УДК 681.32
ГИС-ОБРАЗОВАНИЕ. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
А.А. Евдокимов, доцент, к.т.н., ХНАДУ, И.М. Патракеев, доцент, к.т.н., Национальная академия городского хозяйства
Аннотация. Описано использование геоинформационных систем и технологий в сфере образования. Рассматривается новое направление в науке - геоматика.
Ключевые слова: геоинформационные системы, геоматика, ГИС-образование.
Введение
Геоинформационные системы (ГИС) и технологии начинают играть все более важную роль в задачах социально-экономического, политического и экологического развития и управления природным, производственным и трудовым потенциалом в национальных интересах [1].
В настоящее время информационные материалы, созданные на базе ГИС-технологий, а также геоинформационные знания и навыки, становятся одним из наиболее востребованных товаров на внутреннем и внешнем рынке.
Однако уровень подготовки уже имеющихся специалистов оставляет желать лучшего. В качестве одной из причин такого состояния следует выделить отсутствие опыта выполнения комплексных и отраслевых ГИС-проектов различного территориального охвата.
Вместе с тем, необходимо отметить, что многие ведомства и организации не обладают квалифицированными кадрами, знающими как использовать ГИС-технологии, какие данные могут быть истребованы для принятия решений. Они также не владеют современными аппаратно-программными работами с пространственными базами данных
Цель и постановка задачи
Цель данной статьи - показать проблемы, возникающие в сфере ГИС-образования, представить пути их решения.
Геоматика как новое направление в науке
В настоящее время существует разрыв между масштабом задач по освоению и использованию ГИС-технологий и сложившимся уровнем разви-
тия профессионального геоинформационного образования и обучения.
Существующая недостаточно координированная, невнятная, организационная работа на муниципальном уровне порождает проблемы, которые могут быть решены только профессиональными кадрами, владеющими современными геоинформационными знаниями и навыками.
ГИС-образование имеет специфические черты, которые отличают его от других направлений подготовки:
- междисциплинарный характер;
- широкое количество приложений;
- высокая информационная насыщенность;
- двойственное начало: географическое и инже-нерное[2].
Эти особенности создают проблемы ГИС-об-разования, которые сдерживают его развитие. Расширение области применения ГИС-техно-логий привело к появлению самостоятельной отрасли производства и потребления: геоинформационной индустрии. Основными видами профессиональной деятельности в ГИС-индустрии являются:
- накопление, обновление и распространение цифровых геопространственных данных;
- проектирование баз геопространственных данных;
- проектирование географических информационных систем;
- планирование, управление геоинформационными проектами; разработка, эксплуатация и развитие ГИС;
- распространением геоинформационных услуг;
- профессиональным геоинформационным образованием и обучением ГИС-технологиям.
Если попытаться построить «схему функционального взаимодействия» между различными
ГИС-профессиями в пределах какой-либо идеальной организации, то может быть предложена следующая расстановка (рис. 1).
Рис. 1. Схема должностного взаимодействия между различными геоинформационными профессиями
Согласно схеме ключевыми фигурами в геоинформационной деятельности следует считать ГИС-менеджера и ГИС-специалиста, которые должны обладать системными знаниями и навыками работы в области проектирования, создания, эксплуатации и развития ГИС. Из рисунка видно, что на ГИС-аналитика возлагается постановка и выполнение пользовательских задач, ГИ-С-специалист решает задачи проектирования и эксплуатации ГИС, ГИС-программист обеспечивает системное сопровождение и разработку прикладных программ, на ГИС-техника возлагаются вопросы технического сопровождения и эксплуатации ГИС-проектов.
Обобщенный профессиональный портрет ГИ-С-специалиста можно представить как профессионала, способного:
- уметь разрабатывать концептуальную геоинформационную модель предметной области;
- оценивать возможность реализации концептуальной геоинформационной модели с помощью современных ГИС-технологий;
- разрабатывать бизнес-план, программу работ и другую документацию, которая регламентирует реализацию ГИС-проекта;
- организовывать и управлять разработкой и созданием ГИС-проектов;
- анализировать пути и средства дальнейшего развития и совершенствования ГИС-проектов с целью дальнейшей адаптации проектов к решаемым задачам.
Как интегрирующая система своим появлением ГИС обязаны таким дисциплинам как: география, математика, геодезия, информатика, теория управления, топография, статистика, картография, фотограмметрия [3]. Возникает необходимость в формировании самостоятельного направления подготовки ГИС-специалистов новой, междисциплинарной формации.
Таким образом, речь идет о становлении нового направления в науке - геоматики. Геоматика определяется как «сфера деятельности в науке и технике, имеющая дело с использованием информационных технологий и средств коммуникации для сбора, хранения, анализа, представления, распространения и управления пространственно-координированной информацией, обеспечивающей принятие решений».
Данное направление уже давно признано в России. Там создан комитет по стандартизации в области геоматики.
Рассмотрим геоматику с трех позиций: как науку, технологию и производство.
1. Геоматика - научная дисциплина, изучающая геосистемы (их структуру, связи, динамику, функционирование в пространстве-времени) посредством компьютерного моделирования. Иначе говоря, геоматика - это особое средство моделирования и познания геосистем.
2. Геоматика - технология (ГИС-технология) сбора, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированной информации с целью решения задач инвентаризации, оптимизации, управления геосистемами.
3. Геоматика - производство (геоинформационная индустрия) аппаратных средств и программных продуктов, включая создание баз и банков данных, систем управления, стандартных (коммерческих) ГИС-оболочек разного целевого назначения и проблемной ориентации. Сюда же относится формирование ГИС-инфраструктуры и организации маркетинга.
Геоматика должна иметь приоритетные контакты со следующими группами наук:
- науки о Земле - география, геология, геофизика, почвоведение, ландшафтоведение и т. д.;
- социально-экономические науки - демография, экономика, социология и т. д.;
- науки о взаимодействии природы и общества -экология, природопользование;
- науки-методы - картография, дистанционное зондирование, статистика;
- физико-технические науки - электроника, оптика, техника, фотограмметрия и др.;
- математические науки - математика, кибернетика и т. п.;
- информатика и компьютерные науки;
- логико-философские науки - теория моделирования, теория познания, общая теория систем, лингвистика и другие науки этого ряда.
Рис. 2. Геоматика в системе наук
В заключение необходимо отметить значимость ГИС-образования на современном этапе социально-экономического развития общества. Это прежде всего:
- возможность комплексного решения природно-экономических и социальных задач;
- дает возможность освоить новые методы и средства обработки данных, которые обеспечивают высокую наглядность отображения разнородной информации;
- представляет новые методы обработки и анализа пространственной информации;
- предоставляет современные средства оперативного решения задач управления, оценки и контроля окружающих процессов.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о продолжающемся процессе формирований особой (геоинформационной) группы профессий,
сопровождающем становление и развитие геоинформационной индустрии как самостоятельной междисциплинарной отрасли производства и потребления.
Выводы
Таким образом, ГИС-образование находится в начале своего пути и на передовом рубеже в единой системе подготовки специалистов в области информационных технологий, а геоинформационные системы и технологии являются интегральным и стратегическим направлением дальнейшей информатизации нашего общества.
Геоинформационное образование должно стать частью системы общего и специального образования, включая все образовательные уровни, то есть перерасти в систему непрерывного образования.
Геоинформационная подготовка должна стать одним из системнообразующих факторов формирования в учащихся образного, аналитического системно-пространственного мышления на всех пространственных уровнях - дошкольное; среднее, включая допрофессиональную подготовку; начальное профессиональное; среднее профессиональное; высшее профессиональное; высшее специальное; поствузовское.
Литература
1. Геоинформатика и образование. Вторая все-
российская конференция. Организаторы: ГИС-Ассоциация, Министерство общего и профессионального образования, Российская академия. - Москва, 25-26 марта 1998.
- С. 22-25.
2. Берлянт А.М. Геоинформатика: наука, техно-
логия, учебная дисциплина // Вестник моск. ун-та. Сер. географич. - 1992. - № 2.
- С. 16-23.
3. Берлянт А.М. Государственный образователь-
ный стандарт по геоинформационным системам и проблемы деятельности Комитета ГИС-образование ГИС-ассоциации. Ин-форм. бюл. ГИС-Ассоциации. - 1997. - №1.
- С. 52-53.
4. Метешкин К.А. Моделирование коллективного
разума вуза: гипотеза, проблема, прагматическая ценность. Экспертные оценки элементов учебного процесса: Программа и материалы IV межвуз. науч.-метод. конф., Харьков, 31 окт. 2002 г. - Харьков, 2002. -С. 22-25.
Рецензент: О.П. Алексеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ
Статья поступила в редакцию 20 марта 2006 г.