Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ / ТРАНСПОРТ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребеньков Сергей Васильевич, Милутка Елена Валентиновна, Сидоров Александр Анатольевич, Гвоздарев Сергей Иванович, Герасимова Людмила Болеславовна

Представлены данные по условиям труда и состоянию здоровья водителей в Санкт-Петербурге, а также особенности медицинского обеспечения на крупном предприятии коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребеньков Сергей Васильевич, Милутка Елена Валентиновна, Сидоров Александр Анатольевич, Гвоздарев Сергей Иванович, Герасимова Людмила Болеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING CONDITIONS AND HEALTH AMONG TRANSPORT DRIVES IN SAINT PETERSBURG

The authors present data on working conditions and health state among professional transport drives in Saint Petersburg.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 8

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2013

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 656.045.6:613.63:331.483

С.В. Гребеньков1, Е.В. Милутка1, А.А. Сидоров2, С.И. Гвоздарев2, Л.Б. Герасимова1, Я.М. Сухова1

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

2ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Представлены данные по условиям труда и состоянию здоровья водителей в Санкт-Петербурге, а также особенности медицинского обеспечения на крупном предприятии коммунального хозяйства.

Ключевые слова: водители, транспорт, гигиенические условия труда, медицинские осмотры, состояние здоровья.

S.V. Crebenkov1, E.V. Milytka1, A.A. Sidorov2, S.I. Gvozdarev2, L.B. Cerasimova1, I.M. Syhova1. Working conditions and health among transport drives in Saint Petersburg

'North-Western State Medical University named after I.I. Mechnicov, Saint Petersburg

2»Vodokanal Saint Petersburg»

The authors present data on working conditions and health state among professional transport drives in Saint Petersburg.

Key words: drivers, medical examination, transport, working conditions, health state.

Проблема сохранения профессионального здоровья и создания безопасных условий труда водителей является весьма актуальной и типичной для большинства европейских стран [5]. На 13-й ежегодной встрече Стран рабочей сети Балтийского моря по профессиональному здоровью и безопасности (BSN) в октябре 2007 г. в Европейском региональном офисе ВОЗ (Бонн, Германия) она была признана одной из наиболее важных проблем. Финский институт профессионального здоровья (FIOH) предложил европейским коллегам BSN провести углубленные исследования в этой области. Предложение финских коллег особенно заинтересовало представителей Северо-Западного региона России, чьи интересы в BSN в течение более 15 лет представляет

кафедра медицины труда Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Целью проекта было создание профиля автотранспортного сектора Санкт-Петербурга, который бы описывал инфраструктуру и особенности пассажирских и грузовых перевозок в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе, состояние технического оснащения (парка автотранспортных средств) и трудовых ресурсов отрасли, ее законодательную (нормативно-правовую) базу, а также состояние условий и охраны труда водителей, их медицинское обслуживание и данные о состоянии здоровья.

Материалы, составившие профиль, были получены из различных источников: государст-

Москва

© Медицина труда и промышленная экология, 2013

венной статистической отчетности, профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга, интернет-ресурсов, а также из аналитического обзора научной литературы и собственных исследований.

К особенностям автотранспортного сектора Санкт-Петербурга следует отнести качество и протяженность дорог, которые отстают от непрерывного роста количества автотранспортных средств; недостаток квалифицированных водителей; несовершенство транспортного и лицензионного законодательства, которое не позволяет применять адекватные меры к нарушителям, а также большую долю коммерческого пассажирского транспорта, когда стремление работодателя к получению максимальной выгоды от автоперевозок приводит к главенству экономических результатов хозяйственной деятельности над безопасностью перевозок и здоровьем водителей [5].

Перевозка пассажиров в городе осуществляется подземным (41%), электрическим транспортом (23%), автобусами (муниципальными и коммерческими — 30%), пригородными электропоездами (6%), такси. Объем городских пассажирских перевозок составляет в среднем 5,5 млн поездок в день. В настоящее время в Санкт-Петербурге внедряется современная автоматическая система управления городским пассажирским транспортом. Что касается грузоперевозок, то основная их часть осуществляется автомобильным транспортом.

В городе зарегистрировано более 1,5 млн транспортных средств, и с каждым днем количество автомобилей увеличивается.

Ежедневно на дорогах Северо-Западного федерального округа погибает и получает травмы различной степени тяжести почти 100 человек. Для стабилизации и упорядочения транспортного движения администрация Санкт-Петербурга принимает различные меры организационно-технического и административного характера (установка на городских улицах и магистралях систем видеонаблюдения, внедрение системы управления дорожным движением, создание современных автоматизированных станций гостехосмотра, единого информационного ресурса и др.), однако ситуация на дорогах по-прежнему остается сложной [1].

Во многом безопасность перевозок определяется условиями труда водителей, которые имеют ряд характерных особенностей. На рабочем месте водители автотранспорта подвергаются воздействию широкого спектра неблагоприятных производственных факторов [3, 5]. Среди главных следует выделить физические — такие как шум и вибрация. Шум охватывает весь нормируемый диапазон частот с пиками в октавных полосах 31,5, 63 и 125 Гц. Воздействию вибрации водители подвергаются до 80% рабочего времени. Спектры

вибрации имеют низкочастотный характер, максимальные значения определяются по вертикальной оси, при этом наибольшие уровни регистрируются в диапазоне октавных полос 2, 4 и 8 Гц со спадом на 30 дБ в высокочастотной области спектра [3, 5].

Не менее значимым физическим фактором, определяющим условия труда водителей, является микроклимат. В зимнее время температура воздуха на рабочих местах водителей большинства современных автомобилей и автобусов колеблется от +15 до +23 °С при относительной влажности 55—80%, летом — от +18 до + 27 оС при относительной влажности от 60 до 85%. Также на водителей оказывает воздействие инфразвук, избыточная подвижность воздуха, повышенная запыленность. Общее число рабочих мест водителей, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, остается достаточно высоким и составляет от 8 до 16% [3, 5].

К химическим факторам, воздействующим на водителей, следует отнести вещества, входящие в состав выхлопных газов, технических жидкостей, горюче-смазочных материалов. При анализе воздуха в кабинах водителей городских автобусов концентрации оксида углерода достигали 7,8 мг/м3, акролеина — 1,5 мг/м3, также определялись оксид и диоксид азота, диоксид серы, формальдегид, фенол, аммиак, сероводород, 3—4 бензапирен, взвешенные вещества [3, 5].

Из физических нагрузок при оценке тяжести труда на первое место выходит вынужденная рабочая поза водителей, которая была оценена как 3.2 (вредный класс 2-й степени). Также отмечались такие неблагоприятные факторы, как физическое перенапряжение, включая подъем и перенос тяжестей, региональные мышечные нагрузки, повышенная частота стереотипных движений.

Большое значение имеет высокая степень напряженности труда у водителей. Так, длительность сосредоточенного наблюдения достигает 85% рабочей смены, существует необходимость одновременного наблюдения за избыточным количеством объектов (более 10). Повышенное количество и характер поступающей информации (6—7 производственно значимых раздражителей каждую минуту), ответственность за жизнь пассажиров, пешеходов, ценный груз и т.п. значительно увеличивают степень нервно-эмоционального напряжения, которое было оценено по совокупности производственных показателей как класс 3.2 (вредный 2-й степени) [3].

Необходимо отметить неблагоприятные социальные факторы — нерегулярное питание, нарушение режима труда и отдыха, семейный и социальный дискомфорт, в ряде случаев повышенный криминальный риск.

За период 2009—2010 гг. коллективом кафедры совместно со специалистами ФБУЗ «Центр

гигиены и эпидемиологии» в городе Санкт-Петербург была проведена экспертиза условий труда водителей нескольких крупных автотранспортных предприятий города. В ходе экспертизы были обследованы более ста рабочих мест водителей на транспортных средствах импортного и отечественного производства (« КамАЗ», ГАЗ, ЗИЛ, «вольво», «нисан» и др.). В ряде случаев было выявлено несоответствие действующим санитарным нормам. В частности, по микроклимату температура в холодный период года 12—16 °С, по уровням вибрации показатели в 1,5 — 3 раза превышают допустимые, по уровню шума фактически 95 дБА, при норме 70 дБА. Кроме того, отмечалось превышение содержания вредных химических веществ в воздухе кабины водителя по оксиду углерода в 1,5 раза, по углеводородам в 2,5 раза.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, труд водителей оценивается в довольно широком диапазоне: от «допустимых» (класс 2) до «вредных третьей степени» (класс 3.3).

Неблагоприятные условия труда в ряде случаев приводят к умственной и физической усталости водителей и как следствие к увеличению заболеваемости с временной утратой трудоспособности (по предварительным данным среднее число невыходов на работу в связи с ЗВУТ (случаев на 1 календарный день) у водителей на 3,4—4,8 дня больше, чем в контрольной группе). В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности преобладают болезни верхних дыхательных путей, костно-мы-шечной системы, желудочно-кишечного тракта.

Случаи профессиональных заболеваний (отравлений) среди водителей регистрируются редко, за последние 10 лет в Санкт-Петербурге было зарегистрировано всего 4 случая (2 случая пояснич-но-крестцовой радикулопатии, 1 — хронического обструктивного бронхита и 1 — вибрационной болезни). Низкий уровень регистрации профессиональных заболеваний у водителей объясняется многими причинами, в том числе низким качеством проведения периодических медицинских осмотров, недостаточной квалификацией врачей — членов медицинских комиссий, незаинтересованностью работодателя и работника в выявлении профессиональных заболеваний, неполным охватом медосмотрами лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, отсутствием на автотранспортных предприятиях, за небольшим исключением, соответствующих медико-санитарных частей [2, 4, 7].

Вредные производственные факторы способствуют росту производственно обусловленной заболеваемости водителей в виде болезней органов

дыхания (47%), сердечно-сосудистой системы (29%), желудочно-кишечного тракта (11%), периферической нервной системы, в первую очередь пояснично-крестцовой области (8%), неврозов и психастений. Данные расстройства здоровья, как правило, носят хронический и прогрессирующий характер, снижают эффективность работы, служат причиной ранней инвалидизации и косвенно влияют на безопасность дорожного движения и связанный с этим производственный травматизм.

Многолетние наблюдения показывают, что водители в три раза чаще выходят на инвалидность, чем лица других профессий. Почти все водители к моменту стойкой утраты трудоспособности находятся в допенсионном возрасте. В структуре этиологических причин инвалидности водителей первое место занимает сердечно-сосудистая патология — 63,5% [5].

В рамках создания профиля автотранспортной отрасли в Санкт-Петербурге кафедральным коллективом было выполнено исследование условий труда и состояния здоровья водителей на крупном предприятии водопроводно-коммунального хозяйства, являющимся одним из ключевых предприятий Санкт-Петербурга. ГУП «Водоканал» обеспечивает услугами водоснабжения и канализования все население города Санкт-Петербурга, фактически составляющее более 5 млн человек, а также десятки тысяч предприятий и организаций города. Система корпоративного управления предприятием построена с учетом принципов и подходов, установленных международными стандартами, в том числе OHSAS-18001 «Система охраны труда, промышленной безопасности и здоровья».

В штат ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» входит более 1300 водителей, 99,9% из них мужчины в возрасте от 20 до 68 лет.

По состоянию на 1 января 2013 г. в распоряжении предприятия находилось 1062 транспортные единицы, в том числе 160 специальных фургонов, 138 самосвалов, 48 экскаваторов-погрузчиков JCB, 66 специальных комбинированных машин Scania, Mercedes, MAN, 31 парогенератор STEAMRATOR MHT 700, 79 легковых автомобилей и т.д. Сроки эксплуатации подвижного состава не превышают 10 лет, причем более половины машин моложе трех лет. Более трети транспортных средств — иностранного производства.

Все рабочие места аттестованы в установленном порядке. Условия труда на более чем 50% рабочих мест оценены как допустимые (класс 2), на части транспортных средств, обслуживающих филиал «Канализование» и участвующих в ремонте и обслуживании канализационных сетей, условия труда оценены как вредные, 1-й степени (по биологическому фактору).

В соответствии с должностными инструкциями водитель автомобиля осуществляет только управление автомобилем и его специализированным оборудованием, не участвуя в прочих работах, например аварийно-ремонтных или погрузочных.

Рабочий день большинства водителей длится 11 часов с регламентированными перерывами на прием пищи (1 час). Водители автомобилей аварийно-ремонтных бригад имеют суточный график работ. При этом в ночное время организовано бесплатное горячее питание, которое доставляется к рабочим местам на специально оборудованном транспорте.

Все водители ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проходят в установленные законодательством сроки предварительные периодические и пред-рейсовые медицинские осмотры, а также углублен-

ную диспансеризацию с целью раннего выявления и предупреждения признаков нарушения здоровья. Медицинское обеспечение осуществляется отдельным подразделением — филиалом «Медицинский центр», в структуру которого включены две площадки «Лечебно-диагностического центра» с отделениями диспансеризации и экспертизы профпригодности, лучевой диагностики, клинической лабораторией, отделением восстановительного лечения; стоматологическая клиника; медицинская часть производственных филиалов, а также профилактории «Буревестник» и «Орловский». Медицинское обеспечение сотрудников строится на преемственности медико-профилактической помощи и состоит из нескольких этапов, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Схема медицинского обеспечения сотрудников ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

здоровья

Рис. 2. Распределение групп здоровья в различных возрастных группах

Таблица

Структура заболеваемости наиболее распространенными, в том числе производственно обусловленными, заболеваниями водителей в различных возрастных группах

Заболевания Уровень заболеваемости в возрастных группах (%о), (в скобках абсолютное число случаев)

20-35 лет 35-50 лет > 50 лет

Заболевания сердечно-сосудистой системы, в том числе 73,91 (17) 287,50 (115) 857,14 (600)

Гипертоническая болезнь и синдром артериальной гипертензии 43,48 (10) 262,50 (105) 490,00 (343)

Заболевания дыхательной системы 30,43 (7) 37,50 (15) 60,00 (42)

Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника и синдром боли в спине 43,48 (10) 292,50 (117) 314,29 (220)

Заболевания пищеварительной системы 69,57 (16) 172,50 (69) 210,00 (147)

Ожирение 82,61 (19) 172,50 (69) 140,00 (98)

Сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе 4,35 (1) 7,50 (3) 44,29 (31)

Что касается непосредственно состояния здоровья водителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», то в ходе углубленной сплошной диспансеризации, проведенной в 2011—2012 гг., были обследованы 1320 водителей в возрасте от 20 до 68 лет, из них 9 человек — женщины.

Данная группа была распределена по возрастному показателю следующим образом: водители от 20 до 35 лет — 230 человек, что составляет 17,4% от общего числа водителей, 35—50 лет —

400 человек (30,5%), возрастная группа старше 50 лет — 700 человек (53%). Распределение групп здоровья в различных возрастных группах представлено на рис. 2.

В возрастной группе до 35 лет здоровыми были признаны 155 человек, что составляет 67,4% от числа водителей в данной возрастной группе, от 35 до 50 лет — 132 человека (33,0%), старше 50 лет — 27 человек (3,9%). Структура заболеваемости наиболее распространенными, в том числе

производственно обусловленными, заболеваниями водителей представлена в табл.

Заключение. Проблему улучшения условий труда водителей и сохранения их профессионального здоровья следует по-прежнему считать весьма актуальной. Необходимо подчеркнуть, что кроме законодательных инициатив, современных организационно-технических решений, обеспечивающих дорожную безопасность, требуется проведение комплексных научных исследований и повышение роли здравоохранения в обеспечении безопасности труда водителей, продлении их активного трудового долголетия и предупреждения расстройств здоровья профессионального генеза. Основной задачей новой системы управления охраной труда должен явиться переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Применительно к водителям это означает совершенствование системы медицинских осмотров, в том числе предрейсовых, как на государственном уровне, так и на уровне предприятий, а также разработку методологии оценки профессионального риска нарушений здоровья для принятия конкретных обоснованных и адресных мер по профилактике профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости водителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брицун А.В. // Материалы координационного совещания по профессиональной безопасности и здоровью в дорожно-транспортном секторе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. — СПб.: СПбМАПО,

2009. — С. 18-24.

2. Гребеньков С.В., Петрук Ю.А., Дедкова Л.Е. и др. Влияние условий труда на состояние здоровья водителей. Медицинские осмотры водителей транспортных средств. — СПб.: Издательский дом СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012. — 185 с.

3. Кордюков Н.М., Кордюкова Л.В., Смирнов В.Г., Не-хорошев А.С. // Материалы XXXXII научной конференции с международным участием «Хлопинские чтения». —

СПб.: СПбМАПО, 2009. — С. 218-220.

4. Мельцер А.В., Наумова Т.М., Волчкова О.В., Прохорова О.Г. // Материалы 2-го коорд. совещ. «Профессиональная безопасность и состояние здоровья водителей грузового и пассажирского автотранспорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области». — СПб.,

2011. — С. 55-62.

5. Профиль автотранспортного сектора в Санкт-Петербурге — условия труда, профессиональное здоровье и безопасность / под ред. С.В. Гребенькова. — СПб, 2011. — 103 с.

6. Рудаков М.Л. Основные характеристики автотранспортной отрасли в Российской Федерации и СевероЗападном федеральном округе // Материалы координационного совещания по профессиональной безопасности и здоровью в дорожно-транспортном секторе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. — СПб.: СПбМАПО,

2009. — С. 102-110.

7. Шиманская Т.Г., Милутка Е.В. // Материалы XXXXII научной конференции с международным участием «Хлопинские чтения». — СПб.: СПбМАПО,

2009. — С. 186-189.

Поступила 04.07.2013 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гребеньков Сергей Васильевич,

зав. кафедрой медицины труда СЗГМУ им. И.И. Мечникова, проф., д-р мед. наук. E-mail: sergey. grebenkov@gmail.com Милутка Елена Валентиновна,

доцент каф. медицины труда СЗГМУ им. И.И. Мечникова, канд. мед. наук. E-mail: milutkaelena@mail.ru Сидоров Александр Анатольевич,

директор филиала «Медицинский центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», канд. мед. наук. E-mail: Sidorov_AA@vodokanal.spb.ru Гвоздарев Сергей Иванович,

первый зам. директора филиала «Медицинский центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», канд. мед. наук. E-mail: gvozdarev_si@vodokanal.spb.ru Герасимова Людмила Болеславовна,

старший преподаватель кафедры медицины труда СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Сухова Яна Михайловна,

аспирант кафедры медицины труда СЗГМУ им. И.И. Мечникова. E-mail: rhacyxoba@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.