Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ МИКРОКЛИМАТА ПАЛАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ СУБФЕБРИЛИТЕТОМ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ МИКРОКЛИМАТА ПАЛАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ СУБФЕБРИЛИТЕТОМ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Э Б. Боровик, H П. Маслова, И П. Брязгунов, E И. Кореневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of heat exchange in children with persistent subfebrile body temperature are pointed out, such as reduced convective heat emission from the extremities and slightly increased heat production. Optimal levels of air temperature in wards designed for these children are proposed. It is shown that the zones of thermal comfort and of moderate tension of thermoregulation are shifted toward higher temperatures in such children and that comfortable temperature conditions promote normalization of body temperature in them.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ МИКРОКЛИМАТА ПАЛАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ СУБФЕБРИЛИТЕТОМ»

ные теоретические проблемы частной гигиены труда. М.. 1978, с. 23—26.

Никитин В. С., Рябец В. А. — Гиг. труда, 1979, № 2, с. 43—44.

Никифоров Б. Табаков С. и др. — Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 56—61.

Паньшина Т. Н. — Гиг. труда, 1977, № 12, с. 30—33.

Прокопенко 10. И. — Гиг. окружающей среды. (Экспрссс-информ.), 1979, № 3, с. 8—11.

Summary. The relationship of hygiene to chcmical technology is discussed with reference to the establishment of hygienic standards for harmful substances in the air of working environments. The,need fcr more effective research in this field is shown, as is the need fcr varying the amount

Румянцев Г. И., Новикове. M. — Гиг. и сан., 1976,

№ 11, с. 3—7. Румянцев Г. И., Новиков С. М. — Там же, 1979, № 10, с. 7—11.

Сидоренко Г. И., Красовский Г. Н., Жолдакова 3. И. —

Там же, № 7, с. 16—22. Уланова И. П., ШумскаяН. И. — В кн.: Токсикология.

М., 1978, т. 10, с. 133—154. Эйтингон А. И., Уланова И. П. — Гиг. труда, 1975, № 9, с. 36—40..

Поступила 22/II 1980 г.

of research according to the specific conditions of production and the degree of toxicity of the agents for which hygienic standards are derived. Closer cooperation between specialists in chemical technology, on the one hand, and hy-gienists and toxicologists, on the other, is urced.

удк 613.5:362.116

Э. Б. Борсвик, И. П. Маслова, И.[П. Брязгунов, Е. И. Кореневская

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ МИКРОКЛИМАТА ПАЛАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ СУБФЕБРИЛИТЕТОМ

Институт общей и кеммуналькей гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Задачей данной работы являлось гигиеническое обоснование нормативов микроклимата палат для детей с длительной субфебрильной температурой и изучение влияния комфортных условий на эффективность их лечения. Изучение теплового состояния больных проводили во II строительно-климатической зоне в условиях микроклиматической камеры-палаты с температурой воздуха от 17 до 25 °С, относительной влажностью от 40 до 55% и подвижностью 0,1 м/с. Обследованы больные 3 групп в возрасте от 8 до 12 лет с длительной субфебрильной температурой в сочетании с хроническими воспалительными очагами инфекции (26 с хроническим тонзиллитом и 24 с хроническим холециститом), без очагов инфекции (30 детей) и здоровые дети (контроль — 25). Во время 40-минутной адаптации к условиям микроклимата и проведения исследований ребенок находился в постели в положении лежа. Одежда у всех была одинаковой (нижнее белье, рубашка, полушерстяное одеяло с пододеяльником), теплоизоляционные свойства ее составляли 1,2— 1,3 СЮ.

Влияние комфортных микроклиматических условий палат на эффективность лечения больных изучали в отделении для детей старшего возраста Института педиатрии АМН СССР. В течение 4 лет в отделении регистрировали температуру и относительную влажность воздуха. Критерием эффективности лечения больных в комфортных условиях яеля-лась нормализация температуры тела к моменту выписки ребенка. Для изучения теплового состояния применяли методы, характеризующие все сто-эоны теплового обмена. Теплопродукцию определяли в килокалориях на 1 кг в час, теплоотдачу — ю температуре кожи, которую регистрировали непрерывно в течение 50—60 мин в 6 точках с помощью термографа ЭПП-09, плотность теплового потока измеряли биотепломером в килокалориях

на 1 м2 в час, интенсивность потоотделения— прибором Мищука. Кроме того, изучали реакцию сосудов кожи на локальное холодсвсе воздействие. Температуру ядра оценивали по температуре в наружном слуховом проходе вблизи барабанной перепонки: у больных она колебалась от 37,6 до 38,14°С, у здоровых — от 36,9 до 37,2 °С.

Исследования показали, что в одинаковых микроклиматических условиях средние показатели теплопродукции у больных обеих групп были несколько выше, чем у здоровых, однако эти различия оказались статистически недостоверны при температуре воздуха (Т,,)20 °С и выше. Для больных детей характерно сужение термонейтральней зоны. Так, повышение теплопродукции в условиях охлаждения у больных детей начиналось при 19 °С, у здоровых — лишь при Т„ 15 °С. Наиболее существенными в сравниваемых группах были различия в уровнях теплоотдачи. У детей с субфебрильной температурой были более низкие показатели температуры кожи и плотности теплового потока на конечностях по сравнению с нормой. На других участках значительных различий в температуре кожи и плотности тепловых потоков не отмечено. По интенсивности потоотделения больные дети не отличались от здоровых.

Выявленные изменения свидетельствуют о снижении теплоотдачи с конечностей радиационно-кон-вективным путем. Уменьшение отдачи тепла с конечностей приводит к задержке его в организме и способствует наряду с некоторым увеличением теплопродукции повышению температуры тела до субфебрильной. Отмеченные изменения теплообмена имели одинаковую направленность у всех детей с субфебрильной температурой независимо от наличия или отсутствия хронических воспалительных очагов инфекции, что' позеолило нам объеди-

нить их в одну группу при обосновании нормативов микроклимата палат. В качестве основных критериев теплового комфорта служили относительная стабилизация средних данных температуры кожи при изменении Тв, а также соответствие их показателям при комфортном теплоощущении, разность температуры кожи туловища и конечностей не более 4 °С, слабое потоотделение, высокая лабильность кожно-сосудистых реакций на локальное охлаждение; принималось во внимание и теплоощу-щение больных детей.

Оценка теплового состояния показала, что зона теплового комфорта соответствует Т„ 22—23 °С (см. рисунок). В этом интервале температур 75% детей отмечали тепловой комфорт, температура кожи на туловище и конечностях находилась на уровне температуры при комфортном теплоощущении. При Т„ 23 °С наблюдалось быстрое восстановление температуры кожи после охлаждения (8,2 мин). Такие показатели свидетельствуют о слабом напряжении терморегуляции, которое характерно для зоны теплового комфорта.

При Тв 24 °С еще большое число детей (75,5%) имели комфортное теплоощущение и высокую лабильность кожно-сосудистой реакции (7,9 мин). Однако температура кожи конечностей возрастала и ее средние показатели превышали таковые при комфортном теплоощущении; потоотделение усиливалось до умеренного. При Тв 25 °С температура кожи продолжала возрастать, несмотря на выраженное потоотделение. Половина детей отмечали тепловой дискомфорт, это соответствует выраженному напряжению терморегуляции у больных. Несмотря на комфортное тепловое самочувствие большинства детей и высокую лабильность сосудов кожи, напряжение терморегуляции при Тв 24 °С было

38 31 35 34 33

зг

31 30 29

ш

'.8 1.75 1.1 -t.es '.6

ш

л

- 10

90 -

-ВО - 9

70 -

- бО -в

50 -

У

ЛА

л

18 19 20 21 22 23 24 25 °С

Тепловое состояние больных с длительной субфебрнльной температурой.

/ — температура тела и кожи, «С (/ —груди. 2 — лба. 3 — кисти,

4 — стопы, 5—тела); 11—теплоощущение «комфорт» (в %, столбики); /II. 6 — теплопродукция (в ккал/кг за I ч); IV. 7 — время восстановления температуры кожи после охлаждения (в мин).

более значительным, чем при Тв 22—23 °С. Поэтому Тв 24 °С следует принять за верхнюю границу зоны умеренного напряжения терморегуляции. При Тв 21 °С объективные показатели теплообмена соответствовали тепловому комфорту. Однако частота теп-лоощущения «комфорт» уменьшалась до 68,7%. При Тв 20 °С уже 35% детей отмечали холодовой дискомфорт, значительно снижалась температура кожи конечностей, уменьшался показатель лабильности сосудов и увеличивалось время восстановления температуры кожи после охлаждения, что указывало на выраженное напряжение терморегуляции. Следовательно, Тв 21 °С является нижней границей зоны умеренного напряжения терморегуляции.

Таким образом, зоны теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции у детей с субфебрнльной температурой смещены в сторону более высокой Тв по сравнению со здоровыми детьми школьного и дошкольного возраста. Такое смещение зоны теплового комфорта связано, по-видимому, с тем, что более высокая температура воздуха способствует расширению сосудов кожи и увеличению теплоотдачи, в результате чего температура тела нормализуется. Доказательством этого предположения служат данные об эффективности лечения детей в комфортных условиях микроклимата.

Оценивая температурные условия в палатах в соответствии с обоснованными нами нормативами, можно отметить, что за 4-летний период в отделении, где находились дети с субфебрнльной температурой, Тв соответствовала комфортной в 41,3% случаев, холодовому дискомфорту в 30,8%, тепловому— в 27,9%. За указанное время в отделении лечилось 189 детей с длительной субфебрнльной температурой в возрасте от 8 до 14 лет. Из этого числа отобрано 135 детей, лечившихся от 30 до 40 дней, о которых известно, в каких конкретных условиях микроклимата они находились во время терапии. Анализ полученных данных показал, что из 135 больных 82 более 50% времени лечения находились в комфортных условиях микроклимата (см. таблицу). Из больных данной группы температура нормализовалась у 63,4%, а у 36,4% сохранялась до момента выписки. Другая группа (53 детей) более 50% времени лечения находилась в условиях холодового или теплового дискомфорта. В этой группе температура нормализовалась лишь у 34%

Нормализация температуры тела у детей с длительной субфебрнльной температурой в различных условиях микроклимата

Больные Время лечения в комфортных условиях р

менее 50% 50% и более

С нормализовавшейся температурой С сохранившейся субфебрнльной температурой 18 (34,0%) 35 (66,0%) 52 (63,4%) 30 (36,6%) <0,05 <0,05

больных и сохранялась у 66% при статистической достоверности различий между группами1.

Следует отметить, что из 135 больных только 8 находились в комфортных условиях 80% времени лечения, у 7 из них температура тела нормализовалась.

Следовательно, комфортные температурные условия способствуют нормализации температуры у больных с длительным субфебрилитетом. Холодо-вой и тепловой дискомфорт не способствует нормализации температуры тела.

Холодовой дискомфорт наблюдается, как правило, в январе — феврале в связи с низкой температурой наружного воздуха, а также в сентябре—октябре, когда она снижается, а отопительный сезон еще не начинается. По-видимому, в детских отде-

1 При статистической обработке методом X2 также подтверждено, что изучаемый фактор влияет на эффективность лечения больных с суофебрильной температурой.

Summary. Special features of heat exchange in children with persistent subfebrile body temperature are pointed out, such as reduced convective heat emission from the extremities and slightly increased heat production. Optimal levels of air temperature in wards designed fcr these children are

лениях его необходимо начинать раньше регламентированного срока, т. е. не позднее 15 сентября.

Выводы. 1. У детей с длительной субфебрильной температурой по сравнению со здоровыми имеются особенности теплообмена: снижение теплоотдачи с конечностей радиационно-конвективным путем и незначительное повышение теплопродукции.

2. Особенности теплообмена определяют сдвиг зон теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции в сторону более высоких температур воздуха. Зона теплового комфорта находится в пределах 22—23 °С, зона умеренного напряжения терморегуляции — при 21 и 24 °С.

3. Комфортные температурные условия способствуют нормализации температуры тела у больных с длительным субфебрилитетом.

4. В детских отделениях отопительный сезон необходимо начинать на 1 мес раньше регламентированного срока.

Поступила I7/VII 1980 г.

proposed. It is shown that the zones of thermal comfort and of moderate tension of thermoregulation are shifted toward higher temperatures in such children and that comfortable temperature conditions promote normalization of body temperature in them.

УДК 371.7:[в13.164 + 613.166

М. П. Магай, канд. мед. наук И. Л. Карагодина

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУрТИМОГО УРОВНЯ ШУМА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА

Узбекский НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент; Московский НИИ -игиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва

Изучению влияния уличного шума на акустический режим учебных помещений в связи с условиями размещения общеобразовательных школ в городской застройке посвящены лишь отдельные работы (X. В. Сторощук; В. И. Пальгов; Е. И. Ко-реневская и Л. Г. Рогачевская; ВогЬап). В них, показано, что от 20 до 50 % школ в городах находятся в условиях акустического дискомфорта из-за близко проходящего по прилегающим магистралям транспорта, что значительно затрудняет учебный процесс. При осуществлении разнохарактерных комплексных мер борьбы с шумом транспортных средств в городах большинство исследователей первостепенное значение придают его нормированию. Обоснованию нормативных уровней шума в жилых помещениях, палатах лечебно-профилактических учреждений, административно-общественных зданиях и посвящены исследования И. Л. Карагоди-ной, С. А. Солдатки ной, В, И. Па льгова и С. И. Эппель, В. А. Токарева.

Работ по изучению шумового фактора в учебных помещениях школ и вузов недостаточно. Известны лишь сообщения Е. А. Гельтищевой, В. И. Паль-

гова, рекомендующих норматив шума в классных помещениях на уровне 40 дБА.

В связи с этим нами проведены комплексные исследования, включающие анкетный опрос 374 испытуемых и изучение физиологических реакций у 120 практически здоровых школьников 9-го класса и студентов III курса гуманитарных факультетов вузов Ташкента, обучающихся при различных уровнях проникающего в учебные помещения транспортного шума (38—41, 48—50 и 58—60 дБ А).

Группы по 20 человек обследованы в динамике дня до начала занятий и к их концу. Микроклиматические условия в учебных помещениях характеризовались температурой от 21—26 "С в утренние часы до 22—28 °С в вечерние, относительной влажностью 58—84% и скоростью движения воздуха 0,13—0,21 м/с. Показатели освещенности находились в пределах норм по СНиП П-А-8-72.

Для исследования физиологических сдвигов применяли один и тот же комплекс методов: высшую нервную деятельность изучали по показателям слу-хомоторной реакции и буквенным тестам В. А. Ан-фимова, орган слуха — по данным аудиометрии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.