Анализ полученных материалов позволил прийти к выводу о том, что ДИФА не изменяет интенсивности БПК при содержании его в воде на уровне 10 мг/л.
ЬО50 препарата для белых крыс равна 2760 (2292— 3228) мг/кг, для белых мышей —2660 (2230—3090) мг/кг, для кроликов— 1615 (1348—1882) мг/кг. Расчетная МНД ДИФА установлена на уровне 0,3802 мг/кг, МНК — 7,604 мг/л.
Сопоставление пороговых концентраций ДИФА по са-нитарно-токсикологическому признаку, влиянию на санитарный режим водоема и органолептические свойства воды
позволило выявить лимитирующий признак вредности ДИФА в воде водоемов — влияние на санитарный режим водоема. ОБУВ ДИФА в воде водоемов 10 мг/л по общесанитарному признаку вредности.
Литература
1. Данилов В. Б. Гигиена и токсикология фурановых полимеров. — Ташкент, 1985. — С. 5—11.
Поступила 30.09.86
УДК 614.777 + 613.4711:725.74
К. Б. Фридман
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
В практике санитарного надзора чрезвычайно сложными являются вопросы, связанные с санитарной экспертизой проектов бассейнов, контролем за их эксплуатацией.
Целевое назначение бассейнов определяет особенности гигиенического подхода к установлению необходимой площади и объема бассейна, оценке качества воды, режима эксплуатации. Например, повышенные требования к цветности воды желательны, но не обязательны для бальнеологических, охлаждающих бассейнов, а также для бассейнов при промышленных предприятиях. Количество воды в бассейне обусловлено технологической схемой водопод-готовки, что также следует учитывать при гигиеническом нормировании. Например, допускаемая нормативами проточная система водоподготовки без реагентной обработки не позволяет добиться улучшения качества воды по сравнению с исходной водопроводной водой.
Таким образом, по нашему мнению, гигиеническая оценка устройства бассейнов возможна только на основе их санитарно-гигиенической классификации по целевому назначению, типу водообмена, температурному режиму и др.
В течение 5 лет нами изучались особенности эксплуатации охлаждающих бассейнов при банных комплексах. Для таких бассейнов характерна низкая температура воды (до 10°С), незначительное время пребывания посетителей в бассейне (до 1—2 мин), а следовательно, относительно низкая вероятность загрязнения воды. Пониженная температура воды снижает растворимость органических веществ (жиров), препятствует развитию микрофлоры. Так, снижение температуры воды бассейна на 2°С приводит к торможению развития микроорганизмов в 15 раз.
В связи с этим был изучен вопрос о возможности эксплуатации охлаждающих бассейнов с проточной системой водообмена без обеззараживания воды.
Проведенные исследования показали, что в этих условиях процент нестандартных проб по бактериологическим показателям (коли-индекс, микробное число, титр энтерококка) не превышает 2. При проточной системе водообмена имеющиеся в настоящее время рекомендации [1, 3] не могут быть реализованы по ряду причин. Качество воды в бассейне определяется тремя факторами: качеством воды, подаваемой из систем горячего и холодного водоснабжения, нагрузкой на единицу объема бассейна (уровень вносимых загрязнений) и кратностью сменяемости воды (уровень разбавления). Качество воды из систем холодного и горячего водоснабжения (ГОСТ 2874—82) не соответствует требованиям действующих рекомендаций [1, 3] по таким показателям, как цветность, окисляемость, содержание аммиака. При контакте холодной и горячей воды содержание остаточного активного хлора снижается. Однако это не ухудшает качество воды в бассейне. По нашему мнению, с учетом целевого назначения бассейна требо-
вания к качеству воды (цветность, окисляемость) не имеют существенного значения. Кроме того, техническая система водопровода гарантирует качество и безопасность воды, чего нельзя сказать об оборотных системах со сложным реагентным хозяйством. Действующие нормативные документы [1, 3] требуют обязательного обеззараживания воды, подаваемой в бассейн (концентрация остаточного хлора в чаше 0,3—0,5 мг/л). На наш взгляд, такое требование при проточной системе водообмена охлаждающих бассейнов является нецелесообразным по следующим причинам. При введении хлора в подаваемую воду свыше 80 % ег0 идет на удовлетворение хлорпоглощаемости свежей горячей водой, которая и без этого соответствует ГОСТу по бактериологическим показателям. Чтобы обеспечить соблюдение качества воды по действующим регламентам, т. е. создать на выходе из бассейна концентрацию остаточного хлора 0,3—0,5 мг/л, необходимо на входе поддерживать ее в пределах 1 —1,5 мг/л, что вызовет ухудшение органолептическпх свойств воды. По данным ряда авторов, низкая температура воды значительно снижает бактерицидные свойства хлора [2].
В связи с этим предлагаемая концентрация остаточного хлора в воде (0,3—0,5 мг/л) не является препятствием для вторичного бактериального загрязнения воды в бассейне. Время нахождения воды в бассейне в среднем превышает 1—3 ч. Следовательно, в бассейне образуются зоны, куда хлор в активной форме не доходит. Его окисление происходит по пути движения воды, кроме того, хлор переходит в воздух помещения благодаря большой поверхности зеркала бассейна.
При исследовании химического состава воды бассейнов, работающих по проточной системе (с кратностью водообмена 2) без обеззараживания, отмечено, что изменения ряда показателей (содержание аммонийных солей, нитритов, нитратов, хлоридов, окисляемость) находятся во взаимосвязи с нагрузкой на бассейн. Часто гигиенистам приходится сталкиваться с экономическими аргументами, выдвигаемыми проектировщиками при выборе того или иного типа водообмена в бассейне.
Мы попытались рассчитать сравнительную экономическую эффективность различных типов водообмена, исходя из эксплуатационных расходов на единицу объема бассейна в год. При сравнении экономических затрат на эксплуатацию бассейнов различной площади и объема при проточной системе водоподготовки с обеззараживанием, проточной системе без обеззараживания, рециркуляционной системе с реагентной обработкой установлено, что эксплуатация бассейнов площадью менее 15 м2 экономически целесообразна в проточном режиме без обеззараживания. Проточная система водоподготовки с обеззараживанием при любых площадях бассейна принципиально является экономически нецелесообразной.
Литература 2. Руководство по гигиене водоснабжения / Черкинский
С. Н., Беляев Н. И., Гадович Р. Д. и др. — М., 1975.— 1. Рекомендации по обеззараживанию воды, дезинфекции С. 181.
подсобных помещений и санитарному режиму эксплуа- 3. СНиГ! П-76—78 «Спортивные сооружения».
тацИИ купально-плавательных бассейнов.—М., 1976. Поступила 24.10.86
УДК 613.68-07: [628.31:576.895.11:628.34
И. А. Романенко, 3. М. Шкавро, А. В. Пронина, А. В. Саяпин,
С. С. Маслов
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ СУДОВЫХ СТОЧНЫХ ВОД ОТ ЯИЦ
ГЕЛЬМИНТОВ
Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновско-
го Минздрава СССР, Москва
В соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря (1973 г.) морские суда должны быть оборудованы установками по очистке и обеззараживанию сточных вод. В связи с тем что сточные воды, помимо минеральных и органических загрязнений, содержат бактерии (103—10м микробных клеток в 1 л), а также яйца гельминтов [4], их обеззараживание является обязательным этапом любой технологии очистки [9].
Поиски способов обеззараживания хозяйственно-фекальных вод на судах предпринимались неоднократно. Предложения сводились в основном к применению 2,5— 5 % хлорной извести либо 10 % карболовой кислоты [2]. При нагревании стоков до 40 °С обезвреживающие свойства хлора можно увеличить в 3—4 раза [6].
Для выяснения действия температуры 45—60 °С на жизнеспособность яиц описторхисов проведена серия специальных опытов [7, 8]. Показано, что при температуре 40— 45 °С гибель яиц начинается через 90 мин после начала их прогрева. При 45 °С гибель яиц наступает через 45 мин, при 50 °С — через 20 мин, а при 60 °С — через 5 мин.
Параллельно проводились эксперименты для выяснения гельминтоцидного действия хлорной извести, карболовой кислоты и лизола в концентрациях 1—5—10 %. Полная гибель всех яиц описторхисов при действии хлорной извести в указанных концентрациях на чистую культуру достигалась через 3—10 мин, карболовой кислоты — через 30— 120 мин. лизола — через 90—180 мин.
Опыты, проведенные в лабораторных условиях, и натурные испытания показали, что прогрев сточных вод при температуре 55—60 °С в течение 10—12 ч гарантирует обеззараживание яиц гельминтов и возбудителей острых кишечных инфекций [5].
Наши исследования по изучению воздействия активного хлора в сочетании с повышенной температурой на яйца аскарид, власоглавов, лентеца широкого и описторхисов показали, что при температурной обработке стоков до 40 °С, дозах активного хлора 20—25—30 мг/л и экспозиции 30—60—90 мин погибают все яйца гельминтов, кроме яиц аскариды человека. В последнем случае количество жизнеспособных яиц в стоке зависело от дозы активного хлора, экспозиции и колебалось при дозе активного хлора 20—30 мг/л и экспозиции 30 мин от 47,2 до 56,1 %, при экспозиции 60 мин от 23,7 до 31,5 %, 90 мин от 10,9 до 18,6 %. Гибель всех яиц гельминтов при указанных режимах работы установки достигалась при экспозиции 120 мин. Прогрев стоков до 50 °С при указанных выше дозах активного хлора и экспозиции приводил к гибели всех яиц гельминтов, а при действии более высокой температуры (60°С) происходила их гибель без обработки стоков активным хлором [12].
По данным литературы, озон обладает овицидными свойствами в отношении яиц аскарид и власоглавов: полная гибель яиц этих видов гельминтов достигается при дозе озона от 209,4 до 357,6 мг/л и экспозиции 60— 180 мин [4]. Наши исследования [3] показали, что яйца лентеца широкого и описторхисов обладают значительно меньшей резистентностью к озону, чем яйца аскарид. Так,
озон в дозе 25 мг/л при времени контакта 40 мин обеспечивает полную гибель яиц лентеца широкого и описторхисов в сточной воде, в то время как яйца аскарид даже при дозе озона 30 мг/л и экспозиции 90 мин погибали в 36,3±2 % случаев.
Наиболее перспективным методом обеззараживания сточных вод морских судов является обработка их гидр-оксидом кальция. Этот реагент обладает не только обеззараживающими свойствами, но и одновременно может выполнять роль коагулянта (при наличии в сточных водах двухвалентных металлов) [10]. Обеззараживающее действие извести обусловлено щелочным характером среды (рН более 11,0). Ионы Са2+ в щелочной среде взаимодействуют с аминокислотами, содержащими карбоксильные группы, и переводят их в осадок. Этот процесс резко интенсифицируется в присутствии ионов магния в концентрации более 3 мг-экв/л. Для создания такой концентрации ионов магния в сточной воде к ним необходимо добавить морскую воду, что легко обеспечивается использованием забортной воды для смыва унитазов, мытья полов. Содержащиеся в морской воде бикарбонаты и хлориды магния реагируют с известью, образуя малорастворимые гидроксиды магния, оказывающие коагулирующее действие.
При использовании в качестве коагулянта продуктов гидролиза солей магния исключается необходимость в хранении на судне коагулянтов. В отличие от других коагулирующих реагентов при введении ионов магния и щелочи нет необходимости в строгой их дозировке: требуется только обеспечить рН более 11,0 и содержание ионов магния не менее 3 мг-экв/л. Воду, очищенную этим методом, можно сбрасывать за борт, так как ее высокая щелочность способствует протеканию процессов самоочищения в водоеме [1]. Скоагулированные загрязнения (шламы) отделяют от воды и перекачивают в другую емкость, не снижая их щелочность. В этой емкости шламы выдерживают 24 ч и сбрасывают за борт. На судах подогретую воду, полученную после охлаждения оборудования, следует использовать для обогрева емкости, в которой хранится шлам, что интенсифицирует процесс отмирания патогенной микрофлоры и яиц гельминтов [11].
Анализ данных литературы и результаты наших исследований позволили разработать рекомендации по созданию установок для обеззараживания сточных вод речных и морских судов.
Литература
1. Винберг Г. Г., Остапеня П. В., Сивко Т. Н. //Очистка сточных вод в биологических прудах.—М., 1957. — С. 38—43.
2. Дроздов В. //.//Мед. паразитол. — 1962. — № 3. — С. 323—326.
3. Канцан В. Н., Романенко Н. А., Козлова М. В. // Съезд эпидемиологов, микробиологов и паразитологов Азербайджана, 5-й: Материалы. — Баку, 1980. — С. 172—174.
4. Кебина В. Я., Чайкин И. ЯКонстантинов Ю. А. //