Научная статья на тему 'Гигиенические аспекты условий воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения в специализированных дошкольных образовательных учреждениях'

Гигиенические аспекты условий воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения в специализированных дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические аспекты условий воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения в специализированных дошкольных образовательных учреждениях»



ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. Р. Кучма, И.К. Рапопорт, А.А. Емельянов Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова

В настоящее время заболеваемость патологией глаз у детей заметно превышает таковую у взрослого населения и имеет устойчивую тенденцию к росту. Поэтому одной из актуальных проблем охраны детского здоровья на сегодняшний день является проблема предотвращения появления нарушений зрения у детей, а также коррекции уже имеющихся нарушений.

Высокая социальная значимость и распространенность нарушений зрения у детей

определяют необходимость поиска эффективных путей их профилактики и коррекции начиная с дошкольного возраста, который является одним из важных возрастных периодов в формировании зрения.

В целях оздоровления дошкольников с нарушениями зрения сегодня созданы специальные группы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего и комбинированного видов, количество которых с каждым годом увеличивается.

Однако до сих пор отсутствуют научно обоснованные гигиенические рекомендации по оптимальной организации обучения и оздоровления детей в данных учреждениях. Вместе с тем недостаточно изучена и специфика структуры заболеваемости дошкольников с патологией органа зрения, отсутствуют единые стандарты по условиям обучения, воспитания и оздоровления детей данной категории, не разработаны нормативные документы, которые регламентируют воспитательный процесс в ДОУ для детей с нарушениями зрения, не определено соответствие организации лечебно-коррекционной и оздоровительной работы их возрастным возможностям. Вследствие этого проведение научных исследований в данной области является на сегодняшний день весьма актуальным.

В целях разработки практических рекомендаций и путей по гигиенической оптимизации организации воспитания и оздоровления дошкольников с нарушением зрения, а также для разработки впоследствии санитарных правил и норм устройства, содержания и организации режима работы специализированных ДОУ для детей с нарушением физического развития проведено исследование на базе ГОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 2245» Северо-западного административного округа г. Москвы («Солнышко»).

В данном исследовании были применены следующие методы:

санитарно-гигиенические (санитарное описание, гигиеническая оценка условий и технологии обучения, воспитания, лечебно-коррекционной и оздоровительной работы);

антропометрические методы для оценки физического развития детей;

сбор и анализ документов и материалов (форма № 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений»), подтверждающих состояние здоровья детей, их распределение по группам здоровья, состояние их зрительного аппарата, заболевае-

мость (анализ результатов профилактических осмотров и пропусков занятий);

хронометраж учебного дня (групповой); психологическая методика для определения уровня тревожности детей с нарушениями зрения (тест тревожности Р. Тэммл -М. Дорки);

анкетирование родителей (анкета, направленная на выявление уровня невротизма, тревожности, общего состояния здоровья ребенка, а также оптимального соответствия параметров режима, питания, учебной нагрузки дома и в ДОУ);

клинико-статистические методы обработки данных (компьютерный пакет статистических программ, корреляционный анализ).

При гигиенической оценке условий и технологии воспитания, лечебно-коррек-ционной и оздоровительной работы было выявлено, что воспитательный процесс в данном специализированном учреждении регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Санитарное описание и гигиеническая оценка условий и технологий обучения и воспитания заключалась в проверке соответствия различных санитарно-гигиенических параметров принятым санитарным нормам и правилам. Так, были оценены параметры, относящиеся к освещению, размерам мебели, микроклимату, режиму дня и системе питания детей, зданию детского сада.

Было выявлено, что параметры освещенности закрытых помещений детского сада № 2245 соответствуют допустимым значениям для указанной категории выполняемых работ, регламентируемым СанПиН 2.4.1.1249-03 и СанПиН 2.1.2.1188-03 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов». При этом недостаточными по норме общей освещенности оказались помещения приемных в

двух группах. В остальных помещениях общая освещенность превышала допустимую норму. Параметры микроклимата закрытых помещений не соответствовали допустимым значениям по показателям относительной влажности (ниже нормируемой в 1,8 раза) для указанной категории выполняемых работ СанПиН 2.4Л. 1249-03 и СанПиН 2.1.2.1188-03. Проба питьевой воды (городской водопровод) по бактериологическим показателям соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Санитарно-противоэпиде-мический режим соблюдался.

Питание детей было организовано в соответствии с утвержденным десятидневным меню. Пробы воды бассейна по органолеп-тическим, химическим, бактериологическим и паразитологическим показателям соответствовали СанПиН 2.1.2.1188-03. Имелись также заключения Управления Роспотребнацзора по г. Москве. Наполняемость групп в указанном учреждении также соответствовала санитарным требованиям. Количество человек в группах не превышало пятнадцати человек.

Специализированное ДОУ размещено на обособленном земельном участке, удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных, предприятий. Озеленение участка достаточное. Групповые ячейки для детей младшего возраста имеют самостоятельный вход с участка. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. Стены внутри здания бледно-салатового цвета с нанесенными разноцветными рисунками. В коридорах учреждения выступающие углы стен обозначены специальными яркими наклейками большого формата в виде бабочек, что, безусловно, помогает детям с ослабленным зрением ориентироваться в пространстве и предотвращает травматизм. Также на стенах вывешены информационные табло для роди-

телей и рисунки воспитанников. Освещенность в коридорах достаточная.

На первом этаже здания имеются бассейн, пищеблок, бытовые помещения и групповые для младших групп детей. В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, две раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, узел управления, технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна. На втором этаже расположены групповые, общие залы для физкультурных и музыкальных занятий. На третьем этаже располагаются администрация детского сада, методический кабинет, групповые для старших групп и зал для физкультурных занятий. Оконные проемы широкие, что способствует хорошему естественному освещению помещений детского сада. Кроме кабинета медицинской сестры и процедурной также предусмотрены помещения для оздоровительной и коррекционной работы, оснащенные компьютерами с установленными программами для развития и улучшения зрения, современными диагностическими и лечебными офтальмологическими приборами. Оборудование и мебель основных и специальных помещений соответствуют росту и возрасту детей, подобраны с учетом антропометрических показателей.

Кроме аппаратных и неаппаратных оздоровительных процедур, направленных на улучшение состояния зрительного анализатора, в данном специализированном ДОУ применяются также процедуры общеукрепляющей терапии и профилактики респираторных заболеваний: добавление в ежедневный пищевой рацион витаминизированных коктейлей, содержащих солодку, шиповник и соки фруктов; плавание в бассейне; гимнастика после сна («гимнастика пробуждения»); хождение по ребристой дорожке; водные процедуры (в том числе гидромассажные ванны); полоскание горла водой; массаж; проветривание и применение воздушных ванн.

Состояние здоровья детей, их распределение по группам здоровья, состояние их зрительного аппарата и заболеваемость оценивались по медицинской документации (форма № 26/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений»). В ходе исследования были получены данные о распределении детей по группам здоровья в различных группах детского сада, острой и хронической заболеваемости детей, уровне сопутствующих заболеваний, таких как плоскостопие и нарушения осанки, а также сведения об уровне офтальмологической патологии.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что среди дошкольников с нарушением зрения преобладают дети III группы здоровья. Общая патологическая пораженность мальчиков выше, чем девочек, как по распространенности функциональных нарушений, так и по частоте встречаемости хронических болезней. Было выявлено также, что в структуре хронической патологии органа зрения преобладают дети с гиперметропией средней и высокой степени.

В специализированном ДОУ функциональные отклонения у дошкольников встречались вдвое реже, чем у дошкольников из детских садов общего типа, что может быть обусловлено меньшей наполняемостью групп,

лучшей организацией питания и психологическим сопровождением детей.

Стоит отметить, что, несмотря на указанные выше преимущества в системе воспитания и оздоровления детей в специализированных ДОУ (питание, закаливание и т. д.), эта система имеет и ряд недостатков. Например, на сегодняшний момент не существует единой стандартизованной системы оздоровительных и лечебных мероприятий, которая была бы интегрирована в расписание занятий детей. Вследствие этого каждый ребенок проходит лечебные процедуры у специалистов по индивидуальной программе за счет времени, отпущенного на другие занятия или досуг. Выявлено, что дошкольники с нарушением зрения кроме повседневных занятий дополнительно подвергаются нагрузке оздоровительных и лечебных процедур, что негативно сказывается на их здоровье, нарушает режим дня и снижает эффективность проведенной оздоровительной работы, В связи с этим результаты проведенного исследования состояния здоровья детей с нарушением зрения, а также условий их воспитания и оздоровления становятся предпосылкой разработки СанПиН по устройству, содержанию и организации режима работы для специализированных ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.