Научная статья на тему 'Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно-деятельностной программе'

Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно-деятельностной программе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
650
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / НЕЛИНЕЙНЫЙ ТЕКСТ / ЧТЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / HYPERTEXT / NONLINEAR TEXT / READING / INTERNET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солодов Максим Юрьевич

В статье анализируются различные подходы к гипертексту на разных уровнях научной методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном. Приведен краткий обзор существующих психологических исследований в данной проблемной области. В результате методологического анализа представлений о гипертексте в гуманитарных областях знания представлена попытка определения проблемной области в рамках психологии с позиции культурно-деятельностной программы. Обосновывается определение гипертекста через категорию деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We analyzed different approaches to research of the hypertext on different methodological levels: philosophical, generally scientific and specifically scientific. The existing psychological research in that field is reviewed and briefly presented. Methodological analysis of hypertext concepts in social sciences resulted in an attempt to define the field of research in psychology in terms of cultural-activity programm. We demonstrated that hypertext should be defined via activity category.

Текст научной работы на тему «Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно-деятельностной программе»

Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно-деятельностной программе

Солодов Максим Юрьевич аспирант кафедры общей психологии, Факультет психологии Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 89255831884 setsovsemne@gmail.com

Аннотация

В статье анализируются различные подходы к гипертексту на разных уровнях научной методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном. Приведен краткий обзор существующих психологических исследований в данной проблемной области. В результате методологического анализа представлений о гипертексте в гуманитарных областях знания представлена попытка определения проблемной области в рамках психологии с позиции культурно-деятельностной программы. Обосновывается определение гипертекста через категорию деятельности. We analyzed different approaches to research of the hypertext on different methodological levels: philosophical, generally scientific and specifically scientific. The existing psychological research in that field is reviewed and briefly presented. Methodological analysis of hypertext concepts in social sciences resulted in an attempt to define the field of research in psychology in terms of cultural-activity programm. We demonstrated that hypertext should be defined via activity category.

Ключевые слова

гипертекст, нелинейный текст, чтение, Интернет hypertext, nonlinear text, reading, Internet

Введение

В современных условиях трудно переоценить значимость и актуальность исследований, связанных с информационными технологиями и Интернетом, как в психологии, так и в других науках. Особое значение такие исследования имеют для развития образования, поскольку новые технологии позволяют расширять границы привычного процесса обучения [1; 2] и привлекать к обучению тех, кому оно ранее было недоступно [3].

В сфере психологии Интернета существует проблема, свойственная «молодым научным областям» [4], - отсутствие договоренности о терминах. То, что положительно сказывается развитии различных направлений теоретической научной мысли, в эмпирических исследованиях может привести к рассогласованности. Это в конечном счете может препятствовать использованию результатов предыдущих исследований.

В последнее время эта проблема возникает в связи с разработкой и применением гипертекстов [5]. Несмотря на то, что термин «гипертекст» появился ещё в 1965 году в работе Т. Нельсона [6], авторы тематических литературных обзоров [5; 7] столкнулись с тем, что в эмпирических работах, посвященных восприятию и пониманию гипертекстовых структур, в качестве гипертекстовых переменных используются значимо различающиеся конструкции, что в конечном счете может привести к определенной противоречивости данных.

Поэтому мы считаем необходимой разработку методологии психологических исследований гипертекста. Данная статья посвящена разработке подходов к определению гипертекста как предмета психологического исследования. Хотя данная проблематика является междисциплинарной, мы не ставили задачи исчерпывающего обзора имеющихся в данной области исследований - нашей задачей был методологический анализ основных подходов к определению гипертекста в философии, лингвистике, культурологии, социологии, герменевтике и - в первую очередь - в психологии. По результатам этого анализа сделана попытка оформить представления о гипертексте на философском, общенаучном и конкретно-научном методологических уровнях [8]. Итогом является выработка подхода к определению гипертекста в рамках культурно-деятельностной программы [9]: мы предлагаем выделять в качестве объекта психологического исследования не текст и его свойства, а деятельность, осуществляемую с этим текстом, свойства же гипертекстуальности мы считаем целесообразным определять через особенности этой деятельности.

В самом начале сделаем одно важное замечание. Определения гипертекста зачастую носят описательный характер, при этом традиционно выделяют широкую и узкую трактовки [10; 7]. В случае широкой трактовки гипертекст понимается как «нечто большее, чем текст», «надтекст» или «сверхтекст» [10]. В такой формулировке авторы относят к гипертексту обычные книги со сносками, ссылками и оглавлением, поскольку указанные элементы расширяют границы работы с текстом по сравнению с обычным чтением. В узкой трактовке гипертекстом признается только электронный текст, которому в той или иной степени присущи свойства нелинейности и/или многоуровневости [7]. Одной из задач, которые мы ставим перед собой, является разрешение проблемы двойственности понятия гипертекста, по крайней мере в рамках психологических исследований.

Философская проблематика гипертекста

Поскольку проблематика гипертекста является междисциплинарной, полезно для начала выделить и кратко рассмотреть сугубо философские аспекты этой области знания. Одним из важных вопросов на этом уровне является соотношение понятия гипертекста и объективной реальности. Принципиально возможны три позиции, которые последовательно рассмотрим.

Первый возможный ответ на вопрос о том, в какой мере и в каком виде представлен гипертекст в объективной реальности, состоит в том, что вся существующая в виртуальном пространстве информация - это гипертекст [11; 12] 1. Принимая эту «субстанциональную» позицию, потребовалось бы признать принципиальную неограниченность гипертекста, поскольку присущие ему гиперссылки2 ведут в поистине неограниченное информационное пространство [13]. В таком случае гипертекст предстает как своеобразная среда, расчлененная на отдельные веб-страницы и медиа-файлы, но при этом сохраняющая своё единство за

1 Здесь мы умышленно не касаемся позиции «пантекстуализма», в которой весь мир представляется как текстовая структура [14], поскольку она выходит за рамки задач данной статьи.

2 «метки, отсылающие коммуниканта к другим текстам, в иное смысловое пространство...» [10; 15]

счёт гиперссылок, и тем самым эта медийно обогащенная среда (гиперсреда) «превращается» в специфическую виртуальную реальность3.

В противовес этой позиции возможно отнесение гипертекста к классу материальных объектов [16]. В этом случае под гипертекстом понимается не среда, а определенный материал, организованный таким образом, что его можно отнести к категории гипертекста4 [11]. На первый взгляд, эта позиция достаточно плодотворна с точки зрения эмпирических исследований, поскольку на основании неё можно выделять отдельные объекты для исследования (например, сравнительного исследования нескольких гипертекстов или гипертекста и обычного текста). Однако с практической точки зрения остается открытым вопрос о границах гипертекста. Как понять в условиях взаимных ссылок, где заканчивается один гипертекстовый материал и начинается другой? Этот вопрос, в чем-то граничащий с представлением о «дурной бесконечности» в философии, мы оставим риторическим и перейдем к третьей позиции.

Третьим возможным решением вопроса о демаркации гипертекста в объективной реальности является определение не гипертекста как объекта, а гипертекстуальности как свойства, присущего неким объектам. К таким свойствам можно отнести: нелинейность, мультимедийность, многоуровневость, динамичность [15] и некоторые другие свойства, которые будут, в частности, рассматриваться нами далее. Данный путь видится нам наиболее продуктивным, поскольку в этом случае философия не пытается найти решение неразрешимых феноменологических вопросов и при этом дает частным научным дисциплинам возможность самостоятельно выделять объект исследования.

Философская проблематика включает еще и вопросы соотношения гипертекста и объективной реальности, соотношения гипертекста и культуры, авторства гипертекста и др. [10]. Не будем останавливаться на их рассмотрении ввиду их относительно малой актуальности для эмпирического психологического исследования.

Демаркация психологического в гипертексте

Применительно к понятию гипертекста остановимся на задаче определения того, чем его исследование в психологической науке отличается от других наук. Как уже отмечалось, гуманитарная проблематика гипертекста изучается, кроме психологии, также в лингвистике, культурологии, социологии, герменевтике. Для того, чтобы выделить в гипертексте психологическое, сначала попробуем решить обратную задачу: отделить от гипертекста как можно больше непсихологического. Для этого последовательно проанализируем, каким образом гипертекст исследуется в гуманитарных областях знания.

Для лингвистики гипертекст интересен /с точки зрения изменения и трансформации языковых структур при составлении и чтении нелинейных вербальных текстов в киберсреде [17-20] Изучается влияние навигационных элементов гипертекста на структуру языка и речи, на их восприятие и понимание

3 проблематика виртуальной реальности в гуманитарном знании подробно проанализирована в работе А.Е. Войскунского [22]

4 «Основными структурными элементами гипертекста являются отдельная информационная единица (гипотекст) и средство, делающее возможным переход от одной' информационной' единицы к другой' (гиперссылка).»

[21]. Психология со своей стороны также изучает эффекты воздействия гипертекста на восприятие и понимание, но в отличие от лингвистической традиции акцент делается на когнитивные характеристики и обучение. В то время как лингвистика изучает собственно языковые и речевые характеристики гипертекста, психология изучает изменение понимания и восприятия, связанное с гипертекстом, используя речевую деятельность (в том числе - письменной речи) как инструмент.

С точки зрения культурологии гипертекст рассматривается как феномен, трансформирующий культуру посредством информатизации и виртуализации; гипертекст рассматривается как продукт и как часть культуры постмодерна [11]. При этом психологические аспекты не просто отделить от культурологических. Отличия не лежат на поверхности, но они есть. В психологии культура исследуется не сама по себе, а исключительно в связи с психикой человека: либо как воздействующая на психику, либо как подвергающаяся изменению в связи с воздействием психики. Таким образом, с точки зрения гипертекста можно следующим образом разделить подходы со стороны культурологии и психологии. Для культурологии интересен вопрос о том, как под воздействием гипертекстов меняется общечеловеческая культура, а для психологии - как эти изменения отражаются на психике.

Социология изучает гипертексты сквозь призму социальных институтов [23], таких как школа или семья, а герменевтика - то, каким образом трансформируется смысл текстов, превращающихся в гипертексты, как эти изменения сказываются на их понимании и интерпретации[10]. В отличие от указанных областей гуманитарного знания, психологию привлекают психические процессы, результатом которых становятся понимание и интерпретация гипертекстов. Тем самым в фокус интересов герменевтики попадает вопрос изменения смысла, связанный с гипертекстуальностью, а в фокус интересов психологии - изменение когнитивных процессов восприятия, чтения, понимания и запоминания гипертекстовых структур.

Подводя итог этой части статьи, можно сказать, что в отличие от других дисциплин, психологическая традиция состоит в изучении гипертекстовых структур не самих по себе, а в контексте их возможного влияния на психику.

Гипертекст в психологическом исследовании

Для современной психологии уже достаточно традиционными стали исследования гипертекстов в педагогической и когнитивной традиции [24]. Изучается проблема поиска способов проектирования гипертекста максимально удобным для читателя образом [5]. В меньшей степени реализованы столь перспективные направления исследований применительно к гипертекстовой проблематике, как психология чтения, ранее широко представленная в отечественной психологии и набирающая актуальность в современных условиях [11; 25-27], а также. психология понимания, которая на сегодняшний день также уделяет внимание проблемам нелинейности текстовых структур [28].

В статье Д. Дестефано и Дж. Лефевре [7] проанализированы основные результаты исследований когнитивных недостатков и преимуществ гипертекстов в сравнении с обычными текстами, опубликованных за период с 1990 по 2004 год. В ходе анализа авторы проверяли гипотезу об увеличении когнитивной нагрузки при работе с гипертекстом, связанной с необходимостью принятия решений о том, какой фрагмент текста выбрать и читать на каждом шагу.

Исследования, в которых использовались связанные с проблемой многозадачности методики, зачастую приводили к неоднозначным результатам. Так, в исследовании Пласса и др. было продемонстрировано, что объем дополнительной информации не влияет напрямую на понимание и запоминание информации. Ученики, изучающие иностранный язык, читали текст и в 3 из 4 условий должны

были работать с пометками к нему. В каждом из 3 условий им нужно было нажимать на иконку, находящуюся рядом со словами. В условии «визуальной пометки» им предъявлялось связанное изображение рядом с немецким словом. В случае «вербальной пометки» ученики видели разъяснение на родном языке. В двух других условиях ученики либо не видели никаких пометок, либо им предъявлялись последовательно оба вида пометок. Пласс и др. обнаружили, что в случае предъявления только визуальных пометок понимание было хуже, чем в случаях отсутствия пометок или предъявления обоих видов пометок [29].

Ряд исследований посвящен анализу связи сложности структуры гипертекста и когнитивной нагрузки. При анализе структуры гипертекста обычно варьируются следующие параметры: количество фрагментов текста, количество взаимных ссылок и их вид5. Показано, что увеличение количества ссылок негативно сказывается на его понимании [30]. Отдельно исследуется навигационная сложность гипертекста. В таких исследованиях испытуемые решают задачи на поиск какой-то конкретной информации или ответов на вопросы в незнакомом материале. Однозначного понимания, каким образом количество ссылок влияет на навигационную сложность текста, достичь не удалось, это предположительно связано с особенностями используемых текстовых материалов и методик, однако удалось доказать отрицательный эффект семантических ссылок.

Особый интерес представляют исследования роли индивидуальных различий в успешности работы с гипертекстом. Несмотря на определенную несогласованность результатов, можно однозначно сказать, что индивидуальные различия в когнитивных способностях6 могут в значительной степени влиять на эффективность работы с гипертекстом. Исследования продемонстрировали, что люди с высокими когнитивными способностями либо не испытывают затруднений в работе с гипертекстом, либо в отдельных случаях даже получают преимущества. Однако для тех, у кого когнитивные способности недостаточны, работа с гипертекстами обычно вызывает некоторые проблемы. Точно определить, с какими именно психическими функциями связаны эти результаты, пока не удалось [7].

Навык работы с гипертекстом также связан с когнитивными стилями читателей. Например, поленезависимые студенты демонстрируют лучшие результаты, предположительно потому, что привыкли самостоятельно структурировать информацию. В свою очередь, взаимосвязь между аналитичностью/холистичностью и эффективностью работы с гипертекстами оказалась не прямолинейной. Успешность работы с гипертекстом одинакова и у аналитиков, и у холистиков, однако в тех случаях, когда в гипертексте присутствует значительное количество семантических ссылок, испытуемые с гибким когнитивным стилем оказываются более успешны [7].

Также изучалось влияние гипертекста на процесс формирования т.н. ситуационной модели [5]. Противоречивость проведенных исследований заставляет сделать вывод, что структура текста непосредственно не влияет на формирование ситуационной модели. Положительный или отрицательный эффект связан скорее не с самим фактом наличия гипертекстовой структуры, а со способом её реализации: гипертекст может как помогать, так и мешать чтению. Это связано (помимо

5 Можно выделить семантические ссылки (соединяющие конкретное слово и фрагмент текста, описывающий его) и навигационные - которые соединяют фрагменты текста между собой [7]

6 Оценивалось по таким качествам, как навыки чтения, уровень интеллекта, величина рабочей памяти и успеваемость

когнитивных способностей) и с индивидуальным опытом читателей, и с наличием у них знаний по тематике материала, и с их заинтересованностью в нём.

Как отмечалось ранее, разнообразие эмпирических исследований не приносит плодов, которые оно могло бы принести, во многом из-за отсутствия единой терминологической и методологической базы. В итоге многие исследования получаются несопоставимыми или противоречащими друг другу [5; 7].

Результаты проведенных эмпирических работ заставляют вернуться к основополагающим теоретическим положениям. Так, необходимо разобраться с самим понятием гипертекста, или гипертекстуальности. Прежде чем мы попытаемся определить это понятие, нужно проанализировать те качества, которые приписывают гипертексту: нелинейность, многоуровневость, фрагментарность и мультимедийность, и выделить из них те ключевые признаки, которые сущностно характеризуют его [5; 7].

Под мультимедийностью подразумевается, что в гипертексте могут встречаться не только собственно текстовые элементы, но и звуки и/или изображения, т. е. аудио-файлы и видеофайлы. С одной стороны, это свойство является существенным, но с другой стороны, оно скорее связано со средой, в которой мы с ним чаще всего сталкиваемся. Поэтому было бы ошибкой сводить гипертекст к мультимедийности, и наоборот. Тем более учитывая, что есть исследования, которые относят к гипертекстам и классические «бумажные» произведения [31].

Понятие нелинейности естественно было бы описать вместе с фрагментарностью гипертекста. Если обычный текст мы воспринимаем как единое целое, пусть и разделенное на страницы, главы, разделы и т. п., то в гипертексте всегда бросается в глаза, что он состоит из нескольких самостоятельных фрагментов7. О «соединении» этих фрагментов и идет речь, когда говорят о нелинейности или линейности текста. Что касается фрагментарности, то называть это свойство необходимым для гипертекстуальности невозможно, потому что любой материал можно представить как сумму некоторых частей или наоборот - как целостную сущность просто потому, что специальных критериев целостности не выделяется.

Нелинейность представляет собой характеристику «от обратного». В этом термине гипертекст противопоставляется обычному тексту, который характеризуется как линейный. Под линейностью в этом случае понимается возможность определения однозначного «пути прочтения» фрагментов текста: в случае традиционных текстов -от начала до конца, тогда как нелинейный гипертекст оставляет читателю более одного возможного пути следования. Однако может ли сам материал предполагать те или иные пути его прочтения? Не говоря уже об отсутствии уверенности, что образы прочитанного в психике соответствуют тому, что и как мы прочитали. Для ответа на этот вопрос необходимо перейти к рассмотрению проблемы на следующем уровне: уровне конкретно научной методологии.

Гипертекст и культурно-деятельностная программа

Плодотворность использования культурно-деятельностной программы в исследованиях, связанных с современными технологиями, Интернетом и киберпространством, была уже неоднократно обоснована [32,33,34], однако хотелось

7 Такие фрагменты иногда называют гипотекстами [36].

бы остановиться на связи между теорией Л. С. Выготского и феноменами Интернета [35].

С точки зрения культурно-исторической теории, отличительной особенностью деятельности человека является опосредствованность. При этом орудия, при помощи которых происходит опосредствование деятельности, развиваются, и по мнению многих специалистов, самым развитым орудием является знак. Если вспомнить, что в основе всех информационных технологий лежит двоичный код, то можно уверенно назвать их одними из самых развитых орудий, изобретенных человеком. Интернет позволил людям общаться между собой, т. е. воздействовать на других людей, а на современном этапе он во многом является способом обучения, опосредствует запоминание, позволяет человеку воздействовать на самого себя.

Л. С. Выготский считал человеческую психику результатом развития общества, накопления знаний, формирования культуры и обычаев и их наследования последующими поколениями. Можно сказать, что культура является орудием общества, используемым для развития его самого. Интернет удачно вписывается в данную концепцию. Ведь все, что есть в сети, создается людьми для того, чтобы другие люди ознакомились с этим «посланием». Вся информация, содержащаяся в Интернете, является отражением современной культуры, результатом размышлений и впечатлений современного человека, его деятельности. Ещё одной отличительной особенностью человека является произвольность его активности, как отмечается в культурно-исторической программе; Интернет в полной мере реализует таковую программу как в микро-, так и в макромасштабе.

Таким образом, Интернет представляет собой и результат общественной деятельности, и знаковое орудие, и пространство, в котором «обитает» современный человек. Его можно рассматривать и как самостоятельно существующую культурную систему, и как среду целенаправленной деятельности отдельного человека либо малых и больших групп (в том числе - очень больших) людей. Тем самым культурно-деятельностная программа представляется наиболее подходящей теорией для исследования психологической проблематики гипертекста.

В соответствии с этой программой объектом психологических исследований является деятельность человека, что возвращает нас к озвученной ранее проблеме: можно ли определить гипертекст через то, каким способом человек его читает? Если рассматривать гипертекст в связи с деятельностью, то подобная постановка вопроса не только возможна и актуальна, но и необходима, поскольку, как известно, в деятельности субъект преобразует объект [37], т. е. в том числе «задает» объекту новые свойства.

Таким образом, мы полагаем необходимым определить гипертекстуальность через потенциальную возможность текста (или иного материала) быть прочтенным нелинейно, реализующуюся в деятельности человека, взаимодействующего с этим текстом (или материалом).

Заключение

С целью поиска «единого знаменателя» для определения гипертекстуальности нами была проанализирована гипертекстовая проблематика на трех методологических уровнях: философском, общенаучном и конкретно-научном. В результате удалось выработать концептуальное решение проблемы методологически однозначного определения гипертекстуальности. Конечно, мы не предполагаем, что предложенное решение автоматически разрешит все существующие несоответствия и противоречия, однако, как известно, «в начале было

слово...»: определение понятий является важным шагом на пути создания единой исследовательской методологии.

Литература

1. Абрамова М. В. Интерактивность учебного текста в контексте формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html), 2015. Т. 18, № 4. - С. 529-539.

2. Рыбалкина Д. Х., Куркин А. В., Риклефс В. П. Интеграция гистологии и информатики при работе с графическими объектами // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html), 2013, Т.16, № 4. - С. 316-325.

3. Боброва В. В., Лихачева Е. Н. Инновационная технология развития зрительного восприятия детей с ограниченными возможностями с применением компьютерных технологий // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)

(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html), 2013, Т.16, № 4. - С. 293-301.

4. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями. М.: Прогресс, 1977.

5. Foltz P. W. Comprehension, Coherence and Strategies in Hypertext and Linear text // Hypertext and Cognition. 1996. - P. 109-136.

6. Nelson T. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference, Proceedings, Cleveland, Ohio, 1965. - P. 84-100.

7. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. - P. 1616-1641.

8. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.

9. Асмолов А. Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // National Psychological Journal, 2014, № 1 (13). - C. 5-19.

10. Николаева Е. М., Николаев М. С. Феномен гипертекста: опыт герменевтического прочтения // Вестник экономики права и социологии, 2008, № 4. - С. 107-110.

11. Нишанов В. К. Типы художественного текста и их восприятие // Вопросы психологии, 1990, № 1. - С. 173-175.

12. Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1986.

13. Барт Р. S/Z. М.: Академический проспект, 2009.

14. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры //Труды по знаковым системам, 1971, № 5. - С. 144-166.

15. Саяпин В. О. Смысловые реалии гипертекста в виртуальной коммуникации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2012, № 3. - С. 105-113.

16. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Т. I. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1998.

17. Захарова С.В. Виртуальная реальность в смыслах и значениях языка. // Вестник Челябинского государственного университета, 2009, № 29. - С. 5-11.

18. Беляева Н. В. Психолингвистическое исследование понимания гипертекста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007, Т.18, № 44. - С. 83-87.

19. Беляева Н. В. Гипертекст как когнитивно-коммуникативная единица: автореф. дисс.. ..канд. филол. наук. Тверь, 2010.

20. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М.: Изд-во ЛКИ, 2010.

21. Иванова И. Г. Систематизация и навигация по элементам гипертекста // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2010, № 592. -С. 70-79.

22. Войскунский А. Е. Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий // Материалы международной интернет-конференции, 20.03-14.05.2001, информационно-образовательный портал www.auditorium.ru [Под ред. А. В. Войскунского]. - C 153-161.

23. Долгоруков А. М. Интернет и будущее социологии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2015, № 2 (125). - С. 32-43.

24. Беляева Н. В. Влияние гипертекста на усвоение знаний // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2010, № 584. - С. 91-100.

25. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.

26. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия [под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова], М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013.

27. Неволин И. Ф. О графическом изображении смысловой макроструктуры текста // Вопросы психологии, 1974, № 5. - С. 130-135.

28. Знаков В. В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия // Методология и история психологии, 2010, № 3 (5). - С. 105-119.

29. Plass J. L., Chun D. M., Mayer R. E., Leutner, D. Cognitive load in reading a foreign language text with multimedia aids and the influence of verbal and spatial abilities // Computers in Human Behavior, 2003. - P. 221-243.

30. Zhu E. Hypermedia interface design: the effects of number of links and granularity of nodes // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 1999. - P. 331-358.

31. Гениева Е. Ю. "Улисс" Джеймса Джойса как гипертекст // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2010, № 11. - С. 27-34.

32. Войскунский А. Е. Концепция Л. С. Выготского как основа становления и развития киберпсихологии // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 14-17 ноября 2011 [Под ред. В. Т. Кудрявцева]. М.: Рос. гос. гуманит. университет, Ин-т псих. им. Л.С. Выготского, 2011. - С. 13-17.

33. Зашихина И. М. Почему культурно-историческая теория Льва Выготского актуальна сегодня? // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2014, № 5. - С. 38-46.

34. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л.С. Выготского // Психологический журнал, 1993, Т.14, № 1. - С. 114-119.

35. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т. 3. М.: Педагогика. 1983.

36. Тренева М. Г. Философское обоснование гипертекста // Magister Dixit, 2011, № 3. - С. 71-75.

37. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.