Паёми Академияи илмх;ои тибби Тоцикистон - №1, 2017
УДК 616.43;616.36
ПИРМАТОВА М.А., АНВАРОВА Ш.С., АВЕЗОВ С.А.
ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИЯ И НЕАЛКОГОЛЬНАЯ ЖИРОВАЯ БОЛЕЗНЬ ПЕЧЕНИ
Кафедра эндокринологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино
ГУ «Институт гастроэнтерологии» МЗиСЗН РТ
Изучены особенности поражения печени у 130 больных с гиперпролактинемией опухолевого и неопухолевого генеза. В процессе обследования жировой гепатоз обнаружен у 40% пациентов, сочетающийся с гиперэхогенностью печени в 33,3% случаях и умеренной гепатомегалией в 26,1% случаев. При исследовании сывороточных трансаминаз (АлАт и АсАт) в сыворотке крови наблюдалось повышение их уровней в 2-2,5 раза, преимущественно в группе больных с избыточной массой тела и ожирением. Кроме того, выявлено наличие инсулинорезистентности у больных с гиперпролактинемией преимущественно опухолевого генеза, имеющих избыточную массу тела.
. Ключевые слова: гиперпролактинемия, неалкогольная жировая болезнь печени, инсулинорезистентность.
PIRMATOVA M.A., ANVAROVA Sh.S., AVEZOV S.A.
HYPERPROLACTINEMIA AND NONALCOHOLIC HEPATIC STEATOSIS
f
The features of liver disease were studied in 130 patients having hyperprolactinemia with tumor and nontumor genesis. During the research steatosis was found in 40% ofpatients, combined with hyperechogenicity of liver in 33.3% of cases and mild hepatomegaly in 26.1% of cases. During the research of serum transaminases (ALT and AST) in the blood serum was observed increase in their levels to 2-2.5, and mostly in group of patients with overweight and obesity. Moreover, the presence of insulin resistance found in patients with hyperprolactinemia, predominantly of tumor genesis, and which have excessive body weight.
Key words: hyperprolactinemia, non-alcoholic hepatic steatosis, insulin resistance.
Актуальность. Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) на сегодняшний день является одной из наиболее часто встречающихся форм поражения, способствующая в последующем развитию цирроза. Жировая инфильтрация печени, не связанная с действием алкоголя или других токсических веществ, называется неалкогольным стеатозом, который характеризуется накоплением жировых вакуолей в печеночных клетках. Депонирование жира может быть реакцией печени на различные токсические воздействия, иногда этот процесс связан с некоторыми заболеваниями
Пирматова М.А. - 734003, Республика Таджикистан, Душанбе, пр. Рудаки, 139, Таджикский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]. ; тел.: +992 9805-40-11-22
и патологическими состояниями организма, в частности при нарушении эндокринно-обмен-ных процессов [1].
Ряд авторов [3] считают основной причиной НАЖБП невосприимчивость клеток печени к действию гормона инсулина (инсулинорези-стентность), основной функцией которого является транспорт глюкозы из крови и тканевой жидкости внутрь гепатоцитов [2]. При инсули-норезистентности клетки печени не получают жизненно необходимую им глюкозу, в результате чего развивается их жировая инфильтрация.
Инсулинорезистентность нередко запрограммирована генетически и может развиться в результате нарушений обмена веществ, ошибочной иммунной агрессией к инсулину и при длительной некомпенсированной ги-перпролактинемии [4]. Так, гиперпролакти-
немия характеризуется повышенным уровнем пролактина в сыворотке крови и оказывает метаболическое действие на ткань молочной железы [5], приводя к стимуляции поглощения глюкозы и липогенезу, что в свою очередь активирует синтез адипонектина, способного вызывать развитие инсулинорезистентности и в последующем возникновение сахарного диабета 2 типа [6].
До настоящего времени недостаточно изучены особенности стеатоза печени, развивающегося на фоне гиперпролактинемии опухолевого и неопухолевого генеза среди жителей Таджикистана.
Цель исследования. Изучить развитие неалкогольной жировой болезни печени при гиперпролактинемии, связанной с инсулиноре-зистентностью.
Материал и методы исследования. Работа выполнялась на базе Городского эндокринологического медицинского центра. Обследованию подверглось 130 больных с гиперпролактинеми-ей, из них 90 женщин и 40 мужчин в возрасте от 17 до 56 лет, средний возраст составил 30,3±1,0 лет. Контрольную группу составили 30 человек: по 15 мужчин и женщин.
Всем обследуемым производилось антропометрическое обследование с определением роста, массы тела и расчетом индекса массы тела:
имт
масса тела [кг) рост (м2)
Степень ожирения оценивалась по классификации ВОЗ (1997).
Оценивали гормональный статус путём определения уровня пролактина на анализаторе ИФА методом спектрофотометрии при длине волны 450 нм с настройкой прибора по воздуху. Больным с повышенной массой тела и ожирением было проведено определение уровней инсулина, гликолизированного гемоглобина и гликемии натощак. Оценка инсулинорези-стентности осуществлялась подсчётом индекса НОМА:
индекс НОМА
гликемия натощакхИРИ 22,5
В анализе крови определяли содержание печеночных ферментов, в частности АлАТ и АсАТ ферментативным методом Ротмана-Френкеля. С целью исключения вирусного гепатита определялись маркёры вирусного гепатита (НВУ, НСУ). Производилось УЗИ печени для определения состояния паренхимы и её размеров. Для выявления генеза гиперпролактинемии и оценки состояния гипоталамо-гипофизарной системы
были произведены рентгенография черепа и МРТ головного мозга на аппарате XGY, ОРег 0,4 (2011).
Статистический анализ проводили на персональном компьютере с помощью прикладной программы «Statistica 6.0». При дисперсионном анализе для сравнения независимых пар использовали и - критерии Манна-Уитни; для зависимых пар - Т-критерии Вилкоксона. Корреляционный анализ производили по методу Спир-мена. Различия показателей были статистически значимыми при р<0,05.
Результаты и их обсуждение. В процессе обследования, по данным УЗИ, жировой ге-патоз был выявлен у 52 (40%) человек, из них у 45 (34,6%) имела место различная степень ожирения. Признаками гепатоза при УЗИ явились: повышение эхогенности печени, обеднение сосудистого рисунка при неизмененной структуре органа. Гиперэхогенность печени отмечалась у 43 (33,1%) больных, преимущественно в группе с гиперпролактинемией опухолевого генеза и наличием ожирения, кроме того, у 34 (26,1%) из них выявлена умеренная гепатомегалия до 1,5 см. В группе больных с неопухолевым генезом гиперпролактинемии данные признаки отмечались лишь у 7 (5,4%) пациентов.
Повышение АлАТ и АсАТ до 1-1,5 раза наблюдалось в 1 группе больных у 5 (3,8%) и в 2-2,5 раза во 2-ой группе - у 41 (31,6%) (р<0,05).
Уровни гликемии и гликолизированного гемоглобина в группах обследованных как среди мужчин, так и среди женщин были достоверно выше, по сравнению с лицами контрольной группы. Кроме того, в процессе исследования было обнаружено повышение уровня инсулина в крови у больных с избыточной массой тела и ожирением, преимущественно в группе больных с гипепролактинемией опухолевого генеза, где его уровень в среднем превышал на 9,4 мМЕ/л в группе мужчин и на 15,2 мМЕ/л в группе женщин показатели группы контроля.
При подсчёте индекса НОМА отмечено достоверное (р<0,01) его повышение преимущественно в группе больных с гиперпролакти-немией при наличии избыточной массы тела. Повышение данных показателей у больных с ожирением наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин (р<0,001) (рис.).
Изменения показателей углеводного обмена у больных с гиперпролактинемией обоего пола были достоверны между группами.
При сравнительном анализе отмечено прогрессирующее нарастание инсулинорезистент-ности при повышении уровня пролактина выше 1000 мМЕ/л как среди мужчин, так и женщин (табл).
Паёми Академияи илмх,ои тибби Тоцикистон - №1, 2017
Измевевня показателен углеводного обмена у мужчин с гиперпролактинемией
В процессе исследования выявлена положительная корреляция уровня пролактина и индекса НОМА (г=0,664; р<0,01). Необходимо отметить, что степень повышения активности АлАт и АсАт коррелирует с повышенным уровнем пролактина (р<0,05; г=0,765), что дает основание предполагать, что у больных с гиперпролактинемией опухолевого генеза с инсулинорезистентностью развивается картина НАЖБП.
Заключение. Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о развитии неалкогольной жировой дистрофии печени у больных с гиперпролактинемией, преимущественно опухолевого генеза с наличием избыточной массы тела, что проявляется в нарушении структуры и функции органа.
Шменения показателен углеводного оомена у жевщнв с гиперпролактинемией
2з,В
30
ЛИТЕРАТУРА
1. Маев И.В., Дичева Д.Т. Неалкогольный стеато-гепатит: лечить или не лечить? // Гастроэнтерология. Приложение к журналу consilium medicum. - 2007. - № 2 - С. 6-8.
2. Bloomgarden Z.T. et al. Second World Congress on the Insulin Resistance Syndrome: insulin resistance syndromeand nonalcoholic fatty liver disease // Diabetes Care. - 2005. - Vol. 28(6). - P. 1518-23.
3. Berinder K. et al. Insulin sensitivity and lipid profile in prolactinoma patients before and after normalization of prolactin by dopamine agonist therapy // Pituitary. - 2011. - Vol. 14 (3). - P. 199-207
4. Ben-Jonathan N. et al. Focus on prolactin as ametabolic hormone // Trends Endocrinol Metab. - 2006. - Vol. 17(3). - Р. 110-116.
Показатели углеводного обмена среди больных с гиперпролактинемией (р - статистическая значимость различий показателей между всеми группами, р<0,001)
Показатели углеводного обмена у больных с ГПРЛ в зависимости от уровня пролактина
Показатели Уровень ПРЛ <1000 нм/мл Уровень ПРЛ >1000 нм/мл
м (n=6) ж (n=14) р м (n=13) ж(n=19) р
Гликемия натощак (ммоль/л) 6,2±0,6 5,8±0,3 >0,05 6,1±0,2 5,6±0,1 >0,05
Hb Al (%) 6,1±0,5 5,7±0,3 >0,05 6,4±0,1 6,0±0,2 >0,05
Инсулин (мМЕ/л) 20,1±4,6 15,1±1,5 >0,05 21,1±1,7 17,3±1,3 <0,01
и/HOMA 3,2±0,5 3,1±0,3 >0,05 6,0±0,6** 5,8±0,7 *** >0,05
Примечание: р - статистическая значимость различия показателей у мужчин и женщин;
** - р<0,01; *** - р<0,001 - статистическая значимость различия показателей между группами с высоким и низким уровнем пролактина (по и-критерию Манна-Уитни)
5. Дзеранова Л.К. и др. Метаболические эффекты про- 6. Balbach L. et al. Serum prolactin concentrations as
лактина // Вестник Репродуктивного Здоровья. - 2008. - № risk factor of metabolic syndrome or type 2 diabetes // BMC 4.- С. 9-33. Endocrine Disorders. - 2013. - Vol. 13 (12). - P. 8.
^ПИРМАТОВА М.А., АНВАРОВА Ш.С., АВЕЗОВ С.А.
ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИЯ ВА СТЕАТОЗИ ЧДГАР
Кафедраи эндокринологияи ДДТТ ба номи Абуалй ибни Сино МД «Пажу^ишго^и гастроэнтерология» ВТ ва ^ИА Ч,Т
Калимачои калидй: гиперпролактинемия, стеатози чигар, долати ба инсулин тобовар.
Хусусиятуои иллати цигар дар 130 бемори гиперпролактинемияи сабабаш омос ва гайриомос омухта исуд. Дар ца-раёни тадцщот, дар 40% беморон стеатози цигар дар уамбастагй бо гиперэхогении цигар (33,3%) ва гепатомегалияи нисбй (26,1%) дарёфт гардид. X,,ангоми таулили биокимиёвии хун, махсусан дар беморони фарбеу, 2-2,5 маротиба ба-ландравии ферментуои цигар (АлАт ва АсАт) мушоуида карда иуд. Ба гайр аз ин, дар беморони гиперпролактенемия ^а дорои фарбеуй уолати ба инсулин тобовари сабабаш омос муайян карда иуд. ^