Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ТУРБИННЫХ ЦЕХАХ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ТУРБИННЫХ ЦЕХАХ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Е П. Вишневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS IN TURBINE DEPARTMENTS OF THERMAL POWER STATIONS

A study of the technology and the working conditions at turbine departments of thermal power stations has nevealed a number of unfavorable factors, such as, high air temperature in various promises of turbine departments, especially in the condensation section and at the deaeration plant, as well as the predominence of intense noise. Examination of the pulse rate and skin temperature in workers has shown--an acceleration of the pulse rate and a rise of the skin temperature, as the result of the high air temperature. The article contains certain recommendations for improvement of working conditions by introducing thermal isolation, proper ventilation and rational lay-out of the department.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ТУРБИННЫХ ЦЕХАХ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ»

довольно высокой. Опыты на проточных лабораторных моделях показывают, что дезактивация может достигать более 90% от искусственно вносимого радиоактивного изотопа (Cs137) при концентрации, 200 раз превышающей предельно допустимую для воды открытых водоемов.

ЛИТЕРАТУРА

Доливо-Добровольский Л. Б. БМ0, М., 1957, т. 3, стр. 1018—1019,— Лапшин М. И., Строганов С. Н. Химия и микробиология питьевых и сточных вод. М., 1938.— Санитарные правила перевозки, хранения, учета и работы с радиоактивными веществами. М., 1957.— Steel, Gloyna, Sewage a. Industr., Wastes, 1955, v. 27, p. 941.

Поступила 21 /V 1938 г

DEACTIVATION OF URBAN SEWAGE AT THE BIOLOGICAL SEWAGE

TREATMENT STATIONS

L. B. Dolivo-Dobrovolskiy, senior scientific collaborator, Yu. P. Konstantinov, junior scientific collaborator R. V. Musykantov, scientific collaborator

The investigations have been carried out at five sewage treatment stations equipped with modern installations for biological treatment of sewage. The extent of deactivation was inconsiderable. Thus, when the influent sewage displayed a total radio-after ,a complete biological treat-effluent, activity of 1 • 10—7—2.5 • 10—7 C/l, in the ment, there was a fall of radioactivity down to 3" 10—8—5 • 10—8 C/l. Such a slight degree of disactivation of sewage during the biological treatment may be explained by the low disactivating power of the biological process in general and, besides, by the presence of microscopic particles of biological slime which are carried out from the aerobic treatment installations. The experiments performed on the laboratory models of treatment pl^nt, revealed that the intensity of disactivation may exceed 90% in the treatment of water, experimentally polluted with radioactive isotope (Cs137) with initial concentration 200 times higher that the maximum permissible concentration for surface waters.

it it it

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ ТРУДА

В ТУРБИННЫХ ЦЕХАХ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Кандидат медицинских наук Е. П. Вишневская

Из кафедры общей гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова

В качестве объекта исследования нами были взяты электростанции, построенные в послевоенные годы по типовым проектам и оснащенные новым оборудованием. Проведено исследование на 5 тепловых электростанциях, расположенных в Московской и Тульской областях.

Турбинные цехи этих станций построены по единому плану и состоят из машинного зала, конденсационного отделения и помещений деаэраторов. На некоторых станциях к турбинному цеху относится помещение водонасосной станции, на других оно выделено в отдельное здание. Кубатура помещения турбинного цеха различна на различных станциях и зависит от их мощности. На всех станциях она значительно превышает существующие санитарные нормы.

Число работающих в турбинных цехах относительно невелико и составляет от 60 до 160—180 человек в зависимости от мощности станции. С 1957 г. на электростанциях установлена 41-часовая рабочая неделя. Работа ведется непрерывно по 3-сменному графику с продолжительностью смены 8 часов без обеденного перерыва. Она' заключается в обслуживании турбины с вспомогательным оборудованием, редук-

ционно-охладительных установок, деаэраторов, питательных и пожарных насосов, центральной насосной, охлаждающих устройств, циркуляционной воды и водного хозяйства электростанции.

Определение тяжести физической нагрузки у работающих представляет значительную трудность: основные операции в цехе механизированы и частично автоматизированы, однако наблюдение за сложными контрольно-измерительными приборами требует постоянного внимания, переходов и подъемов на высоту до 5 этажей и более (например, на деаэраторах), а регулировка работы механизмов — значительных физических усилий. Эти операции не регламентируются и хронометраж их не дает достоверной картины.

При санитарно-гигиенических исследованиях в турбинных цехах нас интересовали на данном этапе главным образом микроклимат цеха (температурно-влажностный режим и скорости движения воздуха), уровни громкости шума, динамика некоторых физиологических показателей у рабочих в процессе работы.

Исследования проводились в различные сезоны в течение 1957— 1958 гг.

Технологический процесс в турбинных цехах сопровождается значительным тепловыделением. Источником его служит большое количество паропроводов, имеющих температуру поверхности 50—60° и более, и вращающихся частей и механизмов. Микроклимат цеха характеризуется неравномерностью температур в различных точках каждого помещения. Это вызвано наличием на отдельных участках цеха агрегатов с. особенно высоким тепловыделением, а также нерациональной планировкой цехов. Как правило, в нижних этажах здания турбинного цеха находится конденсационное помещение, где располагаются рабочие места помощников машиниста турбины и машинистов питательных насосов (на некоторых станциях питательные насосы устанавливаются на одном уровне с турбинами, но это является исключением). Над ними находится машинный зал, в котором установлены турбогенераторы и находятся рабочие места машинистов турбин, старших машинистов и др. Перекрытие между машинным залом и конденсационным помещением проектируется 2 типов. На одних станциях (ТЭЦ № 12) устраивается сплошное перекрытие и конденсационное помещение сообщается с машинным залом через открытые люки. На других (ТЭЦ № 11) цех не имеет сплошных междуэтажных перекрытий и турбогенераторы и щиты с контрольно-измерительными приборами располагаются на площадках, соединенных между собой низкими мостиками-переходами (так называемое островное расположение турбин). Инструментальные исследования см. таблицу показали, что существенной разницы температур в зависимости от планировки цеха установить трудно, однако самочувствие работающих в конденсационном помещении резко ухудшается, так как нагретый воздух имеет выход из помещения только через люк в машинный зал и воздухообмен чрезвычайно мал. Измерения подвижности воздуха показало низкие скорости — 0,05—0,2 м/сек и лишь у выходов на лестничные площадки—1,2 м/сек. Условия труда в машинном зале относительно более благоприятны, но поступающий из конденсационного помещения горячий воздух неравномерно распределяется по помещению, вызывает потоки, ведущие к образованию сквозняков в местах подсоса наружного воздуха.

При островном расположении турбин условия работы в конденсационном помещении значительно улучшаются, так как становится возможным воздухообмен, но при этом на рабочих местах машинистов они резко ухудшаются. В летний период средние температуры воздуха конденсационного отделения 33°, а в отдельных точках они достигают 36—48°, в зимний и переходный периоды 30—38°. В цехах с питательными насосами, вынесенными на уровень машинного зала (как это

2*

19

Характеристика микроклимата турбинных цехов (средние показатели по материалам

5 тепловых электростанций)

Помещения

.Показатели машинный зал конденсационное для деаэраторов для водопояогрева-телей

лето осень— зима лето осень — зима лето осень— зима лето осень— зима

Температура: Минимальная 24° 22° 30° 21° 34° 22° 29° 22°

Максимальная 50° 38° 48° 38° 49° 40° 41° 39°

Средняя 34,6° 28,4° 33° 33,4° 39° 35° 38° 25,5°

Относительная

влажность (в%) 15—27 20—30 20—35 15—30 17—30 17—23 20—25 15—30

Скорость воздуха (в м/сек) 0,4—2 0,2-1,2 0,02—0,5 0—0,2 0,5 0—0,8 Не определяли 0,4—0,7 0,1—0,7

Число измерений 82 100 56 73 75 30 27 16

имеет место на ГРЭС № 18), и при островном расположении турбин условия в конденсационном отделении значительно улучшаются в летний период и становятся вполне удовлетворительными в переходной и зимний периоды (температура воздуха 23—26°).

В машинном зале температура воздуха в летний период достигает на отдельных рабочих местах 40—50° (при средней температуре 35°), в зимнее и переходное время 30—38° (при средней температуре на разных станциях от 26 до 28°).

Неблагоприятным фактором в машинном зале являются, как уже указывалось, неравномерность температур и сквозняки. В отдельных точках у турбогенераторов, находящихся на расстоянии 3—4 м друг от друга, наблюдаются перепады температур до 10°. Подвижность воздуха неравномерна и колеблется от 0 до 1,8—2 м/сек. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в цехе образуются вертикальные потоки горячего воздуха из конденсационного отделения, с другой — горизонтальные потоки холодного воздуха, проникающего снаружи через окна, а иногда и через открытые ворота цеха.

Во всех случаях турбинные цехи проектируются в одном здании параллельно с котельным цехом. Благодаря работе дутьевых вентиляторов в котельном цехе (в некоторых они забирают воздух из турбинного цеха) создается разряжение и значительные токи воздуха устремляются в сторону котельного цеха, что ухудшает и без того тяжелые микроклиматические условия в турбинных цехах.

Наиболее неблагоприятные условия создаются на Деаэраторных установках. На станциях, где эти установки отделены стеной от машинного зала, на деаэраторах практически нет движения воздуха, в то время как температура даже в зимнее время в отдельных рабочих точках достигает 40°. При открытом расположении деаэраторов в помещении метеорологические условия несколько улучшаются вследствие увеличения подвижности воздуха, однако температура его остается столь же высокой.

Во всех обследованных нами помещениях влажность воздуха не превышала 35°. Теплоизлучение от нагретых поверхностей невелико и при больших размерах помещений практического значения не имеет.

Ни на одной из обследованных нами станций мы не встретились с наличием каких-либо мероприятий, кардинально разрешающих воп-

росы улучшения микроклимата. Проектирование вентиляции, как правило, решается кустарно, большей частью путем установки на некоторых участках местного притока воздуха, причем локализация притока выбирается произвольно и гигиенически необоснованно. Воздуховоды в цехе нагреваются и поэтому подаваемый воздух имеет повышенную температуру (иногда выше, чем температура воздуха в помещении). На одной из станций спроектировано нечто вроде воздушной завесы у турбогенератора, но эта завеса устроена таким образом, что окружает и рабочее место машиниста и турбину и, таким образом, все тепловыделения с турбины локализуются на рабочем месте машиниста. Такая воздушная завеса не приносит пользы. В летнее время проветривание при помощи окон и фонарей осуществляется очень широко, однако цех, как правило, имеет лишь одну наружную остекленную стену, вторая же примыкает к котельному цеху, и рабочие места, расположенные вблизи от этой стены, проветриваются совершенно недостаточно.

■>Ю0

«а § т

90

1 80

.. 89.3

До начала Через 3 часа В конце работы сиены

Рис. 1. Динамика частоты пульса у рабочих турбинного цеха в течение рабочего дня.

36° 35' 34° 33°

зг°

31° 30°

.355°

35./ !

§ I

И

II Н

Темлерагура козсигруА/

Рис. 2. Динамика температуры кожи лба и груди у рабочих турбинного цеха в течение рабочего дня.

Рациональное решение вопроса вентиляции возможно лишь при такой планировке, когда турбинный и котельный цехи будут расположены в двух самостоятельных зданиях. В этом случае и при отсутствии перекрытий между этажами возможна аэрация цеха в комбинации с местной приточной вентиляцией в виде воздушных душей.

Одновременно с правильным проектированием вентиляции при строительстве электростанций необходимо правильное решение вопроса теплоизоляции парапроводов, являющихся основными источниками тепла в цехе. Снижение температуры поверхности парапроводов может •радикально изменить условия труда в турбинных цехах.

Нами было произведено исследование некоторых физиологических показателей в условиях работы в турбинном цехе. Проводилось измерение температуры тела и кожных температур у рабочих до начала работы и в различные часы работы, определялась частота пульса. Обследованию было подвергнуто 56 человек (рис. 1 и 2). Поскольку существенного различия в физиологических показателях у мужчин и женщин обнаружено не было, мы сочли возможным суммировать эти данные.

При исследовании частоты пульса были отмечены относительно высокие исходные показатели (83,4 удара в минуту) и последующее учащение пульса в течение рабочего дня. Существенных изменений в температуре тела установить не удалось, отмечено значительное повы-

шение кожных температур (лба и груди): температуры кожи лба повысились за первые 3 часа с начала работы с 33,1 до 35,2°, а температуры кожи груди — с 34,2 до 35,5°. Наблюдалось также сближение температур открытых и закрытых участков кожи, что свидетельствует о начинающемся перегревании организма. В последующие часы наблюдалось некоторое снижение кожных температур (за счет усиления потоотделения), однако уровень их был значительно выше исходного. Указанные изменения кожных температур и частоты пульса являются результатом воздействия неблагоприятных условий микроклимата. Опрошенные нами рабочие жаловались (особенно в летнее время) на ощущение духоты в конденсационном отделении и характеризовали свое теплоощущение как «очень жарко». Те же результаты получены и у дежурных на деаэраторных установках.

В обследованных цехах к неблагоприятным условиям следует отнести также интенсивный шум. Источником его являются как сами турбогенераторы, так и все вспомогательное оборудование, особенно редукционно-охлаждающая установка. По нашим многократным измерениям, интенсивность шума оказалась равной 94—104 дб в машинном зале и на деаэраторах и 100—109 дб на рабочих местах в конденсационном помещении. Предельно допустимой считается громкость 70—80 дб. Более высокие громкости могут при длительном воздействии привести к снижению слуха (тугоухости), что мы и наблюдали у рабочих, которые (особенно в конденсационном помещении) жалуются на снижение слуха после работы, чувство заложенности, непроходящий шум.

Борьба с шумом на данном производстве может идти как по пути технического усовершенствования оборудования в целях снижения шума, так и создания режима, охраняющего рабочих от воздействия шума. Работы в «шумных» цехах рекомендуется чередовать с перерывами, что в некоторой мере предупреждает развитие тугоухости.

Как указывалось, принятый на теплоэлектростанциях график работ (как раньше при 8-часовом рабочем дне, так и после перехода на 41-часовую неделю) предусматривает общую длительность смены в 8 часов, причем вахтенный персонал работает без перерыва. Такой режим труда способствует быстрому утомлению, которое еще усиливается под влиянием шума высокой интенсивности. Это вызывает необходимость создать новый график работы, предусматривающий часовой перерыв в середине рабочего дня.

Выводы

1. Рабочие турбинных цехов подвергаются неблагоприятному воздействию факторов внешней среды, из которых ведущими являются высокая температура воздуха и шум. Параметры температуры воздуха, интенсивность шума в цехе значительно превышают указанные в нормах.

2. Выявленные изменения пульса и кожных температур у рабочих турбинного цеха указывают на систематическое неблагоприятное воздействие на них имеющихся условий труда.

3. Необходимо проведение технических мероприятий, направленных на борьбу с тепловыделениями и в первую очередь теплоизоляции паропроводов во всех помещениях, устройства рациональной общеобменной вентиляции (аэрации) и местной обдувающей вентиляции (воздушные души) в конденсационном помещении и на деаэраторах высокого и среднего давления.

4. При проектировании новых. ТЭЦ следует предусматривать более рациональную планировку помещений для обеспечения правильной аэрации и с целью борьбы с шумом. Наиболее рациональной можно

считать планировку цеха без междуэтажных перекрытий с островным расположением турбогенераторов.

5. Необходим пересмотр графика работы вахтенного персонала с тем, чтобы фактическая продолжительность рабочего дня не превышала 7 часов, причем должен быть предусмотрен часовой перерыв.

ЛИТЕРАТУРА

Б ы х о в с к и й Б. Б. В кн.: Материалы Всесоюзного совещания по безопасности работ в энергоустановках. Пермь, 1955, стр. 11.— Шахбазян Г. X. Гигиеническое нормирование микроклимата производственных помещений. Киев, 1952.— Коган М. М. Теплофикация малых и средних городов. М., 1956.— Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956.

Поступила 18/11 1938 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS IN TURBINE DEPARTMENTS OF THERMAL POWER STATIONS

E. P. Vishnevskaua, candidate of medical sciences

A study of the technology and the working conditions at turbine departments of thermal power stations has nevealed a number of unfavorable factors, such as, high air temperature in various promises of turbine departments, especially in the condensation •section and at the deaeration plant, as well as the predominence of intense noise. Examination of the pulse rate and skin temperature in workers has shown^an acceleration of the pulse rate and a rise of the skin temperature, as the result of the high air temperature. The article contains certain recommendations for improvement of working conditions by introducing thermal isolation, proper ventilation and rational lay-out •of the department.

ft ft ft

ВКЛЮЧЕНИЕ РАДИОАКТИВНОГО МЕТИОНИНА S3* В БЕЛКИ ОРГАНОВ ПРИ ОСТРОМ И ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

ОКИСИ КАДМИЯ

Кандидат медицинских наук Р. С. Воробьева

Из кафедры общей гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова

В литературе имеются некоторые материалы относительно влияния кадмия на отдельные стороны обмена веществ. В частности, участие кадмия в углеводном обмене показано в исследованиях Н. Б. На-сельского, А. У. Шпаковского. Согласно этим исследованиям, кадмий вызывает гликогенолиз в печени, усиливает активность адреналина, угнетает активность инсулина и синтез гликогена. Длительное поступление кадмия в организм экспериментальных животных вызывает нарушение обмена железа [Пиндборг (Pindborg) и др.]. Ряд соединений кадмия оказывает влияние на обмен витамина С (Ф. Я. Бернштейн, М. И. Кичина, Н. С. Хидекель). В доступной нам литературе мы не обнаружили работ, посвященных изучению других видов обмена и в частности белкового при кадмиевой интоксикации. Между тем ряд исследователей указывает на протеинурию как на один из симптомов хронической кадмиевой интоксикации [Бадер (Baader), Гунтер (Hunter)], происхождение которой Фриберг (Friberg) объясняет нарушением белкового обмена.

За последнее время для изучения тонких биохимических процессов в организме, в том числе и белкового обмена, широкое распростра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.