Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
177
дением двух важнейших принципиальных положений. Во-первых, сопоставлением объемного бега и интенсивных нагрузок в период годичного цикла, во-вторых, - при распределении скоростных работ и работ на выносливость в недельном цикле, а также игровых дней. Тем самым для каждого периода подготовки юных спортсменов определяются допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
Об эффективности тренировочной деятельности судили по динамике спортивных результатов юных спортсменов, как в зимний, так и в летний периоды. Наилучшие спортивные результаты были отмечены у большинства спортсменов. Для успешной подготовки юных бегунов на средние дистанции, планируя тренировочный процесс, следует учитывать возраст, функциональные возможности организма спортсмена, климатические условия Якутии и рельеф местности.
Список литературы:
1. Губа В.П., Кващук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация. - М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 276 с., ил.
2. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - М.: ВНИИФК, 2003. - С. 86-89.
3. Ивочкин В.В. Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - М., 1986. - С. 74-81.
4. Майфат С.П., Малафеева С.И. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
6. Никитушкин В.Г., Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.
ГИМНАСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
© Сомкин А.А.*
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,
г. Санкт-Петербург
В статье рассматривается гимнастическое оборудование, необходимое для проведения занятий по физическому воспитанию в неспециа-
* Профессор кафедры Физического воспитания, доктор педагогических наук, профессор.
178
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
лизированных (не физкультурных) вузах. Оно состоит, по преимуществу, из гимнастических снарядов (стандартных и тренировочных), оборудования для акробатических и опорных прыжков, многокомплектных гимнастических снарядов.
Ключевые слова гимнастика, стандартные, тренировочные и вспомогательные гимнастические снаряды, многокомплектные гимнастические снаряды, акробатическая дорожка, опорные прыжки.
Гимнастика - это многопрофильная, постоянно развивающаяся дисциплина, являющаяся одним из самых действенных и универсальных средств в системе физического воспитания. Многообразие гимнастических упражнений (от самых сложных и рискованных «трюков» и соединений, присутствующих в современных соревновательных программах гимнастов и гимнасток «элитного» уровня, до простых, элементарных и вполне доступных любому человеку двигательных действий, независимо от его пола, возраста, уровня физической подготовленности и состояния здоровья) позволяет оказывать на занимающихся как самое общее, так и избирательное воздействие. Упражнения на гимнастических снарядах оказывают значительное воздействие на опорно-двигательный аппарат занимающихся, развивают силу мышц рук, плечевого пояса, туловища, а также силовую выносливость, координацию движений, быстроту, чувство ритма и равновесия. Вместе с тем, стремиться обучать студентов неспециализированных (не физкультурных) высших учебных заведений «реальной» технике выполнения упражнений спортивной гимнастики (в том числе, с прямыми в коленных суставах ногами и «оттянутыми» носками) практически невозможно, да и нет насущной необходимости. Поэтому основной задачей при учебных занятиях на гимнастических снарядах является формирование и развитие у студентов определённых прикладных (или профессионально-прикладных) умений и навыков и получение ими двигательной нагрузки в нестандартных условиях опоры. До недавнего времени молодые люди, практически, не интересовались данной группой гимнастических упражнений, однако в последние годы ситуация кардинально изменилась. В молодёжную моду вошли новые формы двигательной активности оздоровительной направленности и тенденции в развитии фитнеса. Наиболее известные из них и получившие распространение - это Work out, Strenflex, CrossFit, функциональный тренинг [2]. Как правило, во всех этих системах физической подготовки предусмотрены высокоинтенсивные тренировки, направленные на развитие силовых и скоростных способностей, специальной выносливости, координации движений. Большое место здесь занимают так называемые упражнения с преодолением веса собственного тела или его частей без использования каких-либо дополнительных отягощений. Для реализации этих целей прекрасно могут подойти стандартные, вспомогательные и многокомплектные гимнастические снаряды.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
179
Следует отметить, что современные гимнастические снаряды, используемые на соревнованиях «элитного» уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России) - это конструктивно сложные и достаточно дорогостоящие изделия, при изготовлении которых фирмы-производители используют новейшие достижения науки и передовые технологии. Абсолютно все компоненты любого гимнастического снаряда, а также материалы, из которых они изготовлены, должны в точности соответствовать строгим требованиям, предъявляемым Международной Федерацией гимнастики -ФИЖ. Поэтому для учебных занятий со студентами неспециализированных высших учебных заведений можно рекомендовать приобретение более простых по конструкции, но не менее надёжных в эксплуатации, тренировочных и вспомогательных гимнастических снарядов. Прежде всего - это параллельные брусья и стоялки, перекладина, кольца, вертикальный канат для лазания.
Например, конструкции тренировочных брусьев предусматривают возможность регулировки высоты жердей - от 140 см до 200 см (с шагом - 5 см). Выпускаются и более низкие модели брусьев с регулировкой высоты их жердей, например, от 100 см до 160 см. Для удобства транспортировки параллельных брусьев и установки их в определённом месте спортивного зала, либо во вспомогательном помещении (инвентарной комнате), желательно иметь в комплекте к ним две специально предназначенные для этого тележки на роликах. Стоялки - это вспомогательный гимнастический снаряд, служащий, в том числе, для выполнения большого количества силовых упражнений в разнообразных упорах. Другое, распространённое в оздоровительной физической культуре и фитнесе, название данного снаряда - упоры для отжиманий. Они представляют собой либо упрощённый вариант портативных напольных брусьев с укороченными жердями, укреплёнными на низких стойках (как раздельных, так и установленных на общем основании), либо просто горизонтальные ручки на подставках. Стоялки являются очень простым и компактным оборудованием. Они занимают мало места и могут быть легко перемещены в любое удобное место спортивного зала, а по окончании занятий убраны в инвентарную комнату. При наличии их в зале в достаточном количестве, выполнение упражнений может осуществляться одновременно всей группой занимающихся.
Для проведения учебных занятий со студентами может использоваться перекладина с возможностью регулирования её высоты в достаточно широком диапазоне (например, от 140 см до 280 см и с шагом - 5 см). Помимо универсальных снарядов, в учебном процессе могут также применяться: средняя перекладина (140-180 см) и низкая перекладина (100-120 см). Для экономии места в спортивном зале рациональной является не стандартная установка снаряда, а так называемая «пристенная». Популярность гимнастических снарядов стала настолько велика, что фирмы, производящие вы-
180
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
сокотехнологичные спортивные тренажёры, стали выпускать достаточно простое оборудование - тренажёр атлетический - сочетающий в себе параллельные брусья, стоялки и перекладину.
В условиях спортивного зала в непрофильных высших учебных заведениях можно рекомендовать (как и в описанной выше перекладине) «пристенную» установку ещё одного гимнастического снаряда - колец, подвешенных на прикреплённой к стене горизонтальной консоли (или балке). Их высота может изменяться в достаточно большом диапазоне - практически от поверхности пола и до трёх метров. Это возможно благодаря блочной подвеске тросов, концы которых соединяются с цепью. В свою очередь, звенья этой цепи могут вставляться в специальный штырь, прочно прикреплённый к стене, и там надёжно фиксироваться.
Канат для лазания на протяжении длительного периода времени являлся официальным снарядом в спортивной гимнастике и достаточно регулярно включался даже в соревновательную программу на Олимпийских играх и чемпионатах мира в период с 1896 по 1932 год. Лазание по канату развивает у занимающихся силу большинства мышечных групп тела, ловкость и координацию движений, скоростно-силовые способности. При подъёме вверх только лишь за счёт силы собственных мышц, а затем при опускании вниз, от исполнителя требуется проявление смелости по преодолению чувства страха и боязни высоты.
Многокомплектные гимнастические снаряды - это достаточно простое в изготовлении оборудование, надёжное и удобное для выполнения на нём разнообразных силовых и маховых гимнастических упражнений. Такие снаряды обычно устанавливаются на открытом воздухе и служат, как правило, для одновременной или поточной работы на них всей группы занимающихся. В условиях физкультурно-спортивных комплексов непрофильных высших учебных заведений многокомплектные гимнастические снаряды могут быть смонтированы на так называемом «гимнастическом городке» -площадке на территории «спортивного ядра». Минимальный набор многокомплектных гимнастических снарядов на «гимнастическом городке» должен включать в себя следующие позиции:
- комбинированную (разновысокую) перекладину;
- удлинённые параллельные брусья;
- наклонную лестницу («рукоход»);
- гимнастическую стенку с навесными перекладинами;
- качающееся (неустойчивое) бревно, а также ряд других.
Акробатические прыжки и опорные прыжки через гимнастические_сна-
ряды - это группы упражнений, которые прекрасно развивают скоростносиловые способности, ловкость и координацию движений, волевые качества, смелость и решительность. Данные прыжки формируют у занимающихся также прикладные умения и навыки - перемещения по пересечённой мест-
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
181
ности; преодоления препятствий различной формы и высоты; запрыгивания на возвышения и спрыгивания с них и другие.
В последние годы эти группы гимнастических упражнений также оказались чрезвычайно востребованными в молодёжной среде, благодаря таким модным видам физической активности, как паркур, танец хип-хоп (брейк данс), капоэйра [1]. Стандартные (используемые на тренировках и соревнованиях для гимнастов «элитного» уровня) акробатическая (или прыжковая) дорожка и так называемый «гимнастический стол» для опорных прыжков -это высокотехнологичные и очень дорогостоящие гимнастические снаряды. Для учебных занятий со студентами в непрофильных высших учебных заведениях можно рекомендовать для использования аналогичные им по функциям, но только более простые по конструкции, однако не менее надёжные в эксплуатации, тренировочные и вспомогательные гимнастические снаряды. Например, для опорных прыжков существует целый набор такого оборудования, где каждый снаряд может изменять свою высоту в достаточно широком диапазоне:
- гимнастический прыжковый конь переменной высоты (от 110 см до 170 см, с шагом - 5 см);
- гимнастический козёл переменной высоты (от 90 см до 130 см; от 100 см до 150 см; от 110 см до 170 см, с шагом - 5 см);
- гимнастический тренировочный прыжковый стол переменной высоты (от 85 см до 125 см, с шагом - 5 см);
- гимнастический плинт (или так называемая «трапеция»).
Необходимо наличие на учебных занятиях для выполнения опорных
прыжков через гимнастические снаряды ещё трёх обязательных компонентов оборудования:
- набор прыжковых гимнастических мостиков, желательно различной жёсткости (с основными размерами: длина - 120 см; ширина -60 см; высота горизонтальной части в месте отталкивания ногами - 20 см);
- дорожка для разбега из синтетического материала, покрытого велюром, ковролином или другим подобным материалом (со стандартными размерами: длина - 25 м; ширина - 1 м).
- достаточное количество гимнастических матов, уложенных за снарядом для опорных прыжков в месте наиболее вероятного приземления или падения прыгуна.
Для обеспечения безопасности при наскоке на мостик, а также для придания ему большей устойчивости, можно рекомендовать использовать специальный П-образный мат - так называемый «воротник безопасности». Такой мат плотно окружает мостик с трёх сторон и, таким образом, позволяет защитить прыгунов от возможных травм при выходе за его пределы во время наскока. Однако для учебных занятий со студентами непрофильных выс-
182
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ших учебных заведений можно и не приобретать дорогостоящую дорожку для разбега в том случае, если покрытие пола в спортивном зале, где проводятся занятия по гимнастике, является ровным и не скользким. Для хранения гимнастических мостиков (либо непосредственно в зале, либо во вспомогательном помещении - инвентарной комнате) желательно иметь специально приспособленный стеллаж или тележку на колесиках.
Для освоения акробатических прыжков можно рекомендовать, ставшую очень популярной в последние годы, надувную акробатическую дорожку. Такая дорожка представляет собой конструкцию, изготовленную из синтетической ткани с поперечными волокнами - тягами, ламинированную особой пленкой и герметизированную по краям. Надувные акробатические дорожки по своим техническим характеристикам близки к стандартным (соответствующим требованиям ФИЖ) «фиберглассовым» акробатическим дорожкам. Вместе с тем, они прекрасно могут заменить тренировочные батут-ные и пружинные дорожки, благодаря своей более низкой цене; компактности в упаковке и удобству в хранении; быстрой сборке, установке и разборке либо в любом спортивном зале, либо на открытом воздухе. Кроме того, ее упруго-вязкие свойства позволяют существенно снижать осевую нагрузку на скелет прыгуна и, прежде всего, на его позвоночный столб и коленные суставы, тем самым уменьшая вероятность получения им травм опорнодвигательного аппарата. Плавно регулируя величину давления воздуха в акробатической дорожке, можно «индивидуализировать» данный спортивный снаряд под конкретного занимающегося. В настоящее время производится целый ряд моделей. Размеры таких дорожек могут варьироваться (в зависимости от модели и фирмы-производителя): длина - от 6 м до 15 м; ширина - от 2 м до 3 м; высота - от 20 см до 50 см.
В комплект к самой надувной акробатической дорожке должен обязательно входить насос или вентилятор для подачи в нее воздуха, который позволяет привести снаряд в рабочее состояние (время развертывание) - в зависимости от модели - от трех до 15 минут. В нерабочем состоянии надувная акробатическая дорожка может легко складываться и помещаться в специальное приспособление.
Важной и неотъемлемой составной частью оборудования в спортивном зале, предназначенном для занятий гимнастикой, являются маты - это специальные амортизирующие устройства различных размеров и мягкости, предназначенные для смягчения ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат занимающихся при приземлениях, а также для предотвращения возможных травм при падениях со снарядов. Кроме того, существуют еще и так называемые «панельные» маты, состоящие, например, из четырех, шести или восьми блоков (толщиной от 2,5 см до 5 см каждый). Такие маты могут быть свернуты (один блок над другим) для достижения необходимой их высоты.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
183
Таким образом, для организации и проведения полноценных занятий по гимнастике в условиях физкультурно-спортивных комплексов неспециализированных высших учебных заведений желательно выделение отдельного зала, большая часть оборудования в котором должно быть установлено стационарно (при помощи закладных устройств, расположенных непосредственно в полу, и горизонтальных балок и консолей, закреплённых в стенах). Перечислим основные позиции. Гимнастические снаряды (стандартные и тренировочные): параллельные брусья и стоялки; перекладина; кольца; вертикальный канат для лазания. Оборудование для акробатических прыжков и опорных прыжков через гимнастические снаряды: надувная акробатическая дорожка; гимнастический прыжковый конь; гимнастический козёл; гимнастический тренировочный прыжковый стол; гимнастический плинт («трапеция»); набор прыжковых гимнастических мостиков; дорожка для разбега; комплект гимнастических матов различного размера и мягкости, достаточный для обеспечения безопасности занятий на каждом гимнастическом снаряде. Кроме этого, занятия по гимнастике могут быть организованы и на открытом воздухе, если в «спортивном ядре» физкультурно-спортивного комплекса будет установлен хотя бы минимально необходимый набор многокомплектных гимнастических снарядов на специально оборудованном «гимнастическом городке».
Список литературы:
1. Селюкин Д.Б. Паркур, свобода и ограничения / Д.Б. Селюкин // Инновационные и информационные технологии в образовании: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГТЭУ 2013. - С. 239-241.
2. Сомкин А.А. Strenflex - альтернатива полиатлону? / А.А. Сомкин // XVI Царскосельские чтения: Человек - гражданин - гражданское общество -правовое государство: материалы Междунар. науч. конф. Т. II. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - С. 441-445.