Научная статья на тему 'Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления: конституционно-правовой аспект'

Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1559
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛАСНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPAL FORMATION / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеев Д. С.

В статье анализируются правовые нормы, связанные с правом граждан на информацию. Автор рассматривает их через призму принципа гласности местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLICITY AND PUBLIC AWARENESS on the work of LOCAL GOVERNMENT: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

This article analyzes the legal norms relating to the right of citizens to information. The author examines them in the light of the principle of transparency of local government.

Текст научной работы на тему «Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления: конституционно-правовой аспект»

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

УДК 342.553

Д. С. Михеев

ГЛАСНОСТЬ И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ О РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье анализируются правовые нормы, связанные с правом граждан на информацию. Автор рассматривает их через призму принципа гласности местного самоуправления.

Ключевые слова: гласность, местное самоуправление, информация, население, муниципальное образование.

Институт местного самоуправления не может функционировать без опоры на население муниципального образования, поскольку местная власть осуществляется для удовлетворения потребностей граждан, проживающих на муниципальной территории. В связи с этим очень важным является конструктивный диалог органов местного самоуправления с населением, доступность властных органов для граждан. Одним из необходимых условий такого диалога выступает доступ населения к информации о деятельности муниципальной власти, который не только расширяет возможности граждан в участии в решении местных вопросов, но и является важным составляющим элементом ключевого принципа местного самоуправления - гласности.

В связи с этим следует обратить внимание на статью 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующую право каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а также на другую норму конституционного института прав и свобод человека и гражданина - статью 24, возлагающую на органы и должностных лиц местного самоуправления обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы1. Согласно первой норме любой житель муниципального образования управомочен получать информацию о деятельности местных органов власти и распоряжаться ею по своему усмотрению, то есть гражданин не обязан объяснять, доказывать для каких целей ему информация потребовалась.

Любое правоотношение характеризуется участием в нем двух (нескольких) сторон, причем возникновение прав у одной из них корреспондируется с обязанностями другой. В этом смысле правовая логика в Конституции не нарушена. Праву на получение информации соответствует обязанность муниципальных органов обеспечить доступ к этой информации. Полагаем, что упомянутые конституционные нормы отличаются последовательностью и логичностью и создают базу для нормотворчества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В этой связи представляется дискуссионным

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 года.

18

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

мнение о том, что Конституция Российской Федерации 1993 года не гарантирует обеспечение доступа к информации о деятельности властных структур, а всего лишь говорит о праве каждого искать, получать информацию любым законным способом (что, несомненно, важно), но не содержит обязанности официальных лиц обеспечить этот доступ, а только имеет ввиду, что они не должны мешать поиску информации1. По нашему мнению, приведенные конституционные положения являются вполне убедительными, не ограничивают дальнейшую свободу законодателя, не препятствуют их конкретизации в законах, правовых актах. Более того, Конституция дала начальный старт для формирования информационного общества, доказательством чему является принятие значительного числа правовых актов, имеющих прямое отношение к доступу информации в государстве, в целом, и в муниципальных образованиях, в частности:

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-2121 2;

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного са-моуправления»3;

- Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»4;

- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 5;

- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р 6.

Не осталась без внимания эта сфера регулирования и в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Республике Марий Эл были приняты:

1 Холодковский К. Г. Доступ к информации как демократический институт // Полис. -2010. - № 5. - С. 158.

2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 7 февр. 2008 г. № Пр-212 // Рос. газета. - 2008. - 16 февр.

3 Федеральный закон от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. - 2009. -№ 7. - Ст. 776.

4 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.

5 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 янв. 2002 г. № 65 // СЗ РФ. - 2002. - № 5. -Ст. 531.

6 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 окт. 2010 г. № 1815-р // СЗ РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026.

19

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

- Порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Марий Эл на сумму свыше 1 млрд рублей1;

- План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства в Республике Марий Эл на 2011-2013 го-

2

ды .

Все названные нормативные акты имеют прямое отношение и к уровню местного самоуправления, однако центральное место среди них отводится Федеральному закону № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Под информацией о деятельности органа местного самоуправления в законе понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или подведомственными им организациями, либо поступившая в эти органы и организации. К информации подобного рода относятся и муниципальные правовые акты. Пользователем информации может выступать как гражданин, так и организация, общественное объединение, осуществляющее поиск информации, а также сами органы местного самоуправления.

Обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе принципов:

- открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления;

- свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом;

- соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления (ст. 4).

Принцип гласности в числе перечисленных не значится, однако «открытость и доступность» являются помимо принципа, характерного для данного закона, критериальными признаками принципа гласности местного самоуправления.

Этим законом также установлены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых 1 2

1 Порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Марий Эл на сумму свыше 1 млрд рублей, утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 дек. 2012 г. № 457 // Интернетпортал Республики Марий Эл. - Режим доступа: http://www.portal.mari.ru

2 План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства в Республике Марий Эл на 2011 - 2013 годы, утв. распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2011 года № 563-р [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»: Республика Марий Эл.

20

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

является опубликование (обнародование) информации о своей деятельности в средствах массовой информации. Для этого местные органы власти вправе учреждать местные печатные издания, теле- и радиоканалы. Подобная норма содержится и в ранее принятом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, статья 17 которого в числе полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения называет учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иной информации о развитии муниципального образования.

Органы местной власти, следуя требованию законодательства, учредили местные печатные издания. Так, в Республике Марий Эл все городские округа и муниципальные районы учредили в качестве муниципальных печатных периодических изданий газеты. Поселениям, не имеющим в силу недостаточности финансовых средств возможности учредить собственные печатные издания, для обеспечения открытости и доступности информации об их деятельности предоставляется возможность размещать свою информацию на страницах районных печатных изданий. Подобное решение является оптимальным вариантом соблюдения принципа гласности местного самоуправления. Важно подчеркнуть, что муниципальные периодические издания играют значительную роль в жизни муниципальных образований, оставаясь проверенными временем и привычными для местного населения средствами получения информации о многообразных аспектах муниципальной действительности.

Между тем, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» назвал и более отвечающий современным вызовам способ, обеспечивающий населению доступ к информации о деятельности властных институтов -размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет, что колоссально расширяет возможности граждан, общественных объединений для взаимодействия с органами местного самоуправления, значительно упрощает процедуру такого общения и создает предпосылки для активности населения в делах местного сообщества. Исключение прямых контактов с должностными лицами местного самоуправления и длительного стояния в очередях, получение необходимой информации в любое удобное для пользователя время, возможность направить любой запрос в муниципальный орган и получение ответа без посещения местных органов -таков далеко не полный перечень преимуществ доступа к информации о деятельности муниципальных органов посредством Интернета.

Следует отметить значительные усилия субъектов Российской Федерации в части реализации конституционных положений об информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления. В Республике Марий Эл, кроме принятия вышеназванных правовых актов, для внедрения запланированных новаций созданы специальные структуры - департамент

1 СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

21

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

информации и связи республики и государственное учреждение РМЭ «Информсреда», предусмотрены значительные средства в республиканском бюджете.

Так в соответствии с Планом мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Республики Марий Эл предусмотрены обеспечение доступа к информации о деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, переход органов местного самоуправления и находящихся в их ведении учреждений и организаций в период с 2011 по 2013 год на оказание муниципальных услуг в электронном виде в рамках регионального интернет-портала муниципальных услуг. Реальным шагом к этому становится обеспечение доступа населения к муниципальным услугам (функциям) в электронном виде с помощью универсальной электронной карты. Контрольным показателем выполнения мероприятия выступает количество граждан, имеющих доступ к государственным услугам в электронном виде с помощью универсальной электронной карты. Планом мероприятий также закреплено обеспечение доступа населения к информации о муниципальных услугах с использованием инфраструктуры центров общественного доступа и центров телефонного обслуживания.

Для развития информационно-технологической инфраструктуры муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения Планом мероприятий намечены начальные действия - обучение работников этих учреждений пользованию информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет». При этом нельзя не отметить раздел 10 Плана мероприятий, отражающий специфику развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Марий Эл, где запланировано обеспечение размещения информации органами местного самоуправления с использованием характерных для марийского языка символов, чем будет обеспечен доступ к информации значительной части марийского населения республики.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года «Об утверждении порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Марий Эл» органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано принять муниципальные правовые акты, регулирующие порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд и муниципальных бюджетных учреждений на принципах открытости и прозрачности общественного обсуждения. Такие обсуждения должны проводиться в два этапа: на первом этапе обсуждение заказов осуществляется на официальном сайте, на втором - путем очных публичных обсуждений в виде публичных слушаний.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что конституционное право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления при его успешной реализации способствует гласности и открытости процессов местной деятельности, сближению институтов муниципальной власти с представителями местного сообщества.

22

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

D. S. Mikheev

PUBLICITY AND PUBLIC AWARENESS ON THE WORK OF LOCAL GOVERNMENT: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

This article analyzes the legal norms relating to the right of citizens to information. The author examines them in the light of the principle of transparency of local government.

Key words: transparency, local government, information, population, municipal formation.

МИХЕЕВ Денис Степанович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

MIKHEEV Denis Stepanovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal law and Procedure of The Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.