Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ДИСКОТЕК, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ, РЕСТОРАНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ДИСКОТЕК, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ, РЕСТОРАНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ДИСКОТЕК, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ, РЕСТОРАНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

во 2-ю — с 4-го по 14-й (169 статей), а в 3-ю — с 15-го по 59-й (105 статен). Количество публикаций в этих 3 группах примерно одинаковое, а количество журналов в группах образует пропорцию 3 : 11 : 45.

Отклонение от закона Бредфорда состоит в некотором дисбалансе количества публикаций во 2-й и 3-й группах. Однако выявленная закономерность настолько близко приближается к этому закону, что это дает нам основание говорить о его выполнимости для исследуемого массива публикаций. Подобные допуски делаются и в других работах, посвященных анализу документальных потоков [6] .

На основании проведенного математического анализа было установлено, что для выборки журнальных публикаций о биологическом действии ЭМП радиочастот выполняется закон Бредфорда, .поэтому исследуемое направление можно охарактеризовать как достаточно развитое. Имеются 3 зоны журналов (соответствующие 3 указанным выше группам). К наиболее продуктивным, «ядерным» по проблеме (I зона) относятся 3 журнала: «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры», «Гигиена и санитария», «Врачебное дело». Во II, смежную, зону входят следующие журналы: «Гигиена труда и профессиональные заболевания», «Биофизика», «Кардиология», «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», «Известия АН СССР» (серия биологическая), «Физиологический журнал», «Биологические науки», «Научные доклады высшей школы», «Космическая биология и авиакосмическая медицина», «Цитология и генетика», «Медицинская радиология», «Военно-медицинский журнал». Остальные 45 журналов составляют III зону наибольшего рассеяния информации. В каждом из этих журналов напечатано от 7 до 1 статьи по изучаемой проблеме за период с 1975 по 1985 г.

Ознакомление с информацией, заключенной в журналах «ядерной» зоны, не представляет для специалиста большого труда. Но следует отметить, что, ограничивая круг используемых журналов только «ядерной» зоной, исследователь теряет свыше 50 % информации по изучаемому вопросу. В связи с этим служба информации института должна способствовать обеспечению сотрудников — потребителей информации необходимыми журналами «ядерной» и смежной зон. Информационные работники призваны также оказывать помощь в получении интересующей ученых информации из журналов зоны ¡наибольшего рассеяния, взяв на себя основную работу

по поиску и представляя потребителям соответствующие библиографические либо реферативные подборки.

Таким образом, результаты проведенного ретроспективного анализа отечественного потока публикаций о биологическом действии ЭМП радиочастот позволяют сделать вывод, что закономерный незначительный прирост наблюдается только в отношении приравниваемых к публикациям описаний изобретений. Остальные изученные виды публикаций, а также весь поток в целом стабильны. Это обстоятельство, а также тот факт, что \ для выборки журнальных публикаций выполняется за- Т кон Бредфорда, дают возможность охарактеризовать данное научное направление как сформированное и достаточно развитое. Общее количество публикаций в ближайшем будущем, по-видимому, статистически значимо не увеличится, если не появятся новые изобретения, открывающие неизвестную ранее область применения ЭМП.

Характеристика отечественного потока публикаций по указанной проблеме, а также сведения о рассеянии информации в отечественных журналах могут быть использованы информационными службами при ксмплектовании СИФ организаций и для совершенствования информационного обеспечения научных работ по экспериментальной и практической электромагнитобиологии.

Литература

1. Браверман Э. В., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных.— М., 1983.

2. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М„ 1980.

3. Леонская Г. И., Антомонов М. Ю. Анализ документального потока с помощью метода математического моделирования: Информ. письмо.— Киев, 1988.

4. Методы анализа данных: Подход, основанный на методике динамических сгущений: Пер. с франц./Под ред. Э. Диде. — М.. 1985.

5. Научная медицинская информация в документальных потоках / Уваренко А. Р., Литкевич О. Н., Коблян-ский В. В. и др.— Киев, 1988.

6. Тодрес 3. В., Грановский 10. В., Гальцева Т. Д. и др.// Научно-техн. информ.: Сер. 1: Организация и методика информационной работы.— 1984. — № 10. — С. 8—12.

7. Уваренко А. Р. Научная медицинская информация в вопросах и ответах.— Киев, 1984.

Поступила 12.10.8£к.

УДК 613.164: [725.81+ 725.823.0

Т. Г. Смирнова, С. А. Солдаткина, А. Р Пресс. И. В. Соловьева

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ДИСКОТЕК, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ, РЕСТОРАНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Немногочисленные исследования [I, 2] показали, что уровни звука, создаваемые вокально-инструментальными ансамблями — ВИА, рок-группами на концертах в молодежных клубах, превышают 100 дБ А. Громкая музыка оказывает влияние на слух посетителей. Я. Реагп [3| установил, что у школьников и студентов, слушающих громкую музыку, повышается порог слуховой чувствительности. Таким образом, музыка, переходя комфортные границы восприятия, становится источником шума.

В настоящем сообщении представлены результаты изучения акустического режима дискотек, концертных залов при исполнении эстрадной и симфонической музыки, а также ресторанов во время музыкальных программ. Обследовано 39 объектов Москвы и Минска:

20 дискотек, 9 эстрадных концертов, 5 концертов симфонической музыки, 5 ресторанов.

На дискотеках выбирали следующие точки измерений;, в 2 м от источников звука, в середине площадок длА танцев, в самых удаленных от акустических., система участках, на рабочих местах обслуживающего персонала (ведущие дискотек, операторы, бармены). В кафе, ресторанах дополнительно проводили измерения около ближайших к источнику звука столиков. В концертных залах регистрировали уровни звука около кресел зрителей первых рядов партера и в равномерно распределенных по помещению точках.

Измерения уровней звука осуществляли согласно ГОСТу 23337—78* «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общест-

венных зданий» при заполнении залов не менее чем на Длительность измерений во время исполнения музыкальных произведений составляла не менее 2 ч. За период измерения определяли эквивалентный, максимальный уровни звука и распределение уровней звука во времени в течение как 20—40-минутных отделений, так и всего концерта, всей музыкальной программы в кафе и ресторане, всей дискотеки. Микрофон устанавливали на высоте 1,2—1,5 м от пола и ориентировали в сторону г источника звука.

^ Для измерения использовали анализатор уровней шума и статистический процессор типа 4426 фирмы «Брюль и Къер» (Дания), интегрирующий прецизионный шумомер типа 00026 фирмы «Роботрон» (ГДР).

Акустический режим изучали в дискотеках, проводимых в молодежных кафе, танцзалах, залах домов и дворцов культуры, школ, молодежных общежитий. По нашим данным, дискотеки в основном посещает молодежь в возрасте 16—23 лет, причем 66 % опрошенных — 2—3 раза в месяц.

Звукоусилительная аппаратура в дискотеках суммарной выходной мощностью от 150 до 2050 Вт размещается по-разному: либо располагается равномерно по залу, либо сосредоточивается в одном месте около эстрады. Иногда динамики ограничивают площадку для танцев с 4 сторон (в кафе). * Измерения показали, что во время исполнения муэы-"кальных произведении в 2 м от источников эквивалентный уровень звука (Ьлэ,;в) составлял от 92 до 106 дБЛ, максимальный (Ьло|)—98—113 дБ Л. В дискотеках, проводимых на базе кафе, около ближайших к источнику звука столиков ЬЛокв составляло 88—96 дБЛ, что исключает речевое общение посетителей. В самых отдаленных от акустических систем точках уровни звука несколько снижались: Ьлакв до 80—95 дБ А, 11ло, до 88—104 дБ Л. Распределение уровней звука в залах зависит от расположения и ориентации динамиков, площади и высоты помещений. Разница в уровнях звука колебалась от 3 до 24 дБ Л.

В ресторанах во время концертной программы (выступление ВИА) около ближайших к динамикам столиков Ьлзкв составляли 92—95 дБЛ, Ьдо! — 98—100 дБ Л, около самых отдаленных от эстрады столиков — соответственно 75—91 и 86—100 дБ А.

На концертах ВИА «Красные маки», «Синяя птица», ^эстонской эстрады с участием Тыниса Мяги, ленинград-%ской эстрады с участием Александра Розенбаума, на концерте Марыли Родович (ПНР), рок-групп «Мартин», «Тяжелый день», «Черный обелиск», «Коррозия металла» около кресел зрителей в первых 5 рядах партера Ьлэкв составил 91—105 дБ А, 1А(п—102—114 дБЛ. Во время исполнения отдельных произведений тяжелого рока максимальный уровень достигал 118 дБЛ. Около самых отдаленных от сцены кресел зрителей уровни звука снижались: в концертных залах на 6—8 дБ А, во дворцах спорта до 14 дБЛ.

Для сопоставления уровней звучания музыки, усиленной электроакустической аппаратурой и без усиления, проведены исследования в концертных залах при исполнении симфонической музыки. Измерения проводили в Минске в Государственном академическом Большом театре БССР, Государственном театре музыкальной комедии, концертном зале Белорусской государственной .филармонии. На музыкальном спектакле «Милый друг» Дв первых рядах партера ЬЛэк« составлял 82 дБЛ, *ЬАмакс—94 дБ Л, при исполнении оперы «Севнльский

цирюльник» — соответственно 78 и 92 дБ Л, балета «Щелкунчик» — 86 и 96 дБ Л, на концерте симфонической музыки в первых рядах партера — 85 и 94 дБ Л. Распределение уровней звука по залу равномерное (разница 1—3 дБ Л). Результаты измерения ' уровней звука на концерте органной музыки показали, что в первых рядах партера Ladkb равнялся 77 дБ Л, Ьлмакс — 83 дБ Л. Зрительный зал рассчитан на 1,5 тыс. мест, но разница в уровнях звука около ближайших к источнику звука и самых отдаленных от него кресел зрителей не превышает 4 дБ Л за счет хорошей акустики залов.

Представляет интерес изучение распределения уровней звука во времени и динамический диапазон звучания произведений (разница между максимальным и минимальным уровнями) классической и эстрадной музыки различных направлений (рок, диско, «новая волна»). Анализ 115 музыкальных произведений показал, что динамический диапазон произведений эстрадной музыки составляет 6—26 дБ Л, классической (романсы) — 33— 40 дБ Л, симфонической — 40—50 дБ Л. По данным Г1. В. Лобанова [1], динамический диапазон в оперном спектакле равняется примерно 45 дБ, а на симфоническом концерте — 60 дБ, что более благоприятно для восприятия музыки человеком. При сравнении гистограмм уровней звука установлено, что в произведениях эстрадной музыки распределение уровней неравномерное. Так, анализ распределения уровней звука на дискотеке в кафе показал, что 83 % времени измерений составляли уровни звука 90—96 дБ Л, диапазон колебаний 18 дБ Л. Гистограмма уровней звука на концерте симфонической музыки в концертном зале Белорусской государственной филармонии свидетельствует о равномерном распределении уровней. Максимальные уровни звука 84—90 дБ Л составляют 33 % времени измерений, диапазон колебаний 50 дБ Л.

Таким образом, результаты исследования акустического режима объектов культуры (эстрадные концерты, дискотеки) и общественного питания (кафе, рестораны) свидетельствуют, что эквивалентные уровни звука около ближайших к акустическим системам мест зрителей и посетителей ресторанов, дискотек превышают 100 дБ Л, причем динамический диапазон звучания произведений эстрадной музыки невелик.

При исполнении произведений симфонической и инструментальной музыки эквивалентные уровни звука около кресел зрителей в п§рвых рядах партера не превышают 85—86 дБ Л.

На эстрадных концертах, дискотеках при исполнении современной музыки создаются эквивалентные уровни звука до 106 дБ Л, максимальные — до 118 дБ Л, что значительно превышает уровень звучания симфонической музыки. Посетители эстрадных концертов, дискотек, кафе и ресторанов получают высокую шумовую нагрузку, что снижает эффективность их отдыха.

Литература

1. Лобанов П. В. // Музыкальная жизнь.— 1984.— № 7.—

С. 8—9.

2. Fearn R. W.//Ï. Sound and vibration.— 1972,— Vol.

22, N 1, —P. 127—131.

3. Fearn R. W.//Ibid. — 1981. — Vol. 74, N 3. — P. 459—

462.

Поступила 0-1.10.S8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.