Таким образом, полученные нами и литературные данные подтверждают предположение о возможности контактного пути передачи инфекционного агента в стационаре через руки персонала.
Для профилактики внутрибольничных инфекции в стационарах различного профиля все большее значение приобретает оценка эффективности проводимых дезинфекционных мероприятий. В современной больнице строгое соблюдение правил асептики является одним из важнейших мероприятий, так как в стационарах резко возрастает число оперативных вмешательств и выполняется все больше диагностических и лечебных процедур.
Наиболее жесткие требования к бактериологическому контролю стерильности перевязочного и шовного материала, а также инструментария предъявляются в стационарах хирургического профиля. Особое значение придается обеззараживанию сложного современного оборудования и аппаратуры, которые используются в операционных, отделениях реанимации и интенсивной терапии. Оценка стерильности инструментов и перевязочного материала, соблюдение и ужесточение основных положений асептики применительно к современным стационарам — важные факторы предупреждения внутрибольничных инфекций у оперированных пациентов.
Необходимо отметить, что вопрос об обеззараживании резиновых изделий до сих пор еще не решен. Особенно важен бактериологический контроль уровня обеззараживания таких предметов, как резиновые катетеры, оборудование для трахеостомии, аппаратура для ингаляции и наркоза.
Эффективность санитарно-микробиологическо-го контроля лечебных учреждений во многом зависит от целенаправленности исследований, которые должны проводиться с учетом различий ме-
ханизма передачи госпитальных инфекций, вызы- ^ ваемых различными этиологическими агентами, ^ а также профиля лечебного учреждения.
Эффективность санитарно-микробиологических исследований резко повышается, если эти исследования направлены на изучение объектов окружающей среды наиболее «горячих» в отношении внутрибольничных инфекций отделений, к кето-рым следует отнести отделения интенсивной терапии, реанимации, отделения для недоношенных детей, урологические, трансплантации, ожоговые, для детей с респираторными вирусными инфекциями и некоторые другие. В этих отделениях наиболее целесообразно проводить углубленные исследования окружающей среды с целью выявления возможных источников возбудителей госпитальных инфекций и ликвидации путей их распространения.
Таким образом, на основании результатов санитарно-микробиологических исследований разрабатывается комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направ-^ ленных на создание в лечебных учреждениях оптимальных условий, препятствующих возникновению и распространению внутрибольничных инфекций. В случае возникновения вспышек госпитальных инфекций санитарно-микробиологиче-ский контроль должен быть направлен на выявление очагов инфекции, путей распространения инфекционного агента, оценку эффективности проводимых мероприятий и соответственно на быстрейшую ликвидацию вспышек.
Поступила 21.12.83
S u m m а г у. The topical issues of sanitary-microbiologic surveillance aimed at preventing intrahospital infections and élimination of épidémie outbreaks, if any, are dealt with. Much attention is given to the rôle of gram-negative opportuniste bacteria and respiratory viruses as etiological agents of intrahospital infection, and to their isolation. ф
УДК 613.168
Ю. Д. Думанский, Н. Г. Никитина, Л. А. Томашевская, С. М. Кочергин
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ БЫТА
Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Разработка прогрессивной техники и технологии обусловила широкое внедрение новых технологических процессов, связанных с использованием различных видов энергии, в том числе электромагнитной. Это в свою очередь привело к использованию в народном хозяйстве и быту приборов и установок, основанных на принципе теплового эффекта, создаваемого электромагнитными полями (ЭМП) различных частот.
Так, в нашей стране разработаны и созданы бытовые печи, работающие в диапазоне 2375 МГц
— 20
(микроволновые) и 20—22 кГц (индукционные), внедрение которых в быт возможно только при условии безвредной для здоровья человека эксплуатации.
Это выдвинуло перед гигиенической наукой новые задачи, одной из которых является гигиеническая оценка ЭМП, возникающего во время функционирования бытовых печей.
В соответствии с поставленными задачами нами проведены инженерно-технические, медико-биологические и гигиенические разработки.
л
Отечественные бытовые микроволновые печи предназначены для быстрого приготовления, разогрева и размораживания продуктов и представляют собой настольную конструкцию. Основными узлами печи являются рабочая камера из нержавеющей стали, генератор энергии, анодный и канальный трансформаторы, вентиляторы для охлаждения генератора и удаления паров из рабочей камеры печи, магнитный пускатель. Все узлы и детали собраны на шасси и рабочей камере. Ввод энергии в камеру осуществляется антенной, которая установлена на верхней стенке рабочей камеры, через поперечные щели, закрытые колпаком.
Внутри рабочей камеры с помощью генератора возбуждается ЭМП сверхвысокой частоты (СВЧ), пищевые продукты нагреваются за счет поглощения ими микроволновой энергии. Для приготовления пищи может быть использована посуда из любого диэлектрика (стекла, фаянса, фарфора, пластмассы, бумаги); использование металлической или с металлическим покрытием посуды запрещается.
Рабочая камера оборудована плотно закрывающейся дверью с защитной металлической сеткой, через которую можно наблюдать процесс приготовления пищи. При открывании двери печь автоматически отключается, поступление электромагнитной энергии прекращается. Печь снабжена реле времени, которое обеспечивает установленное время приготовления пищевых продуктов. Размер печи 610X485X385 мм, масса 45 кг, питание от сети переменного тока напряжением 220 В, потребляемая мощность от сети 1,32 кВт.
Основными конструктивными частями индукционных печей являются ситалловый диск для установки посуды, индуктор, феррит, в котором происходит замыкание магнитного поля, что в свою очередь предотвращает его распределение в окружающей среде. Подача электромагнитной энергии обеспечивается магнитоводом индуктора, обмоткой индуктора, платой управления и другими элементами схемы. Индукционный нагрев обусловлен в основном потерями на вихревые токи, которые возникают в дне металлической посуды, за счет электромагнитной индукции при установке ее на индуктор и пропускании тока высокой частоты, поэтому применяется только металлическая посуда.
Санитарно-гигиенический контроль за уровнем утечки электромагнитной энергии (ЭМЭ), создаваемой в период работы печей, осуществляется измерителем плотности потока энергии (ПО-1; ПЗ-9) для микроволновых и прибором ИЭМП-2 для индукционных печей. Ввиду важности фактора времени при работе с источниками ЭМЭ с целью определения режима работы печей в условиях быта проведен хронометраж с помощью специальной аппаратуры, позволившей получить объективные результаты. При этом в подвальном
помещении жилого дома, в котором каждая квартира снабжена печью, установлены счетчики расхода электроэнергии каждой квартирой и самописцы, регистрирующие длительность работы прибора.
Согласно полученным и статистически обработанным данным, среднее время работы печей 15 мин при режиме включения 3 раза в сутки с перерывом 2 ч. Максимальное время работы печей 40 мин.
Для определения биологической значимости электромагнитных излучений малой интенсивности в режиме бытовых печей, а также изучения биологических эффектов и установления гигиенических нормативов для условий быта проведены два эксперимента на животных: с электромагнитным излучением 2375 МГц и 20—22 кГц.
Были созданы экспериментальные установки для облучения животных, источником ЭМП в которых служили магнетронный генератор «Луч-58», создающий электромагнитную энергию 2375 МГц, и возбудитель ультразвуковой установки типа Л-624, создающей ЭМП частотой 20—22 кГц.
Исследования выполнены на молодых белых крысах-самцах. Длительность эксперимента 6 мес (4 мес воздействия фактора и 2 мес восстановительный период). Облучение проводили ежедневно 3 раза по 40 мин с перерывом 2 ч, т. е. имитировались временные условия работы печей.
Функциональное состояние животных оценивали по физиологическим, биохимическим и иммунологическим показателям, которые регистрировали ежемесячно при действии сверхвысокочастотной ЭМЭ плотностью потока энергии (ППЭ) 1000, 100 и 10 мкВт/см2, электрического поля интенсивностью 5, 1 и 0,5 кВ/м и переменного магнитного поля 40, 4 и 0,4 А/м. Физиологические параметры включали комплексы поведенческих реакций: условнорефлекторной деятельности по двигательно-пищевой методике, биоэлектрической активности коры головного мозга, электрокардиографии.
Исследования позволили установить снижение работоспособности и уровня двигательной активности животных под влиянием ЭМП (ППЭ 1000 и 100 мкВт/см2) и магнитного поля (40 А/м). Кроме того, длительное воздействие указанных уровней фактора в течение 3—4 мес вызвало снижение электрокожной чувствительности, изменение условнорефлекторной деятельности — увеличение латентного периода, уменьшение величины условных реакций на положительные раздражители, что свидетельствовало о наличии функциональных нарушений ЦНС, характер которых зависел от интенсивности поля. Достоверные изменения электроэнцефалограммы наблюдались у животных, находившихся под воздействием ППЭ 1000 мкВт/см2, и проявлялись увеличением индекса а-ритмов и в основном за счет угнетения медленных потенциалов. При использовании
Таблица 1
Биохимические показатели белых крыс после 4 мес воздействия ЭМЭ микроволн 2375 МГц (М±т)
а и г» 5 * С я Гликоген, мг% Активность, фосфорилазы, мг % Молочная кислота, мг % Мочовина в крови, мг •/. Остаточный азот, мг% Церуло-плазмин, усл. ед. Тринсфср-рнн. усл. ед.
в печени в мозге в печени в мозге в печени в мозге
1000 100 10 705 ± 42,3* 7 12. 0 ± 84 , 5* 980 ± 92.3 68,5± 12.3» 70± 9,66* 110 ± 20,4 118,7 ± 7,9* 120, 4 ±8, 2* 98,4 ± 8,3 80,5 ± 6,9* 82,4±6,7* 62,3 ± 7,2 40,5 ± 3.8* 37 , 4 ± 3, 1 • 29,7±4,2 47,8±4, 1« 44.2 + 3.8» 46.3 ± 4 , 2 50.3± 3.54« 50 . 2 ± 3 , 18 • 28,6 ± 3,2 35, 1±1 ,84« 36,1 ± 1,59* 23. 7±2, 1 31,7±1 92* 4 1 , 6± 1, 8 • 52,4 ±1, 7 0.31±0.02* 0.3±0.03* 0.2 1 ±0,0 15
Контроль 1050± 86,4 102 ± 10,2 87.5 ± 6,12 60,87 ± 6,8 26,8 ±3 42.5±3,8 25 , 7 ± 2, 92 22,3 ± 2,25 54,8±1.4 0, 2 ± 0,015
Здесь м в табл. 2 статистически достоверные изменения показателей.
функциональной нагрузки (вспышка фотостимулятора частотой 5, 8 и 12 Гц) в моторной и зрительной зонах коры отмечена хорошо выраженная реакция усвоения ритма световых мельканий. Под влиянием ППЭ 100 мкВт/см2 изменения были выявлены лишь в зрительной зоне коры: индекс быстрых потенциалов увеличился в среднем на 30—40 %, а медленных снизился на 19,7 %. Нарушенная электрическая активность коры головного мозга животных восстановилась через 1 мес последействия. Более низкий уровень ЭМП (ППЭ мкВт/см2) не вызывал изменений биоэлектрической активности сенсомоторной и зрительной зон коры головного мозга животных.
Изменения электрокардиографических показателей в трех стандартных отведениях имелись только у животных, подвергавшихся воздействию ППЭ 1000 мкВт/см2.
Выявлены достаточно стойкая картина изменения интервала I? — К в сторону укорочения, снижения и расширения зубца Т желудочкового комплекса, увеличение зубца Р. Такие изменения высоты зубцов и длительности интервалов на-
блюдались при сохранении основных пропорций ЭКГ.
Параллельно были изучены биохимические показатели, характеризующие функциональное состояние некоторых процессов обмена (углеводного, белкового, энергетического).
О состоянии углеводного обмена судили по содержанию глюкозы в крови, гликогена и молочной кислоты, а также активности фосфорилазы в гомогенате печени и головного мозга.
Результаты исследований (табл. 1 и 2) показателей гликогенолиза свидетельствовали о том, что изменение количества глюкозы в крови и активности фосфорилазы имелось только у животных, подвергавшихся воздействию ЭМЭ микроволн ППЭ 1000 мкВт/см2 и достигало статистически достоверных величин после 3 мес облучения. Спустя месяц после прекращения воздействия фактора содержание глюкозы приближалось к контрольному уровню. Одновременно с этим при воздействии ЭМП интенсивностью 1000— 100 мкВт/см2 наблюдалось достоверное снижение содержания гликогена в печени и головном
Таблица 2
Биохимические показатели белых крыс после 4 мес воздействия ЭМП низкой частоты (М±/л)
Напряженность ЭМП Глюкоза в крови, мг% Мочевина в крови, мг % СДГ в митохондриях, усл. ед. Цитохромоксидаза в митохондриях, усл. ед.
печени мозга печени | мозга
Электрическая составляющая. кВ/м
0,5 77,9±2,4 77,9±2,5 76,6±2,1 43,29±1,66* 45,0± 1,36* 30,57±1,21 888 ООО -н-н-н 885 — CÍ— 1,51 ±0,06* 1,52±0,05* 1,35±0,045* 1,94±0,09* 1,97±0,12* 2,54±0,4 1,4±0,09* 1,34±0,045* 1,63±0,6
Контроль 40 4 0,4 76,3±3,0 69,4±1,7 74,4±4 73,7±2,9 31,29±1,21 Л 31,8±2,5 32±2 31,1 ±1,9 1,74 ±0,045 \агнитная составл 1,48±0,04* 1,69±0,04 1,70±0,05 1,34 ±0,035 иощая, А/м 1,29±0,05 1,32±0,05 1,34±0,05 2,47±0,09 1,69±0,12 1,86±0,13 1,88±0,15 1,67±0,045 1,15±0,05* 1,42±0,07 1,34±0,07
Контроль 74,0±2,9 32,1 ±2,5 1,72±0,05 — 22 - 1,32±0,05 1,98±0,12 1,35±0,08
% мозге, повышение уровня молочной кислоты в ткани печени.
Отмеченные нарушения углеводного обмена в печени ограничивают ее энергетические ресурсы и могут явиться одной из причин функциональных расстройств при воздействии ЭМЭ.
Проведенные нами исследования состояния белкового обмена показали, что при воздействии ППЭ 1000—100 мкВт/см2 и напряженности электрической составляющей 5 и 1 кВ/м наблюдалось повышение содержания мочевины и остаточного азота после 3 мес облучения (Я<0,05).
Результаты изучения содержания в сыворотке крови металлоферментов (церулоплазмина, трансферрина), играющих важную роль в процессах транспорта ионов меди и железа, свидетельствуют о снижении активности церулоплазмина и статистически достоверном увеличении насыщенности железом трансферрина под воздействием ЭМП 1000—100 мкВт/см2 в течение всего периода воздействия фактора (Р<0,05). Ф Эти изменения, очевидно, являются результатом влияния ЭМЭ указанных интенсивностей на перераспределение микроэлементов между органами и тканями, что в свою очередь следует рассматривать как защитную реакцию, которая предохраняет организм от токсического действия избытка ионов металлов благодаря образованию комплекса с белками.
При изучении процессов оксидоредукции в митохондриях печени и головного мозга отмечено статистически достоверное угнетение активности цитохромоксидазы и повышение активности СДГ при воздействии напряженности ЭМП по электрической составляющей 5 и 1 кВ/м, магнитной 40 А/м (Р<0,01). Такие изменения энергетического обмена могут быть отнесены за счет нарушения проницаемости биомембран при действии . ЭМП. ----'
Иммунологическую реактивность организма оценивали по таким показателям неспецифиче-ского иммунитета, как фагоцитарная активность нейтрофилов, титр комплемента, титр лизоцима, общая бактерицидность сыворотки крови, реакция Иерне — Клемпарской.
Установлено угнетение факторов иммунной защиты организма при воздействии микроволновой энергии ППЭ 1000—100 мкВт/см2, что характеризовалось статистически достоверным снижением уровня изученных показателей.
ЭМП низкой частоты напряженностью 5 кВ/м (электрическая составляющая) вызывало несколько другую реакцию иммунной системы организма животных — напряжение клеточных и гуморальных факторов иммунитета.
Таким образом, результаты изучения биологических эффектов при хроническом воздействии на организм ЭМП сверхвысокой и низкой частоты в режиме воздействия эксплуатации бытовых печей свидетельствуют о возможности рекомендовать в качестве предельно допустимых уровней электромагнитных излучений для условий быта в диапазоне сверхвысокой частоты (микроволны) 10 мкВт/см2, в диапазоне низких частот электрическую составляющую 0,5 кВ/м, магнитную составляющую 4 А/м.
Поступила 16.05.84
Summary. The results of a medico-biologic experiment aimed to evaluate the importance of low-intensity electromagnetic radiation generated by microwave and induction stoves are indicative of changes in certain physiological, biochemical and immunological indices characteristic of the lest animals (white mongrel rats) exposed to the electromagnetic field (EMF) microwaves at intensities of 1000-100 nVV/cm2, EMF of 20-22kHz — 5-lkV/m (electric component), 40A/m (magnetic component). Maximum allowable exposures are proposed for household conditions: 10 (i\V/cmz for the ultrahigh frequency range (microwaves), 0.5 kV/m (electric component) for low frequencies and 4 A/m (magnetic component).
УДК 615.285.7.099
В. Н. Карпенко, Г. А. Хохолькова, Т. Н. Покровская, Р. А. Рязанова, И. Л. Грицевская
МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПЕСТИЦИДА КРОНЕТОНА
Институт гигиены труда и профзаболеваний Минздрава УССР, Киев; НИИ гигиены
им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва
Кронетон — 2 (этилтиометил) фенил-Ы-метил-карбамат — эффективный препарат, применяемый в качестве инсектицида для борьбы с тлей на различных культурах. Химически чистое вещество— бесцветные кристаллы. Молекулярная масса 225,31, температура плавления 33,4 °С. Растворимость в воде 0,19 г/100 г, хорошо растворяется в ацетоне, этаноле и хлороформе. Давление паров 5-Ю-6 мбар при 20°С. Выпускается в виде 50% концентрата эмульсии (к. э.) и 10% гранулята.
Задачей настоящей работы являлось изучение токсических свойств кронетона при различных путях поступления в организм с целью разработки мер профилактики интоксикаций.
Опыты проведены на 390 белых крысах, 100 белых мышах, 45 линейных мышах, 36 кроликах и 3 кошках. Для динамической затравки использованы ингаляционные камеры при ежедневной экспозиции 4 ч капельно-жидким аэрозолем. Концентрацию препарата в воздухе определяли методом тонкослойной хроматографии.