Научная статья на тему 'Гипотеза, вызванная размышлениями об одном топониме'

Гипотеза, вызванная размышлениями об одном топониме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигуллин Венир Калимуллович

В статье отстаивается идея о том, что название многочисленных населенных пунктов Сураш/ Чураш, разбросанных на территории Евразии, производно от названия древнебашкирского племени Сураш/ Чураш. Название этого племени сопряжено с антропонимом Сура, который известен с древних пор. В киргизском эпосе«Манас» Сура-батыр представлен как сподвижник Манаса, легендарного героя киргизского народа. В свою очередь«Сура» производно от слова«Сурья» – бога Солнца. Таким образом, Сура-батыр не менее легендарная личность, чем Манас. Однако имя его подзабыто. В статье предлагаются меры, направленные на восстановление в народной памяти имя этой легендарной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hypothesis Inspired by Thoughts about One Toponym

In the article substantiation is given to the idea that the name of numerous settlements Surash/ Churashscattered in the territory of Eurasia is a derivative of the name of the ancient Bashkir tribe Surash / Churash. The name of this tribe is associated with the anthroponym Surawhich has been known since ancient times. In the Kirghiz epic ''Manas" Sura-batyr is represented as Manas’ associate, the legendary hero of the Kirghiz people. In its turn the word Surais a derivative of Surya, god of the Sun. Thus, Sura-batyr is not less legendary than Manas. However, his name has been forgotten partially. In the article some measures are offered directed onto the restoration of the name of this fabulous personality in the national memory.

Текст научной работы на тему «Гипотеза, вызванная размышлениями об одном топониме»

ЛИНГВИСТИКА

В.К. Самигуяяин

ГИПОТЕЗА, ВЫЗВАННАЯ РАЗМЫШЛЕНИЯМИ ОБ ОДНОМ ТОПОНИМЕ

В статье отстаивается идея о том, что название многочисленных населенных пунктов Сураш / Чураш, разбросанных на территории Евразии, производно от названия древнебашкирского племени Сураш / Чураш. Название этого племени сопряжено с антропонимом Сура, который известен с древних пор. В киргизском эпосе «Манас» Сура-батыр представлен как сподвижник Манаса, легендарного героя киргизского народа. В свою очередь «Сура» производно от слова «Сурья» -бога Солнца. Таким образом, Сура-батыр не менее легендарная личность, чем Манас. Однако имя его подзабыто. В статье предлагаются меры, направленные на восстановление в народной памяти имя этой легендарной личности.

Venir K. Samiguttin

HYPOTHESIS INSRIRED BY THOUGHTS ABOUT ONE TOPONYM

In the article substantiation is given to the idea that the name of numerous settlements Surash / Churash scattered in the territory of Eurasia is a derivative of the name of the ancient Bashkir tribe Surash / Churash. The name of this tribe is associated with the anthroponym Sura which has been known since ancient times. In the Kirghiz epic ''Manas" Sura-batyr is represented as Manas' associate, the legendary hero of the Kirghiz people. In its turn the word Sura is a derivative of Surya, god of the Sun. Thus, Sura-batyr is not less legendary than Manas. However, his name has been forgotten partially. In the article some measures are offered directed onto the restoration of the name of this fabulous personality in the national memory.

Ключевые слова: населенные пункты, Сура / Чура, Манас, эпос, племя, герой.

Key words: settlements, Sura / Chura, Manas, epic, tribe, hero.

Изучение топонимики (и гидронимики) родного края показывает, что некоторые обозначения населенных пунктов, рек, озер с точки зрения современных языков выглядят непонятными. Надо отметить, что такие непонятные обозначения встречаются часто. Например, слово «сураш» (или чураш, чурашево, чурай и т.д.), которое воспроизводится в наименовании целого ряда населенных пунктов, разбросанных на всей территории Исторического Баш-

кортостана, а также за его пределами в самых отдаленных уголках Евразии.

Так, в Аскинском районе РБ в устье реки Кунгак и по берегам реки Сарс, который впадает в Кунгак, в 50 км от райцентра Аскино расположено селение Чураш (Сураш, Чурашево), известное с 1717 г. В ходе восстания 1735-1740 гг. оно было сожжено карателями, возглавляемыми полковником Мартаковым и полковником Тевкелевым; восстановлено на

Самигуллин Венир Калимуллович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и международных отношений Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (г. Уфа)

рубеже конца XVIII - начала XIX в. Жители селения относят себя к башкирам Балакчинской волости Сибирской даруги. Однако среди жителей поселения встречаются русские, татары, мишари, тептяри.

В 1816 году в поселении было учтено 28 чел., а в 1865 году в 29 дворах - 185. О росте численности населения говорят следующие показатели: 1877 г. - 185 (мужчин - 101, женщин - 84), 1906 г. - 438 чел., 1920 г. - 520, 1939 г. - 385, 1959 г. - 462, 1989 г. - 214, 2002 г. -265.

С 1756 года известны два селения Чурашево: одно - в Айлинской волости Троицкого уезда, другое - в Кумрук-Табынской волости Стерлитамакского уезда.

На 29 мая 1952 г., т.е. на дату разделения Башкирской АССР на две области - Уфимскую и Стерлитамакскую, в республике, кроме Чураш, что в Аскинском районе, было еще три населенных пункта, которые именовались Чурашево (Сураш / Чураш): хутор Сураш в Макарьевском сельсовете Макаровского района; пос. Чураш в Краснохолмском поссовете и д. Чураш в Укар-линском сельсовете. Два последних поселения сохранились, они расположены в Нуриманов-ском районе Башкортостана.

С 1786 г. известна д. Чураш в Кудейской волости Уфимского уезда, расположенная на озере Каргинское (бассейн реки Уфа - Караи-дель), основанная башкирами на собственных землях. В ней в 1795 году в 9 дворах проживало 56 чел., в 1865 году в 23 дворах - 80. Ныне эта деревня относится к Байгильдинскому сельскому совету Нуримановского района.

Деревня Исянбетово в Баймакском районе (Кусеевский сельсовет), расположенная на реке Тугажман (приток реки Худолаз), была основана башкирами д. Идрисово Бурзян-ской волости Ногайской даруги на собственных землях. С 1786 г. была известна как хутор Сураш, современное название с начала XIX в. по имени Исянбета Сурашева. В 1925 году значилась как Сурашева и относилась к Таналык-ской волости. Тогда в 140 дворах проживало 663 человека.

Поселение Юлдыбаево (Юлдыбай), что относится к Абзановскому сельскому совету Зианчуринского района, имеет второе название Чурашево (Чураш / Сураш), его также называют Чураш или Сураш-Юлдыбаево

(1-е название связано с этнонимом «сураш», 2-е - с именем волостного старшины Юлдыбая Булатова),

Отметим, что название Зианчуринского района (Ейэнсура районы) - производное от башкирского слова «ейэнсура», которое в переводе на русский язык означает внук Суры, Следовательно, зианчуринцы - это внуки Суры, не исключено - Сура-батыра или старшины Сураша, Таким образом, и здесь можно усмотреть связь с «Сураш»,

Деревня Чурашево Сармановского района Республики Татарстан, расположенная на реке Мензеля, известна с 1752 г,, именуется также Саклов-Чураш, Считается, что она основана вотчинниками-башкирами рода сарайлы-мен.

При проведении V ревизии (1795 г.) в деревне было 30 башкир и 70 ясачных татар; согласно «Ведомостям 1816 года» - 18 башкир, 34 татара, из них 32 ясачных и 2 служивых,

В начале XX в, она относилась к Нурка-евской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии, В ней проживало 681 башкир и татар,

В Чувашской Республике невдалеке от города Цивильск расположено селение Первое Чурашево, а вблизи от города Канаш - селение Новое Чурашево.

Кроме населенных пунктов, именуемых Чурашево, Чураш, Сурашева, Сураш, много других населенных пунктов, имеющих созвучные названия: Чурабаево, Чураево, Чуракаево, Чюрмаково жилище, Чурыгулово, Сураман, Суряково, Сурож, Тураш и т,д,

В XIII в, наряду с Кафой, Танаисом был известен город Сурож, где по указанию хана Берке была торговая фактория, Невдалеке от реки Кондурча, где в 1398 году состоялась грандиозная битва между войсками Токтамыша и Тимура, имеется селение Суруш, стоящее на реке Большой Суруш,

Известный историк и исследователь Сибири, член Петербургской академии наук Миллер Герад Фридрих (1705-1783) упоминает Тураш, который находился в верховьях Иртыша и наряду с другими городами и сибирскими волостями платил дань Алею Мурзе Ногайскому,

В Новгород-Северской губернии д, Сура-жичи, о которой впервые упоминается в

1781 году, была преобразована в город Сураж, Ныне один город Сураж находится в Витебской области Республики Беларусь (на реке Каспля), другой - в Брянской области Российской Федерации (на реке Ипуть), Любопытно: на территории Аравии между городами Мекка и Наджран, ближе к последнему, находится известный уже в VII в, город Джураш, Известна также в Аравии и гора Сувадж, А в Центральном Ираке также в VII в, был канал Нижняя Сура, Все знают реку Сура - притока великой русской реки Волга,

Отметим, что слово «чураш / сураш» нередко лежит в основе имен и фамилий представителей разных народов, Так, в Ревизских сказках упоминаются: Чура Курчанов, Ямам Чурагулов, Утей Чурагулов, Мутай Чурагу-лов, Известны фамилии Акчурин, Карачурин, Чурсин, Чуркин, Чуракаев и т,д,

Как растолковать слово «чураш / сураш», чтобы понять его происхождение и активное использование?

В книге «Татарское народное творчество (легенды и предания)», изданной в Казани в 1987 году, приведено следующее объяснение названия Чураш: «Безнец якларны (Нуриман ягын) урманлы кэм сулы як дилэр. Ьэм бу дврвс тэ. Урман бездэ бихисап, елгаларныц кэм вак елгаларныц саны да байтак. Элек-электэн сал агызганнар. Ул вакытларны эле кул кече белэн, берничэ кеше бер булып. Тен якынлашса, ярга чыгып ял итэ торган булган-нар. Аш пешереп ашаганнар да икенче кенне ары киткэннэр. Эмма аш бутый торган калакларын жиргэ кадаган килеш онотып калдырганнар. Шуны эзлэп кире килгэн болар. Килсэлэр - ни курсеннэр, теге калак каман тора, ди. Шуннан алар бу урынны Зур аш дип атыйлар (калакны шулай дип йерткэннэр)», аннары Сураш кэм хэзер Чураш дип йертелэ бу урын».

Такое и ему подобные другие упрощенные объяснения слова «чураш / сураш» популярны в народе, Но доверять им полностью нельзя, Они примитивны, Удовлетворительные для одной местности, они оказываются совершенно не приемлемыми применительно к другим, Следовательно, не дают верного представления о происхождении данного слова и не объясняют правильно причину его широкой распространенности,

Если подойти к нему с точки зрения знания истории, правильного отношения к ней, формирования народного сознания, ориентирующегося на гуманистические и демократические ценности, данный вопрос оказывается не таким уж частным и малозначительным,

Среди ученых Башкортостана сложилось представление, согласно которому одним из крупнейших кровнородственных племен башкирского населения края было племя усерган или муйтен, Считается, что одним из первых вождей племени был Муйтен-бей, затем Усер-ган-бей, В составе племени были следующие роды: аю (медведь), буре (волк), сураш, а также бишей и шишей, дочерние роды, отделившиеся от рода сураш, Заки Валиди Тоган, различая четыре группы башкир (горных и степных, «древних» и новобашкир), рассматривал сураш как одно из древних племен, которое в эпоху Великого переселения народов оказалось в регионе «Сибирь - Урал - Поволожье» и стало составной частью башкирского народа [1, с, 8], Указанного мнения придерживаются и другие крупные ученые, изучающие проблемы становления и развития современных этносов [2, с, 474],

Если чураш / сураш - одно из древних племен башкирского населения нашего края, то, надо полагать, что топонимы, гидронимы, обозначаемые этим словом, имеют прямое отношение к роду сураш, Скорее всего, это - проявление исторической памяти, Этим же можно объяснить и происхождение имен и фамилий, в основе которых имеется слово «чураш / сураш» или «чур / сур»,

Вроде бы ясно, Но возникает вопрос: а как объяснить то, что только одно из кровнородственных племен башкир именуется чураш / сураш и никак иначе? Углубление в предмет приводит к башкирскому эпосу о Сура-батыре [3; 4],

Повествование о Сура-батыре начинается с истории его родителей, крымского бия Нарыка и его жены красавицы Минсылу, В силу драматических обстоятельств они были вынуждены покинуть родные места и, найдя пристанище среди башкир в верховьях реки Яик, обживаются там, Здесь рождается Сура, который, согласно эпическим традициям, за короткое время вырастает батыром, Побуждаемый пророческим сном, в котором он увидел себя среди

защитников Казанского ханства, герой отправляется в поход и прославляется своими подвигами1.

Если мы обратимся в народную мифологию, то в эпосе «Акбузат» [6; 7] увидим следующие фрагменты:

Жил на Урале батыр По имени Сура Приказам ханов и биев Не повиновался он, говорят. Однажды Сура-батыр На охоту пошел, Не мог он вернуться В свой дом на ночлег -Мертвый сон [в пути] его одолел, И прилег он поспать; Подвернулся тут хан-злодей, В сердце ему стрелу вонзил. Немного времени спустя Исчезла и батыра жена. Сын их по имени Хаубен Остался на свете один. Из дальнейшего повествования следует, что убийца Сура-батыра - Масем-хан, которому прислуживает водный дракон Кахкаха. Тело Сура-батыра его убийцы бросают в воды (Мировые воды). Возмужав, Хаубен мстит убийце отца.

Обращаюсь к тебе Масем-хан, Есть у меня к тебе вопрос: К батыру по имени Сура За что ты имел кровную месть? На Шульгена, похитившего твою дочь, Разве совершил ты набег?

На это Масем-хан отвечает Хаубену так:

Чтобы пролить кровь Суры

Не было у меня причин для карымты.

Не угонял он мой скот -

Не было у меня причин для барымты.

Хаубен же говорит хану:

С детства оставшийся без матери и отца,

Испытавший горечь слез,

Я батыр, повидавший

Все, что есть на земле, И то, что под землей.

Кто о двух ногах, с круглой головой -Это тот, кого пронзит моя меткая стрела, Кого я считаю своим кровным врагом. Врага, которого я отыскал, За кем охочусь я, чтобы подстрелить, -Это Масем-хан, стоящий передо мной.

Сказав так, Хаубен Отрубил хану голову, говорят. Всех людей, бывших У Масем-хана рабами, Освободил он, говорят.

Получается, что был некий Сура-батыр, который жил в стародавние времена. И не исключено, что с именем как раз этого батыра и связано название башкирского племени чураш / сураш. Однако надо отметить,что существует общетюркское эпическое сказание «Чура-батыр» (имеются еще казахская, киргизская, ногайская, татарская версии). Заки Валиди Тоган в своих «Воспоминаниях» несколько раз упоминает о Чора-батыре. Он пишет, что роды казах, тангаур, тунгатар, тамьян, катай считают себя потомками легендарного героя Чора-батыра. При этом поэму «Чора-батыр» он относит к знаменитым казахским дастанам [8, с. 33, 348, 481].

С этой точки зрения особый интерес представляет героический эпос киргизского народа «Манас». Он содержит свыше полумиллиона стихотворных строк и по объему превосходит все известные произведения этого жанра - в 20 раз «Илиаду» и «Одиссею», в 5 раз «Шах-наме», в 2,5 раза «Махабхарату». Однако если эпические произведения целого ряда народов дошли до современника в письменном виде как литературные источники (примером тому являются «Витязь в тигровой шкуре», «Алпамыш», «Калевала», «Песнь о нибелунгах», «Песнь о Роланде» и др.), то «Манас» и сегодня часто исполняется устно, выступая как одно из ярких проявлений живого народного творчества.

1 Существует предположение, что историческим прототипом Чура-батыра является Чура Нарыков. Нарыков Чура (? - 1546/1547), государственный деятель Казанского ханства. Вместе с частью казанской аристократии боролся против крымского засилия в ханстве. В январе 1546 г. принимал участие в организации дворцового переворота и в изгнании Сафы-гирея с престола. Совместно с князьями Беюрганом, Ка-дышем, Булатом, Ширином входил в состав правительства. После возвращения Сафы-Гирея в Казань был казнен [5, с. 653].

Первенство в изучении «Манас» отдается Ч.Ч. Валиханову (1835-1865), который верно оценил значение этого произведения. В конце 50-х гг. XIX в. он писал: ««Манас» есть энциклопедическое произведение всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенных к одному времени и сгруппированное около одного лица -богатыря Манас а. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли свое выражение в этой огромной эпопее» [9, с. 112].

Киргизский эпос исследовали академик В.В. Радлов (Фридрих Вильгельм) (1837-1918), который пришел к выводу, что «эпос есть поэтическое отражение всей жизни и всех стремлений народа» [10, с. 3], венгерский ориенталист Г. Алмаши, выдающийся казахский писатель М.О Ауэзов (1897-1961), киргизский ученый профессор Б.М. Юнусалиев и др.

Исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что имя Манас, кроме эпоса, отсутствует в киргизской ономастике. Даже самые преданные эпосу лица признаются в его не киргизском происхождении. А.Н. Берн-штам, рассматривая различные варианты происхождения имени Манас, склоняется к тому, что термин «Манас», скорее всего, восходит к манихейской терминологии (шаш - учитель) и был, по его мнению, известен в УШ-1Х вв., а к X в. широко распространился, хотя и ненадолго, как топонимический термин. Свою приверженность к этой концепции А.Н. Бернштам объясняет широким распространением манихейства в Центральной Азии еще с середины VIII в. и его сильным влиянием на киргизов, обитавших вначале в районе Енисея и Алтая, а затем на территории от горы Манас на границе Чаткана и Тапае до оазиса Манас в Восточном Туркестане. Это, однако, не мешает тому, чтобы Манас оставался любимым и популярным героем киргизского народа. Благодаря этому эпосу, о Манасе знает вся образованная часть современного общества.

В одном из фрагментов эпоса Манас представлен как вождь и предводитель «кырк чоро», т.е. сорока дружинников.

Переполошились кырк-чоро,

И вооружились кырк-чоро.

Заслушав пушечный зов, Пошли они, сорок волков, Пошли они с сорока концов, Повели они сорок полков. Мы их выследим, кырк-чоро, Перечислим их, кырк-чоро: Кто был равен по силе им, Этим истинным кырк-чоро? Мог чоро ударом одним Маралу сломить ребро, Следопытом был каждый из них; Где во тьме не видать дорог, Лисий след отыскать он мог; Если б месяц в тучи ушел, Он барсучий бы след нашел. Перечислим же их теперь, Назовем их по именам: Кряжистый торо Бакай, Кюльдеров сын Чалыбай, Краснобай, шутник Аджибай, Киргизский бек Кутунай, Кара-токинец Маджик, Камбарыв отпрыск Чалик, Саргал, вернее - Сатай, Сын бия Сатая Атай, Из рода Уйшун Умют, Джайсан, его знатный сын, И черный ходжа Аргын, Которого так же чтут; Бебек, Шабек, Шюкюрю, Из рода Арбан Алтай, Из рода Добон Тор-Ай, Прорицатель черный Толок, В гаданиях знавший прок, И собрат его Агыбай, Что по хватке стать вровень мог, Что гадать по лопатке мог. Токотой шел из дальних стран, Издалека шел Элеман, Старший в племени Калмакан; Шел могучий батыр Серек -Это был скала-человек; За Сереком Сыргак выступал, Никакой их кулак не сшибал; Шли Абыши седло к седлу, Их отцом был Конгорду. Аваз шел с войском своим, Алакен, чей отец - Алым, Маджик, льву подобный батыр, Джайнак-шутинский Кадыр, Что весь мир мог речью увлечь

И любой возвести поклеп; Ирчиул со звериных троп, Бозуул, сокрушитель скул, И Баймат - Плешивый лоб: Он любого б в охапку сгреб, Он любого б наземь швырнул; Шел казах, степняк Джорунчу, Шли Кыргын, Боголь, Торулчу, Сын Шынгы, отважный Кербен, Знаменитый хитрец Дорбон, Кызыл-Маш, что славой гремел, Что по-волчьи рыскать умел; Всех их старше - не забывай -Всех их опытней был Бакай, Все они друг за дружкой пришли, Привлеченные пушкой, пришли, Лебедь, вытянув шею, летит, Любого гуся он опередит; Лелеемый птицей побед, Летел к реке Ашмара Лугами земли Алмалу Лучезарный торо Алмамбет, Обгоняет лебедь гусей, Обскакал он своих друзей, Объявился сороковым, Обнялся с Бакаем седым,

Клинками сверкая тогда,

Коней понукая тогда,

Камчи подымая тогда,

Кырк-чоро сомкнулись кольцом,

Вкруг Бакая тесным кольцом,

Кряжистый Бакай - старик

На «салам» ответил «алик» [11, с, 18-20],

Киргизское «чоро» - это вариант древ-нетюркского слова «чура» (чури, чурин, йори), которое у башкир «сура», а у казахов «шора», Обычно это слово рассматривается как мужское имя, обозначающее «сеятель», «богатырь», «смелый воин», «дружинник», «верный друг» [12; 13], В «Манасе» слово «чура» в варианте «чоро» встречается достаточно часто, Однако у древних тюрок «чура» - титул, который впервые появляется в VI в, в Тюркском каганате, В Волжской Булгарии, Золотой Орде, татарских ханствах чура является титулом служилой военной знати; позднее, в XVII-XVIII вв,, вассал, зависимый человек, В советской историографии «чура» иногда ошибочно трактовался как синоним понятия «раб»,

В некоторых вариантах киргизского эпоса «Манас» чоро (иногда сурас) - имя собственное, Так, ближайший соратник Манаса - Алмамбет, его «кровный брат», равный ему сноровкой, силой, удалью, умеющий заговаривать природу, Постоянными советниками Манаса являются старцы - богатыри Бакай и Кошой, которые отечески заботятся о его благополучии и удерживают от необдуманных поступков, Продолжатели подвигов Манаса - его сын Семетей и внук Сейтек,

Могущественным богатырем и мудрым советником Сейтека является Кюльчоро, Он противопоставлен обидчивому и эгоистичному Канчоро, который становится изменником и предателем,

Поэма «Манас» завершается тем, что герои эпоса Бакай, Каныкей, Меметей, Айчурек, Кюльчоро прощаются с людьми и становятся невидимыми,

Таким образом, получается, что Сура-батыр, живший в стародавние времена, - не одинокий герой, Он - сподвижник легендарного богатыря Манаса и сам не менее легендарен, Сегодня тюркский мир в административно-территориальном отношении разделен, но в своей духовной первооснове он все же един, В мифах народов, входящих в тюркский мир, можно обнаружить много общего, Более того, при углублении в предмет, можно найти много такого, что объединяет его с культурными ценностями других миров, Выясняется, что «Манас» - великое произведение киргизского народа, его гордость, бренд, Но и «Сура-батыр», особенно в его наиболее древних версиях, не уступает ему, Более того, эти произведения не столь отдалены друг от друга, как может показаться на первый взгляд,

В древности многие народы поклонялись центральной звезде Солнечной системы -Солнцу, которое у ведических ариев - бог Сурья, а у древних тюрок, в т,ч, протобашкир, - Сура-батыр. Исходя из этого, приведенный выше фрагмент эпоса «Акбузат» интерпретируется следующим образом, «Масем-хан» - это образ Месяца, Дочь Масем-хана (Месяца) Айхылыу (Луна) - образ луны в период полнолуния, Дочь царя подземных вод Наркас советует Хау-бану - сыну Сура-батыра (Солнца) жениться на Айхылыу, Отдельные авторы, анализируя приведенное, приходят к выводу, что во всех

этих фрагментах представлена тюркская версия календарного мифа, отражающего астрокосми-ческий цикл Солнечной системы.

Возможно ли? Представляется, да. Если так, то можно предложить следующую гипотезу.

Если Сура-батыр - это Солнце, то все потомки Сура-батыра и их последователи, поклоняясь Суре и чтя память о Сура-батыре, вполне могли обозначить именем «Сура» свой род и давать имя «Сура» своим детям, желая, чтобы они были в своей жизни подобны Сура-батыру. Отсюда - род сураш, имя Сураш и производные от него имена и фамилии. Следовательно, сураш - это действительно древний род, который когда-то, возможно, был один и един. Однако в последующем он, надо полагать, значительно увеличился и под влиянием различных факторов разделился на части, где-то сохранив свое название, а где-то утратив его по причине вхождения в состав других родов и племен, в результате оказавшись в составе более крупных этносоциальных образований - народов. Во всяком случае, название рода встречается в составе не только тех племен, которые принято относить к башкирским.

Исходя из всего изложенного, хотелось бы обратить внимание на следующее.

1. В последнее время наблюдается зацик-линность на определенных исторических личностях, возвышается их роль в истории края. При этом по разным причинам, порой из-за незнания, замалчиваются другие исторические личности. Забыты многие, кто жил, трудился и, если надо было, воевал с думой о будущем, озабоченный идеями свободы и независимости, добра и справедливости. Надо бы уйти от этой крайности, недостойной взглядам и поступкам того, кто претендует быть гуманистом и демократом.

2. В этой связи было бы неплохо восстановить имя Сура-батыра (Чура-батыра), в особенности того, который есть бог Сурья (Солнце).

3. Создать фонд рода сураш (чураш), преследующий цель изучение генезиса этого рода, его развитие, взятое в самых различных измерениях. С точки зрения права, морали и нравственности было бы полезно изучить традиции

и обычаи этого рода, записать предания, основательно исследовать шежере отдельных семей.

4. Для перевода этих идей в практическую плоскость желательно бы образовать оргкомитет из активных, деятельных и креативных личностей. Было бы замечательно, если бы этот оргкомитет систематически проводил где-то (не обязательно в Уфе) встречи жителей поселений, именуемых Сураш (Чураш, Чурашево), с тем, чтобы общими усилиями не просто сохранить эти селения, а развить их в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются самой жизнью к развитию современных поселений, не только городских, но и сельских.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн. 1. -Уфа: Китап, 1994.

2. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав. История расселения. -М., 1974.

3. Баштсорт хальгк ижады. 5-се т. Тарихи ■кобайырдар, хикэйэттэр (иртэктэр). - 9фе, 2000.

4. Баштсорт халытс ижады. 7-се т. Ядма тсисса Ъэм дастандар. - 9фе, 2004.

5. Татарский энциклопедический словарь. -Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999.

6. Баштсорт халытс ижады. 18 томда. 1-се т.: Эпос. Беренсе китап. - 0фе, 1972.

7. Башкирское народное творчество. В 12 т. Т.1: Эпос. - Уфа, 1987.

8. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных народов за национальное существование и культуру / пер. с тур. - М., 1997.

9. Валиханов Ч. Избранные произведения. -Алма-Ата, 1958.

10. Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 5. - СПб, 1885.

11. «Манас». Киргизский народный эпос. Главы «Из Великого похода» (по варианту Сагым-бая Орозбакова) / пер. Семена Липкина, Марка Тарловского. - М.: Художественная литература, 1941.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Древнетюркский словарь - Л., 1969.

13. Саттаров Г.Ф. Татар исемнэре сузлеге. -Казан: Татар китап нэшр., 1981. - 213 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.