Научная статья на тему 'Гипертекст как способ организации художественной литературы в интернет-пространстве'

Гипертекст как способ организации художественной литературы в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2307
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ РОМАН / HYPERTEXT / INTERNET SPACE / COMMUNICATION / HYPERTEXTUAL NOVEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соболева Ольга Валерьевна

Определяется понятие гипертекста, рассматриваются типологии и основные признаки последнего, а также анализируется гипертекстовый способ организации интернет-пространства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the concept, typology, main features of hypertext and hypertextual method of Internet space organization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Гипертекст как способ организации художественной литературы в интернет-пространстве»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 130-133.

О. В. Соболева

ГИПЕРТЕКСТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Определяется понятие гипертекста, рассматриваются типологии и основные признаки последнего, а также анализируется гипертекстовый способ организации интернет-пространства.

Ключевые слова: гипертекст, интернет-пространство, коммуникация, гипертекстовый

роман.

На сегодняшний день понятие гипертекста прочно вошло в сферу мировой культуры и литературы, что обусловлено стремительным развитием мультимедиа. Кроме того, последнее десятилетие отмечается включением в интернет-пространство все большего количества пользователей, что обусловливает невозможность в информационном постиндустриальном обществе находиться лишь в поле печатной продукции. В связи с этим все больше исследователей обращаются к проблеме влияния компьютеров и компьютерных сетей на прагматическую и лингвокультурную составляющую общения человека с человеком. Другими словами, все возрастающая роль Интернета в человеческой коммуникации заставляет лингвистов обратить внимание на особенности вербального и паравербального проявления гипертекста в компьютерной сети.

Для начала определим, что представляет собой гипертекст на современном этапе развития компьютерных технологий. Под гипертекстом понимается «вид письменной коммуникации, представляющей особую форму организации письменного текста, опосредованного компьютерной средой и характеризующейся процессом нелинейного письма и чтения» [12. С. 165]. В толковом словаре по информатике гипертекст трактуется как «информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами» [9. С. 194]. В аспекте организации гипертекст - это «соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами» [10. С. 41]. Кроме того, «гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю

исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает» [11]. Таким образом, как видно из приведенных определений, под гипертекстом может пониматься: а) метод объединения документов; б) текст, организованный по-особому; в) механизм, позволяющий эти тексты организовать; г) форма организации материала; д) средство организации текстов; е) документация, которая ветвится.

Некоторые ученые утверждают, что любой справочник, книга с предметным указателем -гипертекст, содержащий ссылки как на свои собственные части, отрывки, фрагменты, так и на иные тексты. Книга, рассмотренная в качестве гипертекста, содержит оглавление, где даются ссылки на части, разделы, главы, страницы. Сверяясь с оглавлением, читатель переходит на нужную страницу, ему нет необходимости последовательно и методично просматривать книгу от начала до нужного места. Но это, действительно, слишком простое понимание гипертекста. Обычный текст - линейный текст, где движение ограничено одной плоскостью. Гипертекст допускает разнонаправленное движение. Отличие гипертекстовой организации сетевой виртуальной реальности от печатной книги, в частности, состоит в том, что тексты, связанные ссылками, можно размещать: а) в любой стране; б) на любой территории; в) на любом компьютере; г) создавать и редактировать эти тексты могут разные люди. В результате возникает мировая «паутина» связанных между собой текстов: мир как единый гипертекст [8. С. 43].

Необходимо выделить три основные характеристики гипертекста.

1. Дисперсность структуры: информация представляется в виде небольших фрагментов-гнезд, и «войти» в эту структуру можно с любого звена.

2. Нелинейность гипертекста: читатель отныне волен (вынужден) сам выбирать путь чте-

ния, создавая при этом свой текст. Такая ситуация делает невозможной классическую литературную критику: гипертекст «растворяет» ту жесткую фиксированность текста, что является фундаментом теории и практики нашей критики. Критик в принципе не может прочесть гипертекст целиком, это «нечитаемый текст».

3. Разнородность и мультимедийность, то есть применение всех средств воздействия на потребителя-читателя, какие только возможны технически в данной системе - от чисто литературных (выбора повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и вплоть до самых сложных компьютерных (звук, анимация, отсылка к другим, нехудожественным материалам) [5].

На сегодняшний день сложилось несколько классификаций гипертекста. А. Андреев называет три возможные модели гипертекста: «елка с игрушками» (текст с выделенными ссылками); «сад расходящихся тропок» (печатная книга с набором глав и «путеводителем» -Кортасар, Борхес и т. п.); «макраме» (компьютерный роман) [1].

Михаил Визель выделяет следующие типы: по содержанию: художественные / нехудожественные (справочники, телефонные книги, энциклопедии); по месту функционирования: изолированные (на СБ) / сетевые (гиперроманы, живущие в сети, постоянно обновляющиеся юзерами); по способу прочтения: чтение (обычный текст в сети) / чтение с комментариями / чтение-письмо [5].

Новый этап развития гипертекста - начало второго тысячелетия. Это период интенсивного развития сетевой литературы (сетературы) и кибературы. На десятках сайтов появляются теоретические работы и манифесты «сете-раторов» и «кибераторов», декларирующие принципы виртуального творчества постиндустриального общества. Одним из самых популярных интернет-проектов в отечественном литературоведении конца 1990-х гг. считается «Сетевая словесность». Создатели проекта на практике продемонстрировали реальные возможности функционирования гипертекста и закрепили его художественные составляющие.

Именно гипертекст обеспечивает функционирование большого объема информации в электронном пространстве. Организация процессов восприятия адресатом связана с поступающей информацией посредством обратной связи - афферентации - обеспечивающей, по мнению Т. В. Ахутиной, построение движения

поступающих сигналов и формирующих так называемые пространственные синтезы, которые на всех уровнях все теснее связаны с афферен-тацией... [2. С. 14]. Из афферентации вырастает (субъективное) пространство, из пространства -предмет, из предмета - наиболее обобщенные объектные понятия [3. С. 152]. Таким образом, коммуникативность - основная характеристика любого источника информации, в том числе и гипертекста - осуществляется в условиях функционирования текста как смыслового ядра гипертекста, который осваивает новые форматы, поскольку видео- и звуковое сопровождение являются довольно часто неотъемлемой средой его существования. Поэтому пользователь Интернета - активный участник процесса креоли-зации интерактивного пространства, центром которого является текст.

Гипертекст начинает функционировать подобно социальным объектам. Он принадлежит и миру людей и миру знаков. «В качестве реальности он включает в себя определенные институты (например, автора или авторов в гипертекстовом романе, способы хранения, оформления, градации, передачи текстов), которые позволяют если не регулировать, то менять направленность движения как по гипертексту, так и самого гипертекста» [8. С. 44]. «В процессе реального общения с текстом, -пишет М. Кузнецов, - возникает множество вариантов его прочтения, которые рождаются в точке пересечения индивидуально-культурного опыта воспринимающего и культурного кода художественного объекта. Воистину, сколько людей - столько и мнений, сколько читателей, зрителей, слушателей - столько и вариантов одного произведения. Иначе говоря, художественная реальность и сконструирована, и фиктивна, и фактична (имеет статус объективно существующей), и многовариант-на, то есть виртуальна» [6. С. 12]. Гипертекст образует автономную символико-смысловую реальность. Соотношение между виртуальной реальностью в форме гипертекста и социальной реальностью, участвующей в ее порождении, не всегда обязательно. Возможно лишь косвенное согласование некоторых моментов, связанных с содержанием этих реальностей.

Но гипертекстовый характер присущ текстам не только с точки зрения информационнологической связи. Признаки гипертекстуальности можно обнаружить и у других явлений культуры. Даже в рамках электронного текста могут возникать связи иного, не логического

132

О. В. Соболева

характера. Эти связи проявляются в форме различного рода ассоциаций, например, между визуальными образами и другими элементами гипертекста. Для гипертекста очень важно зрительное восприятие, чтобы устанавливать ассоциативные связи между отдельными фрагментами с тем или иным семантическим значением.

В целом гипертекст похож на культуру постмодернизма. М. Визель приводит весьма точную характеристику данной культуры:

1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; 2) фрагментарность и принцип монтажа; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами; 4) «все происходит на поверхности», отсутствие психологических и символических глубин; 5) «мы остаемся с игрой языка, без Эго»: молчание, отказ от мимезиса и изобразительного начала; 6) положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную; 7) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм; 8) театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории; 9) срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними [4. С. 59]. Во многом это совпадает с пониманием гипертекста. По мысли Дж. Ландоу, «гипертекст - это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Гипертекст допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения» [13. С. 82].

Таким образом, восприятие любого элемента культуры, понятого в форме текста, выступает как моделирование гипертекста, установление ассоциаций и формирование смыслов. Подобное удается за счет того, что каждому знаку, образу в виртуальной реальности часто свойственна графическая избыточность. «Знаки, образы могут различаться, что дает возможность индивидуализировать знак, сделать его отличным от других, и, одновременно, графическая избыточность позволяет образовывать визуальную связь не только с референтом, но и с другими графическими элементами, делать ссылку к другим составляющим. В результате не просто считывается строка символов в одном направлении, а происходит считывание определенной информации, раскодировка значения» [8. С. 6]. При работе с

текстом в виде гипертекста необходимо рассматривать его составляющие как носители множественной информации. Можно утверждать, что тексты полны развилок, столь характерных для гипертекстов. «Зрительное восприятие знака, текста сложной графической структуры и анализ семантических значений, составляющих его структурных элементов, позволяет закрепить за ними ряд значений, поэтому выбор того или иного значения зависит от природы самого знака, от графической композиции, от ассоциативной связи внутри элементов текста, а также от сочетаемости знаков в тексте. Это создает вариативность понимания гипертекстов» [8. С. 7].

Гипертекст обеспечивает функционирование чрезмерной смысловой избыточности в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются его неотъемлемыми частями). Компьютер, предназначавшийся для упорядочения больших потоков информации и обеспечения рациональной коммуникации, став элементом вычислительных сетей (Интернет), теперь лишь усиливает неопределенность и асимметричность коммуникации. «В условиях хаотичных, распределенных структур существования нелинейный текст, рассредоточенный в пространстве, дает возможность свести множества значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия. Вероятно, поэтому идея гипертекста приобретает такую популярность. Ведь гипертекст позволяет зафиксировать ускользающие значения в виде гибких связей-переходов, избежать строгой последовательности, но, вместе с тем, обозначив “отсутствие”, превратить его в “присутствие”» [7].

Несомненное преимущество гипертекста состоит в его способности открывать захватывающие перспективы использования компьютера в качестве инструмента мышления и коммуникации, средства поддержки творческой деятельности, а также способа организации художественной литературы в интернет-пространстве.

Список литературы

1. Андреев, А. А. СЕТЕЯЛтура как ее NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата и обратно [Электронный ресурс]. URL: http:// www.netslova.ru/andreev/index.html

2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007. 198 с.

3. Бернштейн, Н. А. Физиология движения и активности. М., 1990. 326 с.

4. Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностр. лит. 1999. № 10. 103 с.

5. Визель, М. Поздние романы Итало Каль-вино как образцы гипертекста [Электронный ресурс]. URL: http://www. netslova.ru/viesel/vie-sel.html

6. Кузнецов, М. Текст, гипертекст и интерактивное телевидение // Декорат. искусство (Диалог истории и культуры). М., 1996. № 1. 42 с.

7. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html

8. Орехов, С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. 2006. № 1. 92 с.

9. Першиков, В. И. Толковый словарь по информатике / В. И. Першиков, В. М. Савинков. М., 1995. 203 с.

10. Субботин, М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18. М., 1998. 305 с.

11. Эпштейн, В. Л. Введение в гипертекста гипертекстовые системы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm

12. Crystal, D. Language and the Internet. 2nd ed. Cambridge, 2006. 304 p.

13. Landow, G. P. Hypertext / Text / Theory. Baltimore, 1992.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292).

Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 133-136.

Е. М. Хакимова

ОБОСОБЛЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: ОРТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматриваются нарушения синтаксических норм, регламентирующих употребление обособленных определений и обстоятельств в современном русском языке. Анализируются девиации, выявленные в текстах массовой коммуникации, предлагаются варианты исправления указанных синтаксических ошибок.

Ключевые слова: ортология, синтаксическая норма, синтаксическая ошибка, обособленное определение, обособленное обстоятельство.

Обособление - ритмико-интонационное и смысловое выделение словоформы или группы словоформ, вступающих с остальной частью предикативной единицы в полупредикативные отношения [1]. Данный способ осложнения формальной и семантической структуры простого предложения регламентируется синтаксическими нормами, которые в речевой практике могут нарушаться. Цель нашей работы состоит в изучении таких девиаций. Эмпирическую базу исследования составили: 1) публикации в современной российской прессе;

2) тексты, подготовленные студентами Южно-Уральского государственного университета для корпоративного издания кафедры массо-

вой коммуникации «РЯ-брейк»; 3) сообщения на сайтах Южно-Уральского государственного университета (в приведенных примерах сохранены все речевые особенности источников -Е.Х.). В ходе анализа нами выявлено множество отклонений от синтаксических норм, регламентирующих обособление в современном русском языке.

Ошибки в употреблении обособленных определений. Нарушения данного типа можно разделить на две группы.

1. Девиации внутри обособленной конструкции. Они могут быть следствием ненормативного использования причастия, образующего оборот. Например, в предложении «По словам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.