заблаговременно во избежание непродуманного выбора земельных участков для строительства животноводческих и птицеводческих хозяйств на промышленной основе.
В. Чибураев и К- Кутаков сообщают, что из 20 рассмотренных и обследованных в Московской области участков 16 пунктов были отклонены органами санитарного надзора1. По заданию Московского комитета КПСС, сообщают эти авторы, была создана специальная комиссия в составе специалистов ведущих проектных институтов, гидрогеологов, представителей санэпидстанций, Министерства водного хоеяйства РСФСР, управления «Главрыбвода» и Всесоюзного научно-исследовательского института по использованию сточных вод в сельском хозяйстве. Комиссия одобрила схемы утилизации бесподстилочного навоза и определила требования к исходным данным по выбору земельных участков. Принято решение о необходимости заключения гидрогеологов о возможном влиянии сточных вод животноводческих хозяйств на качество подземных вод. Комиссия приняла важное решение о необходимости разработки такой технологии производства продуктов животноводства, которая гарантировала бы максимальное сокращение и максимальную утилизацию отходов. Сюда относятся искусственная биологическая очистка, отстаивание в чеках с последующим орошением, до-очистка в биопрудах, внесение на поля мобильным транспортом с соломенной резкой.
В связи с проблемой специализации и концентрации сельскохозяйственного производства первостепенное значение приобретает использование биологически очищенных сточных вод для орошения сельскохозяйственных угодий. Серьезное препятствие для санитарно обоснованного решения этой задачи — отсутствие санитарных правил и официальных нормативных документов, касающихся допустимого содержания вредных веществ в сточных водах и сельскохозяйственной продукции. Решение этой сложной проблемы является первоочередной задачей Саратовского института гигиены села.
Санэпидстанции страны за последние годы много сделали в области повышения эффективности предупредительного и текущего санитарного надзора. В предстоящей пятилетке особое значение приобретает осуществление санитарного надзора за такими важными объектами, как крупные животноводческие, свиноводческие и птицеводческие хозяйства, создаваемые на промышленной основе. Этого требуют решения партии и правительства по охране окружающей среды, этого требуют интересы народного здравоохранения.
Поступила 10/VI 1976 г
УДК 614.72:613.155.3:[547.381 + 547.284.34-547.584,
Р. Убайдуллаев, Н. С. Абрамова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СМЕСИ АКРОЛЕИНА, АЦЕТОНА И ФТАЛЕВОГО АНГИДРИДА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний,
Ташкент
, В период бурного развития химической промышленности в нашей стране большое значение приобретает установление предельно допустимых концентраций (ПДК) смеси веществ в атмосферном воздухе, содержащейся в выбросах отдельных производств. Одним из таких сочетаний веществ, Загрязняющих атмосферный воздух, является смесь акролеина, ацетона и фталевого ангидрида, которые содержатся в выбросах лакокрасочных заводов.
1 «Медицинская газета», 19/ХП 1975 г.
Как в отечественной, так и зарубежной литературе достаточно широко представлены данные о токсичности акролеина, ацетона и фталевого ангидрида. Для каждого вещества установлены ПДК в атмосферном воздухе— соответственно 0,03; 0,35; 0,1 мг/м3. Загрязнение акролеином, ацетоном и фталевым ангидридом атмосферного воздуха влияет на здоровье человека. Указанные вещества являются политропными ядами, преимущественно поражающими центральную нервную систему и паренхиматозные органы (Н. В. Лазарев, С. Н. Кремнева и М. С. Толгская; Л. П. Слав-городский; Д. С. Синкувене).
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе мы не нашли работ, изучающих рефлекторное и резорбтивное действие смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида на организм, не выявлен характер их совместного комбинированного действия на организм человека, не обоснована ПДК указанных веществ при их одновременном присутствии в атмосферном воздухе. Решение этих вопросов явилось задачей настоящей работы.
Мы изучили характер действия малых концентраций акролеина, ацетона и фталевого ангидрида на организм человека при их одновременном присутствии. Были определены пороги обонятельного ощущения смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида и действие их на электрическую активность головного мозга человека. Определение порога обонятельного ощущения веществ для каждого в отдельности и в смеси проводилось у 27 практически здоровых людей в возрасте 18—35 лет. Результаты исследования показали, что пороговая концентрация ацетона у наиболее чувствительных людей равна 1,06 мг/м3, акролеина — 0,078 мг/м3 и фталевого ангидрида — 0,28 мг/м3, а подпороговые — соответственно 0,83; 0,067 и 0,19 мг/м3.
Пороговая концентрация запаха смеси акролеина, ацетона, фталевого ангидрида, выраженная в долях от индивидуальных пороговых концентраций каждого вещества в отдельности, колебалась у испытуемых в пределах от 1,43 до 1,00. Для 9 наиболее чувствительных лиц пороговая концентрация ощущения запаха в смеси составила 1,0—1,09, а подпороговая — 0,80—1,0. Таким образом, действие смеси паров акролеина, ацетона ^фталевого ангидрида для наиболее чувствительных лиц характеризуется полной суммацией эффекта.
Учитывая, что в наших исследованиях пороговая концентрация запаха акролеина, ацетона и фталевого ангидрида совпала с порогами, установленными Д. С. Синкувене, Ю. Г. Фельдманом, Л. П. Славгородским, мы сочли целесообразным не изучать каждое вещество в отдельности, а использовать ранее установленные пороговые концентрации акролеина, ацетона и фталевого ангидрида для электрической активности коры головного мозга человека, которые составляли соответственно 0,05; 0,44 и 0,20 мг/м3, подпороговые концентрации — 0,03; 0,35; 0,18 мг/м8.
Изучение рефлекторного действия смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида на электрическую активность головного мозга человека проводилось методом выработки электрокортикального условного рефлекса (К. А. Буштуева и соавт.). Регистрация биотоков мозга осуществлялась на японском 13-канальном электроэнцефалографе фирмы «Nihon Kohden». Запись вели биполярным способом в 2 отведениях — с височной и затылочной областей обоих полушарий. В исследованиях участвовало 5 практически здоровых лиц в возрасте 20—30 лет с выраженным а-ритмом.
В процессе исследования изучали 3 смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида: концентрация указанных веществ в 1-й смеси составила соответственно 0,045; 0,44 ц; 0,18 мг/м3, суммарный показатель, выраженный в долях от индивидуальных пороговых концентраций по электроэнцефалографии был равен 2,8; концентрации во 2-й смеси — 0,023; 0,23; 0,094 мг/м3, суммарный показатель в тех же долях составлял 1,45; концентрация в 3-й смеси составила 0,014; 0,15 и 0,06 мг/м3, суммарный показатель 0,92.
Каждую смесь и чистый воздух изучали не менее 4 раз. Результаты исследования показали, что концентрации 2 первых смесей, выраженные в долях от индивидуальных пороговых концентраций по электроэнцефалографии (2,8; 1,45), оказали действие на электрическую активность коры головного мозга человека и вызвали достоверную десинхронизацию а-ритма. Третья смесь акролеина, ацетона и фталевого ангидрида (в тех же долях 0,92) не оказала действия на биопотенциалы мозга испытуемых по сравнению с вдыхаемым чистым воздухом.
Таким образом, проведенные исследования по двум физиологическим тестам показали, что малые концентрации акролеина, ацетона и фталевого ангидрида при их одновременном присутствии во вдыхаемом воздухе проявляют свое действие по принципу суммации эффекта. Следовательно, максимальная разовая ПДК смеси акролеина, ацетона и ф*алевого ангидрида в атмосферном воздухе, выраженная в долях максимальных разовых ПДК при изолированном действии, не должна превышать 1.
С целью изучения резорбтивного действия смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида на организм животных (белых крыс) была проведена хроническая 3-месячная ингаляционная круглосуточная затравка. С целью приближения экспериментальных исследований к натурным условиям проведены 2 серии хронической затравки животных — при умеренной (18— 24°) и высокой (35—37°) температуре воздуха. Для эксперимента было отобрано 120 крыс-самцов одного возраста с исходным весом 80—100 г, животные были разделены на 8 групп по 15 в каждой.
Данные о концентрации смесей акролеина, ацетона и фталевого ангидрида, применяемые в условиях хронического эксперимента, приведены в таблице.
Для выявления токсического действия смеси указанных веществ на организм животных на протяжении всего опыта мы изучали общее состояние крыс и динамику их веса, соотношение хронаксии мышц-антагонистов, активность холинэстеразы цельной крови, содержание общего количества белка и белковых фракций сыворотки крови, выведение колропорфирина и 17-кетостероидов (17-КС) с мочой. По окончании затравки органы животных подвергали патогистологическому и гистохимическому исследованию.
Изученные концентрации веществ в условиях непрерывного длительного воздействия не вызывали существенных изменений в весе ни в одной из групп животных по сравнению с соответствующей контрольной группой. Моторная хронаксия мышц-антагонистов определялась у 5 крыс из каждой группы. Результаты исследования показали, что нарушение правильного соотношения хронаксии мышц-антагонистов отмечались у животных 1-й и 2-й групп (I серия) и 5-й и 6-й групп (II серия), причем эти изменения наступили за счет увеличения хронаксии сгибателей и укорочения хронаксии
Концентрации акролеина, ацетона н фталевого ангидрида в камерах в условиях эксперимента
Серия эксперимента Группа животных Концентрация (в мг/м*) Сумма долей от индивидуальной пдк
акролеин ацетон фталевыА ангидрид
I 1-Я 2-я 3-я 4-я 0,29^:0,013 0,029^0,0026 0,011^:0,0012 (контрольная) 3,49^:0,16 0,35^0,018 0,11^0,07 1,00^0,12 0,088—0,0074 0,029^:0,0024 29,6 2,85 0,97
II Среднесуточные ПДК 5-я 6-я 7-я 8-я 0,029^0,0031 0,011=^0,0014 0,005—0,0006 (контрольная) 0,03 0,35—0,019 0,11^0,013 0,06—0,008 0,35 0,1^:0,011 0,029^0,0021 0,014—0,0016 0.1 2,97 0,97 0,49
разгибателей. У животных остальных групп как в I, так и во II серии экспериментов достоверных изменений по сравнению с показателями у контрольных животных не обнаружено.
Активность холинэстеразы цельной крови определяли у 5 крыс каждой группы 1 раз в 15 дней. Анализ показал, что на 45-й день затравки наступило некоторое угнетение активности холинэстеразы у крыс 1-й группы. Высокая степень достоверности результатов отмечалась в конце затравки, при этом снижение активности холинэстеразы у крыс данной группы составляло 39,1 % по сравнению с контролем. Аналогичное достоверное снижение активности холинэстеразы наблюдалось у крыс 5-й группы II серии, подвергавшихся затравке при высокой температуре, хотя концентрация смеси исследуемых веществ была в 10 раз меньше, чем в 1-й группе. Менее отчетливые, но достоверные изменения отмечались у крыс 2-й и 6-й групп. У остальных животных, подвергавшихся действию смеси изучаемых веществ, как при обычной, так и при высокой температуре подобных изменений выявить не удалось.
Содержание копропорфирина и 17-КС в моче подопытных животных определялось у 5 крыс суммарно 1 раз в 15 дней по методике М. И. Гусева и Ю. К- Смирнова, О. М. Уваровской. В первой половине затравки у крыс как 1-й (при умеренной температуре), так и 5-й группы (подвергавшихся воздействию высокой температуры) отмечалась тенденция к снижению выведения копропорфирина и увеличению экскреции 17-КС с мочой. Однако статистически достоверные изменения наблюдались во второй половине затравки. У животных остальных групп как в I, так и во II серии экспериментов достоверных изменений в выведении копропорфирина и 17-КС с мочой по сравнению с оответствующими показателями в контроле обнаружить не удалось.
Исследование белковых фракций сыворотки крови проводилось у 5 крыс каждой группы 1 раз в 15 дней методом электрофореза на бумаге. Изучение белковообразующей способности печени с помощью динамического исследования общего белка и белковых фракций сыворотки крови выявило значительное снижение альбумино-р и у-глобулинового коэффициента у крыс 1-й и 2-й групп. Аналогичные, но менее выраженные одномоментные сдвиги наблюдались у крыс 6-й группы только в конце затравки. У крыс 3-й и 7-й групп изменений белковых фракций сыворотки крови по сравнению с контролем не обнаружено.
После окончания затравки по 2 крысы из каждой группы были забиты для морфологических исследований. Патогистологические и гистохимические исследования подтвердили полученные изменения биохимических и физиологических исследований.
После 2-недельного восстановительного периода отмеченные сдвиги в различных системах организма животных исчезли или утратили статистическую достоверность.
Таким образом, воздействие концентраций смеси акролеина, ацетона и фталевого ангидрида, выраженных в долях от индивидуальных среднесуточных ПДК (29,6; 2,85 — при умеренной температуре и 2,97; 0,97 — при высокой температуре), обусловили изменения основных изученных показателей. Недействующая смесь концентрации изучаемых веществ при умеренной температуре, выраженная в долях от индивидуальных ПДК, составляла 0,97, при высокой температуре —0,49.
Следовательно, среднесуточная ПДК акролеина, ацетона и фталевого ангидрида при их одновременном присутствии в атмосферном воздухе населенных мест умеренного климата, выраженная в долях от ПДК при изолированном действии, не должна превышать I.
Рекомендованные нами максимальные разовые и среднесуточные ПДК акролеина, ацетона и фталевого ангидрида при их одновременном присутствии утверждены Министерством здравоохранения СССР и вошли в законодательство СССР.
Выводы
1. Характер совместного (комбинированного) действия акролеина, ацетона и фталевого ангидрида по двум изученным тестам (ощущение запаха и электрическая активность коры головного мозга человека проявляется по типу полной суммации эффекта.
2. При одновременном присутствии в атмосферном воздухе акролеина, ацетона и фталевого ангидрида их суммарная максимальная разовая и среднесуточная ПДК, выраженная в долях от существующих ПДК при изолированном действии, не должна превышать 1.
ЛИТЕРАТУРА. Буштуева К. А., Полежаев Е. Ф., Семене н к о А. Д. — Там же, 1960, № 1, с. 57—61. — Гусев М. И., Смирнов Ю. К. — В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. Вып. 4. М., 1960, с. 139—142. — Кремнева С. Н., Толгская М. С. — В кн.: Материалы научной сессии по токсикологии высокомолекулярных соединений М. — Л., 1961, с. 60—61. — Лазарев Н. В.—Вредные вещества в промышленности. Ч. I. Л., 1954, с. 394—396, 406, 436. —Синкувене Д. ¡С. — Тезисы докладов 1-го объединенного съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. Т. 2. Алма-Ата, 1970, с. 27—29. —Синкувене Д. С. — «Гиг. и сан.», 1970, № 3, с. 6—10. — Славгородский Л. П. — В кн.: Биологическое действие и гигиеническое значение атмосферных загрязнений. Вып. 10. М., 1967, с. 86—96. — Уваров-с к а я О. М. —«Пробл. эндокринол.», 1966, № 2—3, с. 110—112.
Поступила 14/1 1976 г.
HYGIENIC STANDARDIZATION OF A MIXTURE OF ACROLEIN, ACETONE AND PHTHALIC ANHYDRIDE IN THE ATMOSPHERE
R. Ubaidullaev, N. S. Abramova
On the basis of investigations the authors determined the maximum single time and the daily average maximum permissible concentrations of a mixture of acrolein, acetone and phthalic anhydride in the atmosphere of settlements and showed the order of joint (combined) action of investigated substances.
УДК 615.916:540.481.033
Г. Н. Красовский, О. И. Юрасова, О. Г. Чарыев, А. И. Скрыпников, Л. Г. Кретова
К ВОПРОСУ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ КАДМИЯ В ОРГАНИЗМЕ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Москва
Для суждения о токсическом влиянии яда необходимы сведения о концентрации этого вещества или продуктов его метаболизма в месте действия (Э. Н. Левина). Кроме того, в токсикологии металлов важно знать способность органов или тканей накапливать металл. Знания о концентрации яда в месте действия имеют огромное значение для установления первичного поражения ядом органов и тканей, что позволяет обоснованно выбирать методы исследований и надежно проводить нормирование.
Ю. С. Коган и Б. М. Штабский показали, что сведения о периодах полусуществования яда и первичного кумулятивного эффекта можно получить в условиях острого опыта. Поэтому мы в остром опыте изучали материальное содержание кадмия с помощью меченого изотопа Сс!109 у беспородных белых крыс в различных органах и тканях с целью определения динамики кумуляции по первичному эффекту, времени задержки этого металла, органов-мишеней с максимальным содержанием кадмия, а также возможности включения его в гонады и сперматозоиды для дальнейшего изучения гонадотоксического эффекта.
Известно, что в эксперименте распределение металлов определяют отношением между концентрацией их в крови и органах, установленным одновременно. Некоторые авторы характеризуют распределение металлов