Научная статья на тему 'Гис-образование. Миф или реальность'

Гис-образование. Миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Автоматизация в тематической картографии»

CC BY
1665
315
Поделиться
Ключевые слова
геоинформационные системы / геоматика / гис-образование

Похожие темы научных работ по геодезии и картографии , автор научной работы — Евдокимов А.А., Патракеев И.М.,

This article discribes the using of geoinformation systems and technologes in education. A new field of science -geomatics is considered.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Гис-образование. Миф или реальность»

УДК 681.32

ГИС-ОБРАЗОВАНИЕ. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

А.А. Евдокимов, доцент, к.т.н., ХНАДУ, И.М. Патракеев, доцент, к.т.н., Национальная академия городского хозяйства

Аннотация. Описано использование геоинформационных систем и технологий в сфере образования. Рассматривается новое направление в науке - геоматика.

Ключевые слова: геоинформационные системы, геоматика, ГИС-образование.

Введение

Геоинформационные системы (ГИС) и технологии начинают играть все более важную роль в задачах социально-экономического, политического и экологического развития и управления природным, производственным и трудовым потенциалом в национальных интересах [1].

В настоящее время информационные материалы, созданные на базе ГИС-технологий, а также геоинформационные знания и навыки, становятся одним из наиболее востребованных товаров на внутреннем и внешнем рынке.

Однако уровень подготовки уже имеющихся специалистов оставляет желать лучшего. В качестве одной из причин такого состояния следует выделить отсутствие опыта выполнения комплексных и отраслевых ГИС-проектов различного территориального охвата.

Вместе с тем, необходимо отметить, что многие ведомства и организации не обладают квалифицированными кадрами, знающими как использовать ГИС-технологии, какие данные могут быть истребованы для принятия решений. Они также не владеют современными аппаратно-программными работами с пространственными базами данных

Цель и постановка задачи

Цель данной статьи - показать проблемы, возникающие в сфере ГИС-образования, представить пути их решения.

Геоматика как новое направление в науке

В настоящее время существует разрыв между масштабом задач по освоению и использованию ГИС-технологий и сложившимся уровнем разви-

тия профессионального геоинформационного образования и обучения.

Существующая недостаточно координированная, невнятная, организационная работа на муниципальном уровне порождает проблемы, которые могут быть решены только профессиональными кадрами, владеющими современными геоинформационными знаниями и навыками.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ГИС-образование имеет специфические черты, которые отличают его от других направлений подготовки:

- междисциплинарный характер;

- широкое количество приложений;

- высокая информационная насыщенность;

- двойственное начало: географическое и инже-нерное[2].

Эти особенности создают проблемы ГИС-об-разования, которые сдерживают его развитие. Расширение области применения ГИС-техно-логий привело к появлению самостоятельной отрасли производства и потребления: геоинформационной индустрии. Основными видами профессиональной деятельности в ГИС-индустрии являются:

- накопление, обновление и распространение цифровых геопространственных данных;

- проектирование баз геопространственных данных;

- проектирование географических информационных систем;

- планирование, управление геоинформационными проектами; разработка, эксплуатация и развитие ГИС;

- распространением геоинформационных услуг;

- профессиональным геоинформационным образованием и обучением ГИС-технологиям.

Если попытаться построить «схему функционального взаимодействия» между различными

ГИС-профессиями в пределах какой-либо идеальной организации, то может быть предложена следующая расстановка (рис. 1).

Рис. 1. Схема должностного взаимодействия между различными геоинформационными профессиями

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Согласно схеме ключевыми фигурами в геоинформационной деятельности следует считать ГИС-менеджера и ГИС-специалиста, которые должны обладать системными знаниями и навыками работы в области проектирования, создания, эксплуатации и развития ГИС. Из рисунка видно, что на ГИС-аналитика возлагается постановка и выполнение пользовательских задач, ГИ-С-специалист решает задачи проектирования и эксплуатации ГИС, ГИС-программист обеспечивает системное сопровождение и разработку прикладных программ, на ГИС-техника возлагаются вопросы технического сопровождения и эксплуатации ГИС-проектов.

Обобщенный профессиональный портрет ГИ-С-специалиста можно представить как профессионала, способного:

- уметь разрабатывать концептуальную геоинформационную модель предметной области;

- оценивать возможность реализации концептуальной геоинформационной модели с помощью современных ГИС-технологий;

- разрабатывать бизнес-план, программу работ и другую документацию, которая регламентирует реализацию ГИС-проекта;

- организовывать и управлять разработкой и созданием ГИС-проектов;

- анализировать пути и средства дальнейшего развития и совершенствования ГИС-проектов с целью дальнейшей адаптации проектов к решаемым задачам.

Как интегрирующая система своим появлением ГИС обязаны таким дисциплинам как: география, математика, геодезия, информатика, теория управления, топография, статистика, картография, фотограмметрия [3]. Возникает необходимость в формировании самостоятельного направления подготовки ГИС-специалистов новой, междисциплинарной формации.

Таким образом, речь идет о становлении нового направления в науке - геоматики. Геоматика определяется как «сфера деятельности в науке и технике, имеющая дело с использованием информационных технологий и средств коммуникации для сбора, хранения, анализа, представления, распространения и управления пространственно-координированной информацией, обеспечивающей принятие решений».

Данное направление уже давно признано в России. Там создан комитет по стандартизации в области геоматики.

Рассмотрим геоматику с трех позиций: как науку, технологию и производство.

1. Геоматика - научная дисциплина, изучающая геосистемы (их структуру, связи, динамику, функционирование в пространстве-времени) посредством компьютерного моделирования. Иначе говоря, геоматика - это особое средство моделирования и познания геосистем.

2. Геоматика - технология (ГИС-технология) сбора, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированной информации с целью решения задач инвентаризации, оптимизации, управления геосистемами.

3. Геоматика - производство (геоинформационная индустрия) аппаратных средств и программных продуктов, включая создание баз и банков данных, систем управления, стандартных (коммерческих) ГИС-оболочек разного целевого назначения и проблемной ориентации. Сюда же относится формирование ГИС-инфраструктуры и организации маркетинга.

Геоматика должна иметь приоритетные контакты со следующими группами наук:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- науки о Земле - география, геология, геофизика, почвоведение, ландшафтоведение и т. д.;

- социально-экономические науки - демография, экономика, социология и т. д.;

- науки о взаимодействии природы и общества -экология, природопользование;

- науки-методы - картография, дистанционное зондирование, статистика;

- физико-технические науки - электроника, оптика, техника, фотограмметрия и др.;

- математические науки - математика, кибернетика и т. п.;

- информатика и компьютерные науки;

- логико-философские науки - теория моделирования, теория познания, общая теория систем, лингвистика и другие науки этого ряда.

Рис. 2. Геоматика в системе наук

В заключение необходимо отметить значимость ГИС-образования на современном этапе социально-экономического развития общества. Это прежде всего:

- возможность комплексного решения природно-экономических и социальных задач;

- дает возможность освоить новые методы и средства обработки данных, которые обеспечивают высокую наглядность отображения разнородной информации;

- представляет новые методы обработки и анализа пространственной информации;

- предоставляет современные средства оперативного решения задач управления, оценки и контроля окружающих процессов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о продолжающемся процессе формирований особой (геоинформационной) группы профессий,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

сопровождающем становление и развитие геоинформационной индустрии как самостоятельной междисциплинарной отрасли производства и потребления.

Выводы

Таким образом, ГИС-образование находится в начале своего пути и на передовом рубеже в единой системе подготовки специалистов в области информационных технологий, а геоинформационные системы и технологии являются интегральным и стратегическим направлением дальнейшей информатизации нашего общества.

Геоинформационное образование должно стать частью системы общего и специального образования, включая все образовательные уровни, то есть перерасти в систему непрерывного образования.

Геоинформационная подготовка должна стать одним из системнообразующих факторов формирования в учащихся образного, аналитического системно-пространственного мышления на всех пространственных уровнях - дошкольное; среднее, включая допрофессиональную подготовку; начальное профессиональное; среднее профессиональное; высшее профессиональное; высшее специальное; поствузовское.

Литература

1. Геоинформатика и образование. Вторая все-

российская конференция. Организаторы: ГИС-Ассоциация, Министерство общего и профессионального образования, Российская академия. - Москва, 25-26 марта 1998.

- С. 22-25.

2. Берлянт А.М. Геоинформатика: наука, техно-

логия, учебная дисциплина // Вестник моск. ун-та. Сер. географич. - 1992. - № 2.

- С. 16-23.

3. Берлянт А.М. Государственный образователь-

ный стандарт по геоинформационным системам и проблемы деятельности Комитета ГИС-образование ГИС-ассоциации. Ин-форм. бюл. ГИС-Ассоциации. - 1997. - №1.

- С. 52-53.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Метешкин К.А. Моделирование коллективного

разума вуза: гипотеза, проблема, прагматическая ценность. Экспертные оценки элементов учебного процесса: Программа и материалы IV межвуз. науч.-метод. конф., Харьков, 31 окт. 2002 г. - Харьков, 2002. -С. 22-25.

Рецензент: О.П. Алексеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ

Статья поступила в редакцию 20 марта 2006 г.