Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ УРАНА В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ УРАНА В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HYGIENIC STANDARDIZATION OF THE PERMISSIBLE CONTENTS OF URANIUM IN THE DRINKING WATER

The hygienic investigations fulfilled may substantiate scientifically the annual average permissible concentration (APC) of uranium in water for individual persons among the population at the level of 1.8 mg/l.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ УРАНА В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ»

ликов 2-й группы — соответственно 46,8^1,10 и 16,5^0,54 мг, у кроликов 3-й группы — 49,3—1,31 и 17,7±0,51 мг.

Анализ материала, приведенного в табл. 3, и сопоставление результатов определения содержания общих липидов и холестерина в стенке аорты контрольных и подопытных кроликов свидетельствует о том, что статистически достоверной разницы в этих показателях между 1-й (контрольной), 2-й и 3-й группой кроликов нет.

Таблица 3

Степень липоидоза аорты у подопытных и контрольных кроликов (М—т)

Исследуемая группа Поражение аорты при планиметрической обработке (в %) Общие липнды Холестерин

на всю аорту на 100 г аорты на всю аорту на 100 г аорты

1-я (контрольная) 2-я ...... р....... 3-я ...... Р ....... 15,2—0,89 17,0—0,72 >0,2 18,2^1,26 >0,1 48,1^1,18 46,8—1,10 >0.5 49,3— 1,31 >0,5 7,3^0,22 7,0±0,15 >0,5 7,8—0,32 >0,1 17,1^0,55 16,5—0,54 >0,5 17,7=^0,51 >0,5 2,68^0,09 2,43—0,09 >0,1 2,72±0,08 >0,5

Результаты исследований позволяют считать, что употребление воды с верхним пределом жесткости по ГОСТ 2874-54, равном 7 и 10 мг/экв/л, не оказывает влияния на липидный обмен при длительном введении холестерина и, следовательно, не может способствовать развитию атеросклеро-тических изменений артерий.

Поступила 25/1II 1972 г.

THE SIGNIFICANCE OF THE HYGIENIC STANDARD LEVELS OF WATER HARDNESS IN THE ONSET AND DEVELOPMENT OF THE ATHEROSCLEROSIS

PROCESS

A. A. Gogoli

As a result of experimental investigations performed the authors determined that the development of atherosclerosis among rabbits was to a certain extent promoted by the use of water with a high hardness (17.8 mg/eqv/1). The work was aimed at studying the effect produced on the development of experimental cholesterine atherosclerosis by the use of water with a hardness within the standard level. The data obtained proved that the use of water with a hardness of 7 to 10 mg/eqv/l does not inhibit the normal process of lipoproteid metabolism in case of long—term administration of cholesterine and it cannot promote the development of atherosclerotic lesions of the arteries.

УДК 614.777:543.31:646.791

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ

УРАНА В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Доктор мед. наук Ю. В. Новиков Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана

Уран — радиоактивный химический элемент, относящийся к 6-й группе периодической системы Д. И. Менделеева. Он является самым тяжелым из химических элементов, принимающих участие в строении земной коры, и обладает сравнительно повышенным распространением среди элементов конца таблицы Д. И. Менделеева. Так, уран значительно более распространен в земной коре, чем такие элементы, как вольфрам, селен, кадмий, сурьма, висмут, золото, серебро и ртуть. По образному выражению В. И. Вернадского, уран является составной частью биосферы, находится

во всех растительных и животных организмах в ультрамикроскопических количествах, его относят к нормальным компонентам протоплазмы клеток.

Природный уран состоит из 3 изотопов: V238 (99,27%), V234 (0,71 %), V235 (0,01 %).

В связи с большим периодом полураспада (2,47-105—4,51-109 лет) уран обладает малой радиоактивностью. Так, 2800 кг природного урана по радиоактивности примерно равны 1 г Ra22e, что составляет 1 кюри.

Токсичность соединений урана находится в прямой зависимости от их растворимости. Все соединения его при контакте с биологическими средами переходят в раствор, но по скорости этого процесса они делятся на легкорастворимые (например, азотнокислые и углекислые соли) и малорастворимые (например, окислы урана). Растворимые соли урана хорошо растворяются в воде, где уран находится в шестивалентной форме в виде комплексного двухзарядного катиона VO|+.

На повсеместное нахождение урана в природных водах указывал-В. И. Вернадский (1934). В воде Днепра и Дона в направлении с севера на юг содержание урана возрастает с 0,0001 до 0,003 мг/л\ в мелких же речках нижней половины бассейнов этих рек, как и бассейнов Волги и Эмбы, количество урана достигает 0,005—0,02 мг/л (А. И. Германов). Содержание вещества в подземных водах колеблется в широких пределах от 0,00001 до 2,7 мг/л (В. Я- Ривман и Г. Ф. Ларионов), по И. Е. Мухину в пределах 0,1—0,4 мг\л.

В августе 1969 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило нормы радиационной безопасности (НРБ-69), разработанные национальной комиссией по радиационной защите. Согласно этим нормам, среднегодовая допустимая концентрация урана в воде составляет 1,8 мг/л, что в 3 раза, выше прежней ПДК.

Главным отличием НРБ-69 от норм 333-60 является то, что они существенным значимым считают годовое поступление радиоактивных веществ, а не их предельно допустимые концентрации в воздухе или воде (И. К. Ди-бобес и др., 1970). Поэтому в нормах радиационной безопасности (НРБ-69)-вместо ПДК приводятся среднегодовые допустимые концентрации (СДК)

Но в основу нормирования урана положены не его радиоактивные свойства, а токсическое влияние как химического элемента. В связи с этим нужно исходить из основных предпосылок гигиенического нормирования, как они приняты в гигиене воды и санитарной охране водоисточников для природных веществ или промышленных загрязнений.

При гигиеническом нормировании этих веществ в питьевой воде большое значение имеет выявление тех концентраций, которые не вызывают изменений в организме человека и животных. С этой целью проводят хронический санитарно-токсикологический эксперимент с изучением комплекса физиологических и биохимических тестов. При этом важно определить пороговые концентрации по каждому изучаемому тесту. Безвредным воздействием считаем такое, которое вызывает изменения, не выходящие за пределы колебаний статистической нормы и не вызывающие напряжения с последующим возможным истощением компенсаторных, приспособительных, защитных и репаративных механизмов. Воздействие вредного вещества недолжно вызывать в отдаленном периоде жизни человека не только соматических, но и психических, интеллектуальных и эмоциональных последствий, не нарушать его взаимодействия с окружающей социальной средой.

В гигиеническом нормировании тяжелых металлов в питьевой воде-ведущим являются санитарно-токсикологические исследования при обосновании ПДК (лимитирующим признаком вредности является санитарно-токсикологический показатель). ПДК наиболее токсичных металлов оказались в пределах 0,5—0,005 мг/л. Таким образом, ПДК тяжелых металлов, значительно меньше, чем принятая СДК урана в воде (1,8 мг/л). Правда*.

1 Атомиздат. М., 1970.

шужно отметить, что СДК урана в воде рассчитана на отдельных лиц из на-•селения. Согласно НРБ-69 под отдельными лицами из населения понимают контингента его, проживающие на территории наблюдаемой зоны.

Некоторые авторы (51топс1з и Нер1ег) указывали, что уран токсичнсе ртути. 2агопе, изучая сравнительные гистопатологические изменения при ■острой экспериментальной интоксикации солями кобальта, никеля и урана, не обнаружил большей токсичности урана.

При гигиеническом нормировании урана в воде важно определить влияние различных концентраций растворимого урана (урамилнитрата) на орга-нолептические свойства воды. В. Н. Гуськова и Л. Н. Гурфейн показали, что концентрации урана до 100 мг/л не изменяли активную реакцию воды; рН в течение всех опытов находилась в пределах 6,5—7,0; они не влияли на •органолептические свойства воды и практически не изменяли ее цветности.

При обосновании допустимого содержания урана в питьевой воде нами были проведены гигиенические исследования в районах с повышенным количеством этого элемента в ней, а также хронические эксперименты на животных.

В качестве объектов исследования были выбраны 2 города с численностью населения 29 ООО и 14 ООО (условно обозначаемые пунктами А и Б), которые по природным, климатическим и культурно-бытовым условиям были примерно одинаковыми. Источником водоснабжения в пунктах А и Б служат подземные воды. Средняя концентрация по всем обследуемым водоисточникам пункта А в 1961 г. составляла 0,04 мг/л, а в 1962 г.— 0,05 мг/л. Среднее содержание урана в питьевой воде пункта Б в 1961 г. равнялось 0,002 мг/л, а в 1962 г. — 0,004 мг/л, что более чем в 10 раз меньше такового в пункте А. При использовании для питьевых целей воды даже с концентрацией урана 0,04—0,05 мг/л не выявлено накопления его в скелете, органах и биоматериалах по сравнению с данными в контрольном районе, где содержание фрагмента в питьевой воде в 10 и более раз меньше.

Демографические показатели в пунктах А и Б (рождаемость, смертность, естественный прирост населения) были примерно одинаковыми. Отдельные отклонения нельзя связать с влиянием концентраций урана. Аналогичный вывод можно сделать в отношении детской смертности. Соотношение мужчин и женщин среди населения пункта А не отличалось от соотношения полов по СССР в целом; в пункте Б оно оказалось более благоприятным, приближаясь к оптимальному для воспроизводства населения. В пунктах А и Б население в возрасте до 19 лет составляло 42%, что является показателем прогрессивного санитарного индекса. Основная масса населения пунктов А и Б относится к коренным жителям (82,2 и 72,3 соответственно). Смертность от злокачественных новообразований и по основным классам болезней, а также заболеваемость злокачественными новообразованиями •среди населения пунктов А и Б существенно не различались. Изучение физического развития новорожденных также не выявило существенных различий.

Наблюдения за состоянием здоровья 56 человек в пункте А и 65 человек в пункте Б, потребляющих питьевую воду с содержанием урана на уровне 0,04—0,5 мг/л и в 10 раз меньше, с использованием разнообразных гематологических и биохимических методов исследований 1 не обнаруживали влияния малых концентраций элемента. Правда, при изучении белковых фракций сыворотки крови методом электрофореза на бумаге удалось выявить различия улиц, проживающих в пунктах А и Б. У лиц, проживающих в пункте А, обнаружено заметное уменьшение содержания альбуминов в сыворотке крови и увеличение содержания а- и ^'-глобулинов по сравнению с наблюдаемыми из пункта Б. Это проявляется в различии альбумико-глобули-новых коэффициентов. Экспериментальные исследования, проведенные на .животных, не подтвердили результатов этих наблюдений; изменения бел-

1 Наблюдения выполнены совместно с Н. Н. Пушкиной и А. М. Тамбовцевой

новых фракций в сыворокте крови у лиц из пункта А, по-видимому, нельзя связать с влиянием малых концентраций урана.

Для углубленного изучения малых концентраций урана на организм были проведены экспериментальные исследования. Опыты поставлены на 42 кроликах (самцах и самках), 230 белых крысах (самцах и самках) и 32 морских свинках. Кролики и морские свинки подвергались хронической затравке азотно-кислым уранилом через рот в течение 12 месяцев в дозах 0,02 мг/кг (0,3 СДК), 0,2 мг/кг (3 СДК), 1 -иг/кг (15 СДК) и 2 мг/ кг (30 СДК) в пересчете на уран. Белые крысы и морские свинки в течение 12 месяцев и более получали воду с содержанием шестивалентного урана — 0,05 мг/л (0,024 СДК), 0,6 мг/л (0,3 СДК), 6 мг/л (3 СДК) и 60 мл/л (30 СДК). В каждой группе было по 6—8 животных.

Изучение накопления урана в почках и костной ткани при хроническом энтеральном его поступлении показало, что хроническая затравка азотнокислым уранилом на уровне 0,3 и 3 СДК не вызывает заметного накопления элемента в этих «критических» органах; дозы облучения почек и скелета в этом случае значительно меньше предела дозы, регламентирующей в среднем облучение группы населения, согласно НРБ-69. Воздействие концентрации урана на уровне 30 СДК приводит к накоплению его в скелете. При этом дозы облучения скелета превышают предел регламентируемой дозы.

Таким образом, вредное влияние урана на организм связано в первую очередь с его химическими свойствами как токсического элемента. При больших дозах (концентрациях) следует учитывать его радиационный эффект.

В настоящее время стала очевидной ограниченность расчетного метода нормирования радиоактивных поступлений, в связи с чем все острее ощущается необходимость в сравнительной экспериментальной токсикологической оценке поступления всех реально существующих изотопов и их соединений. Результаты наших экспериментальных исследований показали, что при длительном воздействии на уровне 60 мг/л (30 СДК) обнаружено уменьшение содержания аминокислот и хлоридов в моче, что свидетельствует о нарушении канальцевой реабсорбции под влиянием урана. Это коррелирует с гистологическими исследованиями почек, при которых обнаружены морфологические изменения в канальцах. При хроническом влиянии урана в концентрациях 6 мг/л (3 СДК) и 60 мг/л (30 СДК) у белых крыс отмечены задержка полового созревания и нарушение ритма полового цикла 1.

Уровень активности щелочной фосфатазы сыворотки крови экспериментальных животных увеличился к 11-му месяцу затравки ураном в концентрациях 6 мг/л (3 СДК) и 60 мг/л (30 СДК), что связано с ее поступлением в кровь из внутренних органов. Увеличение активности кислой фосфатазы отмечено в гемогенате селезенки кроликов, получавших уран на уровне 15 СДК- Таким образом, изменения со стороны ферментных систем являются первым звеном в реакции на хронические воздействие малых концентраций элемента.

При воздействии урана на уровне 15 и 30 СДК у животных уменьшалось содержание нуклеиновых кислот в тканях почки, печени и селезенки по сравнению с контрольными животными, что указывает на угнетение обмена нуклеиновых кислот. К моменту исследования накопление урана в почках белых крыс, получавших его на уровне 30 СДК составляло 0,004 мг. При этом доза облучения тканей почек составляла 7 мбэр/нед. Эти данные также подтверждают, что уран оказывает воздействие на организм как химический токсический элемент.

В результате экспериментальных исследований получены новые данные о влиянии урана на организм. В частности, установлены изменения под влиянием его таких интегральных показателей, как задержка полового созревания и нарушения ритма полового цикла. Выявлено, что изменения со стороны некоторых ферментных систем являются одним из первых звеньев

1 Исследования выполнены И. И. Резановым под нашим руководством.

в реакции организма на хроническое воздействие малых концентраций урана. Впервые получены материалы об изменении в обмене нуклеиновых кислот. Полученная информация дает возможность по-новому оценить реакцию организма на хроническое воздействие урана.

По другим исследуемым показателям (вес животных, количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов, мочевина, креатинин и хлориды крови, сиаловые кислоты сыворотки крови, копропорфирин мочи, белки и белковые фракции сыворотки крови, SH-группы сыворотки крови, каталаза и альдо-лаза крови, минеральный состав костной ткани) достоверных изменений не обнаружено.

Вывод

Гигиенические исследования дают возможность научно обосновать среднегодовую допустимую концентрацию (СДК) урана в воде для отдельных лиц из населения на уровне 1,8 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА. Вернадский В. И. Избранные сочинения. М., 1954, с. 224. — Германов А. И. В кн.: Основные черты геохимии урана. М., 1963, с. 290.— Гуськова В. Н., Г у р ф е й н Л. Н. В кн.: Радиоактивные изотопы в гидробиологии и методы санитарной гидробиологии. М. —Л., 1964, с. 21. —Д ибобес И. К., Князев В. А., Моисеев А. А. и др. Атомн. энергия, 1970, в. 6, с. 463. — М у -хин И. Е. Гиг. и сан., 1961, № 11, с. 9. — Новиков Ю. В., Абрамова Л. Н. Там же, 1969, № 9, с. 71. — Н о в и к о в Ю. В. Гиг. и сан., 1972, № 6, с. 93. — Н о -в и ков Ю. В., Пушкина И. Н., Тамбовцева A.M. Там же, 1968, №6, с. 41. — Р и в м а н В. Я., Ларионов Г. Ф. Сов. геология, 1966, № 6, с. 145. — Simonds J. Р., Н е р 1 е г О. Е., Arch. Path., 1945, v. 40, p. 362. — Z a г о п e A., Folia med., 1960, v. 43, p. 267.

Поступила 7/1II 1972 г.

THE HYGIENIC STANDARDIZATION OF THE PERMISSIBLE CONTENTS OF URANIUM IN THE DRINKING WATER

Yu. V. Nov'tkov

The hygienic investigations fulfilled may substantiate scientifically the annual average permissible concentration (APC) of uranium in water for individual persons among the population at the level of 1.8 mg/1.

УДК в 13.63:613.155.3]:547.26

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РЯДА АЛИФАТИЧЕСКИХ СПИРТОВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

Ю. Л. Егоров, С. М. Павленко, В. А. Галицкая, Н. Г. Фельдман,

Л. В. Жидкова

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В последние годы алифатические спирты, в том числе и высшие, стали широко применяться в производстве пластических масс, флотореагентов и синтетических моющих средств, а также в других отраслях народного хозяйства. Сравнительно недавно считали, что высшие спирты не имеют проф-патологического значения, однако накопились данные, свидетельствующие об их токсичности и необходимости пересмотра предельно допустимых концентраций всего ряда алифатических спиртов.

При изучении возможного влияния спиртов на орган зрения в эксперименте нами применен метод электроретинографии (Г. Г. Демирчоглян и со-авт.), а также определено ретинокортикальное время при совместной записи электроретинограммы и электроэнцефалограммы. Этот показатель позволяет обнаружить функциональные изменения в органах зрения и в клинических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.