Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper emphasizes the need for improving the hygienic training of pedagogical students under the conditions of the present-day developing education. It proposes a stepwise system of hygienic training through the subjects of federal and national-regional components, special courses, and pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

The impact of the severity of iodine deficiency on both intellect and memory has been studied. It has been established that reproduction of verbal information diminishes and visual memory and other mental activity deteriorate in iodine deficiency. The number of accentuated personalities increases in

the groups of children with decreased iodine levels. Self-over-estimation occurs more frequently in these groups than that in a group of children with normal levels of this trace element. The manifestation of egocentrism and aggression increases in proportion with the more severity of iodine deficiency.

© И. Ю. КОКЛЕВЛ. 2005 УДК 613:378

И. 10. Кокаева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Владикавказ

Известно, что фундамент здоровья закладывается в детском возрасте. Основную информацию о здоровом образе жизни и гигиенических навыках дети получают в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому важная роль в формировании гигиенической культуры, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста принадлежит учителю начальных классов. В "Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе" подчеркивается, что учитель должен научить первоклассника не только осознанно читать, писать и считать, но и привить ему здоровьесберегающие навыки, обучить маленьких детей основам безопасной жизнедеятельности [2].

Особое значение приобретает гигиеническая подготовка учителя в условиях развивающего обучения. При гуманизации современного образования ответственность педагогических вузов за профессиональную и гигиеническую подготовленность будущих специалистов значительно возрастает [3]. Если у педагога не сформировано гигиеническое мышление, не хватает гигиенических знаний, то он не сможет привить необходимых гигиенических навыков учащимся.

Статистика свидетельствует о постоянном ухудшении здоровья детей: уже в раннем школьном возрасте наблюдаются расстройства нервной системы, зрения, слуха, опорно-двигательной системы, болезни сердца. Вместе с тем объем знаний о человеке, сообщаемых студентам педагогических вузов, в последние десятилетия неуклонно сокращается.

С целью разработки системы гигиенической подготовки будущих учителей было проведено предварительное исследование с использованием методов анкетирования и самооценки. В эксперименте приняли участие 70 студентов Северо-Осе-тинского государственного университета, обучающихся по специальности "Учитель начальных классов в русской и национальной школах".

Больше половины опрошенных (73%) считают, что учитель начальных классов несет большую ответственность за состояние здоровья своих учеников и поэтому должен иметь хорошие анатомо-фи-зиологические и гигиенические знания (см. таблицу). Однако 62% выпускников педагогического факультета считают недостаточным то количество часов, которое отводится на изучение анатомии и физиологии детского организма с основами школьной гигиены. Удовлетворены знаниями о человеке, полученными в школе, всего 18% студентоБ.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о назревшей необходимости совершенствования гигиенической подготовки студентов — будущих учителей начальной школы. По нашему глубокому убеждению, студенты, имеющие низкую гигиеническую культуру, не смогут решить задач по реализации гигиенического образования и воспитания в современной начальной школе, а значит, не смогут сберечь здоровье своих воспитанников.

Знания о заболеваниях, строении и функциях всех систем детей младшего школьного возраста студенты получают в процессе изучения дисциплин федерального компонента на I курсе: "Основы анатомии и физиологии с основами школьной гигиены" (36 ч), "Основы медицинских знаний" (36 ч). Такое же количество времени отводится на самостоятельное изучение названных дисциплин. Однако практика показывает, что на I курсе навыками самостоятельной работы владеет менее 1/3 студентов.

Учитель должен знать не только физиологические особенности младшего школьного возраста, но и особенности влияния на детский организм экологических, социально-экономических и внут-ришкольных факторов [4]. По сравнению с предыдущим (1995 г.) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в новом (2000 г.) нет предмета "Основы здорового образа жизни", основной целью которого было получение теоретических и практических знаний по сохранению и улучшению физического и духовного здоровья. Поэтому в рамках национально-регионального компонента нами был разработан курс "Психогигиена". Его основная цель — научить второкурсников гигиенически грамотно строить учебно-воспитательный процесс в условиях современного образования, познакомить их с благо-

Результаты анонимного анкетирования и самооценки студентов педагогического факультета, проведенных в конце первого года обучения в вузе (в %)

Показатель

Дневное отделение

Очно-заочное отделение

Знание гигиенических норм организации учебного процесса 61 42 Соблюдение гигиенических норм в

процессе своей жизнедеятельности 18,5 48,1 Четкое представление о задачах гигиенического образования и воспитания в современной начальной школе 21,4 30,5 Наличие гигиенической культуры 36 37,4 Соблюдение здорового образа жизни 5,3 12

приятными условиями обучения (оптимистический и положительно-эмоциональный настрой учителя, чередование видов деятельности для предотвращения утомления, эмоциональное изложение нового материала, учет индивидуальных особенностей детей и др.), с мерами по профилактике нарушений психического здоровья школьников. Курс психогигиены позволит усилить адресность подготовки будущего учителя начальных классов, теснее свяжет подготовку студента с реальной практикой.

На лекционных занятиях студенты знакомятся с исследованиями педагогов и медиков по проблеме сохранения психического здоровья в школе. Особое внимание уделяется вопросам адаптации первоклассников к школе [1], биологическим и социально-экономическим предпосылкам неуспеваемости, национально-региональным особенностям формирования характера и личности учащихся.

Труд учителя связан с большими эмоционально-психическими нагрузками, поэтому на практических занятиях студентов следует познакомить с навыками снятия психоэмоционального напряжения, медитации, релаксации, с наиболее известными методами оздоровления, которые направлены на поддержание и укрепление здоровья.

На III курсе у студентов начинается специализация по методике преподавания различных дисциплин. Основные сведения о строении организма человека и правилах гигиены дети получают на уроках природозедения ("Естествознание" или "Окружающий мир").

На спецкурсе "Современный урок естествознания" (36 ч) студенты знакомятся с традиционными и нетрадиционными методами преподавания уроков по изучению организма человека и основ здорового образа жизни, их психофизиологическим эффектом, учатся составлять конспекты с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и других современных требований к уроку в начальной школе.

Гигиеническое воспитание осуществляется не только в ходе уроков естествознания. Оно продолжается на уроках математики, русского языка, чтения, в перерывах между уроками (во время организации подвижных игр на перемене, посещения школьной столовой или буфета и т. д.). Гигиеническое обучение должно проводиться систематически.

Практическая реализация полученных знаний происходит во время педагогической практики. Перед выходом на практику студенты получают за-

дание, способствующее более глубокому пониманию и осмыслению гигиенического образования и воспитания, ведут дневники наблюдения, дают гигиенический анализ школьных программ, учебников, уроков.

Во время практики студенты убеждаются, что гигиенически правильно организованный учебно-воспитательный процесс повышает мыслительную активность детей, предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий, облегчает процесс обучения как для учителя, так и для обучаемого.

Выводы. 1. В условиях развивающего обучения крайне необходимо совершенствование гигиенической подготовки студентов — будущих учителей начальных классов.

2. Разработанная поэтапная система гигиенической подготовки формирует у студентов гигиеническое мировоззрение. Следует обратить внимание на гигиенический компонент государственной педагогической практики студентов педагогических факультетов. При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать деятельность каждого студента по гигиеническому образованию и воспитанию школьников.

3. Основная задача разработанного нами курса "Психогигиена" (в рамках курсов по выбору или национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта) дать студентам знания для реализации принципа "научи и не навреди".

Литература

1. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. — СПб., 1997. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе) // Начальная школа. - 2002. - № 2. — С. 4-7.

2. Колесов Д. В. // Биол. в школе. — 2000. — № 2. — С. 28-30.

3. Обреимова Н. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000. - С. 211.

4. Рашанин Ю. А., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Ц Гиг. и сан. - 2001. — № 5. - С. 3-7.

Поступила 09.09.03

S u m m а г у. The paper emphasizes the need for improving the hygienic training of pedagogical students under the conditions of the present-day developing éducation. It proposes a stepwise system of hygienic training through the subjects of fédéral and national-regional components, special courses, and pedagogical practice.

© Е. В. КРУКОВИЧ, В. Н. ЛУЧАНИНОВА, 2005 УДК 613.956:616.1-008.1-07(571.63)

Е. В. Крукович, В. Н. Лучанинова

ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ПОДРОСТКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ВОЗРАСТЕ 10-17 ЛЕТ

Владивостокский государственный медицинский университет

Неблагоприятная динамика основных показателей здоровья подростков, сложившаяся в предыдущие годы, принимает устойчивый характер. Ведь именно в подростковом возрасте закладывается физическое, психическое, половое, социальное

здоровье, которое человек реализует всю свою последующую жизнь [1, 2, 7].

Деятельность сердца и сосудов в подростковом возрасте имеет ряд особенностей и значительно отличается от таковых у детей и взрослых. Проведен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.