Научная статья на тему 'Гипноз в раскрытии преступлений: правоприменительный аспект'

Гипноз в раскрытии преступлений: правоприменительный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3207
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гипноз / криминальный гипноз / уголовно-правовое ре- гулирование / гипноз в криминалистике / hypnosis / criminal hypnosis / criminal and legal regulation / hypnosis in criminalistics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучков Олег Александрович

В статье рассматриваются вехи развития гипноза, определяется по-нятие «гипноз», раскрываются некоторые юридические аспекты примене-ния гипноза в криминальной среде и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPNOSIS IN DETECTION OF CRIMES: LAW-ENFORCEMENT ASPECT

The article deals with milestones in the development of hypnosis, the term «hypnosis» is defined, some of the legal aspects of usage of hypnosis in the criminal world and law-enforcement activity are described.

Текст научной работы на тему «Гипноз в раскрытии преступлений: правоприменительный аспект»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ. ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 343.98.06

Виктимология 3(5) / 2015, стр. 29-33

Пучков О. А.

ГИПНОЗ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вехи развития гипноза, определяется понятие «гипноз», раскрываются некоторые юридические аспекты применения гипноза в криминальной среде и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: гипноз, криминальный гипноз, уголовно-правовое регулирование, гипноз в криминалистике.

В истории гипнотизма можно различить три периода. Первый уходит в седую древность. Без сомнения, гипнотический сон уже был известен жрецам Египта и Греции. Об этом свидетельствует, например, так называемый «папирус гностиков» (II в. н. э.), в котором дается описание приемов гипнотизирования, применяющихся и поныне. Жрецы пользовались гипнозом с религиозными целями. Обычно они задавали те или иные вопросы какому-нибудь юному служителю храма и его ответы истолковывали как указания богов, как пророчество. В Древней Греции гипноз применялся уже и с лечебными целями. На это указывают дошедшие до наших дней данные о жизни и деятельности известного врача древности Асклепиада.

В Средние века скудные сведения древних народов о гипнотическом сне были утрачены, приемы гипнотизирования забыты. И только в эпоху Возрождения наука вновь обратилась к явлениям гипнотизма, причем сперва в опытах на животных. Так, в первой половине XVII в. появились в печати сообщения немецких ученых Швентера и Кирхера о «заколдованном состоянии курицы», иначе — «чудесном эксперименте». Суть дела заключается в том, что достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно при-

давить ее голову к полу и оставить ее на некоторое время в таком положении, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, расслабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывести лишь резким толчком или громким звуком.

В XVIII в. в Германии были впервые проведены опыты словесного усыпления человека, что стало важнейшим шагом к окончательному оформлению концепции гипноза в 40-х гг. XIX в. Сам термин «гипнотизм» (от греческого hiphos — сон) был введен английским врачом Джеймсом Брэдом. Ученый первый стал пользоваться гипнотическим сном для обезболивания хирургических операций [2. С. 37—43]. Опыт английского ученого позже использовал французский врач Лье-бо, стремившийся привлечь внимание врачей к этому методу как высокоэффективному способу лечения многих болезней. Об этом прежде всего и убедительнее всего свидетельствует его собственная лечебная практика: 7500 больных прибегли к его помощи за 25 лет.

Существует множество определений термина «гипноз».

Советские ученые В. Е. Рожнов и М. А. Рожнова определяют гипноз как «определенное состояние, в котором кратковременно или продолжительно находится весь головной мозг, а вместе с ним

29

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ. ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

и вся центральная нервная система» [5. С. 21]. З. Косенко и А. Ремезова определяют его как «мощный раздражитель», который «может вызвать в любом участке коры мозга и торможение и возбуждение» [3. С. 176]. Л. Л. Васильев определял гипноз как «внушенный сон» [2. С. 44].

На наш взгляд, самое точное определение понятия «гипноз» дано авторами Юридической энциклопедии: «гипноз (от гр. hypnos — сон; англ. hypnosis) — в судебной психиатрии искусственно вызванное состояние бодрствования (по учению И.П. Павлова — частичный сон), при котором ограничена свобода волеизъявления и повышена степень внушаемости» [8. С. 184].

В 1878 г. в крупнейшей психиатрической клинике Парижа Сальпетриере экспериментальным исследованием гипноза на больных, страдающих истерией, занялся выдающийся французский психиатр Жан-Мартин Шарко, который видел главные определяющие особенности гипноза в происходящих в этом состоянии физиологических сдвигах — изменениях восприимчивости органов чувств, возбудимости нервов и мышц и т. д.

В ходе исследований Шарко пришел к выводу, что «пестрые и многообразные симптомы истерии чаще всего психогенны. Это означает, что возникают они за счет психики, за счет внушения и самовнушения, а также в связи со всевозможными нервными потрясениями и переживаниями. Но эти же самые причины могут приводить и к обратному эффекту, к исчезновению отдельных болезненных проявлений у страдающих истерией» [5. С. 24].

Таким образом, внушение — один из важнейших элементов социального, политического, культурного и научного воздействия на психику человека. С его помощью в истории человека совершались как величайшие подвиги, так и величайшие преступления. Так, уголовная ответственность за гипнотическое воздействие на человека в противоправных целях предусмотрена в уголовных кодексах Германии (ст. 20 УК Германии), Австрии (ст. 11 УК Австрии), Китая (ст. 21. УК КНР), Швейцарии (ст. 12 УК Швейцарии).

В то же время в последнее время расширяется область практического применения гипноза, в том числе и при расследовании преступлений.

Впервые о применении гипноза в следственной деятельности заговорил немецкий ученый Г. Шнейкерт, выпустивший в 1924 г. в Берлине оригинальный труд, посвященный техническим приемам получения признания от обвиняемого. Ученый писал, что «обвиняемые сами неоднократно изъявляли готовность подвергнуться гипнотизированию и быть допрошенными в состоянии гипноза, желая этим создать доказательство того, что у них на душе нет ничего затаенного. Но и такой прием едва ли мог бы быть признан допустимым с юридической точки зрения, не только потому, что трудно установить, не было ли симуляции гипнотического состояния, но и потому, что лицо, лишенное свободного волеопределения, хотя бы искусственным путем, не может рассматриваться как допустимый свидетель на суде» [9. С. 39].

Воля — это сознательная психическая активность, регулирующая поведение и деятельность человека. Она является мощной побудительной силой, входящей в мотивационную сферу поведения, в том числе и противоправного. В то же время некоторые преступления совершаются только потому, что субъект не может мобилизовать свою волю, чтобы противостоять желаниям и влечениям самого себя или других людей, особенно в случаях нахождения в состоянии гипноза. Связанное с этим состоянием снижение уровня регуляции своих действий выражается в сниженной способности субъекта всесторонне оценивать ту или иную значимую для него ситуацию и принимать необходимые решения, в полной мере руководить своими действиями, направленными на достижения поставленных целей [6. С. 30-31].

Гипноз нередко применяется с неправомерными целями. При этом очевидна неэффективность защиты общества от криминального гипноза. Современные нормативно-правовые акты лишь косвенно указывают на возможность легального применения гипноза исключительно врачами, причем расценивают его лишь как мирное психотерапевтическое средство.

Между тем в России действуют десятки крупных центров и школ, специализирующихся на обучении гипнозу и, в частности, техникам нейролингвистического программирования. Их вы-

30

ВИКТИМОЛОГИЯ № 3(5) / 2015

пускниками могут стать все желающие без какого-либо ценза по профессиональному роду деятельности и основным психологическим характеристикам и наклонностям личности. Общедоступность овладения техниками и технологиями гипноза подтверждается тем фактом, что многими из подобных центров разработаны программы по заочному обучению. Кроме того, информатизация общества повлекла за собой распространение специальной литературы, видео- и аудиосамоучителей по гипнозу, позволяющих их обладателю сохранить полную анонимность при овладении данными навыками. В результате граждане, овладевшие указанными методиками, направляют свои знания и умения в криминальное русло. Между тем уголовное законодательство устанавливает следующее:

«1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности» (часть 1 ст. 22 УК РФ).

В ч. 1 ст. 177 ГК РФ указывается:

«Статья 177. Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими

1. Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения».

Данное утверждение справедливо и в отношении гипнотического воздействия на участников уголовного процесса. Об этом писали советские ученые В. Е. Рожнов и М. А. Рожнова в своей статье «Гипноз и мистика».

«Сильное действие слова или остро действующее на воображение впечатление вызывает в мозгу человека возбуждение. Сосредоточенное в каком-либо месте коры, оно развивает вокруг себя... тормозной процесс. Если нервная система чем-то ослаблена, иначе говоря, если нервные клетки тормозимы, тогда это

торможение возникает легче и занимает обширные очаги, отрывая возбужденные корковые клетки от всей остальной массы мозга и тем лишая их необходимых связей. А эти-то связи и обеспечивают то, что мы называем контролем разума, контролем сознания. Внушенная мысль, будучи оторвана от всех этих необходимых связей и взаимодействий, приобретает. неодолимую силу влияния на психику человека, на его мысли, чувства, поведение...» [5. С. 47].

Более того, науке известны случаи, когда психическая форма мысли обретала физическое воплощение. Возможность этого у отдельных лиц доказана опытами русского физиолога Н. Е. Введенского и французского ученого Шарко. Такое же наблюдение проводил советский исследователь гипноза К. И. Платонов. Женщине во время глубокого гипнотического сна ученый прикладывал к предплечью монету и говорил: «К вашей руке приложен раскаленный металлический кружок. От него на вашей руке получится сильный ожог. Вам больно». Больная проснулась, и через 25 минут на месте, где была приложена монета, кожа покраснела. Затем вскочил волдырь, как при ожоге [3. С. 179].

Таким образом, последствия гипнотического воздействия на человека непредсказуемы и порой принимают криминальный оттенок. Показания человека, находящегося в состоянии гипнотического сна, также во многом зависят от того, в какой манере ему задаются вопросы, каково их содержание. В связи с этим на Западе допрос участников уголовного процесса, находящихся в состоянии гипнотического сна, фиксируется на видео.

Правовые аспекты применения гипноза в следственной деятельности в российском уголовно-процессуальном праве только начинают привлекать внимание правоведов [1; 7]. В Уголовном кодексе РФ до сих пор отсутствуют нормы о смягчении наказания за преступление, которое было совершено под гипнозом, хотя в уголовные кодексы стран Европы подобные нормы были включены еще в конце XX в. (например, в ст. 31 УК Польши, ст. 11 УК Швейцарии, ст. 21 УК Испании и т. д.).

Российский ученый Л. П. Гримак в 1997 г. сформулировал четыре условия, которые должны соблюдаться в случае

31

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ. ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

применения гипноза в российском уголовном процессе:

1. Испытуемый должен быть настроен безусловно положительно к сотрудничеству с органами расследования и к факту его гипнотизирования, в частности.

2. Во всех случаях необходимо быть уверенным в психологическом благополучии допрашиваемого под гипнозом.

3. Сеансы следственного гипноза должны проводиться опытными психиатрами или психологами, имеющими специальную подготовку в практическом осуществлении гипнопродукции.

4. Специалист, который выполняет гипнологическую операцию, должен занимать и сохранять бесстрастную позицию в отношении получаемой им информации от загипнотизированного [4. С. 197-210].

Однако эти условия не могут в полной мере обеспечить получение необходимых

сведений при проведении допроса участника уголовного процесса, находящегося в состоянии гипнотического сна, поскольку его применение способно отрицательно повлиять на процессы волевой саморегуляции субъекта, волеизъявления, нарушить его целенаправленную деятельность. Эти факторы служат основанием для признания лица неспособным в полной мере руководить своими действиями, с вытекающими из этого правовыми последствиями (ст. 22 УК РФ).

Проблема применения гипноза при расследовании преступлений в России до сих пор остается нерешенной. Несмотря на попытку проведения определенных теоретических разработок в этой области со стороны ученых, многие юристы до сих пор определяют гипноз как одну из «форм принуждения к даче показаний», что является преступлением, предусмотренным в ст. 302 УК РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бархатова Е. Н. Особенности квалификации преступлений против собственности, совершаемых с применением гипноза к потерпевшему // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 3. - С. 60-62.

2. Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Государственное изд-во политической литературы, 1963.

3. Косенко З., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. - М. : Изд-во «Детская литература», 1964.

4. Образцов В. А. Криминалистика : курс лекций. - М., 1996.

5. Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Гипноз и мистика. - М.: Знание, 1973.

6. Романов В. В. Юридическая психология : краткий курс лекций / В. В. Романов. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013.

7. Седых Л. В. Проблемы уголовной ответственности за использование психологических техник в террористических целях // Уголовное право. - 2010. - № 1. - С. 35-37.

8. Тихомирова Л. В., Тихомирова М. Ю. Юридическая энциклопедия. - 5-е изд., доп. и перераб. / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М., 2007.

9. Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. - М., 1925.

Пучков Олег Александрович, доктор юридических наук, профессор кафедры правовых дисциплин, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске.

E-mail: Poa@ ru66.ru

32

ВИКТИМОЛОГИЯ № 3(5) / 2015

Puchkov O. A.

HYPNOSIS

IN DETECTION OF CRIMES: LAW-ENFORCEMENT ASPECT

The article deals with milestones in the development of hypnosis, the term «hypnosis» is defined, some of the legal aspects of usage of hypnosis in the criminal world and law-enforcement activity are described.

Keywords: hypnosis, criminal hypnosis, criminal and legal regulation, hypnosis in criminalistics.

PUCHKOV Oleg A., Doctor of Law, professor of the Department of legal disciplines, South Ural State University (national research university), branch in the city of Ozersk. E-mail: Poa@ ru66.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ. ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.