Научная статья на тему 'Глас народа: комментарии к новостям городского портала как мониторинг социальной напряженности'

Глас народа: комментарии к новостям городского портала как мониторинг социальной напряженности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕНТАРИИ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / НОВОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панова Елена Юрьевна, Федоров Василий Викторович

В основе коллективного проектного исследования мониторинг комментариев с целью выявления узлов социальной напряженности. Анализируется типология комментариев, их ценностно-семантическое и оценочное поле, а также дается психологическое объяснение столь широкому и активному присутствию комментариев в современном медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Панова Елена Юрьевна, Федоров Василий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глас народа: комментарии к новостям городского портала как мониторинг социальной напряженности»

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Е. Ю. Панова, В. В. Федоров

ГЛАС НАРОДА: КОММЕНТАРИИ К НОВОСТЯМ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА КАК МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

В основе коллективного проектного исследования - мониторинг комментариев с целью выявления узлов социальной напряженности. Анализируется типология комментариев, их ценностно-семантическое и оценочное поле, а также дается психологическое объяснение столь широкому и активному присутствию комментариев в современном медиапространстве.

Ключевые слова: комментарии, интернет-дискурс, социальность, общество, новости.

Интернет большинством пользователей сегодня воспринимается как особое коммуникативное пространство, в котором предоставляется свобода высказывания, свобода творческого самовыражения (благодаря анонимности и интерактивности и особого ролевого типа деятельности, который заложен в механизм создания и функционирования личности в Интернете), как следствие - специфическое пространство для организации диалога народ-власть, лишенное посредников в виде официальных акторов, государственных и социальных институтов. Это приводит к возникновению новых дискурсивных практик коммуникантов, которые подразумевают прямую манифестацию представлений и восприятия социальной действительности, в том числе и «спиралевидного» типа, когда коммуникативная цепь от традиционного горизонтального типа отношений переходит к типу структурных отношений, когда каждая единица коммуникации может являться, в свою очередь, порождающим текстом для иных направлений коммуникации.

Иными словами, в Интернете субъекты общения строят диалог с властью через выражение своего отношения к определенным социокультурным нормам и правилам, группам и индивидам, эти конвенции разделяющие.

Таким образом, самоидентификация определяет инициацию и развитие коммуникативного поведения в интернет-дискурсе, его содержание, обнаруживает представления рядовых горожан

0 политической, культурной и общественной жизни региона, стереотипные сценарии восприятия социальной реальности в информационном пространстве при обсуждении новостных сообщений о деятельности властных структур.

Контент-анализ читательских комментариев показал, что процесс самоидентификации чаще проявляется на социально-профессиональном уровне. Пользователи при обсуждении социальных и политических новостей апеллируют к абстрактно-обобщенному образу чиновника и политического деятеля, например: «Почему слуги народа живут лучше хозяина? Они же работают. А хозяин бездельничает» [11] (15.04.2015), что обнаруживает оппозиционность по отношению к большинству поступков, совершаемых представителями власти, а также в отношении любых информационных сообщений о жизни города и области. Такую стратегию можно охарактеризовать как агрессивно-иррациональное восприятие власти, которое не зависит от политических и идейных ориентаций. В откликах актуализируются следующие социальные стереотипы власти: «чиновник-бездельник», «демагог», «элита, оторвавшаяся от народа» и т. п. Такое обобщение обусловило и тематическое расширение читательской дискуссии. Как показал анализ развернутых обсуждений, новость становится поводом включить самые разные остросоциальные проблемы, которые напрямую не касаются информационного повода. Следует сказать о высокой частотности использования местоимения «они» в наименовании представителей власти, а также видовых понятий «чиновник», «сенатор», «депутат», обезличивающих этот образ, что еще больше подчеркивает разрыв между народом и властью. С другой стороны, в указанной нами стратегии при построении высказывания используются просторечия, окказионализмы и нелитературные формы названия чиновников и политиков: «чинуши», «дармоеды», «бездельники», «слизняки»1 и т. п.

1 Здесь и далее сохраняются лексика, орфография и пунктуация оригинала.

Это касается и коллективного образа: «сборище». Справедливости ради стоит отметить, что эта номинация используется и для характеристики сообщества комментаторов, что связывается с таким явлением, как троллинг, то есть сознательное коммуникативное действие явно провокационного характера с целью оживления, пролонгирования обсуждения. Нами также были обнаружены специфически южноуральские примеры дисфемизмов по отношению к представителям власти: «дорожные революционеры» [11] (15.04.2015) (предшествующий губернатор, а ещё раньше -бывший мэр города Челябинска М. В. Юревич в начале своего правления позиционировал себя как управленец, решающий проблемы инфраструктуры, организовал «Дорожную революцию»).

Отбор и наименование событий и имен из социально-политической сферы Челябинской области многими пользователями строится по принципу «отрицательной аналогии», то есть в обращении к схожим фактам, но имеющим негативную оценку, а значит, не требующих логических доказательств и конструктивного обсуждения. Например, комментарии к материалу «Областные власти приобретут у «Ростсельмаша» 100 комбайнов и косилок» [11] (17.04.2015): «Мне одному кажется, что мы обратно в СССР скатываемся, причем самых в худших проявлениях? А как же рыночная экономика? С нетерпением ждем появления госплана»; «Очередной откат? Роспил по Челябински? Как можно убыточным безурожайным несколько лет колхозникам которые не в состоянии купить бензин продавать технику которая еще и на ММК отчасти делается??? Понимать стоит так что государство субсидирует ММК - браво браво!!».

Но наибольшую враждебность в комментариях вызывают сообщения о действиях властей по стабилизации экологической обстановки в городе и области, часто это приводит к прямым враждебным выпадам: «Посадки ответственных чиновников будут? Или на крайней случай увольнения с миллионный штрафом они же ущерб населению и природе своим бездействием нанесли»; «Если чиновники бездействовали, то есть не выполняли свою обязанности, то за что они зп и премии получали? Пусть тогда эти деньги вычтут из их зарплат»; «В отставку ВСЕХ бездельников!» («Заводы и бездействие чиновников стали причинами смога в Челябинске», [11] 16.04.2015). «Вонища, невозможно дышать! Когда же нас травить перестанут...» («До вечера среды в Челябинске объявили неблагоприятные метеоусловия», [11] 15.04.2015). Здесь мы видим реализацию прагматического понимания природы власти как общественного договора, который нарушается одной из сторон. Апофеоз развития этой темы - в ситуации, развернувшейся вокруг предполагаемого строительства ГОКа около Челябинска, что продолжается и по сей день.

В исследованных комментариях практически не обнаружено маркёров религиозно-идеологического уровня самоидентификации, отсылающих к политическим взглядам коммуникантов. Например, искаженный вариант идеологемы «патриотизм» («путреатизм», [11] 16.04.2015). Но появление языковых средств, обозначающих идеологию, связано с конкретными событиями. Так, обсуждение новости «Дубровский поручил решить вопрос с проездом ветеранов войны в маршрутках» [11] (15.04.2015) породило дискуссию о политической жизни современной России и исторических фактах, в которой оформилось два лагеря. Первые участники строят свою самоидентификацию на неприятии идеи сильного государства, на отрицании официальной истории («коммунияки», «ничего не должен ветеранам»), вторые, используя типичные риторические средства, связанные с праздником победы («отдать долг», «огромное уважение и благодарность нашим ветеранам войны и труженикам тыла», «мы все в неоплатном долгу перед ветеранами»), готовы идти на компромисс с властью в особых условиях (праздник, трагедия, отношение к традиции). Но в целом эти примеры лишь доказывают индифферентность массовой аудитории по отношению к какой-либо идеологии. Диалог с властью строится не в поле политики, а по линии быта и решения повседневных проблем горожан и жителей области.

Для интернет-дискурса регионального центра также важны проявления национально-территориального уровня самоидентификации пользователей, так как они вербализируют представления о пространстве города, сложившиеся местные стереотипы. Здесь можно отметить стандартные номинации: «Урал», «Южный Урал», а также производные от них «южноуральцы». Однако основная оценка выражена в определениях, относящихся к городу («гнилая провинция», «бардак» и т. п.). Стоит отметить, что виртуальный образ городского пространства репрезентует социальную стратификацию, статус отдельных районов. Возникает оппозиция центр-окраина, семантика которой сводится к критике власти по поводу бездействия. Интересный пример дают отклики на сообщение «Троллейбусному маршруту в „Парковый" присвоили новый номер» [11] (15.04.2015),

в них новый район города Челябинска, получивший статус «бюджетного», и его нерешенные проблемы сравниваются с Крымом, с заботой государства о новом, также отдаленном регионе: «а в Чу-рилово че не люди? Че все бабло в Крым ввалили - а мы теперь путреотизм должны повышать???»; «В Чурилово будет ходить троллейбус 26х, после присоединения Аляски».

Вторая коммуникативная стратегия, используемая при языковом выражении самоидентификации, - ирония-провокация по отношению ко всему, что связано с деятельностью власти. Пользователи отказываются от диалога с властью, заменяя его на тотальный стеб, уже упоминавшийся троллинг. Это проявляется в нескольких формах. Во-первых, конструирование «квазисобытий» (условно-абсурдных), которые выступают как параллель к основному информационному сообщению. Например: «У них же всё хорошо. Дети накормлены, пристроены. Сами тоже не бедствуют. В больничку по первому требованию, отпуска на море. А тут люди со своими глупыми проблемами, только раздражают, и чего им всем приспичило?» («Южноуральский парламент занял шестое место по численности аппарата», [11] 15.05.2015); «Т.е. теперь для „законного" нарушения закона необходимо вызвать к месту нарушения соответствующие службы и нарушать закон при их „чутком контроле"? Класс! Пойду в субботу митинг организую (вызвав к месту полицию и прокуратуру), не согласованный с властями, перекрыв пр. Ленина в районе пл. Революции!» («В парке имени Гагарина под присмотром пожарных сожгли мусор», [11] 16.04.2015); «Так жалко и впрямь нищие. В недалеком будущем наши правнуки смеяться с нас будут, что как же вы так дожили и довели «слуг народа» до нищеты» («Депутаты Заксобрания Челябинской области отчитались о доходах», [11] 18.04.2015) и др.

Во-вторых, языковая игра: «Какие будут мнения, господа?», «что дэлать будэм, товарищи? Завидовать будэм!», «Работа нервная, пусть владеют» («Челябинские сенаторы отчитались о доходах за 2014 год», [11] 15.04.2015); «Город не пуганных „идиотов"» («В парке имени Гагарина под присмотром пожарных сожгли мусор», [11] 16.04.2015).

Однако в общем строе комментариев небольшое количество всегда принадлежит позитивно настроенным читателям, пытающимся поддержать действия власти. В высказываниях такого типа преобладает рациональное начало (но не всегда соответствующее объективной правде). Мы можем описать по этому принципу модели коммуникативного поведения, в основе которых лежит рациональное / иррациональное (обращенное к эмоциям, а не к разуму) начало.

Эти основания позволяют выделить наиболее распространенные типы коммуникантов в региональном информационном интернет-пространстве: эксперт - приводит конкретные факты, специальные сведения, логик - использует логические доказательства, обращается к рацио, эмоциональный критик - в высказываниях преобладает иррациональное начало, апелляция к личному опыту.

Требует отдельного освещения проблема такой лавинообразной популярности комментирования и автокомментирования в сети. Очевиден немаловажный психологический аспект этого явления. Во-первых, синдром авторства, притягивающий своей изначальной «статусностью» и элитарностью: написанное слово психологически увековечивают автора. Парадоксально с точки зрения смысла, но глубоко мотивировано с точки зрения психологии в этом ряду выглядят равноположными литературные произведения, наскальная живопись и ее современный «стен-но-заборный» вариант. При продлении этого наблюдения на комментарии - то же отмечаем и в комментариях профессионального экспертного плана, и в случайных, порой не выдерживающих критики ни здравого смысла, ни цензуры текстов.

Во-вторых, комментарии имеют психотерапевтический характер. Когда какой-либо факт действительности вызывает у нас негативную реакцию, мы стремимся изменить не устраивающий нас характер ситуации, как правило, с помощью активных действий. И чем выше «градус» нашего негодования, тем большую интенсивность действий можно предполагать. Но в ситуации «квазипубличного» (в смысле реальной реализованности поступка) интернет-пространства с психологической точки зрения комментарий является тем самым активным поступком, а с точки зрения реальной реализации качество его сомнительно. А потому вся активность переносится с реальных социальных площадок на их модели, клоны, где и происходит разрядка без действия. При попытке культурологического объяснения уместным представляется вспомнить теорию М. М. Бахтина о карнавальной культуре и традициях народного смеха [1], согласно которой народы, имеющие в своем арсенале прочную карнавальную традицию, в некотором смысле застрахованы

от революционных потрясений, поскольку накапливаемые социальные конфликты и противоречия «снимаются» в ситуации карнавальной смены ролей и функций.

Наблюдения за развитием «сферы комментариев» обнаружили константное деление аудитории на два почти одинаковых сегмента («за» и «против») по всем остросоциальным затрагиваемым проблемам. Эта ситуация крайне тревожна: она сигнализирует о готовности общества разделиться на два лагеря не только в виртуальном пространстве, но и на уровне гражданского общества. К счастью, ситуация гражданской войны оказалась не столь близка, в чем нас убедил анализ пользовательской коммуникации по поводу празднования 9 мая 2015 года (70-летие Победы) в Челябинске (напомним, властные структуры оказались не готовы к изменившимся условиям погоды, а нежелание отменить праздничные мероприятия при очевидном их провале вызвали бурю негативных эмоций). Пользователи сети выступили единым фронтом, первые комментарии появились уже утром во время парада, остальные - в течение следующих двух дней, все были едины в выборе общей лексемы «позор». Можно сделать вывод: пока у общества есть зримый «враг» в лице властных структур, независимо от уровня, против которого можно «объединяться», гражданская война нам не грозит.

Таким образом, самоидентификация жителей регионального центра в интернет-дискурсе укладывается в сценарий противостояния рядового горожанина и власти, который принимает форму агрессии-оппозиции или иронии-провокации, аккумулирует иррациональное начало и социальные стереотипы. В такой ситуации новые формы ведения диалога народ-власть не способствуют нахождению компромисса, затрудняют создание открытого информационного пространства, в рамках которого могли бы обсуждаться серьезные государственные проблемы.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - URL: http://www.bim-bad.ru/docs/bakhtin_rablai.pdf (дата обращения: 20.04.2015).

2. Данн, Дж. Найдем ли мы общий язык? Языковая фрагментация в эпоху глобализации [Текст] / Дж. Данн // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 4.

3. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс [Текст] / Ж. Женетт // Фигуры: Работы по поэтике: пер. с фр.: в 2 кн. / Ж. Женетт. - Кн. 2. - М.: Изд-во им. Сабашникова, 1998. - 435 с.

4. Иванчук, И. А. Риторическая категория разговорность в публичной речи носителей элитарного типа речевой культуры: ее специфика и функции [Текст] / И. А. Иванчук // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - Вып. 1. - С. 5-11.

5. Карицкая, Л. Ю. Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики (на материале газет Мурманского региона 2001-2008 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Л. Ю. Карицкая. - Калининград, 2011.

6. Нестерская, Л. А. Языковые средства формирования оценочности в современной публицистике [Текст] / Л. А. Нестерская // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2002. - Вып. 21. - 184 с.

7. Скороходова, Е. Ю. Некоторые особенности жанровых трансформаций в современной публицистике [Электронный ресурс] / Е. Ю. Скороходова. - URL: www.gramota.net/ materials/2/2008/1-1/51.html (дата обращения: 15.04.2015).

8. Солганик, Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в ХХ веке [Текст] / Г. Я. Солга-ник // Вестник Московского университета. - Сер. 10. Журналистика. - 2002. - № 2.

9. Солганик, Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.) [Текст] / Г. Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. - М.: МГУ, 1996. - Вып. 1.

10. Чепкина, Э. В. Журналистский дискурс: анализ практик [Текст] / Э. В. Чепкина, Л. В. Ени-на // Известия Уральского государственного университета. - Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 2 (89). - С. 76-85.

11. Новости онлайн / Челябинск. Агентство новостей. - URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline.

E. Y. Panova, V. V. Fedorov

THE VOICE OF THE PEOPLE: COMMENTS ON THE NEWS CITY PORTAL AS THE MONITORING OF SOCIAL TENSION

In the collective project research - monitoring review to identify sites of social tension. Analyzes the typology of review, their value-semantic and evaluative field and also gives a psychological explanation for such a wide and active presence review in modern society.

Keywords: comments, online discourse, social, society, news

References

1. Bakhtin, M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaja kul'tura Srednevekov'ja [=Creativity Francois Rabelais and folk culture of the middle Ages], available at: http://www.bim-bad.ru/docs/ bakhtin_rablai.pdf, accessed 20.04.2015. (In Russ.).

2. Dann, Dzh. (2004) Najdem li my obshhij jazyk? Jazykovaja fragmentacija v jepohu globalizacii [=Can we find a common language? Linguistic fragmentation in the era of globalization], in: Zhurnalistika i kul'tura russkoj rechi [=Journalism and culture of Russian speech], no. 4. (In Russ.).

3. Zhenett, Zh. (1998) Povestvovatel'nyj diskurs [=Narrative discourse], in: Figury: Raboty po pojetike [=Figure: studies in poetics], Vol. 2, Moscow, Izd-vo im. Sabashnikova, 435 p. (In Russ.).

4. Ivanchuk, I. A. (2004) Ritoricheskaya kategoriya razgovornost' v publichnoy rechi nositeley elitarnogo tipa rechevoy kul'tury: ee spetsifika i funktsii [=Rhetorical category conversational in public speaking, media elitist type of speech culture: its specificity and function], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [=Bulletin of the Tomsk state pedagogical University], Vol. 1, pp. 5-11. (In Russ.).

5. Karickaja, L. Ju. (2011) Jekspressivnye leksicheskie resursy sovremennojgazetnojpublicistiki (na materiale gazetMurmanskogo regiona 2001-2008 gg.): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [=Expressive lexical resources of a modern newspaper journalism (based on newspapers Murmansk Region 20012008): author. dis. ... cand. philology. sciences], Moscow, (In Russ.).

6. Nesterskaja, L. A. (2002) Jazykovye sredstva formirovanija ocenochnosti v sovremennoj publicistike [=Language means of formation evaluation in modern journalism], in: Jazyk, soznanie, kommunikacija: sb. st. [=Language, consciousness, communication: a collection of articles], ed. V. V. Krasnyh, A. I. Izotov, Moscow, Vol. 21, p. 184. (In Russ.).

7. Skorohodova, E. Ju. Nekotorye osobennosti zhanrovyh transformacij v sovremennojpublicistike [=Some features of genre transformations in modern journalism], available at: www.gramota.net/ materials/2/2008/1-1/51.html, accessed 20.04.2015. (In Russ.).

8. Solganik, G. Ja. (1996) Gazetnye teksty kak otrazhenie vazhnejshih jazykovyh processov v sovremennom obshhestve (1990-1994 gg.) [=Newspaper texts as a reflection of the major linguistic processes in modern society (1990-1994 gg.)], in: Zhurnalistika i kul'tura russkoj rechi [=Journalism and culture of Russian speech], vol. 1. (In Russ.).

9. Solganik, G. Ja. (2002) O zakonomernostjah razvitija jazyka gazety v XX veke [=Of the laws of language newspaper in the twentieth century], in: Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow University. Ser. 10. Journalism], no. 2. (In Russ.).

10. Chepkina, Je. V. and Enina L. V. (2011) Zhurnalistskij diskurs: analiz praktik [=Journalistic discourse: an analysis of practices], in: Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul 'tury [=News of the Ural state University. Ser. 1. The problems of education, science and culture], no. 2 (89), pp. 76-85. (In Russ.).

11. Novosti onlayn [=News online], available at: http://chelyabinsk.ru/text/newsline, accessed 20.04.2015. (In Russ.).

Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций. Elena_panova81@mail.ru

Федоров Василий Викторович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций. Vvf_82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.