Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

венном производстве и обслуживались одной поликлиникой.

Заболеваемость населения была изучена за 3 года по амбулаторным картам. Проанализировано 88 амбулаторных карт пациентов, проживающих в полносборных домах, и 106 карт жителей домов, построенных из традиционных материалов.

Проведенный анализ показал, что в 1986 г. за медицинской помощью обратилось 36,3 % жителей полносборных домов (в контроле — 29,2 %). Установлено, что проживающие в полносборных домах чаще болеют бронхитами, конъюнктивитами, острыми респираторными заболеваниями, ангинами и прочими заболеваниями, чем жильцы обычных домов. Доля этих заболеваний среди населения полносборных домов 47,6%, обычных домов 33,8%. 25% жильцов из полносборных домов повторно обращались с этими заболеваниями за медицинской помощью, тогда как из контрольной группы домов — только 7,5 %, что в 3—4 раза меньше.

Нами обнаружено, что в полносборных домах выше частота заболеваний в течение года: до 3 раз болеют 14,8% (в контроле 0%), более 3 раз — 11,3% (в контроле 0%). Исходя из анализа заболеваемости населения, проживающего в полносборных и контрольных домах, можно сделать вывод, что воздушная среда полносборных домов оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья населения.

По благоустройству, микроклиматическим показателям полносборные дома значительно превосходят дома, построенные из традиционных материалов: в них имеются центральное отопление, водопровод и канализация, газ. Единственный недостаток этих домов — существенно пониженный воздухообмен в жилых комнатах, особенно в спальнях. Последнее, на наш взгляд,

играет немаловажную роль в накоплении летучих компонентов ДСП в воздушной среде помещений.

Изучив состояние воздушной среды жилых помещений полносборных домов, проанализировав заболеваемость населения, мы пришли к выводу, что дальнейшее изготовление полносборных домов из ДСП на основе различных смол, используемых в настоящее время, недопустимо.

Опыт изучения ДСП, изготовленных на основе мочевиноформальдегидной смолы (КФ-МТ и ее модификаций), показывает, что для настила полов могут быть рекомендованы плиты, которые при незащищенной поверхности ее выделяют формальдегид в концентрациях, не превышающих 0,1 мг/м3, так как при окраске масляной краской в воздушной среде помещений концентрации формальдегида не превышают допустимого уровня.

Анализ результатов исследований позволил установить, что загрязнение воздушной среды помещений веществами, выделяющимися из полимерных материалов, происходит чаще всего по следующим причинам:

— не выдерживаются регламенты по насыщенности этими материалами при разработке проектов зданий, а также при строительстве (замена одного материала другим);

— применяется одновременно несколько полимерных материалов, каждый из которых является самостоятельным источником загрязнения, в то время как гигиенический регламент установлен на каждый из них в отдельности.

Поскольку вопросы изучения воздействия различных факторов окружающей среды на здоровье населения в настоящее время приобретают особую актуальность, необходимо разработать единые методические подходы к оценке влияния на него полимерных материалов.

Поступила 27.11.89

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 613.632:678.6в4|-074

Л. Б. Еськова-Сосковец, А. М. Большаков, С. Н. Воробьева, А. С. Воинова, В. В. Нерюева

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Одним из перспективных направлений развития производства полимерных материалов у нас в стране и за рубежом является изготовление искусственных и синтетических кож на основе полиуретанов (ПУ). Эти материалы широко применяются в различных отраслях народного

хозяйства, в том числе и в производстве товаров для населения, таких как одежда, обувь и др.

Опыт, накопленный гигиенической наукой [1—3, 5, 6] и практикой здравоохранения, свидетельствует о возможном неблагоприятном

воздействии на человека изделий из полимерных материалов в связи с их химической нестабильностью, электризуемостью и другими физическими и химическими свойствами. Химические вещества, выделяющиеся из искусственных и синтетических материалов в процессе производства и применения, могут вызывать различные по течению и характеру действия (токсическое, аллергенное, канцерогенное и др.) нарушения функционального состояния организма. Одежда и обувь из полимерных материалов могут привести к нарушениям терморегуляторных процессов и теплового состояния организма в определенных условиях их использования. Применение новых полимерных композиций на основе ПУ в производстве изделий бытового назначения придало особую актуальность изучению влияния их на здоровье человека с целью гигиенической регламентации условий их производства и применения.

Целью настоящей работы являлись изучение и оценка гигиенических свойств 4 новых полимерных материалов на основе ПУ, предназначенных для изготовления одежды и обуви для населения.

Материалы для одежды были представлены уретанискожей-Т на импрегнированной основе и уретанискожей с однолицевым ПУ-покрытием, материалы для верха обуви — синтетической кожей (СК) с фунгицидными добавками (до 2 %) МП-оксидоф и эпоксар-2 для защиты материала от действия плесневых грибов и микроорганизмов при транспортировке в условиях тропического климата.

В ходе изучения гигиенических свойств указанных материалов были использованы современные методы исследования — физические, санитарно-химические, физиологические, токсикологические и микробиологические, а также наблюдения на добровольцах. Физико-гигиенические свойства материалов оценивали по таким показателям, как масса, пористость, паропроницаемость, гигроскопичность, водоемкость, электризуемость. Состояние химической стабильности образцов изучали в моделированных условиях, определяя с помощью газожидкостной хроматографии количественный и качественный характер миграции веществ из материалов в контактирующую с ними среду (водную и воздушную) в зависимости от временного и температурного факторов. Степень и характер биологического действия полиуретановых полимерных композиций исследовали в токсикологическом эксперименте на морских свинках и белых крысах с помощью метода кожных аппликаций 3-суточными водными вытяжками из материалов, полученными при 37 °С. В качестве токсикологических тестов использовали гематологические (содержание гемоглобина, количество эритроцитов и лейкоцитов в крови), биохимические (содержание холестерина, билирубина, общего белка и белковых фракций, мочевой кислоты, азота мочевины, креатинина, глюкозы, неорганического фосфора,

углекислоты, калия, натрия), физиологические (температура и масса тела, суммационно-поро-говый показатель — СПП), аллергологические (гистамин, реакция специфической агломерации лейкоцитов — РСАЛ, реакция Эрне), гистохимические и патоморфологические показатели, а также состояние кожи на участках аппликаций. В наблюдениях на испытуемых изучали возможность кожно-раздражающего и аллергенного действия материалов на организм человека при непосредственном ежедневном 6-часовом контакте с кожными покровами (метод лоскутных проб) в течение 20 дней, а также исследовали влияние готового изделия, в частности обуви, на характер терморегуляторных реакций организма носчиков в реальных условиях ее эксплуатации. Испытуемыми являлись практически здоровые лица в возрасте 20—50 лет.

При изучении физико-гигиенических свойств искусственных и синтетических кож на основе ПУ, определяющих в значительной степени под-одежный и внутриобувной микроклимат, внимание уделяли главным образом способности адсорбировать и проводить влагу, а также электри-зуемости материалов. Показатели пористости, объемной массы, гигроскопичности, паропроницае-мости и водоемкости материалов отвечали предъявляемым к ним гигиеническим требованиям. Степень электризуемости материалов для верха обуви и уретанискожи с однолицевым ПУ-покрытием не превышала допустимого уровня и была в пределах 50—120 В/см, а уретанис-кожи-Т на импрегнированной основе достигала 500 В/см.

В результате санитарно-химических исследований воздушной и водной сред, контактировавших с образцами материалов, обнаружена миграция из них ряда химических веществ. В воздушную среду из уретанискожи-Т на импрегнированной основе при экспозиции 3 сут выделялся метилэтилкетон (МЭК) в концентрации 0,02 мг/м3 при 20 °С, 0,084 мг/м3 при 40 °С и 0,77 мг/м3 при 60 °С; из уретанискожи с однолицевыми ПУ-покрытием мигрировал диметилформамид (ДМФА) — 0,004 мг/м3 при 20 0С, 0,07 мг/м3 при 40 °С и 0,4 мг/м3 при 60 °С; из обувной СК с фунгицидными добавками — ДМФА в концентрации 0,025 мг/м3 при 40 °С и 0,3 мг/м3 при 60 °С. Концентрации выделяющихся веществ не превышали их ПДКдля атмосферного воздуха, кроме ДМФА, мигрировавшего из уретанискожи с однолицевым ПУ-покрытием при температурах 40 и 60 °С при экспозиции 3 сут. Физико-химический анализ водных вытяжек из материалов обнаружил содержание в них ДМФА от 0,02 до 0,8 мг/л, бромирующих веществ от 3,36 до 29,1 мг/л. Выделение ДМФА было наименьшим из СК для верха обуви, а бромирующих веществ — из уретанискожи с однолицевым ПУ-покрытием — материала для верхнего слоя одежды. Окисляемость составила 8,2—40,3 мг

Ог/л, сухой остаток — 0,05—0,275 мг/л, рН среды 6,2—6,7. Анализ внутриобувного и пододежного воздуха в процессе опытной носки готовых изделий не обнаружил содержания в нем химических веществ, мигрирующих из изучаемых материалов.

х Исследование биологической активности водных Т вытяжек из материалов на основе ПУ при перкутанном пути воздействия не выявило достоверных изменений показателей функционального состояния организма подопытных животных по сравнению с контрольными. При анализе токсикологических показателей животных, подвергавшихся воздействию вытяжек из уретанискожи-Т на импрегнированной основе, обращали на себя внимание слабо выраженная положительная реакция Ерне и РСАЛ, некоторое повышение активности углеводного и липидного обмена, изменения морфологических и гистохимических показателей печени у отдельных животных этой группы: увеличение индекса альтерации гепатоци-тов (лизирование ядра), тенденция к повышению л активности лактатдегидрогеназы, лимфоидная ин-Т фильтрация клеток. Видимых изменений кожного покрова на участках аппликаций не отмечалось.

Наблюдения за состоянием кожных покровов у испытуемых при контакте с исследуемыми образцами полимерных материалов обнаружили у 2 человек из 20 слабо выраженные язления кожно-раздражающего действия: гиперемию, зуд, развившиеся вследствие аппликаций уретанис-кожей-Т на импрегнированной основе. Аппликации тремя другими образцами материалов не вызывали каких-либо неприятных ощущений и явлений кожного раздражения.

Изучение влияния готовых изделий на функциональное состояние организма человека проводили в процессе носки обуви с верхом из СК с фунгицидными добавками в реальных условиях ее эксплуатации. Наблюдения осуществляли за характером терморегуляторных реакций и тепло-ф вым состоянием организма носчиков обуви, ' их самочувствием и состоянием кожных покровов стопы, показателями внутриобувного микроклимата. В качестве физиологических тестов были использованы традиционные для данных исследований: температура тела и кожи на отдельных участках туловища и конечностей (лба, кисти, груди, бедра, голени, большого пальца стопы, тыльной части и продольного свода стопы), уровни радиационно-конвекционного теплообмена и электрического сопротивления кожи (ЭКС), температура внутриобувного воздуха и содержание в нем углекислого газа, степень увлажнения внутренней обуви (носок). Наблюдения проводили во 2-й климатической зоне (Москва) в переходный период года. Носчиками являлись 15 практически здоровых мужчин в возрасте 23—45 лет. Физиологические показатели регистри-£ ровали перед ноской (фон) и через каждый час в течение 4 ч эксплуатации обуви в условиях

помещения. Режим носки характеризовался чередованием статического (сидя) и динамического (ходьба) положений. Обувь была представлена мужскими полуботинками с верхом из опытной СК с фунгицидными добавками (2 варианта) и СК без этих добавок (контрольный вариант), остальные детали во всех вариантах обуви были одинаковыми: подошва из термо-эластопласта (ТЭП), стелька »— СЦМ, задник — формованный кожкартон, подносок — ТЭП «Таффлекс», межподкладка — бязь с пропиткой, полотно под союзкой — репс с пропиткой, метод крепления клеевой — клей «Десмоколл».

В результате физиологических исследований установлено, что при эксплуатации всех указанных вариантов обуви имело место напряжение механизмов терморегуляции организма, проявлявшееся изменением кожных температур, особенно на стопе, по отношению к их комфортным и фоновым величинам. Температура кожи на отдельных участках стопы, в том числе и на большом пальце, после 4 ч носки обуви достигала 34,8 °С, что на 4—6 °С выше комфортных величин и на 2—5 °С выше фона. Градиент кожных температур дистальных (стопа) и центральных участков (грудь) тела в большинстве случаев был на 2—4 °С ниже комфортных величин. Плотность теплового потока на стопе изменялась в пределах 10—15 ккал/м2, на туловище — 20— 65 ккал/м2. Наибольшее повышение уровней радиационно-конвекционного теплообмена отмечалось на груди — до 150 ккал/м2 и голове (лоб) — 100—123 ккал/м2, что являлось, по-видимому, компенсаторной реакцией организма в связи с затруднением процессов теплоотдачи на стопе. Температура внутриобувного воздуха повышалась до 29—30,2° С. Теплоощущения носчиков характеризовались как «тепло», «жарко» и «влажно». Неприятное ощущение отмечалось от увлажнения внутренней обуви (носка) влагоотделениями стопы, составлявшими 3,7— 4,5 г. Содержание углекислого газа внутри обуви было на уровне 0,047—0,065 %, а фоновое — 0,04—0,05 %. При физико-химическом анализе внутриобувного воздуха и смывов с кожи стопы в них не обнаружены химические вещества, в том числе ДМФА, мигрирующие- из СК и других использованных в обуви материалов. Выявленные в процессе исследования дискомфортные теплоощущения добровольцев обусловлены недостаточной для указанных выше условий эксплуатации вентиляционной способностью обуви всех вариантов вследствие особенностей конструкции изделия, в которой в качестве всех деталей использованы искусственные полимерные материалы.

Результаты опытной носки образцов верхней одежды.. из уретанискожи (плащи, куртки) -свидетельствовали о комфортном состоянии организма носчиков и об отсутствии каких-либо неприятных ощущений при использовании этих

изделий в условиях температуры окружающего воздуха 10—15°С.

Микробиологические исследования не выявили антимикробных свойств у всех образцов изучаемых ПУ-материалов по отношению к стафилококкам, кишечной палочке, спорообразующим бактериям и дрожжеподобным грибам. При проведении исследований был использован метод диффузии в мясопептонном агаре [4] (посевная доза микробов 2-106 микробных тел в 1 мл).

На основании результатов комплекса выполненных исследований получена гигиеническая характеристика 4 новых полимерных материалов на основе ПУ, предназначенных для изготовления одежды и обуви для населения.

Выводы. 1. Уретанискожа с однолицевым полиуретановым покрытием отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к материалам для верхних (наружных) слоев одежды осенне-весеннего ассортимента.

2. Уретанискожа-Т на импрегнированной основе может быть рекомендована для изготовления одежды при условии снижения степени электри-зуемости материала и исключения длительного контакта его с кожными покровами челозека в процессе носки изделий из него.

3. Синтетическая кожа с фунгицидными добавками МП-оксидоф и эпоксар-2 по химическим, физическим и биологическим свойствам отвечает гигиеническим требованиям к обувным материалам и может быть использована в качестве верха обуви в открытых конструкциях, а в изделиях закрытого типа рациональным является сочетание этого материала с натуральными, особенно для внутренних деталей.

Литература

1. Еськова-Сосковец Л. Б., Саутин А. И./1 Гиг. и сан.— 198!.— № 9,— С. 77—79.

2. Еськова-Сосковец Л. Б., Тарарин В. В., Воробьева С. Н. // Там же,— 1984,— № 4,— С. 75—77.

3. Климова Д. М. Гигиеническая оценка полимерных строительных и текстильных материалов на основе синтетического каучука: Дис. ... канд. мед. наук.— М., 1970.

4. Навашин С. М., Фомина И. П. Рациональная антнбнотико-терапия: Справочник.— М., 1982.

5. Рапопорт К. А. Гигиена одежды из синтетических материалов и принципы ее оценки: Дне. ... д-ра мед. наук,—М„ 1968.

6. Саутин А. И. Гигиенические основы оценки бытовой обуви из синтетических материалов: Дис. ... д-ра мед. наук,—М., 1968.

Поступила 06.03.90

© М. Я. РООМА. 1991

УДК 616.316-008.849.5:546.173|-074

М. Я. Роома

ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НИТРИТОВ В СЛЮНЕ

Институт экспериментальной и клинической медицины Минздрава Эстонской ССР, Таллинн

Уровень нитритов в слюне, по имеющимся данным, непосредственно отражает суточную нагрузку нитратов на организм [1, 3]. До 25 % нитратов, поступающих в желудок в составе пищевых продуктов и с питьевой водой, через слюнные железы попадают в ротовую полость. Здесь около 20 % их восстанавливается при помощи микробов в нитриты. В слюне образуется 80% всей суточной дозы нитритов [1, 4]. Таким образом, нитриты слюны представляют собой существенную долю нитрозирующегося компонента при эндогенном образовании канцерогенных Ы-нитрозосоединений.

Содержание нитритов в слюне зависит.от типа питания и состояния микрофлоры полости рта [6], а также от концентрации их в пище и может увеличиваться приблизительно в 60 раз [1, 5]. С возрастом изменяется способность микроорганизмов восстанавливать нитраты в нитриты; у детей нитритов в слюне меньше [3]. Средним уровнем содержания нитритов считают 5—7 мг/л N0^ [2, 7], но имеющиеся в литературе данные колеблются в широких пределах: в азиатских странах 0—200 мг/л, в европейских 0—30 мг/л

[7, 8]. Уровень нитритов в слюне не является самостоятельным показателем. Он тесно связан с гигиеническим состоянием полости рта, составом пищи и питьевой воды [3]. При плохом гигиеническом состоянии полости рта содержание нитритов в слюне выше 5 мг/л зарегистрировано у 67 % людей, а при хорошем — у 37% [7]. Концентрацию нитритов в слюне связывают с социальной принадлежностью обследуемых [5].

В настоящем сообщении представлены результаты изучения содержания в слюне нитритов и их предшественников — нитратов. Целью работы являлось выяснение факторов, действие которых надлежит учитывать при установлении роли нитратов в канцерогенезе. Обследованию были подвергнуты случайно выбранные пробанды. Слюну изучали у 320 лиц различных профессий, возраста и пола. На каждого обследованного заполняли анкету, содержащую 29 вопросов. Учитывали гигиеническое состояние полости рта (характеристика слюны, зубов, соблюдение правил личной гигиены), диагностированные болезни, применение лекарств и витаминных препаратов, тип питания, источник питьевой воды,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.