История Древней Церкви
Протоиерей Геннадий Андреев
ГИЛЬДА ПРЕМУДРЫЙ — БРИТАНСКИЙ МИССИОНЕР КОНЦА V - НАЧАЛА VI ВВ.
Статья посвящена изучению проблемы дероманизации в послеримских королевствах Британии IV — VI вв. в контексте реконструкции личных качеств и деятельности монаха-миссионера— преподобного Гильды Премудрого. Приводится обоснование интерпретации раннего памятника британской христианской литературы «О разорении Британии» ^ excidio Britanniae) как образца миссионерской проповеди, обращенной к миру с призывом объединиться. Изложены различные точки зрения относительно датировок биографических фактов и истории деятельности преподобного.
Ключевые слова: христианское миссионерское движение, дероманизация Британии, имперская идея, ранние жития и проповеди британских святых, евангели-зация, цивилизационный слом, деградация социума, Гильда Премудрый.
История раннего христианства в Британии, менее изученная в сравнении с другими периодами жизни на острове, дает многочисленные образцы миссионерского служения, трудов по вселенскому распространению христианства, преображающего языческий мир, интегрирующего его в цивилизационный процесс, привнесенный Римской империей. Имперскую идею как условие мирного развития общества всемерно поддерживал наиболее авторитетный миссионер конца V — начала VI вв. Гильда Премудрый, чье влияние во многом и надолго определило развитие христианских традиций послеримской Британии. На примере его духовного наследия можно проследить логику духовной оценки событий распада римо-британского мира под натиском варваров-англосаксов, а также закономерные концепты риторики христианина-миссионера, защищающего евангельские ценности.
Вот как оценивает момент отказа от римского пути развития в Британии V в. византийский историк Зосима: «Варварские племена из-за Рейна беспрепятственно пошли в наступление и заставили живущих в Британии и другие кельтские народы выйти из-под контроля Рима и жить своей жизнью, не подчиняясь римскому законодательству. Бритты взялись за оружие и, пойдя навстречу
Протоиерей Геннадий Андреев — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия ([email protected])
опасности, освободили свои города от варварской угрозы»1. Документальным фактом официального признания самостоятельности Британии Римом стало послание 410 года императора Гонория городам Британии, в котором он призывал их самостоятельно обеспечить свою оборону.
Сила, пришедшая на смену римлянам, совершенно не соответствовала христианскому взгляду британца на политику, гарантирующую стабильность жизни народа и, прежде всего, жизни духовной. Другой византийский историк Прокопий пишет: «Армия вестготов вторглась в Галлию, и Константин, будучи побежден в битве Гонорием, погиб вместе со своими сыновьями. Однако Риму
так никогда и не удалось восстановить управление Британией, и с этого времени
2
она оставалась под контролем самозванных правителей — тиранов» .
Дероманизация привела к деградации основных социальных институтов. На место ушедшей римской администрации пришла тираническая власть королей, мечтавших только об обогащении. Церковь в имперской структуре римо-британского государства являлась новой духовной аристократической системой, ее роль в геополитическом пространстве, разбитом на многочисленные обособленные королевства, становилась совещательной.
Об истории миссионерской деятельности в римо-британских королевствах периода раннего Средневековья сохранилось немного источников. Во-первых, это проповедь самого Гильды Премудрого3, во-вторых, «Исповедь» и «Письмо к солдатам Коротикуса» святителя Патрика, который начинал свою просветительскую деятельность на северо-западе Британии.
Письменными свидетельствами история данного периода не ограничивается: полезным источником являются фольклорные тексты, по которым можно проследить, как эти события преломились в народном сознании. Здесь, прежде всего, следует назвать сборник древних валлийских баллад Taliesin.
Некоторые сведения дают памятники материальной культуры, такие, например, как предметы религиозного обихода, имеющие надписи4. Следует отметить, что в плане аутентичных изучаемой эпохе источников можно рассматривать свидетельства первых исследователей, историков, которые располагали
1Russel M., Laycock S. UnRoman Britain. The History Press, 2011. P. 176-180.
2Ibid.
3 Чехонадская Н.Ю. Гильда: видение из иного мира//Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды / пер., вступ. статья и примечания Н.Ю. Чехонадской. СПб., 2003.
4Там же. С. 17.
свидетельствами, ныне утраченными. К этой группе отнесем работы Беды, Нен-ния, Гальфрида Монмутского, Уильяма Ньюбургского.
Составить объективное представление о личности самого святого Гиль-ды непросто, так как история донесла до нас противоречивые, порой полулегендарные сведения. Так, например, жития святого, которые были составлены в Бретани и Уэльсе не ранее Х1-Х11 вв., содержат часто малодостоверные сведения5. Ряд сведений, упоминаемых в житиях, принимается многими современными историками. В них сообщается, например, что св. Гильда был сыном князя пиктов, получил образование в Уэльсе (школа св. Ильтуда). Был непосредственно знаком с европейской культурой, так как имел возможность путешествовать (паломничество в Рим и Равенну). Жития признают его активным миссионером Шотландии и Ирландии, где он боролся с ересями и язычеством. Агиография святого полна фактов, свидетельствующих о деятельности Гильды как устроителя монастырей и монашества6.
Реконструкция личностной характеристики Гильды, однако, затруднена отсутствием прямых надежных источников, что позволило исследовательнице наследия святого Н.Ю. Чехонадской сделать следующее заключение: «Для современной исторической науки, которая любит сложные задачи, Гильда — идеальный объект исследования. Подумать только — неизвестно кто, писавший неизвестно где, неизвестно когда, неизвестно что и неизвестно о чем! В сказанном нет никакого преувеличения — неизвестно, кто был Гильда, и этимология его имени неясна — ни на латинском, ни в кельтских (бриттском и ирландском) языках оно не имеет смысла. До сих пор продолжается спор, где именно жил Гильда — на севере Британии? На юге? Бывал ли он вообще когда-нибудь в Бретани, где он, если верить его средневековым житиям, якобы написал свое произведение? А может быть, он провел последние свои годы в Ирландии?»7
На основании сопоставления исторических фактов профессор Манчестерского университета Николас Дж. Хайем реконструирует время жизни Гильды — в промежутке между 442 и 570 годами. Самый известный труд Гильды —
5 Чехонадская Н.Ю. Гильда // Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 471.
6Higham N.J. Gildas, Roman Walls and British Dykes // CMCS. Vol. 22. 1991. P. 1-14. Higham N.J. Rome, Britain and the Anglo-Saxons. London, 1992; Higham N.J. The English Conquest. Gildas and Britain in the Fifth Century. Manchester, 1994.
7 Чехонадская Н.Ю. Гильда: видение из иного мира. С. 12.
«О погибели Британии» — предположительно написан между 470 и 560 года-
о
ми .
Профессор Йоркского университета Катлин Джонс, опираясь на текст проповеди и сопоставление исторических фактов, в работе «Кто такие кельтские святые?» гипотетически устанавливает границы жизни Гильды ок. 500570 гг.9 Она пишет, что о самом цитируемом авторе Римской Британии раннего Средневековья известно, что он родился в год битвы при горе Бадон (Badonius), предположительно, в долине Клайда, при этом он едва ли мог быть пиктом, так как в проповеди он называет пиктов и скоттов «маловерными», «грязными ордами», «темным скопищем червей» и видит в них угрозу цивилизации. K. Джонс предполагает, что родина Гильды — торговое поселение долины Клайд. Образование Гильда получил в Галлии, после чего поступил в монастырь Лланилтуд Ваур (Llaniltud Fawr). Был, очевидно, миссионером в Ирландии, Бретани. Свою работу «О разорении Британии» (De excidio Britanniae) он писал в возрасте 44 лет на острове в Бристольском проливе. K. Джонс также полагает, что основную загадку личности Гильды составляет его проримская настроенность: он называл римлян «великолепной армией», «нашим уважаемым союзником», а их традиции — показателем «высшего престижа». Этот факт исследовательница объясняет воспитанием в романизированной среде Тура, где некоторое подобие римского порядка сохранилось до его дней. Вторым фактором является характер образования в римском духе: прекрасное владение латинским языком, знакомство с античным наследием риторики, владение искусством живописи, колокололитейным ремеслом — все это говорит о энциклопедичности его знаний. Такой образ Гильды предстает перед нами в воспоминаниях учеников, среди которых был ирландский святой Финниан из Клонарда.
Более глубокое и достоверное знание о личности святого дает его основное сочинение «О погибели Британии» (De Excidio Britanniae), написанное на латинском языке и включающее 110 глав10, хотя и этот источник создает известные сложности для интерпретации. Например, спорными остаются вопросы о жанре памятника (историческая хроника, проповедь, послание) и о принципах его построения.
8Higham N.J. Gildas, Roman Walls and British Dykes // CMCS. Vol. 22. 1991. P. 1-14; Higham N.J. Rome, Britain and the Anglo-Saxons. London, 1992; Higham N.J. The English Conquest. Gildas and Britain in the Fifth Century. Manchester, 1994.
9 Jones K. Who are the Celtic Saints. Canterbury Press, 2002. P. 121-124.
10Gildae Sapientis De excidio et conquestu Britanniae ac flebili castigation in reges principes et sacerdotes // MGH AA XIII (Chronica minora. Vol. III. Fasc. 1). Berolini, 1898, repr. 1961.
Мотивация, объясняющая включение в текст конкретного события или персонажа, остается за рамками верифицированного восприятия. Спорной остается ландшафтная привязка событий, например, где именно находится Бадон-ская гора, близ которой совершилась победа? Чья именно это была победа? Скрывается ли за именем эталонного правителя Аврелия Амвросия легендарный король Артур? Кого называет Гильда «гордым тираном»? Оставляя ответы на эти вопросы открытыми, мы обращаемся к тексту сочинения «О погибели Британии» как к источнику сведений о личности миссионера, стремящегося удержать раскалывающееся секулярное общество в рамках общей идеи Римской империи, соответствующей идеалам православной духовности и нравственности. Таким образом, для нас интересна сама личность автора сочинения, открытая в анализе риторики текста, позволяющего судить и о стратегии миссионерского движения, и о характере людей, это движение инициирующих.
Об исследовательском научном таланте Гильды свидетельствует его монументальный подход к оценке и характеристике истории Британии I-VI веков, изложенной с позиций христианского богословия и являющейся едва ли не единственным надежным источником, характеризующим процесс завоевания римской территории англосаксами, сопровождающийся упадком духовности и нравственности. Политическая риторика Гильды-миссионера всецело определена герменевтикой библейского текста Ветхого и Нового Заветов. Призывая британцев к покаянию, он обращается к их исторической христианской памяти о пророчествах Исаии и Иеремии, о Божественном откровении законов жизни во Христе, проповедуемых в посланиях апостола Павла. Призвание монашества он видит в стремлении к евангельскому идеалу жизни, являющему пример высокой духовности и нравственности.
Однако не только христианскими концептами оперирует святой, призывая своих современников отказаться от эгоизма, ведущего к разъединению и хаосу. В его дискурс активно включены образцы античной риторики и поэтики, например цитаты из Вергилия, Овидия, что говорит о широкой образованности Гильды.
Велик и признан авторитет Гильды в области воспитания монашеской дисциплины, о чем свидетельствует послание св. Колумбана к папе Григорию I Великому. Вполне закономерно, что традиция приписывает именно Гильде «Пе-нитенциалии», образующие канонические правила монашеского образа жизни. Закономерно, что именно ему позднее была приписана «Лорика» (молитва-оберег), которая является более поздним ирландским сочинением. В валлий-
ской традиции почитаются как местночтимые святые сыновья Гильды, Гвин-нок и Нуитон, следовательно, Гильда был, возможно, женат. Его высокий статус епископа подтверждает ирландский Мартиролог (ок. 800 г.). Одно из житий сообщает, что Гильда был аббатом обоснованного им в Рюисе монастыря. Погребен же он в Гластонбери (графство Сомерсет)11.
История критики текста «Проповеди» располагает разными оценками его достоинств. Например, Уильям Ньюбургский считал, что стиль Гильды «в такой степени груб и пресен, что мало кто озаботился тем, чтобы его переписать или хранить»12. В других случаях, напротив, Гильде приписывали авторство занимательно написанной «Истории бриттов», принадлежащей Неннию и пользующейся популярностью. Важной деталью оценки «Проповеди» Гильды как источника по ранней истории миссионерской деятельности является общепризнанность эпитета «премудрый», то есть трактовки Гильды были популярными и признавались средневековым ученым сообществом.
Характеризуя «Проповедь» как исторический источник, следует учесть, что до XVII в. ученые располагали более ранними копиями подлинника, утраченными в пожаре 1731 года, в результате которого три рукописи из четырех, входивших в коллекцию Роберта Коттона, были уничтожены13. Подробно историю текста, списков и пр. рассматривают редакторы и издатели рукописного памятника Т. Моммзен и А. Грансден14. Исследования рукописной традиции, транслирующей текст «Проповеди», содержат детали, характеризующие личность святого Гильды.
Например, мы узнаем, что написанию «Проповеди» предшествовал длительный период сомнений, когда святой, по его собственному признанию, «молчал в протяжении десяти лет или того больше», и далее Гильда, самоуничижительно ссылаясь на недостаток опыта, не решался «написать хоть какое-нибудь увещаньице»15. История текста дает возможность реконструировать личную среду повседневной жизни святого, когда к просветительскому поприщу его
11 Чехонадская Н.Ю. Гильда // Православная энциклопедия... С. 474.
12Цит. по: Чехонадская Н.Ю. Гильда: видение из иного мира. С. 61.
13 Grosjean P. La tradition manuscrite du De excidio attribue a Gildas (Notes d'hagiographie celtique, 30) // AB. Vol. 75. 1957. P. 185-186, n. 1; Smith Т. Catalogue of the Cotton Manuscripts. London, 1696.
14Mommsen ^[Gildae Sapientis De Excidio et conquestu Britanniae] // MGH AA XIII (Chronica minora. Vol. III. Fasc. 1).Berolini, 1898, repr. 1961. P. 13; GransdenA. Historical Writing in England с. 550 — с. 1307. London; New York, 1998. P. 1-2, n. 4; James M.R. The Ancient Libraries of Canterbury and Dover. Cambridge, 1903. P. LXX, 193.
15 Vita sancti Cadoci, § 27 // VSBG. P. 86-87.
сподвигали собратья, благодаря которым он начал писать, «уступая просьбам благочестивых сотоварищей».
Реконструируется и метод создания текста проповеди средневековым миссионером. И хотя ближний круг единомышленников не допускал сомнений в том, что Гильда может создать текст проповеди, сам святой десять лет размышлял над духовными уроками Священного Писания, прежде чем позволил себе дать какие бы то ни было самостоятельные выводы. Гильда признается: «Изумляясь в Ветхом Завете и этому, и многому другому, словно зеркалу нашей жизни, я обращался и к Новому, и здесь читал яснее то, что, может быть, раньше мне было непонятно; тени отступали, и истина сияла ярче»16.
Текстология памятника не оставляет сомнений, что основой мышления святого был язык Священного Писания. Это подтверждают обильные цитаты, явные и скрытые в подтексте. Реконструируется и система образования, необходимого для поприща миссионера раннего Средневековья. Например, анализ используемых Гильдой логических и композиционных схем убеждает в том, что он был детально знаком с законами риторики и обладал развитым навыком построения текста проповеди. Так, Н.Ю. Чехонадская на основе текстологического анализа предполагает, что «первоначальный вариант сочинения представлял собой ораторское упражнение, скорее всего, в основном светского характера,
в котором содержалось обличительное изложение истории Британии и (или) по-
17
рицание ее правителей» .
Объектом обличения посредством проповеди являлись не только жестокие светские правители, но и представители духовенства. В главе 65 Гильда пишет, что был свидетелем многочисленных преступлений священства. Принципиальность и обличительная строгость святого произвели сильное воздействие на окружающих, некоторые из их числа приняли проповедь «обильными слезами, которые текут из любви к Богу», другие — «с грустью, но которая, однако,
была вызвана негодованием и малодушием схваченной на месте преступления 18
совести» .
Как показывают текстологические исследования, «Проповедь» многократно редактировалась святым, — прослеживаются многочисленные ее протографы. История текста указывает на сложную жанровую природу сочинения, что подтверждается и существованием многочисленных вариантов назва-
16Ibid.
17Ibid.
181ЬЫ.
ния, между которыми не мог определиться сам автор: epistola, admonitiuncula, оршси1ит19.
Некоторые из вариантов текста позволяют наблюдать интеллектуальные предпочтения, личностно окрашенные и характеризующие автора. Так, в оглавлении Авраншской рукописи используется заголовок «Жалоба Гильды», а также подзаголовок — «Книга о деяниях бриттов». В Соулийской рукописи памятник назван «плачевной книгой», что не может не ассоциироваться с древней библейской традицией «плачей».
Определенный интерес представляют страты, внесенные переписчиками позже и являющиеся если не подлинной, то мифологизированной биографией автора. Страты соответствуют традициям средневековых ирландских книжников. Так, переписчики детализируют пространственно-временные характеристики рукописи: «Место, где написана эта книга, — морской остров Гвалес, время — короля Артура, лицо — Гильда Премудрый». Кончается книга так: «Завершается книга Гильды Премудрого о погибели Британии и изгнании бриттов. Историю Гюльды Кормак так перечел, написанную и <.. .> обработанную рукою ученого, с умом и изяществом. Она опровергает многих слабых и порицает 20
высокомерных» .
Гильде, как популярному автору, часто приписывали анонимные сочинения, которые интересны для нас в плане соответствия или несоответствия ми-ровидению святого. Например, Д.Б. Шабельников замечает, что приписки «говорят лишь о популярности личности Гильды в Ирландии»21. Среди приписок наиболее крупная, как уже упоминалось выше, — «История бриттов», в действительности принадлежащая перу Ненния22.
Гильде приписывали и наивные сочинения, порожденные непросвещенным, мифологизированным профанным сознанием представителя раннесредне-
19Gransden A. Historical Writing in England... P. 9-12; Vita Sancti Samsonis // АА SS Iulii Т. VI, P., Romae, 1868. P. 573 ff.; The Annales Cambriae and Old-Welsh Genealogies from Harleian MS 3859 (London, British library, Ms Harley 3859) / Ed. E. Phillimore // V Cymmrodor. 9. 1888. P. 141183. Repr.: Morris J. Arthurian sources. Vol. 5: Genealogies and texts. Chichester, 1995. P. 13-55.
20The Annals of Tigernach. Ed. W. Stokes//RC. Vol. 16.1895. P. 375-419; RC. Vol. 17.1896.P.6-33; 119-263; 337-420; RC. Vol. 18. 1897. P. 9-59, 150-198, 167-303; 374-391 (данная запись — RC. Vol. 17. P. 149).
21 Гесиерийские речения / Замысел, перевод Д.Б. Шабельникова. СПб., 2000. С. 44-45. Здесь указано также новое издание «Лорики» — Lorica Gildae / Ed. M. Herren // Eriu. Vol. XXIV. 1973.
22Обратим внимание на то, что указанный труд Ненния также подвергался критике в исследованиях XVI и последующих веков. Автора обвиняли в мифологизации фактов, оторванности от реальной действительности и субъективизме.
векового мира. Среди таковых назовем многочисленные «пророчества», возможность приписки которых убедительно отводится шотландским историком XVI в. Д. Бьюкенэном23. Часто именно приписки давали позднейшим критикам возможность упрекать Гильду за вульгаризм и несовершенства стиля24. От установленных приписок следует отличать сочинения, которые условно принадлежат Гильде, как наиболее вероятному автору. Таковы «Фрагменты», представляющие наставления, адресованные преимущественно монахам и предваряемые прямым указанием на автора — «говорит Гильда» (Gildas dicit или Gildas ait)25.
В проповеди «О погибели Британии» с осуждением приводятся свидетельства о практиковании симонии, то есть поставления в священный сан за воз-награждение26.
Главную причину упадка Римской Британии автор видит в духовном падении народа, наказанием за грехи является вторжение германских племен. Этот тезис бичевания грехов как предвестников разрушения государства и нации после Гильды становится прецедентным аргументом, который используют его многочисленные последователи. В 793 г. этот тезис использует Алкуин, собо-
23The Annales Cambriae and Old-Welsh Genealogies from Harleian MS 3859... P. 141-183. Repr.: Morris J. Arthurian sources... P. 13-55. См. также: Buchanan G. Rerum Scoticarum historia ad Jacobum VI, Scotorum regem. Ultrajecti, 1668. P. 144.
24Annales Cambriae / Ed. by the Rev. J.W. ab Ithel... P. 5.; Usserius [Ussheri]. Britannicarum ecclesiarum antiquitates: Quibus inserta est pestiferae adversus Dei Gratiam a Pelagio Britanno in Ecclesiam inductae Haereseos Historia. Accedit gravissimae quaestionis De Christianarum Ecclesiarum successione et statu historica explicatio. Dublin, 1639. 2 ed. in utraque parte ipsius Reverendissimi Auctoris manu passim aucta et nusquam non emendata. Londini, 1687. P. 289. О «Кве-роле»: Сиротенко В.Т. Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV - начале VI вв. Ч. 1: Источники. Пермь, 1973. С. 34-35 (с библиографией). Новое издание: Querolus (Aulularia): Le Grincheux (Comedie de la petite marmite) / Texte etabli et trad. par C. Jacquemard-Le Saas. Paris, 1994; Balaeus J. Illustrium Majoris Britanniae scriptorum Summarium in quinque centurias divisum. Basiliae, 1557, 1559; Bale. Index Britanniae scriptorum (Anecdota Oxoniensia, Mediaeval and Modern Series. P. IX). Oxford, 1902; Сочинение Питса — Relationum Historicarum de Rebus Anglicis Tom I, quatuor Partes complectens. Parisii, 1619; Mommsen Т. Gildae Sapientis De Excidio et conquestu Britanniae // MGH AA XIII (Chronica minora. Vol. III. Fasc. 1). Berolini, 1898; repr. 1961. P. 13.
25 Одиннадцатый отрывок, где речь идет о форме бриттской тонзуры (происхождение которой приписывается Симону Магу), а также упоминается о том, что, по словам святого Патрика, такая тонзура была введена в Ирландии свинопасом короля Лоэгайре, сына Ниалла, практически всеми признается подложным. Его появление, очевидно, связано с возникшими в VII в. спорами вокруг принятой у бриттов и в Ирландии тонзуры и даты празднования Пасхи.
26A Davide Episcopo 7 Gilla (во второй рукописи Ашера было: Gilda) a Doco Britonibus Missam acceperunt. См.: Usserius J. Britannicarum ecclesiarum antiquitates. P. 474.
лезнуя монашеской общине на Святом острове, на которую напали викинги. Пафос обращений Гильды к развращенной элите, проводящей политику сепаратизма, обнаруживают реформы, религиозные и образовательные, короля Альфреда. Знаменитая проповедь архиепископа Йоркского Вульфстона, XI в., Sermon of the Wolf to the English («Проповедь Волка англичанам») содержит скрытые цитаты из текста Гильды27.
Таким образом, всякий раз, когда надо было объединить жителей Британии против внешней угрозы, проповедники обращали людей к христианским
идеалам, следование которым показывало уровень «морального, образователь-
28
ного и духовного здоровья этой нации» .
Будучи наследником героической поэтики Древнего Рима, Гильда дает людям, к которым обращена проповедь, яркий образец достойного правителя — сравнение с ним делает еще более очевидными и ужасными грехи элиты в момент распада римской Британии. Таким героем является Амвросий Аврелиан, которому удается какое-то время сохранять старый римо-британский порядок и противостоять нашествию варваров. Ему противопоставлен антигерой — «превосходный тиран» Вортигерн, политикой которого было обособление и завоевание привилегий путем беспринципной игры на эгоистических интересах узкой группы. Германские наемники, «псы войны», которых нанимает Вортигерн, чтобы усмирить пиктов и ирландцев, защищающих свои права, поворачиваются и против своих нанимателей. Только благодаря Гильде известно, что около 500 года состоялась решающая битва у горы Бадон, в которой победу одерживает Амвросий Аврелиан. Об этих событиях повествуется в 23-26 главах проповеди. Именно в этот победоносный для Британии день родился и будущий святой — Гильда. Благодаря Бадонской битве старые римо-британские традиции поддерживались еще сорок лет. Ярким представителем этого периода и стал Гильда Премудрый, которому суждено было увидеть и созидающую силу Православия, и разрушительную силу трайболизма, приведшего Британию к гибели и возврату к примитивному язычеству.
Часть науки, называемой «гильдоведением» или «наукой о Гильде»29, позволяет дать богословское обоснование духовно-нравственных причин того или иного варианта развития исторических процессов, определяющих движение
27Kenney J.F. The Sources for the Early History of Ireland... P. 56
28 Ibid.
29 Чехонадская Н.Ю. Гильда: видение из иного мира. С. 14.
к развитию или регрессу. Неся христианскую миссию, свидетельствуя о Христе Иисусе, Господе нашем и Спасителе, среди автохтонного населения Британии, Гильда обращался к имперскому сознанию народа, объединенного не путем принудительной ассимиляции, а путем евангельского благовестия о приходе Мессии как высшей Правде и Справедливости, ибо источником власти является Бог. Такой благословенной властью Гильда считал Римскую империю, наиболее соответствующую законам Божиим, всякая другая власть представлялась ему незаконной.
Мысль о том, что Рим был образом идеального государства для Британии, поддерживают и современные ученые. Например, Пирс Брендон, как и его предшественник Эдуард Гиббон, приходит к выводу, что именно Древний Рим с его сверхзадачей завоевания мира дал стратегию британской государственности, столкнувшейся с теми же «невыученными уроками», что погубили антич-30
ную империю .
Пространственно-временная близость к эпохе апостолов, евангелистов, Великих Каппадокийцев дает основание видеть в Гильде миссионера, не замкнутого пределами церковной корпорации, но открытого обществу, народной культуре. Пророческое слово Гильды, его внешняя и внутренняя миссия делали явной главную угрозу имперской Британии — секуляризацию социума. Труд «О погибели Британии» — это действительно проповедь, обращающая паству к выбору путей Добра, обличающая Зло. Таким Злом для святого был эгоизм элиты, ведущий к сепаратизму, расколу симфонии власти. Как безусловное Добро оценивает он империю, которая противостоит военной агрессии, гарантирует соблюдение гражданских прав, хранит христианскую веру как основание духовного единства нации.
Защищая имперский путь развития Британии, Гильда служил эсхатологическому началу Евангельской миссии, которая ведет к преображению и спасению локальные этнические культуры, объединяемые единством теоцентриче-ского измерения мира, определенному апостолом Павлом призывом: «Да будет Бог все во всем» (1 Кор 15:28).
Несмотря на то, что библейская цитация в наследии Гильды детально прочитана учеными-филологами, изучение его миссионерской риторики, открывающей понимание происходящего в контексте апостольского наследия Евангельского благовестия, — остается актуальным и перспективным.
30Брентон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781-1997. М.: АСТ, 2010.
Источники и литература Источники
1. Gildae Sapientis De excidio et conquestu Britanniae ac flebili castigation in reges principes et sacerdotes // MGH AA XIII (Chronica minora. Vol. III. Fasc. 1). Berolini, 1898, repr. 1961.
2. Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды / пер., вступ. статья и примечания Н.Ю. Чехонадской. СПб., 2003.
3. Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды / Пер., вступ. и примеч. Н.Ю. Чехонадской. СПб., Алетейя, 2003. 464 с.
Литература
1. Брентон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781-1997. М.: АСТ, 2010.
2. Гесиерийские речения / Замысел, перевод Д.Б. Шабельникова. СПб, 2000.
3. Сиротенко В.Т. Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV - начале VI вв. Ч. 1: Источники. Пермь, 1973.
4. Чехонадская Н.Ю. Гильда//Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 474-475.
5. Annales Cambriae / Ed. by the Rev. J.W. ab Ithel London, 1860 (Rolls Series, 20). P. 5.
6. Balaeus J. Illustrium Majoris Britanniae scriptorum Summarium in quinque centurias divisum. Basiliae, 1557, 1559.
7. Buchanan G. Rerum Scoticarum historia ad Jacobum VI, Scotorum regem. Ultrajecti, 1668.
8. Index Britanniae scriptorum (Anecdota Oxoniensia, Mediaeval and Modern Series. P. IX). Oxford, 1902.
9. GransdenA. Historical writing in England c 550-c. 1307. London; New York, 1998.
10. Grosjean P. La tradition manuscrite du De excidio attribue a Gildas (Notes d'hagiographie celtique, 30) // AB. Vol. 75. 1957.
11. Cotton manuscripts. London, 1696.
12. HighamN.J. Gildas, Roman Walls and British Dykes//CMCS. Vol. 22. 1991. C. 1-14.
13. Higham N.J. Rome, Britain and the Anglo-Saxons. London, 1992.
14. Higham N.J. The English Conquest. Gildas and Britain in the Fifth Century. Manchester, 1994.
15. James M.R. The Ancient Libraries of Canterbury and Dover. Cambridge, 1903. P. LXX, 193.
16. Jones K. Who are the Celtic Saints. Canterbury Press, 2002.
17. Kenney J.F. The Sources for the Early History of Ireland: Ecclesiastical. New York: Columbia University Press, 1929. P. 56
18. Lorica Gildae / Ed. M. Herren // Eriu. Vol. XXIV. 1973.
19. Mommsen T. Gildae Sapientis De Excidio et conquestu Britanniae // MGH AA XIII (Chronica minora. Vol. III. Fasc. 1). Berolini, 1898, repr. 1961.
20. Morris J. Arthurian sources. Vol. 5: Genealogies and texts. Chichester, 1995.
21. Querolus (Aulularia): Le Grincheux (Comedie de la petite marmite) / texte etabli et trad., par C. Jacquemard-Le Saas. Paris, 1994.
22. Russel M., Laycock S. UnRoman Britain. The History Press, 2011.
23. The Annales Cambriae and Old-Welsh Genealogies from Harleian MS 3859 (London, British Library, Ms Harley 3859) / Ed. E. Phillimore // V Cymmrodor. 9. 1888. P. 141-183.
24. The Annals of Tigernach / Ed. W. Stokes // RC. Vol. 16. 1895. P. 375-419; RC. Vol. 17. 1896. P. 6-33; 119-263; 337-420; RC. Vol. 18. 1897. P. 9-59, 150-198, 167-303; 374-391.
25. Usserius [Ussheri]. Britannicarum ecclesiarum antiquitates: Quibus inserta est pestiferae adversus Dei Gratiam a Pelagio Britanno in Ecclesiam inductae Haereseos Historia. Accedit gravissimae quaestionis De Christianarum Ecclesiarum successione et statu historica explicatio. Dublin, 1639. Vita sancti Cadoci, § 27 // VSBG. P. 86-87.
26. Vita Sancti Samsonis // АА SS Iulii Т. VI. P., Romae, 1868.