Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Е.Н. Ковригина, Т.Е. Нагибина, В.Я. Сакун, Е.В. Терехов, В.А. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

тона; произведена реконструкция сальниковых уплотнений компрессоров с заменой чугунных колец комбинированными из баббита и фторопласта; построена установка для сжигания кубовых остатков производства окиси этилена; установлены 3 вихревых конденсатора для улавливания паров изопропилбензола в выбросах цехов и др.

Эти мероприятия позволили снизить концентрации токсических веществ как в межцеховом воздушном бассейне, так и в атмосферном воздухе за пределами территории завода. Если до внедрения оздоровительных мероприятий концентрация всех 8 контролируемых токсических веществ в межцеховом воздушном бассейне была выше предельно допустимой (кроме этилена) в 9—48% проб, то после внедрения этих мероприятий такие вещества, как пропилен, ацетон, этилен и предельные углеводороды, не были обнаружены. Только содержание окиси этилена и бензола было выше предельно допустимого уровня соответственно в 8,4 и 4,2% анализов (ПДК токсических веществ в межцеховом воздушном бассейне составляет 30% ПДК для рабочих помещений). Проведенные заводом мероприятия привели также к снижению загрязнения атмосферного воздуха токсическими веществами. Так, во всех анализируемых пробах концентрации ацетона, этилена, бензола и гидроперекиси изопропилбензола были ниже их предельно допустимых. Только концентрации окиси этилена и фенола в отдельных (2—5%) случаях превышают предельно допустимые в 1,2—1,5 раза.

Круглосуточными наблюдениями в стационарных точках обнаружено, что атмосфера загрязняется в первой смене больше, чем во второй и третьей. Это связано с ремонтными работами и изменением технологического режима в первой смене, что сопровождается освобождением оборудования от токсических веществ. Степень распространения производственных выбросов зависит также от направления ветра. Концентрации химических веществ в жилом поселке увеличиваются, когда ветер дует со стороны сооружений по очистке промышленных стоков из технологических цехов.

На предприятии составлен перспективный план оздоровительных мероприятий по ликвидации загрязнения атмосферного воздуха токсическими веществами. Выполнение его контролируется санитарными врачами района и администрацией завода. Вопрос об этом регулярно заслушивается на заседаниях завкома и оперативных совещаниях у директора. В настоящее время ведется строительство сооружений по использованию выбросов завода в качестве топлива на ТЭЦ. Это приведет к значительному сокращению количества выбросов, сжигаемых на «факелах» завода. Закончен монтаж 3 вихревых теплообменников для улавливания паров гидроперекиси изопропилбензола. Строятся установки для каталитического дожига абгазов производства окиси этилена.

Ежегодно проводится озеленение санитарно-защнтной зоны. Так, только в 1972 г. на посадку деревьев заводом израсходовано 100 тыс. руб., организована зеленая зона вокруг него на площади 50 га. В новых производствах этилена и окиси этилена, в строящемся производстве полиэтилена высокого давления выбросы в атмосферу токсических веществ будут полностью ликвидированы за счет рекуперации, т. е. возвращения веществ в производство. Кроме того, предусмотрены установки для нейтрализации вредных химических веществ перед их выбросом в атмосферный воздух.

Проведенные на заводе оздоровительные мероприятия, снизившие загрязнение атмосферного воздуха токсическими веществами, могут быть использованы аналогичными предприятиями.

Поступила 29/1 1974 г.

УДК «14.777:628.1:625.23

Е. Н. Ковригина, Т. Е. Нагибина, В. #. Сакун, Е. В. Терехов, В. А. Михайлова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ

ВАГОНОВ

Санэпидстанция Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сооб» тем и я СССР, Москва

Современные пассажирские вагоны дальнего следования оборудованы системами горячего и холодного водоснабжения. Вода в них должна отвечать требованиям ГОСТ «Вода питьевая».

Система холодного водоснабжения пассажирского вагона состоит из 2 баков, размещенных под его крышей с 2 сторон; из них по разводящей сети вода поступает в туалеты и купе проводников. Баки наполняются водой через наливную трубу, выведенную под вагон. К ней присоединяется штуцер переносного шланга, по которому подается вода из заправочных колонок, расположенных на железнодорожных путях. В соответствии с техническими условиями эксплуатации пассажирских вагонов водопроводные системы должны промываться при ремонтах вагонов на заводе и в депо. Система водоснабжения вагона наполняется водой при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования через определенные промежутки времени на железнодорожных станциях, намеченных расписанием движения поездов. После наполнения систем водой головки налив-

ных труб должны быть закрытыми. По прибытии к пунктам назначения водопроводные системы вагона следует полностью освободить от воды.

Как показывает практика, бывают случаи, когда проводники не пользуются приспособлениями для предохранения головок наливных труб от загрязнения, и они в пути следования бывают открытыми. При хранении и переносе шлангов для заправки вагонов водой в пунктах экипировки и на пристанционных путях в процессе переноса шлангов от вагона к вагону создаются условия для их загрязнения.

На отдельных железных дорогах, например на Северной, в 1970 г. дорожная санэпидстанция изучала качество воды по бактериологическим показателям в водопроводных системах вагонов на всех этапах их заправки ею; самыми загрязненными при заправке вагонов оказались головки наливных труб. При исследовании смывов с головок наливных труб и со штуцеров заправочных шлангов кишечная палочка обнаружена соответственно в 9,5 и 3,8% случаев. По нашим данным, в 42,7% смывов с головок водопроводных труб вагонов и в 16,6% смывов со штуцеров шлангов выявлялась кишечная палочка.

Таким образом, отклонения от требований ГОСТ связываются в основном с загрязнением воды в пути следования через наливные и сливные трубы, расположенные внизу вагона, в непосредственной близости от фановых труб и при наливе в вагонные баки воды через шланги. Исследования, проведенные на Московском узле в санэпидстанции Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения СССР в 1971 — 1972 гг., показали, что результаты бактериологических анализов воды существенно изменяются в зависимости от сроков ремонтов вагонов, 14,3% неудовлетворительных проб взято в вагонах со сроками 1—3 мес после ремонта и почти в 2 раза больше (27,2%) — в вагонах, после ремонта которых прошло 9—12 мес.

Качество воды в водопроводных системах вагонов часто не отвечает требованиям ГОСТ в связи не только с поступлением загрязнений при заправке, но и с накоплением их на дне и стенках баков из-за постоянного наличия в них остаточного количества воды; она не сливается полностью даже при промывке системы во время ремонта вагонов, а баки не дезинфицируются. Полученные результаты позволили нам поставить вопрос о необходимости более строгого выполнения технических условий эксплуатации водопроводных систем вагонов.

Проведенные в 1972—1973 гг. многочисленные исследования с привлечением некоторых дорожных санэпидстанций (Донецкой, Северо-Кавказской и Приднепровской железных дорог) подтвердили наши предположения. Установлено, что загрязнения в водопроводную систему вагонов поступают при наливе воды через шланги. Так, если в воде из заправочных колонок отклонения по бактериологическим показателям от требований ГОСТ отмечены в 6,5% проб, то в воде, поступающей в вагонные системы через шланги,— в 12% проб (Р < 0,05). До заправки в баках, так же как и после нее, качество воды по бактериологическим показателям в 2,5 раза больше отклонялось от требований ГОСТ.

Увеличение содержания аммиака и изменение рН в воде вагонных систем по сравнению с водой, поступающей из шлангов, отмечались уже через 1—3 мес после ремонта вагонов в депо или на заводах. Это указывает на то, что при ремонте вагонов баки полностью не промывают, в них остается вода. По бактериологическим показателям существенная разница (в 3 раза) проявилась через 6—9 мес после ремонта вагонов. Через 12 мес после ремонта разница как по бактериологическим показателям, так и по химическим свойствам увеличилась еще больше (по коли-титру — в 26 раз, аммиаку — в 2 раза и нитритам — в 3 раза).

Выводы

1. В пунктах заправки водой пассажирских составов не всегда соблюдаются требования, касающиеся сохранения доброкачественной воды в водопроводных системах; вследствие этого в них поступают загрязнения через переносные шланги и открытые головки наливных труб.

2. Постоянное наличие остаточного количества воды в вагонных баках создает условия для накопления загрязнений на их дне и стенках и тем самым для ухудшения в них качества воды.

3. Целесообразно установить плановую промывку и дезинфекцию водопроводной системы всех пассажирских вагонов не реже 1 раза в 6 мес.

4. Чтобы предупредить поступление в водопроводную систему пассажирских вагонов загрязнений, необходимо строго соблюдать правила хранения переносных шлангов, а также предохранения головок наливных труб в вагонах от загрязнения.

Поступила 20/IV 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.