Гистология некоторых структурных компонентов тазовой полости у пушных зверей
ВН. Теленков, аспирант,
Г.А.Хонин, д.в.н, профессор, Омский ГАУ
Сравнительно-морфологические исследования нервов и нервных сплетений органов тазовой полости у пушных зверей клеточного содержания являются актуальной проблемой современной ветеринарной морфологии. Изучение морфологии различных видов пушных зверей позволяет раскрывать непознанные закономерности фило- и онтогенеза, адаптациогенеза этих животных к условиям клеточного содержания [1—3]. В тазовой полости локализуется комплекс органов, нормальное функционирование которых обеспечивает воспроизводство животных и высокое качество конечного продукта звероводства, поэтому сведения об иннервации
органов этой области имеют особую значимость.
Материал и методы. Объектами исследования служили самцы серебристо-черной лисицы, голубого песца, соболя, американской норки в возрасте 8—10 месяцев. Убой пушных зверей осуществлялся с соблюдением требований соответствующих инструкций.
Фрагменты нервов длиной 0,5—1 см маркировали, фиксировали в 12%-ном растворе нейтрального формалина и заключали в парафин по общепринятой методике. В зависимости от цели исследования срезы нервов толщиной 6—8 мкм, полученные на универсальном микротоме, окрашивали гематоксилин-эозином, по Ван-Гизону, по Маллори, суданом черным - В. Морфометрические измерения микроструктур проводили при
помощи винтового окуляр-микрометра МОВ-1-15 и окулярной микрометрической сетки. Для фотографирования микропрепаратов использовали фотоаппарат «ЕЬйгошс-В 100М» и микроскоп ^епатеё» при увеличении об. * 10, х20, *40 и ок. *10. Оценку статистической значимости полученных данных проводили с использованием 1-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Тазовый нерв снаружи покрыт эпиневрием — оболочкой из плотной волокнистой соединительной ткани. В структуре эпиневрия в большей степени встречаются коллагеновые волокна, в меньшей — эластические волокна и жировые клетки. Нервные волокна окружены плотными соединительнотканными оболочками — периневрием. Между отдельными нервными волокнами располагается эндоневрий, представляющий собой рыхлую волокнистую соединительную ткань.
Толщина эпи- и периневрия в тазовых нервах пушных зверей клеточного содержания (М±т)
Примечание. В таблице: л — лисица (п — правая, л — левая сторона), п — песец (п — правая, л — левая сторона), с — соболь (п — правая, л — левая сторона), н — норка (п — правая, л — левая сторона). Достоверность различий рассчитана внутри группы — между самцом и самкой (*) и между правой и левой стороной тела (+) у самцов и самок
Нами выявлены значительные различия внут-риствольной архитектоники тазовых нервов исследованных животных. Степень развития эпи-неврия тазового нерва имеет значительные видовые и внутривидовые различия. Так, максимальная толщина эпиневрия (97,6+12,5 мкм) отмечается в тазовых нервах лисицы, а минимальная (11,2+4,2 мкм) — у соболя (таблица).
Наиболее асимметрична структура эпиневрия левого тазового нерва у лисицы. В этих нервах разница между самым тонким и самым толстым участками эпиневрия составляет от 56,3 мкм до 61,8 мкм соответственно. Достоверная двусторонняя асимметрия по толщине эпиневрия тазового нерва выявлена у лисицы и норки.
Для периневрия тазового нерва характерна незначительная вариабельность. Имеется некоторое преобладание толщины периневрия тазового нерва у собачьих (лисицы, песца).
Максимальная площадь тазового нерва характерна для лисицы (справа). Выраженные признаки асимметрии по толщине наблюдаются у лисицы, соболя и норки. При этом, как правило, толщина правого нерва больше, чем левого, за исключением норки, у которой левый тазовый нерв толще правого.
Соединительная ткань на поперечном срезе тазового нерва у различных животных занимает от 29,2% до 54,6%. Максимальное содержание соединительной ткани характерно для тазового нерва норки. У лисицы, песца и норки выявляется асимметрия строения тазового нерва по содержанию и структуре соединительной ткани.
Нервные волокна в составе тазового нерва сгруппированы в пучки, которые разделены плотной соединительной тканью. Максимальное количество нервных пучков выявлено у песца и соболя (до 6 пучков).
Большинство нервных волокон тазового нерва — миелиновые диаметром 5,1—8 мкм. В два раза меньше (21,7—27,7%) содержится мало- и безми-елиновых волокон, еще меньше тонких (11,7— 25,3%) и толстых (0,3—5,3%) миелиновых волокон. Наибольшая вариабельность по содержанию различных типов нервных волокон характерна для норки, наименьшая — для лисицы. Самое большое количество толстых миелиновых нервных волокон отмечено у песца.
Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о существовании общих принципов и выраженных особенностей внутри-ствольного строения тазового нерва собачьих и куньих. У всех животных тазовые нервы — сложные, чаще малопучковые, с хорошо развитыми соединительнотканными оболочками. Нервные пучки на 50—60% состоят из средних миелиновых волокон. Мало- и безмиелиновые нервные волокна составляют от 20% до 30% всех волокон. Видовые особенности и асимметрия внутри-ствольного строения тазового нерва определяются неодинаковым развитием в нерве соединительной ткани, расстоянием между пучками, их количеством. Все это отражается на площади поперечного сечения одноименных нервов правой и левой сторон. При этом наибольшей вариабельностью отличается строение эпиневрия. Перинев-рий — более стабильная структура. Следует отметить, что мы не выявили зависимости количества нервных пучков от степени развития соединительной ткани. Однако существует зависимость между толщиной эпиневрия и количеством нервных пучков. Чем меньше пучков, тем толще эпиневрий. Вероятно, подобные комбинационные отличия во внутриствольном строении тазового нерва отражают особенности формирования нервов в онтогенезе и свидетельствуют о значительной роли механизмов рекомбинации нервных волокон в процессе формообразования тазового
Г руппа животных Эпиневрий, мкм Периневрий, мкм
тонкие участки толстые участки
л-самец-п л-самец-л п-самец-п п-самец-л с-самец-п с-самец-л н-самец-п н-самец-л 70,4±8,8 16,8±4,6+ 24,0±7,3 31,6±8,2 11,2±4,2 19,6±2,8 20,8±3,2 40,0±8,0+ 97,6±12,5 73,1±11,9 64,8±15,6 51,2±8,4 41,6±15,2 24,0±2,0 65,6±15,2 60,8±9,9 4,27±0,17 3,65±0,45 3,20±0,70 3,10±0,24 3,39±0,41 3,18±0,19 3,38±0,16 2,89±0,29
нерва. Мы считаем, что именно за счет механизмов рекомбинации нервных волокон появляется столь значительная вариабельность внутри-ствольного строения тазовых нервов у пушных зверей.
Каждый нерв мы рассматриваем, прежде всего, как сложнейший комплекс различных в морфологическом отношении нервных волокон. Качественный и количественный состав одноименных нервов у изученных пушных зверей имеет видовые, половые и индивидуальные особенности. Анализ собственного фактического материала и сопоставление его со сведениями, имеющимися в специальной литературе, показывает, что существуют определенные закономерности внутриствольной архитектоники нервов. В связи с этим мы разделяем мнения А.Н. Макси-менкова [4], Н.В. Михайлова [5] и С.И. Ефимова [6] о том, что внутриствольная структура нервов, особенно пучковое строение, имеет определенные видовые особенности. Более того, мы утверждаем, что внутриствольная архитектоника вегетативных нервов имеет также индивидуальные особенности. Это в полной мере относится к тазовым нервам.
Нами выявлены различия внутриствольной архитектоники нервов, образующих тазовое сплетение. Выраженные признаки асимметрии по площади поперечного сечения тазовых нервов наблюдаются у лисицы, соболя и норки. При этом, как правило, площадь правого тазового нерва
больше, чем левого. Исключение составляют норки, у которых левый тазовый нерв толще правого. Коэффициент вариабельности (КВ) по площади сечения тазовых нервов равен 0,88.
У лисицы, песца и норки выявляется асимметрия строения тазовых нервов по содержанию в их структуре соединительной ткани. КВ по этому показателю составляет 0,44. Отмеченная асимметрия объясняется неодинаковым развитием в нервах соединительной ткани и расстоянием между пучками, что согласуется с данными В.Л. Лебедева [7].
Литература
1. Жеребцов, Н.А. Возрастные особенности морфологии тазового сплетения у собак // Ученые записки Казанского ветеринарного института им. Н.Э. Баумана: сб. науч. тр. Казань, 1962. Т. 85. С. 89-94.
2. Ноздрачев, А.Д. Периферическая нервная система / А.Д. Ноздрачев, Е.И. Чумасов. СПб.: Наука, 1999. 281 с.
3. Юдичев, Ю.Ф. Сравнительная анатомия вегетативного отдела нервной системы наземных позвоночных // Макромикроморфология сельскохозяйственных животных и пушных зверей клеточного содержания: сб. науч. тр. / ОмСХИ. Омск, 1992. С. 4-7.
4. Максименков, А.Н. Особенности внутри ствольного строения периферических нервов //Тез. докл. Всесоюзного совещания по нейроморфологии: сб. науч. тр. Л., 1952. С. 28—29.
5. Михайлов, Н.В. Клиническая неврология: морфофункциональный анализ. Казань, 1976. С. 26—42.
6. Ефимов, С.И. Сравнительная макромикроанатомия тройничного нерва и его связей с вегетативными ганглиями головы собаки и пушных зверей из отряда хищных. Омск, 2000. 191 с.
7. Лебедев, В.Л. Типы строения тазового сплетения соболя и американской норки // Материалы Всероссийской науч-но-методической конференции патологоанатомов ветеринарной медицины (20—22 сентября 2000 г.): сб. науч. тр./ ИВМ ОмГАУ. Омск, 2000. С. 344-345.