвертом квартале сумма платежей, перечисленных таможней в федеральный бюджет, составила 15 779,26 млн руб. Из них таможенный пост «Морской порт Владивосток» — 11 372,16 млн руб., что составляет 72,07 % от общего количества. Ежегодно в регионе деятельности поста наблюдается значительное увеличение количества товаров и транспортных средств, пересекающих границу. Растет и доля деклараций на товары, поданных с использованием Интернет-декларирования. На конец ноября доля электронных деклараций в общем количестве таможенных деклараций, оформляемых на таможенном посту, составила почти 90 %. Причем 89,7 % занимают интернет-декларации.

— В 2011 году в составе таможни появился новый Владивостокский

таможенный пост, Центр электронного декларирования. Что изменилось для участников ВЭД с его созданием, насколько результативна его работа?

—Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) появился в составе таможни с 12 января 2011 года. Его компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых только с использованием информационной технологии представления сведений в электронной форме, в том числе с использованием Интернет.

Отличие работы нового таможенного поста — в удаленном доступе, когда декларирование и выпуск товара происходит во внутреннем таможенном органе, а ввоз, временное хранение и фактический контроль — в таможенном органе, приближенном к границе, что удобно для коммерсантов. Постепенно, благодаря рабочим встречам и разъяснительной работе, ВТП (ЦЭД) удалось привлечь значительное количество деловых партнеров, заинтересованных в преимуществах передовой технологии. Сегодня удаленный доступ используют 145 участников ВЭД, значительно расширилась номенклатура оформляемых товаров: с 5 товарных групп в первом квартале текущего года до 50 — в четвертом. Основной объем грузов, декларируемых с применением технологии удаленного выпуска, перемещается железнодорожным (72,2 %) и автомобильным (27,2 %) транспортом, меньшая часть — воздушным (0,6 %).

За 11 месяцев, прошедших с момента создания ВТП (ЦЭД), оформлена 1 751 декларация на товары общим объемом 20 776 тонн, что позволило перечислить в федеральный бюджет 1,77 млрд руб. В целом в настоящее время в регионе деятельности Владивостокской таможни 4 % деклараций оформляется с применением технологии удаленного выпуска.

За прошедшее время таможенный пост расширил сферу своей деятельности. Теперь ВТП (ЦЭД) оформляет не только товары, находящиеся в регионе деятельности десяти таможенных постов Дальневосточного таможенного управления, но и начиная с четвертого квартала взаимодействует в рамках реализации технологии удаленного выпуска товаров с двумя таможенными постами Северо-Западного таможенного управления. Это позволит участникам ВЭД выбрать более удобные схемы движения товаров.

— Авария на японской атомной станции «Фукусима-1» заставила многих по-новому взглянуть на работу владивостокских таможенников, которые сумели предотвратить импорт радиоактивно загрязненных товаров во Владивосток и в страну в целом. Какие меры пришлось для этого предпринять и миновала ли угроза ввоза таких грузов?

— Владивостокской таможне предпринимать особых мер не было необходимости, поскольку должностные лица таможни были готовы к такому развитию событий. Радиа-

ционный контроль товаров, перемещаемых через границу, осуществлялся всегда, и на достаточно высоком уровне. В зоне деятельности таможни в настоящее время функционирует более 70 систем радиационного контроля типа «Янтарь» различных модификаций.

А вот сложности, связанные с организацией взаимодействия с территориальными органами Рос-потребнадзора по оперативному принятию решений о запрещении или разрешении ввоза выявленных таможней вышеуказанных объектов, были. Но это относится к первоначальному периоду, когда были выявлены автомобили и запчасти к ним, доставленные из Японии и имеющие повышенный уровень ионизирующего излучения и загрязнение бета-активными радионуклидами.

Координацию всех действий, находящихся в компетенции таможни и направленных на предотвращение возможных негативных последствий аварии на «Фукусима-1», проводило Дальневосточное таможенное управление. На Совете таможни и участников ВЭД, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и в прессе мы обратились к деловым кругам принять все возможные меры к предотвращению ввоза во Владивосток объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения. Провели также ряд совещаний с администрацией Владивостокского морского торгового порта, агентирую-щими компаниями, владельцами СВХ по этому вопросу. Это возымело действие, но основным сдерживающим

фактором все-таки был и остается радиационный контроль, который осуществляет таможня. Всецело полагаться на сознательность участников ВЭД мы не можем.

Что касается современного положения дел, должностные лица таможенных органов и по прошествии полугода продолжают выявлять автомобили и запчасти к ним, доставляемые из Японии и имеющие загрязнение бета-активными радионуклидами. Таким образом, говорить о том, что в настоящее время миновала угроза ввоза таких грузов, преждевременно. Радиационный контроль продолжается. Все товары и люди, прибывающие из-за рубежа, проходят комплекс дублирующих проверок, перепроверок и постконтроль.

— В следующем году Владивосток ждет знаменательное событие — проведение саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Как таможня участвует в подготовке к этому событию?

— Владивостокские таможенники принимают активное участие в подготовке к саммиту «Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество», который пройдет в 2012 году. В таможне создан отдел специальных таможенных процедур из семи человек, обеспечивающих таможенные процедуры и контроль судов на острове Русский. Грузы, предназначенные для строительства на объектах саммита, принимают таможенные посты «Морской порт Владивосток» и «Первомайский». За 11 месяцев текущего года таможенными постами

таможни оформлено 445 деклараций на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ для подготовки и проведения саммита АТЭС-2012. Всего задекларировано 218,5 тыс. тонн товаров стоимостью 144,2 млн долл. США. В оставшееся до форума время таможне также предстоит в кратчайшие сроки обработать значительный объем грузов.

Кроме того, для подготовки аэропорта «Владивосток (Кневичи)» к проведению форума в регионе деятельности таможенного поста «Аэропорт Владивосток» строится новый международный аэровокзальный комплекс, в котором будет располагаться воздушный пункт пропуска через границу Российской Федерации с пропускной способностью 500 пассажиров в час и, в том числе, отдельная зона для обслуживания У1Р-пассажи-ров иностранных делегаций пропускной способностью 100 пассажиров в час. Предусмотрено также строительство грузового терминала для обработки грузов, перевозимых воздушными судами на международных линиях. Таможня уже внесла свои предложения и замечания по строительству этих объектов и провела необходимые расчеты, чтобы с введением их в действие перевести таможенный пост «Аэропорт Владивосток» на круглосуточный режим работы. Чтобы достойно принять гостей, мы также обмениваемся опытом с коллегами из таможенных служб зарубежных стран, которым уже приходилось содействовать проведению саммитов АТЭС. По согласованию с ДВТУ во Владивостокскую таможню будут

прикомандированы должностные лица из других таможен. Планируется также обучение представителей отделов специальных таможенных процедур английскому языку, в том числе с привлечением ВФ РТА.

— Совершенствование таможенного администрирования должно обеспечить баланс между таможенным контролем в части обеспечения безопасности и мерами, содействующими торговле. Насколько эти важные задачи удалось реализовать во Владивостокской таможне?

— В Концепции развития таможенной службы предусмотрен широкий комплекс мероприятий, направленных на облегчение перемещения товаров через границу без ущерба для контрольных функций над ними. Ускорение таможенных процедур сегодня становится возможным благодаря использованию системы управления рисками, таможенного постаудита, установлению партнерских отношений с бизнесом, а также упрощению таможенных процедур, основанному на внедрении новейших информационных технологий. Проведенные за последних два года мероприятия позволили ликвидировать очереди на таможенных постах, которые в прошлом году мы пытались сократить, используя систему электронной очереди и перераспределяя штатную численность. Однако ключом к решению этих проблем могу назвать применение электронного декларирования и, в частности, интернет-декларирования. Прием и оформление электронных деклараций через

Интернет мы впервые стали применять в 2010 году. Нам удалось преодолеть некоторое недоверие и консерватизм декларантов, и сегодня доля интернет-деклараций в общем количестве составляет, как и прогнозировали наши специалисты, более 83 %. Всего с помощью электронного декларирования оформлено 83 тыс. деклараций на товары. С применением данной технологии декларируют товары 3 325 участников, 70 % деклараций выпускаются в срок от одного до двух дней. Интерес к интернет-декларированию со стороны участников ВЭД вырос настолько, что существующие каналы связи уже с трудом справляются с потоком электронных деклараций.

— Дальневосточные рыбопромышленники направили письмо главе Правительства РФ В. Путину с просьбой отменить таможенный досмотр с обязательной выгрузкой на берег рыбопродукции, идущей на экспорт. С какими затруднениями сталкивается таможня при таможенных процедурах, которые осуществляются в отношении доставляемых на территорию России морских биоресурсов?

— Мы понимаем, что оформление такого специфического, скоропортящегося товара, как продукция морского промысла, — большая ответственность, поскольку промедление может обернуться для рыбопромышленника значительными убытками. Поэтому таможня не менее участников ВЭД заинтересована в быстрейшем оформлении судов с море-

продукцией. Это наша прямая задача, поскольку эффективная и оперативная работа таможни способствует стабильному росту объемов рыбопродукции, поступающей на внутренний и внешний рынки. Не все знают, что Владивостокская таможня занимает лидирующую позицию среди дальневосточных таможен: она обрабатывает не только 78 % морепродук-ции, идущей на экспорт, но и 80 % морских биоресурсов, ввозимых из исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации. За 10 месяцев 2011 года Первомайским таможенным постом, традиционно принимающим на себя в таможне основную нагрузку по выполнению таможенных операций в отношении продукции морского промысла, оформлено на прибытие и убытие 977 рыбопромысловых судов, в том числе 81 — без участия наряда на борту судна. Это почти на 40 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Как удается своевременно и без задержек обработать такие объемы рыборпродукции? Интенсивная работа таможенного поста, применение системы управления рисками для выборочного осуществления таможенного контроля и применение электронного декларирования, которое составляет уже 87 % от общего количества деклараций на товары, позволили оформлять прибывающие суда с морскими биоресурсами в кратчайшие сроки. Среди транспортных рефрижераторов и добывающих судов только два судна по объективным

причинам оформлены с превышением трехчасового регламента, установленного постановлением правительства, — средний рыболовный морозильный траулер «Ленск», где обнаружены наркосодержащие вещества, и траулер «Кооператор», на борту которого найдены незаявлен-ные алкогольные напитки. Так что таможня солидарна с рыбопромышленниками в минимизации таможенных процедур, которые проходит идущая на экспорт морепродукция, и проводит таможенные досмотры только при срабатывании системы управления рисками.

Хочу только отметить, что участники ВЭД преимущественно ориентированы на вывоз необработанных морских биоресурсов, хотя принятые правительством решения были направлены на то, чтобы, насытив внутренний рынок рыбопродукцией, на внешний направлять уже обработанную морепродукцию. Пока этого не произошло.

— В этом году Владивостокской таможне исполнилось 110 лет. Какие перспективы ждут одну из старейших таможен региона?

— Сегодня в таможне, наверное, самый большой коллектив за всю ее историю: в ней насчитывается более 700 человек. Конечно, мы мечтаем о том, чтобы собрать все основные подразделения таможни в одном большом, красивом здании. И не только мечтаем — в ФТС рассматривается проект решения о передаче в распоряжение таможни одного из зданий ДВФУ, который после проведения саммита-2012 переедет на о. Русский.

Кроме того, наши ожидания связаны с развитием Владивостокского морского торгового порта, который планирует наращивать объемы товаро-потока и, в частности, транзитных грузов. Так что в обозримом будущем нас ждет динамичное развитие морского и воздушного портов, а значит и таможни.

— Виктор Михайлович, какими качествами, по Вашему мнению, нужно обладать таможеннику, чтобы сделать успешную карьеру? Что бы Вы посоветовали сегодняшним слушателям ВФ РТА?

— Считаю, что таможеннику, как и представителю любой другой профессии, необходимо в первую очередь трудолюбие. Именно это качество позволяет добиться таких результатов в деятельности, которые принесут удовлетворение самому человеку и будут оценены окружающими. Будущим таможенникам хочу пожелать не бояться работы в отделах таможенного оформления и досмотра, где они смогут приобрести необходимую практику, пополнить знания, приобрести опыт руководителя, пусть даже это работа на отдаленных постах и в небольших таможнях. Желаю также воспитывать в себе такое качество, как патриотизм, и стремиться на работу в таможню, чтобы честно служить государству, а не преследовать корыстные интересы.

В. Шамаева, главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Владивостокской таможни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.