аллергии. Изменения гематологических, иммунобиологических и биохимических показателей при комбинированном действии химических аллергенов по своему характеру полностью повторяют наблюдаемые сдвиги, касающиеся такого типа реакций при изолированном воздействии аллергенов. По интенсивности проявления ответные патофизиологические реакции при совместном введении малеинового ангидрида и а-нафтохинона не всегда достигают даже уровней этих же реакций при изолированном поступлении указанных химических аллергенов.
Одномоментное поступление а-нафтохинона и малеинового ангидрида как аллергенов в указанных выше дозах вызывает в процессе взаимодействия 2 веществ в организме не суммацию, а конкуренцию аллергенной активности этих соединений. Учитывая, что в этих дозах названные вещества не лишены также токсических свойств, что в свою очередь может вызвать подавление аллергенной активности химических соединений, окончательно вопрос об эффекте совокупного действия 2 химических аллергенов должен решаться на основе изучения комбинированного влияния этих соединений на уровне минимальных доз их аллергенной активности.
ЛИТЕРАТУРА
Здродовский П. Ф. Проблемы инфекции и иммунитета. М., 1961. — Кры-жановская М. В., Рахов Г. М., Карандакова И. М. и др. Гиг и сан., 1966, № 3, с. 8, — Лазарев Н. В. (ред.). Вредные вещества в промышленности. Л., 1963, ч. 1— 2. — Расулов X. Г. Гиг. труда, 1963, №5, с. 33. — С и р о т и-нин Н. Н. Вестн. АМН СССР, 1958, № 12, с. 15. — Слюсарь М. П., Черкасов И. А. В кн.: Материалы научной конференции Донецк, ин-та физиологии труда. Донецк, 1960, с. 58. — X а к б е р д ы е в М. М. В кн.: Материалы Конференции по проблеме «Аллергия и аутоаллергия». Баку, 1963, с. 259. — Райка Э. Аллергия и аллергические заболевания. Будапешт, 1966. — Boyd W. Основы иммунологии. М., 1949. — Doerr R., Ober Allergie und allergische Haut-krankheiten. Berlin, 1925.
Поступила 21/1 1967 г.
COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE JOINT AND ISOLATE ACTION OF CHEMICAL ALLERGENS
M. V. Kryzhanovskaya, G. I. Vinogradov, E. V. Vrodzinskaya, I. M. Karandakova
Experimental data on the joint and isolate action of chemical allergens (alfa-naphthochinon and malein anhydride) are presented. The nature of changes in haemato-logic, immunobiologic and biochemical indices are analysed. The simultaneous introduction of alfa-naphthochinon and malein anhydride as sensibilizators caused no summation but rather a competition of the allergenic properties of these substances. The authors
Eoint to the possible summation of the toxic properties of these compounds, that may ring about inhibition of the allergenic activity of the chemical compounds.
УДК 614.715:615.777.25
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОСА КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Б. К. Ахмедов
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР (Москва) и Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний
Метафос применяется о сельском хозяйстве главиым образом в качестве контактного инсектицида.
Малые концентрации метафоса в атмосферном воздухе определя-
ют модифицированным методом Алексеевой и Данилова. (Чувствительность 0,2 мкг в анализируемом объеме.)
Метафос токсичен для теплокровных животных. При введении препарата в желудок смертельная доза его для мышей составляет 35—40 мг/кг, для крыс — 25—30 мг/кг. При ингаляционном поступлении в организм человека концентрация вещества 0,4 мг/м3 снижает активность холинэстеразы (Э. В. Лисовская).
Мы изучали загрязнение атмосферного воздуха метафосом после обработки им полей Калининского района Ташкентской области Узбекской ССР. Участки площадью 3 и 5 га, засеянные овощными культурами, обрабатывались путем опрыскивания 30% эмульсией метафоса с помощью специальной тракторной установки. Пробы воздуха мы отбирали в поглотительные приборы Рыхтера; воздух протягивали со скоростью 2 л/мин вакуумным устройством карбюратора автомашины, по 2 пробы параллельно утром, днем и вечером с наветренной стороны. Отбор проб производили в 500—750—1000 м от края обработанного поля в течение 7—8 дней после окончания обработки. Всего отобрали 126 проб. При этом учитывали дальность распространения метафоса, а также изучали устойчивость концентраций его в атмосферном воздухе и зависимость их от метеорологических факторов — температуры воздуха, относительной влажности и скорости ветра.
Показано, что концентрации метафоса в атмосферном воздухе зависят от площади обработанных участков. Так, в день обработки поля площадью 3 га эти концентрации на расстоянии 500 м колебались от 0,055 до 0,08 мг/м3, а поля площадью 5 га — от 0,153 до 0,330 мг/м3. По мере удаления от места обработки они снижались В тот же день в 750 м от поля площадью 3 га, обработанного метафосом, концентрации его составляли 0,01—0,02 мг/м3, а поля площадью 5 га — 0,019—0,041 мг/м3; на расстоянии 1000 м от всех полей концентрации метафоса как в день их обработки, так и в последующие дни были ниже 0,008 мг/м3 или не определялись вовсе (рис. 1).
Содержание метафоса в атмосферном воздухе зависит и от времени, прошедшего с момента обработки. В 500 м от обработанного участка площадью 5 га концентрации вещества в течение 7 дней постепенно снижались и все же превышали установленную нами максимальную разовую ПДК его, на 8-й день они не превышали 0,008 мг/м3. На расстоянии 750 м уже на 3-й день содержание метафоса в воздухе оказалось ниже 0,008 мг/м3, а на расстоянии 1000 м оно было ниже этого уровня уже в день обработки. Менее устойчивым явилось загрязнение атмосферного воздуха при опрыскивании участка площадью 3 га. Так, в 500 м от него содержание метафоса превышало ПДК (0,008 мг/м3) лишь в течение 3 дней, в 750 м — только в день обработки, а в 1000 м препарат «е обнаруживался ни в день обработки, ни в последующие дни.
Известно, что степень загрязнения атмосферы зависит от метеорологических факторов. Во время проведения нами исследований июль — август) температура воздуха колебалась от 20 до 38,5°, относительная влажность — от 31 до 64% и скорость ветра — от 0,5 до 3,5 м/сек. По на-
ПДН в воздухе промышленных зданий
2 3 4 5 6 Дни исследования
Рис. 1. Концентрация метафоса в атмосферном воздухе после обработки поля.
/ — на расстоянии 500 м; 2 — на расстоянии 750 м; 3 — на расстоянии 1000 м.
шим данным, концентрация метафоса в атмосферном воздухе обусловлена температурой его. Наиболее высокие концентрации определялись днем; снижение температуры воздуха утром и вечером приводило к меньшему испарению пестицида с обработанной поверхности и снижению его концентрации.
Высокая подвижность воздуха, с одной стороны, влекла за собой распространение загрязнения его на значительные расстояния (в наших исследованиях до 750 мм), а с другой—способствовала рассеиванию загрязнения и самоочищению атмосферы. Отчетливую связь между загрязнениями атмосферного воздуха и относительной влажностью воздуха нам выявить не удалось, очевидно, потому, что последняя значительно колебалась в течение дня в зависимости от температуры. Таким образом, загрязнение атмосферного воздуха при использовании метафоса в сельском хозяйстве с помощью тракторных опрыскивателей связано прежде всего с величиной обработанной площади и температурой воздуха.
Изучив в натурных условиях фактическое загрязнение атмосферы инсектицидом, дальность его распространения и возможность попадания в населенные пункты, мы попытались установить характер биологического действия малых концентраций метафоса (0,0304, 0,0253, 0,0154, 0,0091 и 0,0079 мг/м3) в воздухе на организм человека и животных. При исследовании рефлекторной реакции организма человека устанавливали порог обонятельного ощущения метафоса, изменения световой чувствительности глаз и электрической активности головного мозга.
Исследования порога запаха метафоса проводили на специальной установке Института общей и коммунальной гигиены им. А. И. Сысина АМН СССР. Оказалось, что порог обонятельного ощущения вещества у наблюдаемых колебался в пределах 0,0154—0,0125 мг/м3, подпорого-вая, или максимально неощутимая, концентрация его равна 0,0114 мг/м3. При изучении рефлекторного влияния паров метафоса на процесс тем-новой адаптации подпороговая по запаху концентрация 0,0103 мг/м3 вызвала достоверное повышение световой чувствительности глаз у всех наблюдаемых. Концентрация 0,0091 мг/м3 для 3 человек являлась недействующей.
Для изучения электрической активности головного мозга мы использовали метод выработки электрокортикального условного рефлекса (К. А. Буштуева с соавторами). Наблюдения вели с помощью 8-ка-нального электроэнцефалографа «Орион».
Проводили наблюдения над 4 лицами, каждую концентрацию проверяли не менее 4 раз. Вначале применили концентрации 0,0091 мг/м3 — подпороговую по действию на световую чувствительность глаз. У 3 наблюдаемых удалось выработать условный электрокортикальный рефлекс. Угнетение а-ритма появилось от момента подачи газа до момента включения света. Более низкие концентрации (0,0068—0,0079 мг/м3) оказались для всех наблюдаемых недействующими. В отношении этих концентраций условный электрокортикальный рефлекс не удалось выработать ни у одного из обследованных. Подпороговая по самому чувствительному методу концентрация метафоса 0,008 мг/м3 (см. таблицу) рекомендована нами в качестве максимальной разовой ПДК в атмо-
Сводные данные изучения порогов рефлекторного действия метафоса на
организм человека
Концентрация (мг'м»)
Метод исследования
пороговая
подпороговая
Обонятельное ощущение Световая чувствительность глаз Условный электрокортикальный рефлекс
0,0125 0,0103 0,0091
0,0114 0,0091 0,0080
сфере. Концентрация 0,008 мг/м3 утверждена Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР в качестве общесоюзного норматива.
Резорбтивное действие метафоса мы изучали в условиях непрерывной 93-суточной затравки в затравочных камерах емкостью 100 л 4 групп белых крыс-самцов. Воздух или экспериментальную газовую смесь подавали в камеры со скоростью 35—40 л/мин. Животных
1-й группы подвергали воздействию метафоса в концентрации 0,072 мг/м3, 2-й группы — 0,024 мг/м3 и 3-й группы — 0,008 мг/м3 (на уровне максимальной разовой ПДК метафоса в атмосферном воздухе населенных мест); 4-я группа крыс служила контролем. Концентрации метафоса в затравочных камерах контролировали путем ежедневного отбора проб воздуха из камер (средняя концентрация паров метафоса в камере 1-й группы была 0,072±0.00016 мг/м3, 2-й группы — 0,024± ±0,00014 мг/м3 и 3-й — 0,008±0,000022 мг/м3). Концентрации варьировали незначительно.
Для изучения действия метафоса на животных мы ввиду неспецифического влияния его в малых концентрациях применили в хроническом эксперименте методы, хорошо зарекомендовавшие себя в подобных исследованиях, оказавшиеся наиболее чувствительными: определяли в динамике хронаксию мышц-антагонистов, активность холинэстеразы в цельной крови, выведение копропорфирина и 17-ке-тостероидов с мочой; в конце эксперимента были проведены патологогисто-логические и гистохимические исследования внутренних органов. Все цифровые данные анализировали методом вариационной статистики; устанавливали степень достоверности изменений.
Общее состояние, поведение и вес подопытных животных во время затравки существенно не изменились по сравнению с контрольной группой. Хронаксию мышц-антагонистов определяли у 5 крыс каждой группы всегда в одинаковых условиях на отечественном импульсном стимуляторе типа ИСЭ-01 через каждые 11 дней. Как известно, нормальное состояние мышц-антагонистов больше 1 и изменение его трактуется как нарушение субординационных влияний коры головного мозга. До затравки соотношение хронаксии разгибателей и сгибателей у животных опытных групп было на уровне контрольной группы, в пределах 1,1 —1,2. Влияние метафоса в процессе хронической затравки привело к статистически достоверному уменьшению соотношения мышц-антагонистов до 1 и ниже у животных 1-й группы на 45-й день, а у животных
2-й группы на 67-й день. В дальнейшем эти изменения углубились. Правильное соотношение хронаксий мышц-антагонистов нарушалось за счет увеличения хронаксии сгибателей. Нормальным стало соотношение хронаксий лишь на 16-й день восстановительного периода (рис. 2).
При определении активности холинэстеразы цельной крови в процессе хронической затравки у крыс 1-й группы (воздействие метафоса в концентрации 0,072 мг/м3) уже на 33-й день отмечено угнетение ее на 37%. В дальнейшем это явление углубилось; на 88-й день наблюдалось
III
с^ ^ <s> Дни исследования
Рис.
2. Изменения хронаксии мышц-антагонистов у крыс при вдыхании паров метафоса. А—£ — период затравки; 1 — 1-я группа (концентрация метафоса 0,072 мг/м3)-. 2 — 2-я группа (концентрация 0,024 мг/м3)-, 3 — 3-я группа (концентрация 0,008 мг/м3)-. 4 — 4-я группа, контрольная (чистый воздух).
угнетение активности на 66%. У крыс 2-й группы (воздействие метафо-са в концентрации 0,024 мг/м3) оно было более умеренным. Статистически достоверные изменения (на 24%) наступили в этой группе животных лишь на 55-й день затравки и к концу ее достигли 48% (рис. 3).
Изменение количества порфирина в моче представляет собой чувствительный неспецифический показатель действия на организм факторов малой интенсивности, в том числе и атмосферных загрязнений (М. И. Гусев). Мы изучали выведение копропорфирина с мочой у 5 крыс каждой группы раз в 11 дней спектрофотометрическим методом (М. И. Гусев и Ю. К- Смирнов). У крыс 1-й группы во второй половине
затравки зарегистрировано постепенное увеличение количества выводимого копропорфирина. Изменений по сравнению с контролем у крыс 2-й и 3-й группы (воздействие метафоса в концентрациях 0,024 и 0,008 мг/м3) не было.
В начале затравки метафосом содержание 17-кетостероидов в моче подопытных животных существенно не отличалось от фоновых показателей. У крыс 1-й и 2-й группы во второй половине эксперимента установлено постепенное уменьшение выведения 17-кетостероидов. Изменения были статистически достоверными. У крыс 3-й группы существенных изменений по сравнению с контролем не обнаружено.
Для патоморфологического исследования органов животных был использован ряд гистохимических методик. Наиболее отчетливые морфологические изменения выявлены у крыс 1-й группы. Метафос вызывал развитие в органах дисциркуляторных, пролиферативных и воспалительных процессов различной степени выраженности, в отдельных случаях наблюдалась картина токсического энцефалита, лимфоцитар-ного миокардита, гепатита и межуточной пневмонии. Во всех органах снижалось содержание РНК в паренхиматозных клеточных элементах и повышалось содержание ДНК в клетках инфильтратов. Изучение гистохимических реакций в органах указывает на то, что метафос влияет на содержание нуклеиновых кислот и гликогена в мышце сердца и печени. Эти явления у наблюдаемых нами животных 2-й группы были менее выраженными.
Концентрация метафоса 0,008 мг/м3 не вызвала каких-либо морфологических изменений в органах подопытных животных по сравнению с контрольной группой.
Выводы
1. С учетом всех факторов, вызывающих загрязнение атмосферы, санитарно-защитная зона для полей разной величины, обрабатываемых метафосом, должна быть неодинаковой. Для полей площадью до 3 га она должна быть не менее 750 м, а для полей до 5 га— 1000 м.
2. Подпороговая концентрация метафоса, определенная по наиболее чувствительному методу (0,008 мг/м3), рекомендуется в качестве
А
„ ^ -ч < Дни исследования
V
к
Рис. 3. Изменение активности холинэстеразы цельной крови у крыс при вдыхании паров метафоса. Обозначения те же, что на рис. 2.
максимальной разовой предельно допустимой в атмосфере воздуха. Эта же концентрация, подпороговая по всем примененным методам в хроническом эксперименте, рекомендуется в качестве предельно допустимой среднесуточной концентрации.
ЛИТЕРАТУРА
Буштуева К. А., Полежаев Е. Ф., Семененко А. Д. Гиг. и сан., 1960, № 1, с. 57.— Гусев М И. Там же, 1957, №8, с. 21,—Гусев М. И., Смирно в Ю. К. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1960, в. 4, с. 139.— Л исо век а я Э. В. Гиг. и сан., 1958, № 12, с. 19.
Поступила 3/1 1967 г.
HYGIENIC SIGNIFICANCE OF METHAPHOSE AS AN ATMOSPHERIC POLLUTANT
В. K. Akhmedov
The paper deals with the data on actual atmospheric pollution in the treatment of fields with methaphose by means of a tractor sprayer, as well as with the results of experimental investigation of a reflex and resorptive action of methaphose on man and animals. The author determined threshold values of smell that alter the light sensitivity of eyes and the electric cerebral activity in short-term action of methaphose. The resorptive effect of the substance was studied under conditions of continuous poisoning of albino rats for a period of 93 days. The maximal one-time and daily average maximum permissible concentration of methaphose in the atmosphere is suggested to be set at a level of 0.008 mg/1.
УДК 614.777:615.778.53-099
СРАВНИТЕЛЬНАЯ САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОРБЕНЗОЛА И ДИХЛОРБЕНЗОЛА (OPTO- и ПАРА-ИЗОМЕРОВ) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ
С. П. Варшавская
Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
Сравнительная санитарно-токсикологическая характеристика веществ, относящихся к одному классу, но различающихся по химической структуре, еще мало изучена и представляет большой практический интерес при регламентации условий спуска сточных вод в водоем. Потребность в такого рода исследованиях в отношении хлорбензола и изомеров дихлорбензола вызвана широким применением их в народном хозяйстве и задачами повышения надежности гигиенического нормирования этих веществ в водоемах.
Хлорбензол — СбНбО — прозрачная, бесцветная жидкость с сильным нафталинным запахом, растворимость в воде 490 мг/л. Дихлорбензол — СвНчСг — содержит 3 пространственных изомера (орто-, мета- и пара-изомер), из которых промышленное применение имеют орто- и парадихлорбензол. Ортодихлорбензол — прозрачная, бесцветная жидкость с резким специфическим запахом, растворимость в воде 230 мг/л. Парадихлорбензол — белое кристаллическое вещество с сильным запахом горького миндаля, растворимость в воде 79 мг/л. Эти вещества служат исходным сырьем и растворителями в производстве анилиловых красителей, синтетических каучука, шерсти, пластмасс, перхлорвиниловых смол и лаков, используются в качестве пластификаторов, промежуточных продуктов промышленного синтеза взрывчатых веществ, усреднителей, преобразующих агентов, инсектофунгицидов и репеллентов.