Научная статья на тему 'Гипотезы о времени появления каринских татар на территории Вятского края в свете археологических источников'

Гипотезы о времени появления каринских татар на территории Вятского края в свете археологических источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
969
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКИ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КАРИНСКИЕ ТАТАРЫ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КАРИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / TURKS / VOLGA BULGARIA / GOLDEN HORDE / KARINSKIE TATARS / ARCHAEOLOGICAL RESEARCH / KAZAN KHANATE / KARINO SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Андрей Владимирович

В статье рассматриваются основные версии появления каринских (нухратских) татар на территории современной Кировской области в свете археологических данных. Основное внимание уделено описанию археологических памятников в окрестностях с. Карино. Дано описание Каринского городища и выявлены некоторые параллели с городищами булгаро-татарского типа. Появление каринских татар отнесено к XV в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hypotheses about the time of occurrence carinskih tatars on the territory of Vyatka region in the light of archeological sources

The article considers the basic version of the appearance carinskih (nuhratsku) tatars on the territory of modern Kirov region in the light of archaeological information. The main attention is paid to the description of archaeological sites in the vicinity of the village of Carino. The description of Carino settlement and identified some parallels with the settlements of Bulgar-Tatar type. The emergence carinskih tatars attributed to the XV century.

Текст научной работы на тему «Гипотезы о времени появления каринских татар на территории Вятского края в свете археологических источников»

ИСТОРИЯ

УДК 902.6:94(470.342)

А. В. Егоров

Гипотезы о времени появления каринских татар на территории Вятского края в свете археологических источников

В статье рассматриваются основные версии появления каринских (нухратских) татар на территории современной Кировской области в свете археологических данных. Основное внимание уделено описанию археологических памятников в окрестностях с. Карино. Дано описание Каринского городища и выявлены некоторые параллели с городищами булгаро-татарского типа. Появление каринских татар отнесено к XV в.

The article considers the basic version of the appearance carinskih (nuhratsku) tatars on the territory of modern Kirov region in the light of archaeological information. The main attention is paid to the description of archaeological sites in the vicinity of the village of Carino. The description of Carino settlement and identified some parallels with the settlements of Bulgar-Tatar type. The emergence carinskih tatars attributed to the XV century.

Ключевые слова: тюрки, Волжская Булгария, Золотая Орда, каринские татары, археологические исследования, Каринское городище, Казанское ханство.

Keywords: Turks, Volga Bulgaria, Golden Horde, karinskie Tatars, archaeological research, Karino settlement, Kazan khanate.

На территории Слободского района Кировской области расположено старинное татарское село Карино, где проживает особая этнографическая группа татар - каринские (нухрат-ские) татары, которые считаются этнотерриториальным кустом чепецкой группы казанских татар. Окрестности села Карино, а в частности появление там представителей тюркского этноса, с дореволюционных времен и до настоящего времени привлекали к себе пристальное внимание многих историков и краеведов. Появлению данной этнографической группы на территории Вятского края посвящен ряд научных гипотез, которые, как правило, тесно связаны с вопросами появления и дальнейшего развития тюркских народов на территории всего Камско-Вятского междуречья. Большинство исследований строятся на основании имеющихся письменных документов, лингвистических и этнографических данных. В данный момент наметилась определенная исчерпанность этих традиционных источников по истории каринских татар и представляется актуальным рассмотреть вопросы их происхождения в свете археологических данных, до сих пор используемых крайне недостаточно. Сами по себе время и обстоятельства появления каринских татар на территории Вятского края являются важными вопросами средневековой истории, в прояснении которых археологические данные чрезвычайно важны, а при исчерпанности письменных источников могут являться решающими. Как отмечал признанный специалист в области теоретической археологии Л. С. Клейн, подчеркивая важность археологических источников для реконструкции этнических процессов Средневековья, «письменные источники практически оказались исчерпанными, а перспективы их пополнения почти что равны нулю, тогда как археология непрерывно обогащается новыми важными фактами и за каждые три десятилетия удваивает количество своих источников» [1]. Данное утверждение вполне справедливо и при рассмотрении гипотез о появлении каринских татар на территории Вятского края.

© Егоров А. В., 2014 46

Среди разнообразных версий существует оригинальное мнение, высказанное А. Х. Ха-ликовым, о раннем появлении представителей тюркского этноса в окрестностях с. Карино. Ученый считал, что каринские татары восходят к некоему раннему тюрко-угорскому населению, которое на р. Чепце и Средней Каме контактировало с обитавшими там древнеудмурт-скими племенами [2]. Данная идея, вероятно, служила дополнением к отстаиваемой ученым концепции о ранней тюркизации Камско-Вятского междуречья еще в добулгарскую эпоху [3]. Теории о заселении данных мест в добулгарский период сегодня считаются весьма спорными и большинством ученых не разделяются. В районе с. Карино и ближайшей округе не выявлено ни археологических памятников, ни отдельных находок, подтверждающих существование здесь тюркского населения в добулгарский период.

Ряд исследователей придерживался гипотезы о появлении первых тюркских поселенцев в районе с. Карино в булгарскую эпоху. Так, П. М. Сорокин отмечал, что «для исследователя древнейшей истории Вятского края каринцы интересны в том отношении, что некоторые данные связывают их с государством волжско-камских болгар... Именно каринцы-кня-зья представляются наследниками власти предполагаемых болгарских владетелей» [4]. М. Г. Худяков видел в каринских татарах потомков булгар, бежавших от монголо-татар на север и осевших на нижнем течении р. Чепцы [5]. Этой же версии придерживается и ряд других исследователей [6]. Булгарский домонгольский период (X - первая половина XIII в.) действительно характеризуется заметным увеличением тюркского компонента среди автохтонного населения Камско-Вятского региона. Это происходило в основном за счет активизации торгово-экономических и культурных контактов между волжскими булгарами и финно-угорским населением региона. Период Х-Х^ вв. М. В. Талицкий «с полным основанием» называл «болгарской эпохой в истории народов Прикамья» [7]. Этот тезис доказан огромным количеством артефактов, найденных на средневековых памятниках Пермского и Удмуртского Предуралья. На данных территориях обнаружены многочисленные предметы булгарского импорта - керамика, украшения, оружие, орудия труда - и даже выделены памятники с многоэтничным составом населения. Однако на территории Кировской области булгарские находки почти не встречаются, кроме, возможно, территорий Афанасьевского района, который в археологическом плане ближе к древностям Пермского Предуралья. Немногочисленные булгарские находки домонгольского периода в основном обнаружены на крупных городищах, являвшихся первыми укрепленными форпостами русских поселенцев на данных территориях, и, как справедливо отмечает Л. Д. Макаров, «безусловно, что подавляющая часть находок, включая и керамику, попала на Вятку как результат торговых контактов и использовалась здесь местным не рядовым населением» [8]. Не обнаружены бул-гарские материалы и в с. Карино. Выявленные в ходе археологических исследований в окрестностях села памятники археологии материалов домонгольского периода не содержат вообще [9]. В последнее время появился ряд работ местных краеведов, в которых на Средней Вятке помещаются целые «булгарские» города и провинции, чуть ли не с V в. н. э. [10] Отметим, что данные выводы не соотносятся с археологическими материалами, обнаруженными на территории Вятского края, и относятся к категории фолк-хистори.

Более распространена гипотеза о появлении каринских татар уже в период Золотой Орды и Казанского ханства. А. И. Вештомов относил появление каринских татар на территории Вятской земли к периоду «татарского господства», считая, что первые татарские поселенцы были отправлены на Вятку «для надзора и собирания дани» [11]. Этой же точки зрения придерживались С. Васильев и Н. Бехтерев, связывая появление каринских татар с периодом, последовавшим после опустошительного похода царевича Бектута в 1391 г. на Вятку, когда татары «начали заводить на Вятке свои поселения» [12]. Н. П. Луппов связывал появление татар в бассейне р. Чепцы с отрядом царевича Ентяка и датировал концом XIV -началом XV в. [13] Д. М. Исхаков считает, что можно «достаточно уверенно говорить о вхождении до 1489 г. территории бассейна р. Чепцы в состав Арской даруги Казанского ханства» [14]. Археологические материалы монгольского периода на территории Вятского края более обширны, чем материалы этого же периода, например, на территории Удмуртского Предура-лья - в основном это монетные клады и предметы вооружения, а также керамика. Как правило, поиск и исследования тюркских материалов специально не производились, и основная их масса была обнаружена в ходе изучения древнерусских памятников Вятской земли. Специалист по истории русской колонизации Прикамья Л. Д. Макаров, описывая булгаро-татар-

ские материалы древнерусских памятников Вятской земли, отмечал среди них находки зо-лотоордынских серебряных монет, немногочисленные украшения и фрагменты керамики южного (нижневолжского) происхождения [15]. Этнокультурные контакты Вятской земли с сопредельными территориями, в том числе и с тюркоязычным населением, ученый характеризовал как противоречивые, отмечая, что «связи с... Золотой Ордой носили специфический характер: наряду с торговлей заметны признаки вооруженной конфронтации и возможное присутствие поселенцев» [16]. Анализируя керамический материал средневековых вятских памятников (Хлынов, Никульчинское II поселение, Котельнич, Спасское селище, Казаковцев-ское I поселение), Д. А. Салангин выделил среди них особую «татарскую» группу посуды, наличие которой отражает влияние татар на гончарство населения Вятской земли [17]. По мнению автора, ее появление на территории Вятского края связано с переселением в XIV в. какой-то части булгаро-татар в результате неблагополучной военно-политической обстановки в Золотой Орде. Наиболее реальным исходным регионом носителей «татарской» керамики можно считать, скорее всего, территорию Арского княжества. Учитывая наличие массы «татарской» керамики на других памятниках, можно предположить и дальнейшее расселение татар из Заказанья в Хлынов, Спасское селище и Казаковцевское I поселение (на них обнаружено больше всего «татарской» керамики - более 2% от общего числа). Впрочем, в окрестностях с. Карино подобной керамики пока обнаружено не было.

Принимая гипотезу о позднем появлении каринских татар (период со второй половины XШ-XV вв.) как наиболее вероятную, стоит подробнее рассмотреть окрестности села Ка-рино с точки зрения археологии. Впервые данные места были описаны А. А. Спицыным. Им в 1890 г. было осмотрено Каринское городище, расположенное к юго-востоку от д. Деветьяро-во (Верхнее Карино). Ученый выяснил, что «оно относится к числу несодержательных», и отмечал среди находок только «обломки костей да каких-то песчаниковых камней, и то в небольшом количестве» [18]. В 1983 г. Каринское городище было обследовано разведгруппой Камско-Вятской археологической экспедиции под руководством Е. А. Обуховой. В ходе обследования в юго-западной части памятника был заложен шурф размером 2х2 м, который выявил культурный слой мощностью до 55 см без находок [19]. У с. Карино было также обнаружено позднесредневековое Нижнекаринское селище.

В 2013 г. окрестности с. Карино были обследованы в ходе археологической экспедиции «Научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Кировской области» под руководством автора данной статьи. Было установлено, что размеры памятника составляют около 90х65 м. По краю площадки и с напольной стороны идет кольцевой вал высотой 1-2 м и шириной 1-1,5 м. С напольной же стороны, предположительно, проходит вторая линия вала, почти полностью распаханная. Площадка памятника отделена от коренной террасы заплывшим рвом глубиной до 4 м. В юго-западной части городища был заложен шурф, в котором ниже дерна залегал пахотный слой коричневой супеси мощностью 0,10,15 м. Под ним фиксировался слой угля мощностью до 0,25 м. В шурфе были обнаружены несколько обожженных костей животных и один фрагмент керамики коричневого цвета с примесью песка в тесте. Данный фрагмент керамики предположительно выполнен в булга-ро-татарской традиции (автор благодарит д. и. н. Ф. Ш. Хузина за помощь в предварительном определении керамического материала, обнаруженного в окрестностях с. Карино в ходе разведки 2013 г.). В окрестностях Каринского городища было открыто два селища с поздне-средневековым материалом - Деветьяровское I и II. Характерно, что на территории Деветья-ровского I селища был также обнаружен фрагмент керамики, выполненный в булгаро-татар-ской традиции, отличающийся от основной массы находок данной категории. К сожалению, обнаруженные два фрагмента керамики крайне невыразительны, и более точное их определение затруднено.

Местные жители называют городище Кала-Тау (город-гора, городище) и считают местом первоначального проживания татар в районе села, а также местом проживания князей Деветьяровых. Крайне интересна оборонительная система городища. Сплошные кольцевые валы нехарактерны для средневековых городищ Вятского края. Ближайшие городища с аналогичными укреплениями и названиями «Кала-Тау» известны на территории Среднего Поволжья и определены как булгарские или булгаро-татарские. Р. Г. Фахрутдинов относил подобные городища с кольцевой системой обороны и небольшим культурным слоем к типу феодальных замков. На территории Среднего Поволжья автор выделял 73 подобных памят-

ника [20]. К такому же типу относит хорошо укрепленные городища с небольшой площадью до 6 га и А. М. Губайдуллин [21]. Городища определяют мощные оборонительные укрепления при небольших площадях и наличие нескольких окружающих селищ, представляющих собой открытые поселения-деревни в поместье феодала. Хотя в окрестностях с. Карино выявлены лишь поздние селища, таковыми могут быть современные татарские поселения -д. Деветьярово (где на Деветьяровском I селище был обнаружен фрагмент керамики в булга-ро-татарской традиции) и само с. Карино. Оба эти поселения имеют древнюю историю и, вероятно, на заре своего появления были связаны с городищем. Много сходных с Каринским городищем черт имеет Старо-Барановское городище Спасского района Республики Татарстан - округлая форма, малая площадь при довольно мощных укреплениях, отсутствие культурного слоя и находок, наличие старого татарского кладбища, датируемого XVI в. Ученый отмечает, что «учитывая достаточную мощность обороны этого городища при его незначительной площади, этот памятник предположительно можно связать с усадьбой отдельного князька» [22].

Интересны и другие объекты, расположенные вблизи Каринского городища. Около него стоит упомянуть почитаемый ручей (местное название - Мрслан-тешме) и надгробные памятники нач. XVI в. с арабской и тюрко-татарской эпиграфикой, почитаемые местным населением на близлежащем кладбище (местное название - Мазар-кладбище). Подобное кладбище с ранними надгробиями и «святой» ручей имеется у Чувашско-Бродского городища в Алькеевском районе Татарстана [23]. Похожие на Каринское городище памятники известны в бассейне Б. Черемшана, это Утяшкинское, Ошинское и Елантовское городища. Данные памятники имеют небольшую площадь, незначительный культурный слой (на Утяшкинском слоя вообще не выявлено), вокруг них не выявлены синхронные селища. Р. Г. Фахрутдинов относит их к типу военных фортпостов, имеющих стратегическое значение [24]. На наш взгляд, Каринское городище, расположенное вдалеке от основных территорий татар рядом с русской Вятской землей, может рассматриваться как сочетающее в себе функции городища-замка и городища-форпоста. Подобными функциями обладало Елховское городище в Альметьевском районе Республики Татарстан. Оно возникло изначально как феодальный замок, но со временем переросло в городок-крепость, один из опорных пунктов булгар [25].

По характеру укреплений Каринское городище предварительно можно интерпретировать как памятник булгаро-татарского типа и отнести к периоду позднего Средневековья. Появление в окрестностях с. Карино первых тюркоязычных поселенцев, вероятно, следует связывать с возникновением данного памятника и отнести к периоду не ранее XV в. Надгробные памятники, известные на территории старого татарского кладбища у с. Карино, хотя и относятся к началу XVI в., по многим параметрам архаичны и напоминают надгробия XV в. из с. Тат. Ходяшево Республики Татарстан [26]. XV в. датируются и первые письменные источники по истории каринских татар. Д. М. Исхаков, на основе их анализа, предполагает, «что создание на севере Арской даруги особого фортпоста в виде укрепленного городка «Кала-тау» было связано с походом московских войск 1459 г. на Вятку» [27]. Возможно наличие среди первых тюр-коязычных поселенцев и определенной части волжских булгар. Некоторые исследователи видят таковых в бессермянском населении края. Отмечается, что чепецкие татары состоят из двух этнических компонентов: булгарского, в своей основе бессермянского, компонента и зо-лотоордынско-тюркского, т. е. собственно татарского компонента [28]. И оба этих компонента испытали определенное влияние со стороны проживавших в крае удмуртов.

Начиная с XIV в., по мнению С. Х. Алишева, происходит отток тюркоязычного населения с территорий Волжской Булгарии на обширную территорию Предкамья [29]. Вероятно, с одним из таких переселений, намеренным или вынужденным, стоит связывать и появление каринских татар в бассейне р. Чепцы и образование там целого конгломерата татарских деревень, существующих до сих пор. Археологические источники по истории каринских татар, на данном этапе их изучения, говорят в пользу гипотезы о позднем (XV в.) появлении данного народа в Вятском крае. Приведенные выводы носят предварительный характер, окончательное же решение вопроса о времени появления каринских татар видится в дальнейшем археологическом обследовании окрестностей с. Карино и полномасштабных раскопках Ка-ринского городища.

Примечания

1. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб, 2009. С. 145.

2. Халиков А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 61.

3. Халиков А. Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. С. 7-36; Халиков А. Х. Узловые проблемы средневековой археологии Среднего Поволжья и Прикамья // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа, 1987. С. 20-21.

4. Сорокин П. М. Арские князья в Карине // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896. Отдел IV. С. 49.

5. Худяков М. Г. Очерки по истории казанского ханства. Казань, 1923. С. 21.

6. Гимади Х. Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948. Вып. 1. С. 220; Мухамедова Р. Г. Чепецкие татары // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978. С. 7-8.

7. Талицкий М. В. Верхнее Прикамье в Х^У вв. // Материалы и исследования по археологии СССР. № 22. М., 1951. С. 34.

8. Макаров Л. Д. Болгаро-татарские материалы древнерусских памятников Вятской земли // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2001. С. 145.

9. Обухова Е. А Отчет о разведочных работах в Слободском районе Кировской области, проведенных летом 1983 г. // Фонды Института истории и культуры народов Приуралья при УдГУ. 1983. Ф. 2.. Д. 218; Егоров А. В. Отчет об археологической разведке по территории Афанасьевского и восточной части Слободского районов Кировской области за 2013 г. // Архив НПЦ по охране ОКН Кировской области. 2014. Т. 1. Текстовые материалы. Д. 180. С. 31-46.

10. Серкин С. П. Аргументы и факты к пониманию реальных событий древней истории Вятского края. Киров, 2014; Серкин С. П. Тайны земли Вятской. Предания, мифы, гипотезы и реальность Под-чуршинского городища. Киров, 2008.

11. Вештомов А И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год через 600 лет, сочиненная в 1807-1808 годах. Казань, 1907. С. 67.

12. Васильев С., Бехтерев Н. История Вятского края с древних времен до начала XIX столетия. Т. 1. От прибытия новгородцев на вятку до начала XVIII столетия. С 1174 по 1700 год. Вятка, 1870. С. 35.

13. Луппов П. Н. Северные удмурты в XVI-XVII вв. // Ученые записки НИИ народов Советского Востока при ЦИК СССР. Вып. II. На удмуртские темы. М., 1931. С. 120.

14. Исхаков Д. М. Арские князья и нукратские татары. Казань, 2010. С. 126.

15. Макаров Л. Д. Болгаро-татарские материалы древнерусских памятников Вятской земли // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2002. С. 143-147.

16. Макаров Л. Д. Связи Вятской земли в XII-XV вв. по археологическим материалам // Finno-Ugrica. Казань, 2005-2006. № 9. С. 131-150.

17. Салангин Д. А. Об одной из этнокультурных групп керамики Вятского края // Исследовательские традиции в археологии Прикамья. Т. 4. Ижевск, 2002. С. 244, 245.

18. Спицын А. А. Приуральский край. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // Материалы по археологии Восточных губерний России. Вып. 1. М., 1893. С. 189.

19. Обухова Е. А. Отчет о разведочных работах в Слободском районе Кировской области, проведенных летом 1983 г. // Фонды Института истории и культуры народов Приуралья при УдГУ. 1983. Ф. 2. Д. 218. С. 6-7.

20. Фахрутдинов Р. Г. Классификация и топография булгарских городищ // Советская археология. 1990. № 4. С. 80.

21. Губайдуллин А. М. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Казань, 2002. С. 103.

22. Фахрутдинов Р. Г. Новые археологические памятники Волжской Булгарии в закамской Татарии // Советская археология. 1969.№ 1. С. 229-230.

23. Фахрутдинов Р. Г. Новые археологические памятники Волжской Булгарии // Советская археология. 1978. № 1. С. 220.

24. Там же. С. 222-223.

25. Фахрутдинов Р. Г. Новые археологические памятники Волжской Булгарии в закамской Татарии // Советская археология. 1969. № 1. С. 229-230.

26. Фахрутдинов Р. Г. Исследования булгарских городищ в Татарии и Ульяновской области (по разведкам 1976, 1970, 1971 гг.) // Советская археология. 1981. № 1. С. 251.

27. Мухаметшин Д. Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты. Вып. 6. Казань, 2008. С. 53.

28. Исхаков Д. М. Арские князья и нукратские татары. Казань, 2010. С. 129.

29. Там же. С. 67.

Notes

1. Klein H.P. Spor o varyagakh. Istoriya protivostoyaniya i argumenty storon [Dispute about the Vikings. The background and arguments of the parties]. St Petersburg. 2009. P. 145.

2. Khalikov A.H. Proiskhozhdenie tatar Povolzh'ya i Priural'ya [The Origin of the Tatars of the Volga and Ural]. Kazan. 1978. P. 61.

3. Khalikov A.H. Istoki formirovaniya tyurkoyazychnykh narodov Priural'ya [The origins of the formation of the Turkic peoples in the Urals region] // Voprosy ehtnogeneza tyurkoyazychnykh narodov Srednego Povolzh'ya - Problems of the ethnogenesis of the Turkic-speaking peoples of the Middle Volga. Kazan. 1971. Pp. 7-36; Khalikov A. H. Uzlovye problemy srednevekovoy arkheologii Srednego Povolzh'ya i Prikam'ya [Key problems of the medieval archaeology of the Middle Volga and Kama region] // Problemy srednevekovoy arkheologii Urala i Povolzh'ya - Problems of medieval archaeology of the Urals and the Volga region. Ufa. 1987. Pp. 20-21.

4. Sorokin P. M. Arskie knyaz'ya v Karine [Arsk princes in Karine] // Kalendar' i pamyatnaya knizhka Vyatskoy gubernii na 1897 g - Calendar and memorable book of Vyatka province in 1897. Vyatka. 1896. Department IV. P. 49.

5. Khudyakov M.G. Ocherki po istorii kazanskogo khanstva [Essays on the history of the Kazan khanate]. Kazan. 1923. P. 21.

6. Gimadi H.G. Narody Srednego Povolzh'ya v periodgospodstva Zolotoy Ordy [The peoples of the Middle Volga region in the period of the domination of the Golden Horde] // Materialy po istorii Tatarii - Materials on the history of Tatarstan. Kazan. 1948. Vol. 1. P. 220; Mukhamedova R.G. CHepetskie tatary [Chepetsk Tatars] // Novoe v ehtnograficheskikh issledovaniyakh tatarskogo naroda - New in ethnographic studies of the Tatar people. Kazan. 1978. Pp. 7-8.

7. Talitsky M. V. Verkhnee Prikam 'e v KH-XIV vv. [The upper Kama region in the X-XIV centuries] // Materialy i issledovaniya po arkheologii SSSR - The Materials and research on the archaeology of the USSR. No. 22, Moscow, 1951, p. 34.

8. Makarov L.D. Bolgaro tatarskie materialy drevnerusskikh pamyatnikov Vyatskoy zemli [Bulgarian Tatar materials of ancient monuments Vyatka land] // Voprosy drevney istorii Volgo Kam'ya - The problems of the ancient history of the Volga Kama region. Kazan. 2001. P. 145.

9. Obukhova A. E. Otchet o razvedochnykh rabotakh v Slobodskom rayone Kirovskoy oblasti, proveden-nykh letom 1983 g [Report on exploration supplier in Slobodsky district of the Kirov region, conducted in the summer of 1983] / / Fondy Instituta istorii i kul'tury narodov Priural'ya pri UdGU - The Funds of the Institute of history and culture of the peoples of the Urals at the UdSU. 1983. F. 2, File 218; Egorov A. V. Otchet ob ark-heologicheskoy razvedke po territorii Afanas'evskogo i vostochnoy chasti Slobodskogo rayonov Kirovskoy oblasti za 2013 g. [Report on archaeological exploration on the territory Afanasyevsky and the Eastern part of the settlement of the Kirov region for 2013] // Arkhiv NPTSpo okhrane OKN Kirovskoy oblasti - Archive of SPC for the protection of OKN of the Kirov region. 2014. Vol. 1. Text materials. File 180. Pp. 31-46.

10. Serkin S. P. Argumenty i fakty k ponimaniyu real'nykh sobytiy drevney istorii Vyatskogo kraya [Arguments and facts to understanding the real events of the ancient history of the Vyatka region]. Kirov. 2014; Serkin S. P. Tayny zemli Vyatskoy. Predaniya, mify, gipotezy i real'nost' Podchurshinskogo gorodishcha [Secrets of Vyatka land. Legends, myths, hypotheses and reality Podgurskogo settlement]. Kirov. 2008.

11. Vechtomov A. I. Istoriya vyatchan so vremeni poseleniya ikh pri reke Vyatke do otkrytiya v sey strane namestnichestva, ili s 1181 po 1781 god cherez 600 let, sochinennaya v 1807-1808 godakh [The history of the people of Vyatka from the time of their settlement at the river Vyatka to open in this country, the province, or from 1181 to 1781 600 years later, composed in 1807-1808]. Kazan. 1907. P. 67.

12. Vasiliev S., Bekhterev N. Istoriya Vyatskogo kraya s drevnikh vremen do nachala XIXstoletiya. T. 1. Ot pribytiya novgorodtsev na vyatku do nachala XVIII stoletiya. S1174 po 1700 god [The history of the Vyatka region from ancient times to the early nineteenth century. Vol. 1. From the arrival of the Novgorodians to Vyatka prior to the beginning of the XVIII century. From 1174 to 1700]. Vyatka. 1870. P. 35.

13. Luppov P.N. Severnye udmurty v XVI-XVII vv [Northern Udmurts in the XVI-XVII centuries] // Uchenye zapiski NII narodov Sovetskogo Vostoka pri TSIKSSSR Vyp. II. Na udmurtskie temy - Scientific papers of the Institute of the peoples of the Soviet East of the CEC of the USSR. Iss. II. Udmurt topics. Moscow. 1931. P. 120.

14. Iskhakov D.M. Arskie knyaz'ya i nukratskie tatary [Arsk princes and nakrutka Tatars]. Kazan. 2010. P. 126.

15. Makarov L.D. Bolgaro tatarskie materialy drevnerusskikh pamyatnikov Vyatskoy zemli [Bulgarian Tatar materials of ancient monuments of Vyatka land] // Voprosy drevney istorii Volgo Kam'ya - The problems of the ancient history of the Volga Kama region. Kazan. 2002. Pp. 143-147.

16. Makarov L.D. Svyazi Vyatskoy zemli v XII-XV vv. po arkheologicheskim materialam [Communication Vyatka land in the XII-XV centuries for archaeological materials] // Finno Ugrica. Kazan, 2005-2006, No. 9, pp. 131-150.

17. Slangin D. A. Ob odnoy iz ehtnokul'turnykh grupp keramiki Vyatskogo kraya [About one of ethnocul-tural groups of ceramics of Vyatka region] // Issledovatel'skie traditsii v arkheologii Prikam'ya - Research traditions in archaeology of the Kama region. Vol. 4. Izhevsk. 2002. Pp. 244, 245.

18. Spitsyn A. A. Priural'skiy kray. Arkheologicheskie razyskaniya o drevneyshikh obitatelyakh Vyatskoy gubernii [The Transurals region. Archaeological research on ancient inhabitants of the Vyatka province] // Materialy po arkheologii Vostochnykh guberniy Rossii - Materials on the archaeology of the Eastern provinces of Russia. Iss. 1. Moscow. 1893. P. 189.

19. Obukhova E.A. Otchet o razvedochnykh rabotakh v Slobodskom rayone Kirovskoy oblasti, proveden-nykh letom 1983 g. [Report on exploration supplier in Slobodsky district of the Kirov region, conducted in the summer of 1983] // Fondy Instituta istorii i kul'tury narodov Priural'ya pri UdGU - Funds of the Institute of history and culture of the peoples of the Urals at the UdSU. 1983. F. 2. File 218. Pp. 6-7.

20. Fakhrutdinov R.G Klassifikatsiya i topografiya bulgarskikh gorodishch [Classification and topography of Bulgar settlements] // Sovetskaya arkheologiya - Soviet archaeology. 1990, No. 4, p. 80.

21. Gubaidullin A. M. Fortifikatsiya gorodishch Volzhskoy Bulgarii. [Fortified settlements of Volga Bulgaria]. Kazan. 2002. P. 103.

22. Fakhrutdinov R.G. Novye arkheologicheskie pamyatniki Volzhskoy Bulgarii v zakamskoy Tatarii [New archaeological monuments of Volga Bulgaria in Zakamskaya Tataria] // Sovetskaya arkheologiya - Soviet archaeology. 1969, no. 1, pp. 229-230.

23. Fakhrutdinov R.G. Novye arkheologicheskie pamyatniki Volzhskoy Bulgarii [New archaeological sites of the Volga Bulgar] // Sovetskaya arkheologiya - Soviet archaeology. 1978, No. 1, p. 220.

24. Ibid. Pp. 222-223.

25. Fakhrutdinov R.G. Novye arkheologicheskie pamyatniki Volzhskoy Bulgarii v zakamskoy Tatarii [New archaeological monuments of Volga Bulgaria in Zakamskaya Tataria] // Sovetskaya arkheologiya - Soviet archaeology. 1969, No. 1, pp. 229-230.

26. Fakhrutdinov R.G. Issledovaniya bulgarskikh gorodishch v Tatarii i Ul'yanovskoy oblasti (po razved-kam 1976, 1970, 1971 gg.) [Research of Bulgar settlements in Tatarstan and the Ulyanovsk region (researches of 1976, 1970, 1971)] // Sovetskaya arkheologiya - Soviet archaeology. 1981, No. 1, p. 251.

27. Mukhametshin D.G. Tatarskie ehpigraficheskie pamyatniki. Regional'nye osobennosti i ehtno-kul'turnye varianty [Tatar epigraphic monuments. Regional characteristics and cultural options]. Iss. 6. Kazan. 2008. P. 53.

28. Iskhakov D.M. Arskie knyaz'ya i nukratskie tatary [Arsk princes and nukrat Tatars]. Kazan] 2010. P. 129.

29. Ibid. P. 67.

УДК 271.2:94(470.342)

В. В. Машковцева

Старообрядцы Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: социально-демографический аспект

В статье рассмотрена динамика численности старообрядцев Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Автором проанализировано расселение адептов староверия по отдельным уездам и даны их основополагающие социально-демографические характеристики: половой, возрастной и этнический состав, уровень грамотности. Источниковой базой исследования являются материалы фондов Государственного архива Кировской области и Первой всеобщей переписи населения 1897 г.

The article considers the dynamics of the population of the Old Believers of Vyatka province in the second half of XIX - early XX centuries. The author analyzed the settlement of adepts of the Old Believers in separate counties and given their basic socio-demographic characteristics: gender, age and ethnicity, level of literacy. Source base study materials are the funds of the State Archives of the Kirov region and the First General population census of 1897.

Ключевые слова: старообрядцы, Вятская губерния, Русская православная церковь, демографическая статистика, конфессиональная политика.

Keywords: Old Believers, Vyatka province, Russian Orthodox Church, demographic statistics, confessional policy.

Старообрядчество как религиозно-нравственный и социальный феномен изучается современными исследователями на основании материалов как центральных, так и местных архивов России. В частности, фонды Государственного архива Кировской области являют собой богатейший источник информации по истории вятского староверия. В первую очередь, это делопроизводственная документация, отложившаяся в фонде Канцелярии вятского

© Машковцева В. В., 2014 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.