рынка, чем аналогичный небрендиро-ванный товар.
2. Темпы роста. Спрос на продукцию под ведущим брендом растёт более высокими темпами, чем в среднем по отрасли.
3. Ценовая позиция. Брендированный товар можно позиционировать в более высоких ценовых диапазонах, чем не-брендированный.
4. Облегчённая дистрибуция. Наличие у предприятия сильного бренда облегчит торг с дистрибьютором.
5. Приверженность покупателей. У брендированного товара существенно большая часть потребителей является устойчивыми поклонниками марки.
В Свердловской области сравнительно недавно Верхнепышминский молокозавод сформировал свою товарную марку «Здорово», под именем которой
Село служит важнейшим показателем благосостояния территории и социокультурных изменений в обществе, качества жизни населения и сохраняет исторически освоенные агроландшафты, обеспечивает социальный контроль над территориями и играет решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Отрасль сельского хозяйства обладает определённой спецификой, которая обусловлена законами природы. Это определяет особое отношение к этой отрасли со стороны государства. При этом государство выступает гарантом устойчивого развития. Село призвано обеспечить продовольственную безопасность, первичные жизненные потребности общества. Такой способностью в первую очередь определяется социальная значимость сельского хозяйства.
Государство, поддерживая сельское хозяйство, решает проблему социальной стабильности в обществе, что является неотъемлемой частью политики национальной безопасности, в систему
выпускается группа продуктов: молоко, кефир, бифидок, творог и др. Такое расширение ассортимента обеспечило узнаваемость марки, увеличение товарооборота, а также в июне 2009 года эта продукция награждена дипломом I степени за высокое качество.
Обеспечение конкурентоспособности производимых продуктов является частью маркетинговой стратегии. Конкурентоспособность продуктов означает соответствие товаров условиям рынка, конкретным требованиям потребителей.
Свердловская область в большей части обеспечена продуктами питания собственного производства, но при этом местная продукция может проигрывать привозной. Главным образом это происходит за счёт таких характеристик, как внешний вид, упаковка, оформ-
мер которой входит забота государства об ассортименте питания, качестве потребляемого продовольствия и доступности продовольственных продуктов. При этом важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие, является долгосрочность гарантий, выбор форм и методов государственной поддержки отрасли сельского хозяйства в стране.
Так, за 1975-1980 годы прошлого столетия рост сельскохозяйственного производства прекратился и наметился спад. Из-за увеличивающегося диспаритета цен резко возросла себестоимость продукции сельского хозяйства. К 1980 году колхозы и совхозы в целом оказались убыточными, хотя еще в 1970 году рентабельность совхозов составляла 22%, колхозов - 34%. В связи с повышением материального благосостояния населения по ряду позиций стал ощущаться недостаток продовольствия. Это не касалось хлеба и мучных изделий. В середине 80-х годов возникла серьезная необходимость осуществления реформ. Было принято решение о разработке Про-
Экономика
ление, а не по причине качества продукции. Для примера можно привести такую продукцию, как молоко. Если рассматривать привозную продукцию, то зачастую она реализуется в удобной упаковке (бутылки, тетрапаки), обеспечивающей более длительный срок хранения. Упаковка отличается дизайном и информативностью.
Несомненно, все направления маркетинговой деятельности развития предприятий молочно-продуктового подкомплекса играют колоссальную роль в его эффективной и рентабельной деятельности. Поэтому разработке маркетинговой стратегии необходимо уделять гораздо большее внимание, чем оказывается на агропредприятиях Свердловской области. С учетом миссии, целей и задач фирмы маркетинговая стратегия обеспечит организации несомненный рост прибыли, товарооборота и закрепит за компанией имидж успешной фирмы.
молодежи - путь к обществу, основанно-
625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 46-16-43
довольственной программы. Правительство страны пыталось остановить прогрессирующий спад производства и ухудшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий России (табл. 1). В 1981 году государство усилило мелиоративное строительство, создало новое Министерство плодоовощного хозяйства, надеясь увеличить объёмы производства сельскохозяйственной продукции и улучшить экономическое положение сельскохозяйственных предприятий. По этим вопросам были приняты соответствующие постановления. Тем не менее, спрос городского населения на ряд продовольственных товаров не был удовлетворён. На тот период на селе работало 1,8 млн специалистов с высшим образованием. Основу разработанной аграрной политики в Продовольственной программе составляли следующие принципы: усиление социальных
Sustainable development, food safety, enterprise climate, social peace, national security.
Литература
1. иРІ_: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/
2. ІІРІ-: http://fictionbook.ru/author/a_yakoreva/merchandayizing/read_online.html
3. Сб. науч. докл. Первой науч.-практ. конф. «Научно-техническое творчество му на знаниях». Москва, 2009.
4. иР1_: http://www.crm-on-demand.ru/articles/detail/
ГЛАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛА - СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Н.В. АБРАМОВ,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор,
О.В. ЗАВОДОВСКАЯ, соискатель, Тюменская ГСХА
Ключевые слова: устойчивое развитие, продовольственная безопасность, предпринимательский климат, социальная стабильность, национальная безопасность.
мер поддержки сельского населения, ускоренное применение достижений научно-технического прогресса - основы социально-экономического развития в сельской местности. В центр всей организационной работы в сельском хозяйстве было положено развитие арендных отношений в сельскохозяйственных предприятиях. В мае 1982 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов». Оно было в русле решений, направленных на выполнение Продовольственной программы. По мнению тружеников сельского хозяйства того времени, таких экономических мер в комплексе ещё не было.
Из общего итога прибыли исключены суммы возмещения страховых платежей за счёт госбюджета по совхозам, а также средств резервного фонда, направленные на покрытие убытков совхозов от стихийных бедствий.
Проводимый анализ трансформации социальных процессов на селе с начала 90-х годов говорит о том, что ни специфика сельскохозяйственного производства, ни социальная значимость отрасли не были учтены в надлежащей мере. Отказ от государственной поддержки сельского хозяйства в этот период стал причиной спада производства и снижения объёма потребления продуктов питания отечественного производства (табл. 2). Ломка традиционной для России иерархии ценностных ориентаций имела в своей основе прежде всего действие социально-экономических факторов. Сельская территория всегда была духовной и нравственной основой российского общества. Сдвиги в ценностном сознании выразились в первую очередь в ослаблении духовно-нравственных и демократических ориентиров и в усилении значимости материальных факторов. На происходящие в иерархии ценностных ориентаций качественные сдвиги оказывают огромное влияние региональные особенности.
В обществе человек рождается, развивается, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет, во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от жизненного оптимизма, активности самого человека, направленной на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе. Только в этом случае возможна нормальная созидательная жизнь. Благополучие каждого человека, его социальное самочувствие не сводится только к уровню жизни. Оно должно быть определено мерой доступности средств (услуг, продукции, информации, финансов и др.) для решения жизненно важных социальных проблем. Социальные реформы на селе должны способствовать именно этому.
Два главных фактора производства - это капитал и труд. Капитал включает природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы. Труд делится на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности. В. В. Пациорковский даёт такое определение: «Человеческий капитал есть совокупность всех производительных качеств работника, его способностей, дарований, знаний, навыков и умений». Причём применение может быть с разными мотивами, что обуславливается нравственными причинами. В структуре человеческого капитала можно выделить следующие виды капиталов: физический, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, культурный, социальный, символический, образовательный, морально-нравственный. По оценкам Всемирного банка, которые относятся к 192 странам мира, на долю физического капитала (накопленные материально-вещественные фонды) приходится в среднем 16% общего богатства, на долю природного капитала - 20, на долю человеческого ка-
Экономика
питала - 64%. Для России эти пропорции составляют 14, 72 и 14%.
Вклад села в российскую бедность достигает по располагаемым ресурсам 36%, денежным доходам - 48%, тогда как доля селян в общей численности составляет 27%. Основные причины распространения бедности на селе: отсутствие работы, низкая заработная плата, недостаточная пенсия, отсутствие у людей предприимчивости и инициативы и др. Социальная незащищённость и социальное неблагополучие сказываются на незаинтересованности работников полностью раскрывать свой трудовой потенциал, отсутствии желания повышать свой квалификационный уровень, что непосредственно отражается на качестве человеческого потенциала в местном сообществе. Необходимо в должном объёме и на современном инновационном уровне осуществлять меры по социальному развитию и инженерному обустройству сельских территорий РФ таким образом, чтобы уровень предпринимательской активности сло-ёв сельского населения, которые могут самостоятельно развивать свой мелкий и средний бизнес, становился выше. Характер труда и уровень образования являются социальным ресурсом более благоприятного социального самочувствия. Сплотить людей помогает общее дело, поиск новых экономических ниш и способов существования. Становление сильного и развитого государства «Россия» под силу лишь человеку с новым менталитетом, знающему, что его личные цели и интересы идентичны целям и интересам государства, в котором он видит партнёра и защитника своих прав и свобод. Учебные заведения на селе формируют интеллектуальный ресурс личности, развивают её креативные, творческие способности, вносят свой вклад в идеологическое воспитание человека и определяют его первоначальную социальную ориентацию.
Начиная с 2006 года в отраслях АПК РФ проводится масштабная модернизация производственной базы и её техническое переоснащение. Только устойчивое развитие сельских территорий позволяет обеспечить повышение эффективности мер по созданию условий для стабильного жизнеобеспечения населения региона. Численность работников в Тюменской области, занятых в сельскохозяйственных организациях, на 1 июля 2006 года - 31 тыс. человек, численность постоянных работников, имеющих высшее образование - 2,4 тыс. человек.
Для эффективного социально-экономического развития АПК на пятилетний период принята и работает Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Департаментом АПК заключено соглашение с Министерством сельского хозяйства РФ, утверждена Областная це-
Таблица 1
Прибыль предприятий и хозяйственных организаций Тюменской области (млн руб.)
Сельское хозяйство 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г.
Совхозы 181,1 154,2 110,5 338,9 337,5 453,5
Колхозы 46,1 35,0 10,6 85,3 97,3 123,3
Всего 8876,9 9960,3 9880,5 10862,5 10156,4 8224,6
Таблица2
Потребление продуктов на душу населения в РФ, кг
1990 г. 2006 г. Рекомендуемые объемы
Мясо 75 55 81
Молоко 386 235 389
Яйцо 279 250 290
Сахар 47 38 38
Рыба 20 13 23
Масло растительное 10 12,2 12,8
Овощи 89 103 139
Картофель 106 133 117
Фрукты 35 48 71
Хлеб 119 121 110
Экономика
левая программа «Основные направления развития АПК Тюменской области на 2008-2012 годы». С каждым муниципальным районом заключены соглашения, в которых согласованы конкретные параметры объёмов производства и результативности.
В области сформирован и начал работу Гарантийный фонд, обеспечивающий возврат денежных средств и поручительства по кредитным договорам при недостаточном обеспечении у самих заёмщиков. Четыре банка выдают кредиты на развитие бизнеса под обеспечение Гарантийного фонда. Выдано более 50 гарантий. Введена льготная процентная ставка для начинающих предпринимателей, получивших займы Фонда развития и поддержки предпринимательства. Тюменской областной думой в апреле 2009 года были внесены изменения в закон Тюменской области «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков». Малый и средний бизнес работает по упрощённой системе налогообложения.
Агропромышленный комплекс Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. Инновационный вариант развития сельского хозяйства предполагает новый технологический уровень производства, стимулируемый масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств, ослабление инфраструктурных ограничений, формирование новых рынков, улучшение уровня жизни сельского на-
селения. По инновационному варианту в 2020 году относительно уровня 2007 года производство продукции сельского хозяйства области может возрасти на 66,5%, производство зерна будет увеличено в 1,6 раза, картофеля - в 1,1 раза, овощей - в 1,1 раза. Продукция животноводства: производство скота и птицы будет увеличено в 2020 году в 1,7 раза, молока - в 2 раза, яиц - в 1,1 раза. Цель увеличения производства пищевых продуктов предполагает решение следующих задач: освоение новых видов продукции и повышение качества, инновационной активности предприятий пищевой промышленности, подготовка высококвалифицированных кадров, сохранение и создание новых рабочих мест, доведение доли продуктов питания, произведённых областными товаропроизводителями, в общем объёме потребления до 95%.
Таким образом, целью АПК является развитие сельских территорий и сохранение потенциала возрождения, переход на новый уровень производства, активное использование творческого и кадрового потенциала в сельскохозяйственном производстве, расширение сфер применения человеческого потенциала на селе и сбалансированного рынка труда, формирование эффективной инновационной системы на селе. Надо сделать всё, чтобы и сегодня, и в будущем экономический рост приводил к видимым изменениям в социальной сфере. Без решения социальных проблем села невозможно обеспечить устойчивое развитие сельских терри-
торий и сельского хозяйства.
В перерабатывающих отраслях основными приоритетами будут совершенствование технологий производства для выпуска более качественной, обогащенной витаминами и микроэлементами продукции, востребованной потребителями; обеспечение импорто-замещения на региональном рынке продовольствия продукцией собственного производства в соответствии с потребностями населения области, включая северные округа; создание производств с глубокой переработкой сырья и безотходными технологиями, включая новые производства по переработке овощей, ягод и дикоросов, изготовлению рапса, рапсового масла и биодизеля. Критерии оценки эффективности результатов реализации Концепции долгосрочного развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года представляют собой показатели социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста), позитивное общественное мнение.
Развитие АПК до 2020 года и на перспективу до 2030 года позволит повысить конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции, улучшить качество жизни сельского населения и укрепить продовольственную безопасность всего региона.
Рост валового дохода и улучшение уровня жизни людей, занятых в сельском хозяйстве, зависят от использования человеческого капитала, от его профессиональной подготовки и совершенствования квалификационных знаний работников.
Литература
1. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 19922002 гг. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 512 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года : распоряжение Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. № 652-РП. Тюмень, 2009. С. 65-69.
3. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Трудовые ресурсы и их характеристика в Тюменской области : стат. сб. Тюмень, 2008. Ч. 2.
4. Хагуров А. А. Социология российского села / под ред. В. И. Нечаева. М. : Институт социологии РАН, 2008. С. 126, 133, 188.
КОНЪЮНКТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Л.Г. АХМЕТШИНА,
аспирант кафедры экономики кооперации и предпринимательства, Российский университет кооперации
Ключевые слова: Ульяновская область, региональный продовольственный рынок, методика конъюнктурного анализа, эластичность спроса, прогнозирование развития.
Важными индикаторами продовольственного рынка являются характеристики спроса и предложения, на стыке которых с учётом доходов населения формируется определённый уровень потребления продовольственных товаров, чем во многом определяется конъюнктура рынка.
В научной литературе наблюдаются различные подходы к понятию ры-
ночной конъюнктуры. Как правило, они исходят из двух концепций.
Логика первой концепции состоит в том, что конъюнктура рынка характеризуется той или иной экономической ситуацией, сложившейся на том или ином рынке в определённом временном моменте или интервале.
Идеология другой концепции определяется тем, что рыночная конъюнк-
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д.12/30; тел. 8-916-6269548; e-mail: [email protected]
The Ulyanovsk area, the regional food market, technique of the tactical analysis, elasticity of demand, forecasting of development.