Научная статья на тему 'Gimp - метод послойного конструирования'

Gimp - метод послойного конструирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Недбайлов А. А.

Подробно разбирается пример создания композиции из готовых фотографий и рисунков в среде растрового графического редактора GIMP с использованием слоев. Последовательно отображены все этапы работы. Приводятся основные приемы: удаление фона, пере-мещение и преобразование фрагмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gimp - метод послойного конструирования»

УДК 681.3

GIMP - МЕТОД ПОСЛОЙНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ А.А. Недбайлов, Дальрыбвтуз, Владивосток

Подробно разбирается пример создания композиции из готовых фотографий и рисунков в среде растрового графического редактора GIMP с использованием слоев. Последовательно отображены все этапы работы. Приводятся основные приемы: удаление фона, перемещение и преобразование фрагмента.

Создание сложных растровых изображений (курсы «Компьютерные технологии» у студентов-механиков и «Компьютерная графика» лицей) предполагает использование уже готовых небольших рисунков.

В ходе работы студенты обычно применяют уже знакомые им «плоские» технологии, когда рисунок строится (редактируется) выделением и перемещением отдельных его элементов. При этом возникают трудности при его редактировании в областях наложения одного элемента на другой. Удаление или замена элементов рисунка тоже вызывает определенные сложности.

Для решения данного вопроса автором была предложена методика формирования сложных изображений с использованием слоев с прозрачным фоном. При этом каждый элемент изображения (небольшой рисунок) занимает отдельный слой. Для удобства использования такой технологический подход получил название «Метод послойного конструирования».

Содержание метода:

- рисунок, который необходимо подготовить, делится на простые элементы;

- выполняются фотографии (подбираются готовые рисунки), содержащие необходимые элементы;

- в самом нижнем (фоновом) слое открывается первая (базовая) фотография (рисунок);

- открывается фотография (рисунок), содержащая следующий по порядку элемент;

- этот элемент выделяется и копируется в буфер обмена, после чего окно данного изображения закрывается (сворачивается);

- выполняется вставка элемента из буфера обмена в базовую фотографию и очистка его от окружающего фона;

- слой перемещается так, чтобы элемент оказался в отведенном для него месте;

- открывается новая фотография (рисунок) и т.д.

Порядок работы: рисунок анализируется с точки зрения

последовательности операций по его созданию, выбирается и изображается или открывается в первом (фоновом) слое базовый

примитив или готовое изображение, затем создается новый слой и в нем рисуется второй примитив или вставляется готовое изображение и т.д.

Пример выполнения рисунка «В небесах мы летали одних».

Для создания рисунка будут использоваться 3 отдельных элемента (небо, самолет, орел). Основной (фоновый) слой - небо.

1. Открываем изображение первого (фонового) слоя:

2. Создаем новый слой для размещения в нем следующего элемента - самолета. Слой так и назовем «Самолет». Порядок действий:

• Слой - Создать слой...

• задать название слоя;

• задать размеры слоя (если необходимо);

• задать прозрачный цвет заливки;

. I о* I

Вид окна диалога с заданными параметрами:

■’*' Новый слой т

я Создать новый слой nebo.jpg-! □

1 Имя слоя: Самолёт|

Ширина: 1480 □с

Высота: 1360 "131 р* л

Тип запивки слоя

О Цвет переднего плана

О Цвет фона

О Белый

0 Прозрачный

[ Справка | | ОК 1 Отменить 1

1 1

На панели «Слои» отображается имеющиеся в данный момент слои (текущий слой - «Самолет»):

3. Открываем второе изображение:

4. Выделяем его командами «Выделение» - «Все»:

5. Копируем выделенное изображение в буфер обмена командами «Правка» - «Копировать».

6. Сворачиваем (закрываем без сохранения изменений) окно данного изображения. Текущим становится окно, в котором фоновый рисунок неба.

7. Вставляем изображение из буфера обмена командами «Правка» -«Вставить»:

Вставленное изображение выделено. Снимаем выделение

(команды «Выделение» - «Снять» или выбор инструмента ; «Прямоугольное выделение» и щелчок мышью за пределами выделенного).

8. Выбираем инструмент

«Выделение связанной области» и

выделяем белый фон вокруг изображения, щелкнув мышью в любом месте, имеющем белый цвет (так как имеет место контрастная граница цвет/фон):

9. Нажимаем клавишу <йе!е1е> или выполняем команды «Правка»

- «Очистить». Затем снимаем выделение. Результат:

пределах вставленного изображения:

11 □

[]

а— 11 ЕЛ

Открывается окно диалога «Масштаб». В этом окне необходимо:

• установить параметр «Сохранить пропорции»:

Ширина: ЕДЯ ▼ <р)

Высота: 360 С ^ точки растра V

• задать размеры слоя (фактически изменить размеры рисунка, в данном случае самолета);

Изменить

Возможный вариант установки параметров:

Вид окна изображения:

Видны исходный и измененный размеры рисунка. Фиксируем изменения.

Можно изменять размеры изображения в слое мышью, перемещая один из угловых маркеров выделения.

11. Теперь немного повернем рисунок, выбрав инструмент «Вращение». Щелкнем мышью в пределах изменяемого изображения. Открывается окно диалога:

Можно:

повернуть рисунок мышью; задать значение в поле «Угол»; переместить движок «Угол».

Зафиксируем поворот.

12. Переместим изображение слоя инструментом «Перемещение»:

13. Создаем новый слой - «Самолет 2» и вставляем изображение из буфера обмена:

Снимаем выделение. Число слоев увеличивается до 3:

14. По аналогии с действиями в отношении предыдущего слоя:

• удаляем белый фон в данном слое;

• уменьшим размер изображения в слое (задав, например, в поле «Ширина» значение 200 пикселей);

• повернем изображение в слое на тот же угол, что и в предыдущем случае.

Получаем:

15. Инструментом самолет:

«Перемещение» перемещаем второй

16. Уменьшим яркость изображения текущего слоя (команды «Цвет» - «Яркость/Контраст...»), например:

17. Создаем новый слой «Орел».

18. Открываем рисунок:

19. Выделяем его и копируем в буфер обмена. Сворачиваем (или закрываем без сохранения изменений) окно изображения и вставляем в окно основного рисунка, после чего снимаем выделение:

20. Удаляем белый фон. Поскольку изображение на границе цвет/фон имеет плавный переход и есть области, цвет которых близок к

белому, устанавливаем для инструмента 1....^ «Выделение связанной

области» значение параметра «Порог» равным 10:

Выделение связанной области

Режим: дА ц: С' Ь

в

[7] Антиалиасинг | Растушевать фая Выделять прозрачные области Сводить слои Порог:

Выбор по: Составной

110,0

Сначала удаляем выделенный инструментом фон и затем

О

инструментом :....; «Ластик» диаметром 2 пикселя в увеличенном

масштабе обрабатываем области, близкие к границе перехода фон -изображение. Возможный результат:

21. Изменим размеры (до 200 пикселей по горизонтали) и переместим изображение слоя:

22. Сохраняем рисунок в требуемом формате, предварительно выполнив объединение слоев (команды «Изображение» - «Свести изображение»).

Результаты работы в 2007/2008 и 2008/2009 гг. показали, что время, затрачиваемое на создание сложного рисунка, существенно уменьшилось, а качество изображений повысилось. Предложенная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технология кроссплатформенная, т.е. применима как в среде Windows, так и Ыпих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.