Выводы
1. Разработана модель экспериментальной гипокальциемии, которая позволяет изучать состояние фосфорно-кальциевого обмена при действии на организм факторов малой интенсивности.
2. Результаты экспериментальных исследований показали, что наиболее адекватным является содержание кальция в опресненной питьевой воде на уровне 50—75 мг/л.
ЛИТЕРАТУРА. Алимова M. М. — «Лабор. дело», 1964, № 6, с. 346— 348. — Бокина А. И., Фадеева В. К., Р о з в а л К. С. и др. — В кн.: Материалы научных исследований по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и санитарной охране водоемов. Ч. 2. М., 1972, с. 3—6. — Бокина А. И., Прибытков Ю. Н. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны внешней среды (Сб. научных трудов). М.. 1974, с. 151—155. — Каракашов А. В., В и ч е в^Е. П. Микрометоды в клинической лаборатории. София, 1968.
Поступила 6/II 1975г
PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF CALCIUM CONTENT INI DESALINATED
DRINKING WATER
A. 1. Bokina, V. K. Fadeeva, E. M. Vikhrova
The investigation were carried out on an experimental model of relative hypocalcemia (on the background of a diet rich in calcium). The hypocalciemia was compensa ted by water with different content of calcium at a level of 0,25 , 50, 75, 100, 125 and 150 mg/1. The experimental data obtained testify to the expediency of setting the most adequate calcium content in desalinated drinking water at a level of 50—75 mg/1.
УД KI814.777:678.746.841-074
Г. 3. Каган, А. А. Королев, Г. А. Савоничева
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ ОКТОГЕНА
В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
Октоген (циклотетраметилен-тетранитроамин) относится к группе ароматических полинитросоединений; он представляет собой белый кристаллический порошок, растворимый в воде до 30 мг/л. В процессе производства октоген попадает в сточные воды, а с ними в водоемы, используемые в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. В доступной нам литературе не содержится сведений относительно влияния этого вещества на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов. Данные по его токсикологии крайне ограничены. Настоящая работа была выполнена с целью определения допустимого содержания октогена в водоемах.
Исследование влияния октогена на органолептические свойства воды показало, что он не обладает запахом и не придает ей отчетливого привкуса. Пороговая концентрация вещества в воде (по ощущению некоторого связывания во рту) установлена на уровне 30 мг/л.
Для оценки влияния октогена на санитарный режим водоемов исследовали динамику БПК5 и БПК»0. процессы аммонификации и нитрификации, а также развитие и отмирание сапрофитной микрофлоры в присутствии его в концентрациях 1—10 мг/л. Судя по результатам опытов, уровень потребления кислорода водой, содержащей октоген в концентрации 1 мг/л, на протяжении 20 сут практически не отличался от контроля, а при концентрации 10 мг/л был несколько выше, чем в контрольных склянках, и составлял к 20-м суткам 0,54—0,6мг/мг. Вместе с тем влияние полинитросоединений на общий санитарный режим водоемов выражается в снижении интенсивности процессов нитрификации, наблюдающемся при концентрации его в воде 10 мг/л. Октоген в концентрации 1 мг/л не влияет на процессы
естественного самоочищения водоемов от органических загрязнений. Дополнительно проведенный бактериологический контроль не позволил обнаружить влияния вещества в испытанных дозах на процессы развития и отмирания сапрофитной микрофлоры. Пороговой концентрацией октогена, влияющей на санитарный режим водоемов, следует считать 10 мг/л.
Данные литературы по токсикологии октогена ограничиваются работой Л. А. Тимофеевской и Р. П. Родионовой, которые указали на то, что однократное пероральное введение вещества белым мышам и крысам в виде взвеси в 3% растворе крахмала в дозе до 10 ООО мг/кг не вызывает гибели животных. На этом основании авторы относят октоген к практически не токсичным соединениям. Мы изучали его влияние на организм в условиях острого, подострого и хронического опытов на белых мышах, крысах и морских свинках. Животные получали октоген перорально в виде суспензии в подсолнечном масле.
При определении верхних параметров токсичности вещества выявлены существенные различия в видовой чувствительности животных к нему. Белым крысам вводили его в дозах до 5000 мг/кг и не наблюдали при этом смертельного эффекта. Дробное введение вещества через каждый час позволило в результате 4-кратного введения довести суммарную дозу октогена до 20 000 мг/кг, что, однако, также не вызывало гибели белых крыс. В первые часы после введения полинитросоединения они были несколько угнетены, однако уже на другой день по внешнему виду не отличались от контрольных животных. Белые мыши, по данным наших опытов, оказались значительно менее резистентны к воздействию октогена. Введение октогена в виде суспензии в подсолнечном масле или (в другой серии опытов) в виде взвеси в 3% растворе крахмала вызывало гибель отдельных животных уже при дозах, превышающих 300 мг/кг. Смерть наступала большей частью на 2—3-е сутки, сопровождаясь клонико-тоническими судорогами. Средне-смертельная доза октогена для белых мышей установлена в наших опытах на уровне 1500 мг/кг. Наиболее чувствительными к его воздействию были морские свинки: для них среднесмертельная доза определена на уровне 300 мг/кг. Различие в видовой чувствительности животных к октогену заставило нас дважды повторить опыты на белых крысах. Результаты первых опытов подтвердились.
Таким образом, наши данные относительно острого влияния октогена на белых крыс согласуются с результатами опытов Л. А. Тимофеевской и Р. П. Родионовой. Вместе с тем установленные нами среднесмертельные дозы октогена для белых мышей и морских свинок заставляют отнести его к веществам умеренно токсичным.
Кумулятивные свойства октогена мы изучали на белых крысах, руководствуясь следующими соображениями. Во-первых, отсутствие летального эффекта в условиях острого опыта еще не является, как известно, доказательством отсутствия кумулятивных свойств вещества. Во-вторых, отсроченные сроки гибели мышей и морских свинок при остром отравлении окто-геном давали основание предполагать, что октоген кумулятивен (Б. М. Штаб-ский). В-третьих, поскольку октоген относится к группе веществ, оказывающих выраженное влияние на центральную нервную систему, мы планировали изучить условнорефлекторную деятельность у белых крыс при хронической интоксикации этим веществом. Вместе с тем выбрать обоснованно дозы для этого эксперимента представлялось возможным лишь при условии, если в опытах на белых крысах будут выявлены кумулятивные свойства октогена.
Для изучения его кумулятивных свойств вещество вводили 10 белым крысам ежедневно в дозе 1000 мг/кг в растворе подсолнечного масла. Через 40 дней после начала затравки погибли 3 из 10 крыс, а в последующие дни — остальные 7. В течение последней недели у подопытных животных наблюдались парезы, нарушения координации движений, сильнейшие кло-нические судороги, понос. Смерть наступала на фоне клонико-тоническнх
судорог в боковом положении. Приведенные данные свидетельствуют о том, что октоген кумулятивен для белых крыс и является сильным нейротокси-ческим ядом.
Хронический эксперимент проведен на 32 белых крысах средним весом 300 г и морских свинках средним весом 350 г. Белые крысы были предварительно отобраны из смешанной группы в 150 особей по их поведению в камере и показателям формирования условной положительной реакции на звонок. Эти животные были распределены на 4 аналогичные группы,
3 из которых получали в течение 5 мес октоген в дозах 1, 0,1 и 0,01 мг/кг, 4-я группа служила контролем. Морские свинки (по 6 особей в группе) как наиболее чувствительные к октогену получали вещество в дозах 0,01 и 0,001 мг/кг, 6 интактных свинок служили контролем.
Для того чтобы в условиях хронического эксперимента иметь возможность сопоставить чувствительность к октогену белых крыс и морских свинок, состояние животных оценивали по одним и тем же показателям. На протяжении всего опыта наблюдали за динамикой веса и общим состоянием животных, детально исследовали морфологический состав крови, активность альдолазы и глютамат-аланиновой трансаминазы сыворотки крови, холннэстеразы и пероксидазы цельной крови, определяли содержание (5-липопротеидов в сыворотке крови.
Условнорефлекторную деятельность белых крыс исследовали после
4 мес отравления подопытных животных октогеном по укороченному варианту двигательно-пищевой методики (А. А. Голубев; С. Н. Черкин-ский и соавт.). Уже в самом начале эксперимента стало очевидно, что животные, получавшие октоген в дозе 1 мг/кг, по состоянию высшей нервной деятельности существенно отличались от контрольных (см. таблицу). Наиболее чувствительными к октогену оказались 4 белые крысы из этой группы. На протяжении более чем 2 нед эти животные после предъявления им 3—4 звуковых сигналов в сочетании с пищей впадали в тормозное состояние и «отказывались» работать. Некоторые из крыс рассматриваемой группы отличались от контрольных животных несколько более поздним появлением условной положительной реакции на звонок. У них невозможно было добиться также стойкого угашения условной реакции.
Характер условнорефлекторной деятельности белых крыс при хронической интоксикации
октогеном
нов
Характеристика а О Ч X и а я х
Выработка рефлек- ч о ! a 8 О О V lii ¡5
V са/число сочета- ^ £ = £
Группа X о. X ний S S величина рефлекса (в мА) к X a б ЕС я в о «о 4 л>.й я » ,5 = о а = L.
животных X • с т й а
• хг СБ X « 3 х й я- S С
я S я н <ш «е появление упрочение а X н X _ S « я ¡н (I <J >» X V А ч м О. К V Ь* IS. а. 5 о. ее. к о х 4 2 о О и о 5«
<52. <-> о X X Si С х х а vr к X х СГ X
Контрол Ь М 6,0 32,6 1,48 68,2 32,8 2,24 15,3 2,7
Л=7 — т 0,69 2,26 0,07 2,00 1,40 1,15 3,10 0,36
Октоген М 5,7 32,6 1.47 66,7 32,1 2,76 13,6 2,7
0,01 мг/кг — т 1,08 2,16 0,10 2,91 1,67 1,70 2,60 0,42
п=7 Р >0.7 — >0.9 0.7 >0.7 0,7 0,7 —
Октоген М 16,4 40,3 1,59 71,3 38,0 8,0 9,0 3,3
0,1 мг/кг т 1,38 4,22 1,10 4,42 2,50 5,89 2,77 0,62
л=4* Р <0,01 >0.01 0.4 0,5 >0,05 >0.2 0,2 >0.3
Октоген М 12,3 32,0 1,59 54,1 43,0 3.1 19,5 2,5
1,0 мг/кг — т 2,75 2,00 0,04 4,92 0,97 1,79 8,15 1,05
n=3»*j Р 1 <0.02 >0.9 >0,3 <0,05 <0,05 >0,7 >0.5 >0,5
• У 1 из*5 взятых в опыт животных рефлекс не выработан. ** У 4 из 7 животных, взятых в опыт, рефлекс не выработан.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что у белых крыс, получавших октоген в дозе 1 мг/кг, нарушается соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга; это следует рассматривать как результат неблагоприятного влияния соединения в такой дозе на высшую нервную деятельность. В группе, получавшей вещество в дозе 0,1 мг/кг, рефлекс не был упрочен у 1 животного, а среднее по группе число сочетаний, соответствующее появлению условной реакции, было несколько выше, чем в контроле (14,8 и 6 соответственно). Остальные показатели формирования условной реакции, а также показатели пробы на угашение рефлекса у животных этой подопытной группы практически не отличались от тех, которые характеризовали состояние условнорефаекторной деятельности контрольных животных. В связи с изложенным дозу октогена 0,1 мг/кг следует считать пороговой. Белые крысы, получавшие октоген в дозе 0,01 мг/кг, ни по одному из учитываемых в опыте показателей не отличались от контрольных животных (см. таблицу).
Результаты хронического эксперимента позволяют считать, что неблагоприятное влияние октогена на организм в дозе 1 мг/кг удалось выявить только в отношении условнорефлекторной деятельности. Доза вещества 0,1 мг/кг вызвала незначительные изменения условнорефлекторной деятельности и может рассматриваться как пороговая. Максимально недействующей дозой октогена следует считать 0,01 мг/кг (0,2 мг/мл).
Анализ данных литературы и результаты собственных исследований привели нас к заключению, что лимитирующим показателем вредности октогена следует считать санитарно-токсикологический. Предельно допустимая концентрация его в водоемах не должна превышать 0,2 мг/л.
Выводы
1. Пороговые концентрации октогена по влиянию на органолептиче-ские свойства воды и санитарный режим водоемов определены на уровне 10—30 мг/л.
2. В условиях острого опыта выявлены значительные различия в видовой чувствительности животных к изучаемому веществу. Его следует отнести к соединениям с выраженными кумулятивными свойствами.
3. В условиях хронического эксперимента установлено, что октоген в дозе 1 мг/кг существенно влияет на высшую нервную деятельность белых крыс. Недействующая по этому показателю доза установлена на уровне 0,01 мг/кг (0,2 мг/л).
4. Нормировать октоген следует по санитарно-токсикологическому показателю вредности. В качестве предельно допустимой может быть рекомендована концентрация 0,2 мг/л.
ЛИТЕРАТУРА. Голубев А. А. — «Труды Научной сессии Ленинградского научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам работы за 1956 г.». Л., 1958, с. 231—237.— Тимофеевская Л. А., Родионова Р. П.— В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. Вып. 13. М., 1973, с. 138— 144. — Черкинский С. Н., Миклашевская В. Е., Мурзакаев Ф. Г.— В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. Вып. 6. М., 1964, с. 323—341. — Ш т а б с к и й Б. М. — «Гиг. и сан.», 1973, № 8, с. 24—26.
Поступила 18/111 1975 г.
HYGIENIC INVESTIGATIONS ON STANDARDIZING 0CT03EN IN WATER BODIES G. Z. Kagan, A. A. Korclev, G. A. Savonicheva
The finding is that octogen has pronaunoed cumulative properties and is a neurotoxic poison. Its maximum permissible concentration is suggested to be set at a level of 0.2mg/l. The limitting index of noxiousness of the substance is the sanitary-toxicological one.