Научная статья на тему '«Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына)'

«Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дневники / наблюдения / психология / наблюдатель / diaries / observations / psychology / observer

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вернадский Владимир Иванович

Сразу после рождения своего сына В.И. Вернадский разработал программу наблюдений за его развитием. Сами дневники наблюдений стала вести его жена, мать Георгия, Наталия Егоровна. В вводных заметках В.И. Вернадский уделяет особое внимание значению проводить наблюдения с учетом состояния наблюдателя для повышения ценности записей для науки. По сути, В.И. Вернадский закладывает естественно‑научный подход к наблюдению за ранним развитием ребенка как источника объективного психологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Main Purpose of Keeping Such Diaries»: Introductory Notes to the Observation Diaries on the Development of the Son

Right after the birth of his son, V.I. Vernadsky designed a program of his development observations. The observation diaries themselves were kept by his wife, Georgy’s mother, Natalia. In introductory notes, Vladimir Vernadsky pays special attention to the importance of making observations considering the observer’s condition in order to increase the value of records for science. In fact, V.I. Vernadsky lays down a scientific approach to monitoring the early development of a child as a source of objective psychological knowledge.

Текст научной работы на тему ««Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына)»

История развития: архив

К 160-летию академика В.И. Вернадского

Вернадский

Владимир Иванович,

(1863-1945), выдающийся ученый, мыслитель, организатор науки и общественный деятель, академик (с 1912 г.), отец Георгия Вернадского (1887-1973), супруг Наталии Егоровны Вернадской (с 1886 г.)

Vladimir

Vernadsky,

(1863-1945), outstanding scholar, thinker, organizer of science and public figure, academician (since 1912), father of Georgy Vernadsky (1887-1973), husband of Natalia Vernadskaya (since 1886)

1 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО), Ф. 52. Оп. 1. Д. 3. Л. 50-52 об. Текст подготовлен к публикации А. С. Обуховым.

«Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына)1

«The Main Purpose of Keeping Such Diaries»: Introductory Notes to the Observation Diaries on the Development of the Son

Аннотация. Сразу после рождения своего сына В. И. Вернадский разработал программу наблюдений за его развитием. Сами дневники наблюдений стала вести его жена, мать Георгия, Наталия Егоровна. В вводных заметках В. И. Вернадский уделяет особое внимание значению проводить наблюдения с учетом состояния наблюдателя для повышения ценности записей для науки. По сути, В. И. Вернадский закладывает естественно-научный подход к наблюдению за ранним развитием ребенка как источника объективного психологического знания.

Ключевые слова: дневники, наблюдения, психология, наблюдатель

Abstract. Right after the birth of his son, V. I. Vernadsky designed a program of his development observations. The observation diaries themselves were kept by his wife, Georgy's mother, Natalia. In introductory notes, Vladimir Vernadsky pays special attention to the importance of making observations considering the observer's condition in order to increase the value of records for science. In fact, V. I. Vernadsky lays down a scientific approach to monitoring the early development of a child as a source of objective psychological knowledge.

Keywords: diaries, observations, psychology, observer

21 августа 1887.

Вчера в 10 ч. 45 м. родился сын, которого хотим назвать Георгием.

Здесь я хочу заносить изо дня в день те наблюдения, какие мне удастся над ним сделать, те мысли, которые эти наблюдения возбудят во мне.

«Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына)

Вернадский Владимир Иванович

Главная цель ведения таких дневников — кроме чисто научной цели — уяснения ряда наблюдений и опытов, значимых для психологии, анатомии и т. п., получение практически нужных данных, которые позволят воспитать лучше, лучше и полнее узнать моего ребенка. Я думаю, что научные данные здесь могут и будут играть только второстепенную роль, п.[отому] ч.[то] мной умножится и возможность поставить опыты так, как того требует научное обобщение.

А представляется крайне сомнительным, чтобы дурно наблюдаемое, или наблюдение, сделанное не вполне обдуманно, имело значение в науке. Очень часто это источник ошибок, тем более опасный, что у наблюдателя нет сознания ошибочности своих опытов.

Сравнивая все опыты или наблюдения, которые делаются сейчас в науке, где опыт и наблюдение давнишнее средство с опытами и наблюдениями в тех науках, где этот метод стал применяться недавно, — невольно удивляешься. С одной стороны, видишь строго критическое, недоверчивое отношение к наблюдаемому факту, с другой — в высшей степени доверчивое, теплое к нему отношение. Точно так и кажется, что видишь что-то детски молодое.

И опыты наблюдения в науке о развитии детей носят сами характер чего-то детски впечатлительного, горячего и неуклюжего.

Причина этому только отчасти большая близость к нам объектов науки, занимающейся психическими явлениями — причина заключается в сильной степени и в самих экспериментаторах, по большей части или людях, опытов и наблюдений не делавших, или слишком горячо относящихся к объекту наблюдения...

В науках, уже установившихся, вывод делается после многочисленной проверки явления и само явление устанавливается путями многообразными; толкование строго отделяется от самого факта. Здесь же факт и толкование точно переплетаются, неразрывно связаны.

Прежде чем факт установится, надо было и много трудиться над практическим владением самим методом, и это самая трудная часть работы, где все дело в практике.

Ничего подобного не видим мы в науке о развитии детей — здесь мы присутствуем лицом к лицу с методами, не выработанными, опытами научным образом не установленными. Никакого подготовительного учения строгим обобщениям, критической оценки работы — ученью строго наблюдать явление экспериментатор не подвергается.

Далеко не всякий может делать научные наблюдения. Для этого нужна хорошая школа, подготовка, особая способность.

И в науках, занимающихся далекими от нас областями, необходимо, или чтобы 1) личность экспериментатора

История развития: архив

К 160-летию академика В.И. Вернадского

скрывалась, удалялась, или 2) чтобы ошибки в наблюдениях, зависящих от свойств экспериментатора, поддавались вычислению. Опыт устанавливается так, чтобы и они подвергаются наблюдению и вычислению («личная» ошибка в астрономии, физике, кристаллографии и т. п.).

Здесь личность экспериментатора играет еще большую роль, чем в этих отвлеченных отраслях знания, и здесь каждый наблюдаемый факт носит сильный и ясный след психического состояния наблюдающей личности. Эта составная часть наблюдаемого факта у разных лиц различна и иная в разное время — а это сильно мешает как 1) сравнению наблюдений, сделанных разными наблюдателями (тот же факт встречаем в некоторых частных случаях метеорологии, где личная ошибка слишком видима и различна) и 2) сравнению наблюдений, сделанных одним и тем же лицом в разное время.

Обыкновенно только часть таких ошибок, происходящих от разных способностей психических, нервозности, воображения может быть исключена наблюдателем при его анализе; другая, по-видимому, находится вне его сознания. По-видимому, и та, и другая часть у разных людей различная. Хорошим экспериментатором может быть, однако, и тот и другой человек, только если он избавится от этой чисто временно-субъективной части наблюдаемого явления.

Поэтому абсолютно необходимо, чтоб при сообщении чувственного факта, сообщался наблюдателем возможный ясный анализ своего душевного состояния, и чтобы принимались меры и против бессознательной части своей личной ошибки.

А против нее есть несколько средств: повторение опытов над разными детьми в разное время — накопление одних и тех же наблюдений над одним и тем же ребенком в разное время, при внешних, возможно, неизменных условиях.

Оставляя на время дальнейший анализ, я заключу, что 1) не буду толковать наблюдаемый факт, не буду сразу давать ему объяснение и 2) постараюсь насколько возможно давать анализ своего душевного состояния при наблюдении явления.

Первые дни я решительно не был в состоянии производить наблюдение... щ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.