альных средств СППР. Предлагаемый в данной работе нейро-генетический ускоритель относится к категории интеллектуальных средств, достоинством которых является возможность качественного, а не количественного анализа ситуаций и сценариев, а также возможность автоматизации процедуры синтеза нечетких целей и частичных истин.
Действительно, нейронная модель динамического объекта может быть расширена отношениями типа «если - то», что является основой построения ней-ро-нечетких систем. Введение таких отношений позволяет строить нейронные модели процессов выработки и принятия решений в условиях неопределенности и размытости целей. Важно заметить, что такие модели позволяют организовать процесс взаимодействия ЛПР и динамического объекта с учетом субъективного фактора оператора-эксперта и объективных данных, определяющих эффективность поведения динамического объекта. Объективная оценка такого поведения является многомерным оптимизационным критерием. Выполнить процесс такой сложной оптимизации можно на основе нейро-генетического ускорителя, реализующего принципы эволюционной парадигмы.
В.И. Божич, Н.В. Горбатюк
ГИПЕРМЕДИА-СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1. Особенности информационных средств гипермедиа. Современные средства представления информации в виде гипертекста обеспечивают возможность исключить информационные перегрузки ЛПР. Этому способствует интерактивный режим работы ЛПР, использование фото реалистических изображений, объединенных с динамическими звуковыми и видеосредствами информации.
Более того, использование методов гипермедиа при представлении информации позволяет учитывать индивидуальные особенности ЛПР, анализировать уровень психофизиологического состояния ЛПР, включая звуковой канал, изображения (образы) и видеопоследовательности, чтобы сделать восприятие информации более легким для пользователя и успешным для понимания сложных ситуаций и сценариев. Динамические средства информации (мультипликация, звуковая и видеоинформация) добавляют новый мощный эмоциональный элемент к процессу обучения. Характеристики голоса - тон, манера говорить, громкость, и интонация - добавляют существенное количество и качество информации к сообщению. Вокальные нюансы (эмоциональный ответ) часто несут больше информации, чем слова непосредственно.
Таким образом, ядром интеллектуальной системы поддержки принятия решений (СППР) может и должна являться интеллектуальная мультимедийная система, в которой мультимедиа объединяет различные данные в единую среду, а обработка и манипулирование мультимедийными данными осуществляется с помощью программных средств.
Важным вопросом для разработки и функционирования СППР является организация навигации в гиперпространствах, так как всегда существует риск, что пользователь может потеряться или иметь затруднения в нахождении необходимой информации. Результаты исследований показывают [1], что более 50% пользователей жалуются на то, что если они сразу не прочитали заинтересовавшую их информацию в гиперпространстве, то они не могут найти ее позже. Часто, читая документ, они не знают, где они находятся в гиперпространстве, и не знают, как вернуться туда, откуда они пришли. В данной работе предлагается метод навигации, основанный на гиперграфовом представлении пространства поиска и организации набора гибких обратных связей при диалоге ЛПР с информационной гипертекстовой системой.
2, Необходимые требования к представлению структуры сети гипермедиа системы. На основе анализа опыта использования гипермедиа можно сформулировать следующие требования к гипертекстовым системам [2,3]:
1. Полноценная гиперсистема должна вклбючать явное представление структуры сети. Выполнить такое представление возможно путем отображения модели структуры гиперсистемы с помощью средста визуализации.
2. «Истинный» гипертекст должен давать ЛПР-пользователям чувство свободного и понятного перемещения внутри гиперпространства. Выполнение данного требования сводится к разработке пользовательского интерфейса, который обеспечивает приемлемое время ответа системы, наиболее и точное удовлетворение запроса пользователя, низкую когнитивную нагрузку при перемещении через гиперпространство и другое.
3. ЛПР-пользователи должны иметь возможность самостоятельно вносить небольшие дополнения в гиперсистему в виде примечаний или дополнительных ссылок, путем добавления ссылок и аннотаций, а также иметь возможность изменять цвет некоторых объектов графического интерфейса.
4. Гиперсистема не может содержать в себе всю информацию о данной предметной области. В связи с этим важным требованием к гипертекстовой системе является возможность организации доступа к удаленным базам данных, в частности, к глобальной информационной среде 1тете{:.
3. Методология создания гиперграфовой модели архитектуры гипертекстовой системы. Специфика гиперсистем заключается в возможности пользователя передвигаться в информационном пространстве согласно их собственным индивидуальным пожеланиям и с индивидуальной скоростью. Для этого необходима внутренняя структура гиперсистемы, на основании которой можно определить некоторый системный стандарт, условия проектирования и реализации системы.
С целью гибкого представления информации и навигации в данной работе предлагается методология создания структуры гиперсистемы путем структурирования информации в нисходящей форме. Другими словами, ключевой идеей при создании структуры гиперсистемы является модулизация (не разбиение детальной информации на модули, а формирование модулей с целью дальнейшего их наполнения информацией). Предлагается использовать несколько диаграмм ви-
зуализации архитектуры гиперпространства, которые отражают различные части гипертекста и имеют различное назначение с точки зрения установления отношений «запросы от ЛПР к системе - требования системы к деятельности ЛГТР». Каждая такая диаграмма анализирует деятельность ЛПР, показывает текущее и предыдущее положения пользователя и, тем самым, создает предпосылки для формирования механизма навигации в гипертекстовой системе.
Каждый модуль является узлом графового представления гиперпространства СППР. Представление гиперпространства в виде гиперграфа позволяет отобразить полное информационное пространство. Такая гиперграфовая модель позволяет введение уровней детализации информации. В качестве простейшего критерия раскрытия уровня детализации может служить, например, известный для графовых моделей параметр расстояния. В результате гиперсистема представляет в подробных деталях те части гипертекста, которые близко расположены к текущему положению интересов ЛПР-пользователя, и чем дальше расположена часть гипертекста, тем менее детально она представляется.
Таким образом, использование гиперграфовой модели для представления гиперпространства СППР предоставляет ЛПР-пользователям возможность навигации в пределах системы, а именно: пользователь имеет возможность получить информацию с различной степенью детализации в соответствии с расстоянием между данным местоположением и текущим центром интереса пользователя.
Указанный механизм навигации может быть усложнен путем введения меток ребер. Последний вариант позволяет представить гиперсистему в виде графовой или гиперграфовой модели абстрактного автомата. Такой способ визуализации представления информации в гиперпространстве СППР усложняет навигационный механизм, но позволяет наиболее полно передать пользователю авторский замысел работы с гипертекстом. Отметим, что указанный навигационный механизм содержит в себе свойства известных механизмов навигации - «список истории», «возврат» и «закладки». Действительно, с одной стороны, внутреннее состояние абстрактного автомата является представлением предыстории событий, а с другой стороны, метки ребер являются закладками и обеспечивают возможность возврата на достаточное количество шагов.
Преимущество предлагаемого механизма навигации заключается в дополнительной гибкости за счет создания и комбинирования свойств различных механизмов навигации для различных целей СППР, например для введения критериев, определяющих интересы ЛПР-пользователя. Недостаток такого механизма заключается в том, что дополнительные особенности усложняют пользовательский интерфейс.
Важно заметить, что с помощью ребер гиперграфовой модели, объединяющих узлы, автору гипермодели предоставляется возможность отразить направленность определенных приоритетов в подаче материала для пользователя, возможность представления нескольких различных альтернативных вариантов работы с гипертекстом, учитывающих индивидуальные особенности ЛПР.
В этом случае, с одной стороны, ЛПР-пользователю предоставляется наглядная модель организации навигации в гиперсистеме СППР, а с другой сторо-
ны, появляется возможность введения в гиперсистему дополнительной автоматной модели фиксирования его действий и индивидуального стиля работы при работе с гиперсистемой. Такая организация гиперсистемы позволяет наиболее полно отразить практическую и социальную пригодность компьютерной системы путем введения гибких обратных связей при диалоге пользователя с информационной гиперсистемой.
Заключение. Использование гиперграфовой модели для представления архитектуры гиперпространства позволяет целенаправить процесс общения ЛПР-пользователя с гиперсистемой СППР:
пользователи могут наглядно представить структуру гипертекста и возможности навигации с целью перемещения в пределах информационной базы;
пользователи могут переносить их знания с одной информационной базы на другую, с учетом требуемой детализации информационной базы;
ЛПР могут взаимодействовать с гипертекстовой системой в соответствии с замыслом разработчика;
гиперсистемы, содержащие путеводитель в виде гиперграфой автоматной модели, могут быть использованы в качестве инструмента для наблюдения за деятельность ЛПР, предоставляя пользователю различную информацию для решения задачи принятия решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Feílerman R.L., Gupta S.К. Mainstream Multimedia. Applying Multimedia in Business. New York, 1993.278 c.
2. Kaplan RM. Intelligent Multimedia Systems. Jons Wiley&Sons, Inc. 1997, 494 c.
3. NielsenJ. Multimedia and Hypertext. AP Professional, 1995. 480 c.
H.B. Горбатюк
АНАЛИЗ ЭФФЕКТА НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ГИПЕРТЕКСТОВЫХ
СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
Современные тенденции открытого образования ориентированы на создание и применение эффективных компьютерных учебных курсов, использующих гипертекстовую систему представления учебного материала. Основанием этому является гибкость гипертекста за счет того, что компьютер находит информацию для пользователя. Однако практическая значимость компьютерной гипертекстовой обучающей системы снижается из-за эффекта непоследовательности гипертекста.
Традиции нашей культуры во многом еще ориентированы на представление и восприятие информации человеком в виде текста, представленного в линейном порядке.
По этой причине студенты психологически ожидают, что компьютерный курс обучения связан с заданиями по изучению текстов с указанием конкретных страниц, как это было в школе при работе с традиционными книжными учебни-