Обут Т.А.. Эрдыниева Т.А.. Обут Е.Т.. Овсюкова М.В., Дементьева Т.Ю.. Егорова С.А.. Сарыг С.К. Гипотензивный эффект дегидроэпиандростерон-сульФата: возможный вариант механизма реализации
ГИПОТЕНЗИВНЫЙ ЭФФЕКТ ДЕГИДРЧЭЭПИАНДРОСТЕРОН-СУЛЬФАТА:
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ
Обут Т.А., ** Эрдыниева Т.А., * Обут Е.Т., ** Овсюкова М.В., **Дементьева Т.Ю.,
** Егорова СЛ., ** Сарыг С.К. * * Ту в ГУ г. Кызыл, **ФГБУ «НИИ физиологии» СО РАМН (Новосибирск)
THE HYPOTENSIVE OUTCOMES OF THE DEHYDROEPIANDROSTERONE SULFATE:
THE POSSIBILITY OF THE REALISATION MECHANISM
Obut T.A., Erdyneyeva T.A., Obut E.T., Ovsiukova M.V., Dementyeva T.Yu., Iegorova S.A., SarygS.K.
Полученные в опытах на самцах крыс данные свидетельствуют, что введение животным ДЭАС (30 мг/кг) вызывает гипотензивный эффект при стрессогенном повышении у них артериального давления. Показано также, что ДЭАС подавляет повышение уровня альдостерона у животных, вызванного как однократным, так и многократно повторяющимся Холодовым воздействием. Причем при многократно повторяющемся, но неоднократно данном воздействии алъдостерон-подавляющий эффект ДЭАС реализуется через р-опиоидные рецепторы, а при однократном воздействии, минуя ц-опиоидный механизм. Как при однократном, так и при многократно повторяющемся гипотензивный эффект ДЭАС может осуществляться, в частности, путем понижения стрессогенно-индуцируемого роста гипертензивного гормона альдостерона у животных.
Ключевые слова: дегидроэпиандростерон-сульфат, налтрексон, альдостерон, холодовые воздействия, артериальное давление, гипотензивный эффект.
Dates obtained in male rats were evidence the dehydroepiandrosterone (DHEAS) (30 mg/kg) hypotensive effect at stressogen enhanced arterial press. It had been shown the DHEAS block of animals' aldosterone level rise too initiated both sharp and multirepeated cold influences. Moreover the DHEAS aldosterone blocking effect released through ju-opioid receptors in multirepeated cold influences, but escape its in sharp influences. The DHEAS hypotensive effect both in sharp and in multirepeated influences carried out in particular over lowing of cold-induced enhanced of hypertensive hormone aldosterone in animals.
Key words: dehydroepiandrosterone sulfate, naltrexone, aldosterone, cold influences, arterial press, hypotensive
effect.
Дегидроэпиандростерон-сульфат (ДЭАС) - основной гормон сетчатой зоны коры надпочечников [10] и нейростероид ЦНС [5, 10]. Ранее нами показано, что ДЭАС оказывает стресс-лимитирующий эффект, реализуемый через центральные (а-опиоидные рецепторы [3, 4], а также гипотензивный эффект [2], но его механизм остается невыясненным. Для гормона клубочковой зоны коры надпочечников альдостерона характерен гипертензивный эффект [8, 9]. Но влияние ДЭАС на уровень альдостерона и его особенности при острых и хронических стрессорных воздействиях не изучены, а гипотензивный эффект ДЭАС может быть обусловлен его влиянием на уровень гипертензивного гормона альдостерона.
Целью данного исследования является изучение влияния введения ДЭАС животным на стресс-индуцируемое повышение у них уровня альдостерона и/или артериального давления, возможность реализации эффекта ДЭАС через ц-опиоидные рецепторы у крыс.
Материалы и методы
Эксперименты проводили на самцах крыс массой 160-240 г. В опытных подгруппах было 5-33 животных. Крыс содержали в стандартных условиях вивария ФГБУ «НИИ физиологии» СО РАМН при свободном доступе к пище и воде. У крыс гипертензивной линии НИСАГ, выведенной селекциеи породы Wistar систолическое артериальное давление (мм рт. ст.) измеряли непрямым методом [1]. В качестве стрессора использовали рестрикцию -ограничение подвижности путем помещения животных на 30 мин. в тесные проволочные клетки. Индуцированное холодом повышение уровня альдостерона, сразу после прекращения холодового воздействия при +4°С в однократном или многократно повторяющемся (19 дней, 1 раз в день) режиме изучали на крысах Wistar. Забой животных осуществляли декапитацией. ДЭАС (п/к 30 мг/кг, Sigma, USA) вводили за 2 суток до измерения артериального давления или забоя животных и определения у них в плазме крови альдостерона. Антагонист опиоидных рецепторов налтрексон (Sigma,
> ¡1! Тув( 1С\ого г. сударет^ .«►•с:о уний^ргигсга
2012/2
Показатели тревожности и экстра-интровертнроваиностн у студентов
М± ш (баллы)_
Таблица I
Тувинские юноши Русские юноши Тувинские дев> ш к и
Ру сские девушки
Тувинские юноши
Русские юноши
26
9±]
41,9±1,2
Тувннскне девушки Русские девушки
Тувинские юноши
Русские юноши
вннскнс девушки Русские девушки
Тувинские юноши Русские юноши Тувинские девушки
Русские девушки
Тувинские юноши Русские юноши Тувинские девушки Русские девушки
93 29 _184 58
25,8±1,0
38,9±1,0***
23,2±1,8
35,2±1,9
35,2±1,9 48,3±0,8*** 39,4±2,0
38,3±1,3
24,1 ±2,1 25,4±0,8
37,2±1,9 43,8±0,9
42,Ш,7
40,3±0,9 38,9+1,2 44,9^0,6* 41,8±1,3
Экстр а-и нтр ав ертироваш ю сть
13,0±0,9
13,0±0,8
12,3=1=0,8 10,7±0,4***
11.7*0.4 12,5±0,7
10,9±0.3*** 13,6±0,5
26,6±0,9** 22,5*1,2 28,7*0,7
36,3*0,9 34,7*1,3
47,9*0,8***
30,5^1,0»'*'» 26,1*2,0
25,8*1,0
48,3*0,8*** 39,4*2,0
23,2*1,8
30
5*1
26,1*2,0
26,5*1,3
23,8*1,5
27,7*1,0*** 21,2*1,3 26,9*0.8** 22,9*1,3
11.5*0,4
11,9*0,4
13,4=1=0,7 12,5*0,8
38,9*1,0
11.3=1:0.4* 14,3*0,8
Примечание: * р<0,05, ** р<0№ *** р<0,001 д< пола. Подчеркнутым обозначена интроверсия.
Динамика уровня РТ в период обучения характеризуется увеличением, примерно в два раза, количества лиц с «высокой» тревожностью у всех студентов, кроме русских юношей. Доля лиц с «высокой» ЛТ аналогично увеличивается от 1 к 5 курсу у всех юношей и остается без изменения у девушек. Повышение доли лиц с «высокой» ЛТ указывает на напряжение адаптационных механизмов в психо-социальной сфере, которое подтверждается и физиологическими параметрами.
Анализ анкеты Г. Айзенка показал, что русские студенты имеют более высокий уровень эмоциональной стабильности, чем тувинские, причем у них динамика этого показателя от начала к концу обучения не имеет существенных изменений. У тувинских студентов уровень нейротизма достоверно увеличился на 5 курсе по отношению к началу
обучения.
Среднегрупповые значения экстра-интровертированности свидетельствуют, что
тувинские студенты независимо от курса характеризуется как интроверты, а русские -как экстраверты (табл. 1). В динамике обучения
грностъ различий между национальными группами одного
у русских студентов растет доля лиц с экстраверсией, а у тувинских с интроверсией. Наши данные подтверждаются исследованиями, проведенными в других регионах, где у русских студентов показан высокий процент экстравертов [22, 23], а для алтайцев [18], удмуртов [24] - интровертов.
Анализ типов темперамента у студентов свидетельствует, что у тувинцев доминирующим типом темперамента является флегматический. Это подтверждается и другими исследованиями, проведенными на взрослом контингенте тувинцев, где было показано, что преобладающим у тувинцев является флегматический тип темперамента [25]. Среди русских студентов высокая доля лиц с сангвиническим типом темперамента, а у юношей наряду с этим одинаковая доля лиц имеет холерический и меланхолический типы. Преобладание черт сангвиников для русских студентов (62%) показала В.Р. Горст с соавт. [22].
Тувинских студентов отличают такие черты характера как ригидность, инертность психических процессов, длительное пережива-
Будук-оол Л.К. Динамика психофизиологических и психологических характеристик организма студентов тувинской и русской национальности в процессе обучения в ВУЗе
ние психотравмирующих событий (педантичность), неуравновешенность поведения (застреваемость). При этом тувинцам присуща чувствительность, глубокие реакции в области тонких эмоций, они более мягкосердечны, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства (эмотивность). У русских студентов отличительными особенностями характера являются гипертимность, аффективно -экзальтированность и циклотимичность.
Таким образом, у студентов тувинской и русской национальности, проживающих в одинаковых климатогеографических и социальных условиях в период обучения в вузе обнаружены этнические индивидуально-типологические особенности, которые оказывают влияние на процесс психосоциальной адаптации, в частности, на процесс обучения в вузе. Для студентов тувинской национальности характерны определенные трудности в психосоциальной адаптации, которые формируется под влиянием более высокого уровня тревожности и эмоциональной нестабильности, флегматического типа темперамента и интроверти-рованности, более низких показателей силы и подвижности нервных процессов, особенностей акцентуаций характера. У тувинских студентов активация левого полушария мозга выражена в большей степени, что, по-видимому, связано с высоким исходным уровнем психо-социальной
дезадаптации.
Литература:
1. Гетманцева С.М. Латеральная организация как фактор межиндивидуальных различий в показателях успешности обучения студентов вуза // Ученые записки института СХПР НовГУ. 2006. Т. 14. В. 3. С. 58-64.
2. Калинина Н.Г. Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных учебных заведений к образовательному процессу: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 25 с.
3. Литвинова H.A., Березина М.Г., Прохорова A.M. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // Валеология. 1999. № 3. С. 53 - 57.
4. Братина H.H., Доброхотова т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
5. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и
методологические проблемы исследования тревоги //
Стресс и тревога в спорте. М.; Физкультура и спорт, 1983. С. 12-13.
6. Ханин 10. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии, 1978. N 6. С. 94—106.
7. Шляхтин Г.С. Использование субъективной оценки времени для диагностики оператора // Проблемы психологической поддержки операторов человеко-машинных систем. Саратов: 1983. С. 43-49.
8. Моисеева H.H. Биоритмологические критерии неспецифической адаптоспособности // Физиология человека. 1982. Т.8., № 6. С. 1000-1005.
9. Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. М.: Медицина, 1989. С. 400.
10. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Т. 1 . 312 с.
11. Ендолов В.В., Муравьева М.С., Данюков В.Н. Значение динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга детей младшего школьного возраста для их социальной адаптации к школе // Консилиум. Сибирский медико-фармацевтический журнал. 2007. № 7. С. 188-189.
12. Айзман Р.И., Будук-оол Л.К., Красильникова В.А. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей, проживающих в Республике Тыва // Материалы 13 Междунар. конгресса по Приполярной медицине. Новосибирск, 2006. С. 22-23.
13. Назын-оол М.В. Этнокультуральные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. М., 2005. - 21 с.
14. Мельникова С.Л. Интегральные показатели состояния здоровья молодых людей, проживающих в Забайкалье // Вестник здравоохранения Сибири. 1999. № 3. С. 8-12.
15. Моисеева Н.И. Структура биоритмов как один из критериев возможностей физиологической адаптации организма // Физиологический журнал СССР. 1978. Т. 4., № U.C. 1632-1640.
16. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы. Л.: Наука, 1981. 126 с.
17. Кулагин В.В. Основы профилактической диагностики. Л.: Медицина, 1984. 213 с.
18. Суховеркова Г.В. Индивидуально-
типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Горно-Алтайск, 2002. 28 с.
19. Мусалимова P.C., Хисамов Э.Н., Валиахметов P.M. Особенности адаптации учащейся молодежи к обучению в условиях крупного промышленного города.
Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 112 с.
20. Чикова С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Архагеьск, 2007. 18с
21. Орехова E.IO. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси): автореф. дисс.... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 25 с.
22. Горст В.Р., Горст H.A., Борисов H.A.,
Мастакова O.A. Продолжительность «индивидуальной» минуты и психофизиологические особенности студентов
// Международная конференция. Циклы природы и общество. Ставрополь, 2002. С.35-38.
23. Ивакина Е.А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона: автореф. дис. ... канд. биол. наук.
2012/2
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
Тюменский государственный университет. Тюмень, 2006. 29 с.
24. Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов): автореф. дне. ... канд. психол. наук.
Пермский гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2004. 22
с.
25. Резников E.H., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М.: ПЕР СЭ, 2002. 223 с.
ОЦЕНКА ДИЗАДАПТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ СТУДЕНТОВ ТУВГУ
Красгшъиикова В. А.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE EVALUATION OF THE DYSAPTATION DISORDERS OF THE STUDENTS OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY
Krasilnikova V.A.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье рассмотрены показатели ситуационной метеореакции и экологического утомления с иелъю определения адаптационных процессов к условиям окружающей среды, а также опиед11пы ИТ
Кшчевш слова: Адаптации, дизадаптивные расстройства, ситуационная метеореакиия экологическое утомление, психоэмоциональное напряжение, нервные процессы. метеоре акция,
„-¡ЯП tziïs
with stress levels above normal. asymmetry, with no, mal levels of stress and
Известно, что любое возмущающее воздействие факторов внешней среды приводит к возникновению ответных реакций со стороны функциональных систем организма, обеспечивающих сохранность гомеостаза [6; 3; 8; 15; 14; 1; 2]. В основе таких реакций лежит
общебиологический принцип замещения функций - явление адаптации. Адаптация -одно из основных свойств живого организма. Ее проявление можно наблюдать на разных физиологических уровнях - от клеток до сложных форм поведения организма [4; 9; 10; 12].
Основные механизмы адаптации детерминированы генетически, что определяет надежность и стабильность деятельности организма в неадекватных условиях среды.
П.К. Анохин [3] отмечает, что в адекватных условиях среды включаются мобильные и экономичные механизмы компенсации, а в неадекватных и экстремальных - инертные и неэкономичные механизмы.
Срыв адаптации наступает только тогда, когда механизмы отклонений берут верх над
механизмами защиты. Если привычные физиологические механизмы недостаточны для компенсации воздействия экстремальных факторов, то мобилизуются дополнительные механизмы. Такой процесс компенсации характерен для адаптации к неадекватным условиям среды.
Тыва относится к районам с
экстремальными условиями для проживания.
Адаптация к таким условиям вызывает
напряжение в физиологической работе многих
органов и систем. Поэтому, с целью
уменьшения патологического влияния
стрессоров, были проведены обследования студентов.
Определение адаптивных резервов организма осуществлялось посредством общей оценки ответов испытуемых на различные задания, предоставляемые программой «СКРИНМЕД», разработанной в лаборатории механизмов дизадаптации Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН авторы: Хаснулин В.И. и Макаренко A.A., номер государственной регистрации в
РосНИИАПО 970035 от 29.01.1997 г.