Научная статья на тему 'Глаголы, характеризующие речевую деятельность человека в современном якутском языке'

Глаголы, характеризующие речевую деятельность человека в современном якутском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
676
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЫ РЕЧИ / СЕМАНТИКА / МНОГОЗНАЧНОСТЬ / SPEECH VERBS / SEMANTICS / POLYSEMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куличкина Матрена Дмитриевна

В статье дан краткий анализ лексем, входящих в лексико-семантическое поле «Глаголы речи». Материала показывает, что глаголы речи в современном якутском языке являются наиболее ярким и выразительным средством в акте общения, и представляют собой необходимый, весьма значительный слой лексики современного якутского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The verbs characterizing the speech activity of a person in the modern Yakut language

The article presents a short analysis of lexemes comprising the lexica-semantic field "Speech verbs". The given material shows that speech verbs of the modern Yakut language are the brightest and the most expressive means in the act of communication. They represent a necessary and quite numerous layer of lexis in the modern Yakut language.

Текст научной работы на тему «Глаголы, характеризующие речевую деятельность человека в современном якутском языке»

М.Д. Куличкина

Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха

Глаголы, характеризующие речевую деятельность человека в современном якутском языке

В последние годы, в частности, представителями Новосибирской сибировед-ческой научной школы на материалах разных языков проводится лексикологическое описание слов (Б.Б. Саналова [2004], О.Ю. Кокошникова [2004], Н.Н. Широбокова [2005], В.С. Барыс-Хоо [2006] и др.).

Глаголы речи в современном якутском языке до сих пор не были предметом специального изучения. Между тем, по степени употребления и распространения эти глаголы являются одной из основных лексических групп в словарном составе якутского языка.

Глаголы речи характеризуются общей категориально-лексической семой «речевое действие». Общим идентификатором является глагол санар 'говорить', который передает общий смысл речевого понятия 'говорить, сказать'. С помощью семы 'говорить', содержащейся в семантической структуре глагола санар, глаголы речи современного якутского языка передают различные характеристики речевой деятельности человека.

В данной статье, на основе «Якутско-русского словаря» [1972] (под редакцией П.А. Слепцова) и Академической картотеки современного якутского языка, рассматривается группа глаголов речи, характеризующих речевую деятельность человека, со значениями «осуждать», «упрекать» и «оскорблять» в современном якутском языке.

Как правило, эти глаголы трехвалентны. Соответственно, в ситуации речи присутствуют два участника коммуникации (говорящий и слушающий) и информационный компонент, или собственно информация, которая передается от одного участника к другому. Поэтому в контекстах ситуация речи уточняется обычно именно в этих аспектах, которые реализуются в характерных для глаголов речи позициях: позиция говорящего субъекта, позиция адресата речи, объектная позиция, обозначающая содержание высказывания. Основным признаком глаголов речи является цель и намерение говорящего, ради которого реализуется высказывание [Серль, 1986, с. 151-175].

В современном якутском языке функционирует группа глаголов речи, характеризующая речевую деятельность человека, со значениями 'осуждать' и семантически близкие к ней глаголы со значениями 'упрекать’ и ’оскорблять’.

К этой группе относятся глаголы речи: сэмэлээ ’порицать, осуждать кого-что-л.1; хокулаа ’осуждать; хулить’; омнуолаа 'осуждать кого-л., высказывать недовольство кем-л.', хомуруй 'укорять, корить, упрекать; порицать’; буруйдаа 1) 'обвинять в чем-л., порицать, осуждать за что-л.’; 2) 'наказывать, карать’.; холуннар 'чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.'; бакаа5ырт 'клеветать на кого-л., оговаривать, порочить кого-л.'; хобулаа 'доносить, наушничать; клеветать; сплетничать’; уох 'ругать, бранить, поносить; выговаривать кому-л.’; ньансааттаа 'без конца ругать, бранить кого-л.; выговаривать кому-л.’; ньахсай 'бесконечно покрикивать на кого-л., бранить,ругать кого-л.’.

Эти глаголы выражают общий смысл речевого понятия 'данная ситуация или действие плохое; говорящему она не нравится'.

Как показывает языковой материал, в данной ситуации в глаголах наличествует несколько значений речевой ситуации. Кроме этого, данные глаголы различаются и через мотивировки субъекта.

В некоторых глаголах говорящий характеризуется тем, что 'просто информирует собеседника о своей отрицательной оценке данного действия или ситуации'.

К ним относятся глаголы: сэмэлээ 'порицать, осуждать кого-что-л.'; хоку-лаа 'осуждать; хулить’; омнуолаа 'осуждать кого-л., высказывать недовольство кем-л.'.

Основным глаголом в данной подгруппе является словоформа сэмэлээ, которой передаются семы «порицать, осуждать кого-л». Например: - Бу дьон сурдэ-рин! - Катя сэмэлиир. - Акаабатах-сиэбэтэх дьонно дылы [Д АТС 1980, 53]. -

‘ Ужасные люди! Как будто они никогда не ели, не кушали, - осуждает Катя ’.

Глаголы хокулаа и омнуолаа имеют дополнительные пейоротивные компоненты 'хулить', 'чернить, клеветать'; 'высказывать недовольство кем-л.’.

Другие глаголы обозначают субъект, который преследует цель, 'чтобы адресат понял, что он поступал плохо, и чтобы он так больше не делал, а поступал так, как этого хочет говорящий'.

К ним относятся глаголы: хомуруй 'укорять, корить, упрекать; порицать’; буруйдаа 1) ’обвинять в чем-л., порицать, осуждать за что-л.’; 2) ’наказывать, карать’.

Здесь глагол хомуруй имеет семы «упрекать, порицать». Например: «Ити барыта эйигиттэн, эн кука5ан кики буоланнын», - диэн хомуруйан турааччы

[АФ II 1962, 377]. ’Иногда он начинает упрекать: «Это все из-за того, что ты плохой человек»’.

Глагол буруйдаа помимо семы «порицать» имеет дополнительный компоненты «обвинять, наказывать».

Намерение субъекта «испортить репутацию объекта, предать гласности свою отрицательную оценку» характеризуют глаголы: холуннар ’чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.’; бакаа5ырт ’клеветать на кого-л., оговаривать, порочить кого-л.’; хобулаа ’доносить, наушничать; клеветать; сплетничать’.

Все эти глаголы имеют различную эмоциональную окрашенность. Здесь более общее значение имеет глагол холуннар «чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.». Например: Кука5ан кики бэйэтин аргыстарын холуннара, намтата сылдьаахтыыр угэстээх [АА К 1958]. ‘Плохой человек имеет привычку чернить, унижать своих друзей ’.

Глаголы бакаа5ырт, хобулаа характеризуют не только «клеветать» но и обладают также дополнительным коннотативным значением с отрицательной экспрессивностью 'чернить’, ’доносить’, ’наущать’, ’порочить’, как и глагол холуннар.

Общее понятие речи «дать выход отрицательным эмоциям, злобе говорящего, таким образом, сделать неприятное адресату» констатируют глаголы: уох 'ругать, бранить, поносить’; ньансааттаа 'без конца ругать, бранить кого-л.; выговаривать кому-л.’; ньахсай 'бесконечно покрикивать на кого-л., бранить, ругать кого-л.’.

В данной подгруппе основной глагол уох имеет сему «ругать, бранить, поносить». Например: О5онньор харчы биэрэрин оннугар, уо5эн-мо5он, холдьо5он талкайдаан барбыта, онуоха остуолга сытар тимири ылан куттаары далай-бытым [СоД Уо 1981, 224]. ‘Вместо того, чтобы дать денег, старик начал ругаться, оскорблять, толкаться, и тогда я, чтобы напугать его, замахнулся железякой, лежавшей на столе ’.

Как показывает языковой материал, вторым компонентом семантической структуры этого глагола, является сема - “обозвать”: Сарсыныгар биир уол

кыыкыран: “Эрдээх кыыс”! - диэн уохтэ, онно МотуоНа ытаата [ББ СДь 1971, 86]. ‘На следующий день один парень, рассердившись, обозвал: “Замужняя девка!", и тогда Мотуоса заплакала ’.

Глагол ньансааттаа кроме основного значения имеет дополнительный компонент, констатирующий речевое действие говорящего «ругать постоянно, всегда»; а в глаголе ньахсай, кроме основного, наличествуют семы «долгое время ругать, бранить кого-л. очень сильно, очень громко».

Приведенный краткий анализ лексического материала показывает, что глаголы речи в современном якутском языке являются наиболее ярким и выразительным средством в акте общения, и представляют собой необходимый, весьма значительный слой лексики современного якутского языка.

Литература

Барыс-Хоо В.С. Лексико-семантическая группа глаголов движения в тувинском языке. Новосибирск, 2006.

Кокошникова О.Ю. Семантическая структура многозначности глагола в хакасском языке в сопоставлении с тюркскими языками Южной Сибири. Новосибирск, 2004.

Саналова Б.Б. Глаголы интеллектуальной деятельности в алтайском языке. Новосибирск, 2004.

Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986.

Широбокова Н.Н. Отношение якутского языка к тюркским языкам Южной Сибири. Новосибирск, 2005.

Якутско-русский словарь / Под ред. П. А. Слепцова. М., 1972.

Список сокращений

АА К - Амма Аччыгыйа (Н.Е. Мордвинов). Кэпсээннэр (Рассказы). Якутск, 1958.

АФ II - Афанасий Федоров. Талыллыбыт айымньылар. 2 т. Роман. СэИэннэр. Пьеса (Избранное. Т. 2. Роман. Повести. Пьеса). Якутск, 1962.

ББ СДь - Болот Боотур (В.С. Соловьев). Сааскы дьыбардар. Роман (Весенние заморозки. Роман). Якутск, 1971.

Д АТС - Далан (В. С. Яковлев) Аар тайгам суугуна (Шумит седая тайга. Повесть). Якутск, 1980.

СоД Уо - Софрон Данилов. Уот (Огонь). Якутск, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.