Научная статья на тему 'Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов'

Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
КАЛИЙНЫЕ СОЛИ / СИЛЬВИНИТОВАЯ АУДИТОРИЯ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / POTASSIUM SALTS / SYLVINITE AUDITORIUM / HYGIENIC AND PHYSIOLOGICAL INVESTIGATIONS / MENTAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранников Владимир Григорьевич, Кириченко Л.В., Сидорова Д.А.

Для обоснования возможного использования сильвинитовой аудитории в учебном процессе проведены физиолого-гигиенические исследования. Ее внутренняя среда, формируемая физико-химическими свойствами минерала сильвинита, оказывает положительное влияние на функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, оптимизирует работоспособность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранников Владимир Григорьевич, Кириченко Л.В., Сидорова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic substantiation of application of potassium salts for the optimization of the performance of students

To justify the possible use of sylvinite classroom in the educational process there was performed physiological-hygienic research. Its internal environment, formed by the physicochemical properties of the mineral sylvinite, has a positive influence on the functional state of the nervous, cardiovascular, respiratory systems, optimizes the performance capability of the students.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.1:612.014.463]:378.1

Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Сидорова Д.А.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

ГБОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздрава России, 614000, Пермь, РФ

Для обоснования возможного использования сильвинитовой аудитории в учебном процессе проведены физио-лого-гигиенические исследования. Ее внутренняя среда, формируемая физико-химическими свойствами минерала сильвинита, оказывает положительное влияние на функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, оптимизирует работоспособность студентов.

Ключевые слова: калийные соли; сильвинитовая аудитория; гигиенические и физиологические исследования; умственная работоспособность.

Для цитирования: Гигиена и санитария, 2015; 94 (4): 73-76.

Barannikov V.G., Kirichenko L.V., Sidorova D.A. HYGIENIC SUBSTANTIATION OF APPLICATION OF POTASSIUM SALTS FOR THE OPTIMIZATION OF THE PERFORMANCE CAPABILITY OF STUDENTS

Perm State Academy of Medicine named after E.A. Vagner, Perm, Russian Federation, 614000

To justify the possible use of sylvinite classroom in the educational process there was performed physiological-hygienic research. Its internal environment, formed by the physicochemical properties of the mineral sylvinite, has a positive influence on the functional state of the nervous, cardiovascular, respiratory systems, optimizes the performance capability of the students.

Key words: potassium salts, sylvinite auditorium, hygienic and physiological investigations, mental performance. Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(4): 73-76. (In Russ.)

Учебная деятельность студентов сопряжена со значительным умственным трудом, высокой эмоциональной напряженностью и большой информационно-операционной перегрузкой, влияющей на функциональное состояние центральной нервной системы и утомление [1].

Для поддержания умственной работоспособности студентов, профилактики возникновения и развития психосоматических заболеваний обычно прибегают к физическим упражнениям, различным элементам психоэмоциональной разгрузки [2, 3].

Существенное влияние на эффективность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Проведенные нами исследования выявили положительное воздействие природных свойств калийных солей (сильвинита) на различные функции организма человека [4, 5].

Цель исследований - физиолого-гигиеническое обоснование применения сильвинитовой аудитории в учебном процессе для оптимизации условий обучения и повышения работоспособности студентов.

Материалы и методы

Объекты исследования:

1. Сильвинитовая учебная аудитория (площадь - 23,6 м2, объем - 69,85 м3), оборудованная двумя соляными экранами общей площадью 7,9 м2 из плиток природного минерала сильвинита, соляными фильтрами, воздуховодами, побудителями движения воздуха. Вместительность аудитории пять человек, из расчета 16,9 м3 на 1 студента.

2. Площадь и объем обычной учебной аудитории, идентичной сильвинитовой, 23,6 м2 и 69,85 м3 соответственно.

3. 74 студента старших курсов в возрасте 22 - 25 лет, которые были разделены на 2 группы: группа наблюдения - 32 студента, проходивших обучение в сильвинитовой аудитории, и группа сравнения - 42 человека, занимавшиеся в обычной учебной комнате.

Цикл обучения состоял из 18 практических занятий по 5 академических часов. Все обследуемые подписали формы добровольного информированного согласия на проведение исследований.

Для корреспонденции: Баранников Владимир Григорьевич; barannikov@41 mail.ru

For correspondence: Barannikov V., barannikov@41mail.ru.

Физические факторы внутренней среды сильвинитовой и обычной учебных аудиторий изучали как в отсутствие студентов, так и в процессе занятий. Микроклимат определяли с помощью прибора CENTER 311 и кататермометра. Радиационный фон измеряли прибором РД-1503, аэроионизацию - счетчиком аэроионов МАС-01, многокомпонентный соляной аэрозоль -пылемером «Аэрокон-П». Рассчитывали коэффициент унипо-лярности. Всего выполнено 2160 замеров.

Физиологические исследования проводили пять раз в течение цикла обучения и три раза в процессе занятий. Внешнее дыхание обследуемых оценивали по частоте дыхательных движений в минуту (ЧДД), функциональным пробам с задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и выдохе (Генча). Определяли артериальное систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС). Умственную работоспособность изучали с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова. Интенсивность умственной работы оценивали по температуре кожи лба, которая измерялась инфракрасным термометром. Субъективное состояние студентов исследовали с помощью психологического теста САН. Для выявления личностных особенностей и депрессии применяли шкалы тревожности Спилбергера-Ханина, самоопросник CES-D (Center of Epidemiological studies of USA-Depression). Всего выполнено 11 017 физиологических исследований.

Статистическая обработка материалов проводилась с использованием Microsoft Office Excel 2007 и пакета прикладных программ Statistica 6.0. Различия считали статистически значимыми прир <0,05.

Результаты и обсуждение

На Западном Урале располагается Верхнекамское месторождение калийных солей, представленное минералом сильвинитом, состоящим из сильвина и галита и содержащим 20-40% хлористого калия, 58-78% хлористого натрия, 0,1-0,9% сернокислого кальция, 0,1-0,2% хлористого магния, 0,01-0,036% воды, а также микропримеси железа, брома, марганца, бора, тория, меди и лития [6]. В результате комплексных гигиенических исследований по изучению свойств калийных солей, их влияния на организм человека были разработаны и запатентованы различные виды наземных соляных устройств, применяемых для немедикаментозного лечения широкого спектра терапевтических заболеваний [7-10].

]^1гиена и санитария 4/2015

Показатели сердечно-сосудистой системы студентов в динамике практических занятий и цикла (М ± т)

Практическое занятие

Показатель начало середина конец

I II I II I II

САД, мм рт.ст. 113,4 ± 1,1 113,3 ± 0,8 108,5 ± 1,1 109,04 ± 0,9 110,8 ± 1,3 109,03 ± 0,8

ДАД, мм рт.ст. 72,5 ± 0,7 71,4 ± 0,5 72,9 ± 0,7 70,6 ± 0,6 71,9 ± 0,8 70,1 ± 0,5

ЧСС в 1 мин 83,1 ± 1,03 81,5 ± 1,03 70,9 ± 0,7 74,5 ± 1,1* 73,6 ± 0,77 74,6 ± 0,91

цикл

начало середина конец

I II I II I II

САД, мм рт.ст. 112,1 ± 1,5 111,9 ± 0,9 110,9 ± 0,9 110,02 ± 0,7 111,0 ± 1,2 110,3 ± 0,9

ДАД, мм рт.ст. 73,4 ± 0,8 70,4 ± 0,6 71,9 ± 0,6 70,5 ± 0,4 72,6 ± 0,8 71,04 ± 0,6

ЧСС в 1 мин 76,03 ± 0,9 76,3 ± 1,03 75,7 ± 0,9 75,7 ± 1,0 76,1 ± 0,9 80,1 ± 1,05*

П р и м е ч а н и е. I - группа наблюдения; II - группа сравнения; средних значений показателя в группах исследования (р < 0,05).

- достоверность различий

Калийные соли обладают специфическими физико-химическими свойствами, формирующими оптимальный микроклимат, несколько повышенный радиационный фон, благоприятное соотношение легких отрицательных и положительных аэроионов, соляную аэрозольную среду (хлориды калия, натрия, магния). Сильвинит содержит в своей структуре радиоактивный элемент калий-40 (40К), который создает уровень радиационного фона, способствующего активной аэроионизации воздуха. Данный минерал способен нейтрализовать вредные примеси, содержащиеся в воздухе (антропотоксины, диоксид углерода) за счет естественных процессов хемосорбции и массообмена. Макро- и микроэлементы, входящие в состав сильвинита, оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, кровообращение, иммунитет [5].

Накопленный научный опыт позволил разработать, запатентовать и построить сильвинитовую учебную аудиторию для студентов [11]. Исследования воздушной среды, проведенные в ней в отсутствие студентов, показали постоянство температуры и относительной влажности в течение дня (21,9-22,4°С и 42,4-44,1% соответственно). Скорость движения воздуха составляла 0,18 ± 0,05 м/с. Начальные температурные параметры соответствовали оптимальным показателям микроклимата для помещений 2-й категории, предназначенных для обучения (ГОСТ 30494-2011).

Температура поверхности соляных экранов была ниже (21,6 ± 0,2—22,2 ± 0,3— 21,4 ± 0,3°С), чем температура стен комнаты (22,9 ± 0,2—23,5 ± 0,3—22,9 ± 0,3°С). Различия между температурой воздуха и ограждающих поверхностей не выходили за пределы гигиенических норм.

В процессе занятий со студентами температура воздуха достоверно превышала фоновые величины на 1,0-1,5°С, относительная влажность воздуха была 36,9 ± 0,91%, а скорость движения воздуха - 0,15 ± 0,01 м/с. Температура поверхностей соляных экранов до начала занятий составляла 21,1 ± 0,23°С, увеличиваясь к их окончанию до 22,4 ± 0,25°С (р <0,05). Для поддержания оптимального микроклимата применяли вентиляционную систему производительностью 103,4 м3/ч, обеспечивающую скорость воздушного потока в воздуховодах 2,16 м/с и троекратный воздухообмен по притоку. На одного студента в аудитории приходилось 11,7 м3 воздуха.

Радиационный фон в сильвинитовой аудитории в течение дня в отсутствие студентов составлял 0,16+0,02 мкЗв/ч и соответствовал существующим нормам. В течение учебного дня максимальные значения радиационного фона отмечались в начале занятий (0,18 ± 0,002 мкЗв/ч), минимальные - в конце (0,12 ± 0,004 мкЗв/ч), что соответствовало его естественным суточным колебаниям [5]. Наличие в калийных солях радиоактивных изотопов 40К увеличивало ионизацию воздушной среды аудитории. В утренние часы средняя концентрация легких отрицательных аэроионов была достоверно выше, чем в дневное время (728,1 ± 77,6 и 538,3 ± 47,6 ион/см3). Содержание легких положительных аэроионов возрастало с 596,6 ± 58,0 до 721,0 ± 94,4 ион/см3.

Коэффициент униполярности находился в пределах от 0,8 до 1,3.

Умеренно повышенная концентрация легких аэроионов с отрицательным знаком воздействует на дыхательные ферменты, снижает уровень содержания серотонина в тканях и его метаболизма, оказывает стимулирующее влияние на психические процессы [7].

В течение практических занятий установлена лабильность параметров электрического состояния воздуха. Наибольшая концентрация легких отрицательных аэроионов отмечалась в начале занятий (529,1 ± 33,6 ион/см3), уменьшаясь к середине до 412,7 ± 11,6 ион/см3 и к концу занятий до 304,1 ± 10,4 ион/см3 (р <0,05). Содержание легких положительных аэроионов в первой половине занятий достоверно снижалось с 427,7 ± 29,3 до 266,1 ± 17,3 ион/см3, но при этом несколько увеличивалось к окончанию занятий до 320,9 ± 19,8 ион/см3 за счет накопления в воздухе антропотоксинов и изменений микроклимата аудитории. Расчетный уровень коэффициента унипо-лярности в течение всего занятия находился в пределах 0,8-1,4. Концентрация мелкодисперсного соляного аэрозоля составляла 0,16 ± 0,02 мг/м3. Дисперсность соляных частиц (0,4-0,5 мкм) обеспечивала их глубокое проникновение в дыхательные пути. Для поддержания оптимальной аэроионизационной и аэрозольной среды в сильвинитовой аудитории атмосферный воздух по воздуховодам с помощью побудителя пропускался через соляной фильтр для обогащения аэрозолем.

Для сравнительной гигиенической характеристики условий обучения студентов исследования также проводили в обычной учебной аудитории. Температура воздуха в ней в отсутствие студентов была 22,5-24,2°С, относительная влажность - 37-42%, скорость движения воздуха - до 0,17 м/с. В присутствии студентов в течение учебного дня температура воздуха изменялась от 22,9 ± 0,2° до 25,6 ± 0,3°С, а показатели относительной влажности - от 30,5 ± 0,6 до 37,3 ± 0,5%. Скорость движения воздуха не превышала 0,2 ± 0,001м/с.

Фоновые показатели температуры обычной аудитории в отличие от сильвинитовой хоть и не были оптимальными, но и не выходили за пределы допустимых значений микроклимата (ГОСТ 30494-2011). Различия в показателях исходных температур воздуха в аудиториях можно объяснить особенностями физических свойств минерала сильвинита, участвующего в процессах массообмена и обладающего высокой теплоемкостью и теплопроводностью.

Уровень радиационного фона во время занятий соответствовал аналогичному показателю в пустой аудитории и составлял 0,09 ± 0,01 мкЗв/ч. Показатели концентрации биполярных аэроионов (84,5 ± 7,5 и 95 ± 5 ион/см3 соответственно) в обычной аудитории были достоверно ниже, чем в соляной. Среднее содержание легких отрицательных аэроионов в воздухе в течение занятий регистрировалось на уровне фоновых значений, а концентрация легких положительных аэроионов увеличивалась к концу занятия до 320 ± 8,6 ион/см3 (р <0,05). Коэффициент уни-полярности превышал единицу, свидетельствуя о неблагоприятном состоянии внутренней среды обычной учебной комнаты.

При изучении функционального состояния дыхательной системы у студентов из группы наблюдения к концу занятий было выявлено уменьшение частоты дыхания и достоверное увеличение показателей функциональных проб с задержкой дыхания на выдохе с 26,6 ± 0,13 до 38,2 ± 0,16 с. В группе сравнения исследуемые показатели не изменялись. Показатели пробы Штанге оставались стабильными у студентов обеих групп в течение всего цикла занятий.

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в динамике представлены в таблице. Установлено уменьшение ЧСС к концу занятий у студентов группы наблюдения (83,12 ± 1,03—»73,6 ± 0,77 в 1 мин)

и сравнения (81,53 ± 1,03—74,67 ± 0,91 в 1 мин) (p<0,05). На протяжении учебного цикла у студентов из группы наблюдения показатель ЧСС оставался стабильным, в то время как в группе сравнения он достоверно увеличивался к его окончанию с 76,3 ± 1,03 до 80,1 ± 1,05 в 1 мин. Возрастание ЧСС у студентов, входящих в группу сравнения, возможно связано с реакцией энергообеспечивающих систем на тканевую гипоксию в условиях обычной учебной комнаты. Статистически значимых различий в уровнях артериального систолического и диастолического давления у студентов не обнаружено.

Анализ показателей умственной работоспособности студентов группы наблюдения при выполнении корректурной пробы Бурдона-Анфимова позволил выявить достоверный рост числа просмотренных знаков к концу занятий до 240,9 ± 4,64 по сравнению с началом (220,6 ± 4,09) и снижение количества ошибок с 0,99 ± 0,15 до 0,7 ± 0,09, что может свидетельствовать об улучшении умственной работоспособности студентов группы наблюдения.

В группе сравнения число просмотренных знаков также достоверно увеличивалось к концу занятий с 231,7 ± 4,4 до 253,6 ± 4,6. Максимальное количество ошибок регистрировалось в середине занятий (1,71 ± 0,31;p <0,05), характеризуя наступившее утомление. Аналогичная динамика показателей прослеживалась у студентов обеих групп в течение 18-дневного цикла обучения. Сохранение умственной работоспособности в группе наблюдения подтверждалось данными измерений температуры кожи лба, стабильно сохранявшейся в течение всех практических занятий на уровне 36,7 ± 0,06°С. У студентов из группы сравнения в динамике цикла происходило снижение температуры кожи лба с 36,6 ± 0,06° до 36,0 ± 0,05°С (p <0,05).

Проведенный в группе наблюдения психологический тест САН в течение практических занятий выявил повышение показателей по трем категориям («самочувствие» - 5,16 ± 0,07—5,20 ± 0,08—5,24 ± 0,07; «активность» - 5,08 ± 0,08—5,17 ± 0,08—5,26 ± 0,07; «настроение» - 5,52 ± 0,07—5,52 ± 0,77—5,56 ± 0,07). В группе сравнения к концу занятий данные показатели достоверно снижались («самочувствие» - 5,02 ± 0,08—4,6 ± 0,10; «активность» - 5,0 ± 0,09—4,5 ± 0,11; «настроение» - 5,2 ± 0,09— 4,9 ± 0,11).

Аналогичные изменения в динамике цикла занятий у студентов из группы наблюдения отмечены в показателях психоэмоционального статуса.

В группе сравнения показатели вышеуказанных трех категорий достоверно снижались («самочувствие» - 5,06 ± 0,09—4,4 ± 0,11; «активность» - 5,0 ± 0,11—>4,4 ± 0,12; «настроение» - 5,4 ± 0,09— 4,7 ± 0,12), что являлось подтверждением наступившего психоэмоционального спада.

Оценка динамики психологических характеристик студентов не выявила значимых изменений показателей ситуативной и личностной тревожности по тесту Спилбергера-Ханина. Ситуативная тревожность, состояние нервной системы в определенный момент времени в динамике занятий находились в умеренной зоне у студентов как группы наблюдения (39,5 ± 0,6), так и группы сравнения (38,3 ± 0,8). Ее оптимальный уровень регистрировался у студентов обеих групп в начале и конце цикла обучения (39,03 ± 0,9—38,5 ± 0,8 и 38,6 ± 1,3—38,1 ± 1,08 соответственно). Средние значения личностной тревожности (индивидуальная характеристика личности, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге, активизирующаяся при восприятии определенных стимулов) в исследуемых группах были выше, чем показатели ситуативной тревожности, оставаясь тем не менее в пределах оптимального уровня, что указывало на нормальное функционирование нервной и эндокринной систем и устойчивость их личностных характеристик при обучении.

Анализ показателя депрессии, отражающего функциональное нарушение деятельности нервной системы и свидетельствующего о нервно-психическом напряжении организма не выявил каких-либо расстройств в обследуемых группах.

Установленный эффект воздействия факторов сильвини-товой аудитории на студентов в процессе обучения позволил запатентовать данный способ профилактики утомления обучающихся [12]. Накопленный многолетний опыт показал, что наибольший терапевтический эффект в соляных сооружениях зависит от количественного содержания сильвина в минерале

сильвините, объема калийных солей и времени экспозиции пациентов.

Выводы. 1. В сильвинитовой аудитории создаются специфические гигиенические условия за счет значительных уровней радиационного фона, легких отрицательных аэроионов, мелкодисперсного соляного аэрозоля природного минерала сильвинита и оптимального микроклимата.

2. Физиологические исследования подтвердили положительное воздействие данного комплекса гигиенических факторов внутренней среды соляной аудитории на состояние нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем студентов.

3. Режим эксплуатации данного сооружения обусловлен продолжительностью практических занятий. Положительные сдвиги в показателях функциональных систем организма студентов отмечались уже после двух академических часов и сохранялись в течение всего практического занятия.

4. Воздействие калийных солей в процессе обучения в силь-винитовой аудитории способствовало оптимизации работоспособности студентов.

Литер атур а

1. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2008; 1: 60-3.

2. Фурс М.В. Интерактивные формы обучения - средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Вестник высшей школы Alma mater. 2011; 10: 29-32.

3. Горбунов Ю.Е. Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса: Автореф. дисс. ... канд. пед.наук. Омск; 1999.

4. Кириченко Л.В., Русанова Е.А., Баранников В.Г. Физиолого-гигиенические исследования психо-эмоционального статуса пациентов при солелечении. Сибирский медицинский журнал. 2011; 8: 70-2.

5. Черешнев В.А., Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Дементьев C.B. Физиолого-гигиеническая концепция спелео-солелече-ния. Екатеринбург: УроРАН; 2013.

6. Баранников В.Г., Красноштейн А.Е., Папулов Л.М., Туев А.В., Черешнев В.А. Спелеотерапия в калийном руднике. Екатеринбург: УроРАН; 1996.

7. Черешнев В.А., Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Дементьев C.B., Черешнева М.В. Физиолого-гигиенические исследования в солетерапии. Вестник уральской медицинской академической науки. 2010; 3 (31): 90-3.

8. Кириченко Л.В., Дементьев С.В., Баранников В.Г., Киреенко Л.Д. Устройство для солелечения дерматологических больных. Патент РФ № 58032, 2006.

9. Дементьев С.В.Ахматдинов О.С., Баранников В.Г.,Кириченко Л. В., Киреенко Л.Д. Индивидуальная соляная сильвинитовая палата для лечения различных нозологических форм заболеваний. Патент РФ, № 2372885, 2009.

10. Баранников В.Г., Сандакова Е.А., Кириченко Л.В., Грехова И.А., Касатова Е.Ю., Дементьев С.В. Способ лечения плацентарной недостаточности у женщин с осложненным течением беременности. Патент РФ № 2410131, 2011.

11. Кириченко Л.В., Баранников В.Г., Русанова Е.А., Дементьев С.В. Соляное устройство для оздоровления учащихся. Патент РФ № 2462218, 2011.

12. Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Сидорова Д.А., Братчико-ва О. Н., Дементьев С.В. Способ профилактики утомления обучающихся. Патент РФ № 2492879, 2012.

References

1. Yakovlev B.P., Litovchenko O.G. Psychophysiological characteristics of workability level students. Gigiena i sanitariya. 2008; 1: 60-3. (in Russian)

2. Furs M.V. Interactive forms of learning is a means of increasing the level of professional training of students. Vestnik vysshey shkolyAlma mater. 2011; 10: 29-32. (in Russian)

3. Gorbunov Yu.E. The Use of Massage as a Means of Recovery of the Mental Health of Students During the Learning Process: Diss. Omsk; 1999. (in Russian)

[гиена и санитария 4/2015

4. Kirichenko L.V., Rusanova E.A., Barannikov V.G. Physiological-hygienic research of the psychoemotional status of patients with salt chamber treatment. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal. 2011; 8: 70-2. (in Russian)

5. Chereshnev V.A., Barannikov V.G., Kirichenko L.V., Dementiev S.V. Physiological- hygienic the Concept of Caving Salt Therapy [Fiziologo-gigienicheskaya Kontseptsiya Speleo-solelecheniya]. Ekaterinburg: UroRAN; 2013. (in Russian)

6. Barannikov V.G., Krasnoshteyn A.E., Papulov L.M., Tuev A.V., Chereshnev V.A. Speleotherapy in the Potassium Mine [Speleo-terapiya v Kaliynom Rudnike]. Ekaterinburg: UroRAN; 1996. (in Russian)

7. Chereshnev V.A., Barannikov V.G., Kirichenko L.V., Dementiev S.V, Chereshneva M.V. Physiological-hygienic research in speleotherapy. Vestnik ural'skoy meditsinskoy akademicheskoy nauki. 2010, 3 (31): 90-3. (in Russian)

8. Kirichenko L.V., Dement'ev S.V., Barannikov V.G., Kireenko L.D. Device for the Salt Therapy of the Patients of Dermatologi-

cal Pathology. Patent RF N 58032, 2006. (in Russian)

9. Dement'ev S.V. Akhmatdinov O.S., Barannikov V.G.,Kirichenko L.V., Kireenko L.D. Individual Salt Chamber of the Silvinite for the Treatment of Different Nosologic Pathology. Patent RF N 2372885, 2009. (in Russian)

10. Barannikov V.G., Sandakova E.A., Kirichenko L.V., Grek-hova I.A., Kasatova E.Yu., Dement'ev S.V. Method of Treatment of Placental Insufficiency in Women with Complicated course of Pregnancy. Patent RF N 2410131, 2011. (in Russian)

11. Kirichenko L.B., Barannikov V.G., Rusanova E.A., Dement'ev S.V. Salt Device for the Recovery of the Students. Patent RF N 2462218, 2011. (in Russian)

12. Barannikov V.G., Kirichenko L.V., Sidorova D.A., Bratchikova O. N., Dement'ev S.V Method of Preventing Fatigue of Students. Patent RF N 2492879, 2012. (in Russian)

Поступила 19.02.14 Reseived 19.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.