36 ЗНСО апрель №4 (229)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕЖИМ ДНЯ
Л.Н. Нагирная, Л.В. Транковская, О.П. Грицина
HYGIENIC MARK OF CONDITIONS OF STAY OF CHILDREN IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION AND THEIR DAY REGIMEN
L.N. Nagirnaja, L.V. Trankovsky, O.P. Gritsina
ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
В статье представлена гигиеническая оценка условий пребывания детей в учреждениях дополнительного образования. Выявлены особенности режима дня занимающихся детей и состояния их здоровья.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, дети, режим дня, здоровье.
The hygienic mark of conditions of stay of children in additional education establishments is presented. Features of a day regimen of engaged children and a condition of their health are revealed.
Keywords: additional education establishments, children, a day regimen, health.
Охрана здоровья детей и подростков — одна из наиболее важных проблем общества. Основной закон детства — это непрерывный рост и развитие организма. Всякое нарушение этого процесса приводит к неблагополучию в организме ребенка и развитию заболеваний [1; 3].
Помимо школы и дошкольных организаций часть детей и подростков посещает разнообразные внешкольные образовательные учреждения. При этом на растущий организм ребенка влияет дополнительный комплекс различных факторов окружающей среды. Система дополнительного образования стимулирует развитие способностей и талантов у детей и позволяет каждому из них максимально реализовать себя [2]. Однако вопросы организации государственного санитарного надзора за условиями пребывания детей в учреждениях дополнительного образования, а также гигиеническая регламентация режима дня таких детей в настоящее время требуют совершенствования.
Цель данной работы — научное обоснование мероприятий по оптимизации условий организации занятий, а также разработка программы по гигиеническому воспитанию для учреждений дополнительного образования.
Исследование начато в 2010 г. на базе танцевальной и цирковой студий, расположенных в крупном культурном центре г. Владивосток
(«Культурно-развлекательный центр профсоюзов»). Возраст занимающихся 4—17 лет, из них 85,9 % - девочки и 14,1 % - мальчики; 40,0 % детей посещают дошкольные организации, школу — 60,0 %, в т. ч. 17,6 % — первоклассники.
Было проведено комплексное санитарно-гигиеническое обследование помещений на соответствие СанПиН 2.4.4.1251—03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Установлено, что занятия проводились в залах, площади которых соответствуют нормам и фактически составляли 75 м2—120 м2. При каждом зале имеются помещения для переодевания мальчиков и девочек площадью от 12 до 16 м2. Следует отметить, что только в одной студии оборудован санузел для детей. В залах всех танцевальных кружков имеются балетные перекладины на уровне 1,0—1,1 м от пола и 0,3 м от стены и зеркальное покрытие одной из стен на высоту 2,1 м. В помещении для занятий цирковой студии стены окрашены масляной краской до потолка и не имеют выступов. Покрытие полов во всех студиях выполнено специальным линолеумом. Наполняемость групп — от 14 до 28 детей (при рекомендуемой норме 25 человек). Однако, даже с учетом переуплотнения некоторых из групп, площадь на одного занимающегося достаточна и составляет от 3,2 до 6,4 м2 на одно-
апрель №4 (229)
37
го ребенка. При измерении параметров микроклимата в холодный период года было установлено, что температура воздуха в залах колебалась от 19,4 до 24,6 °С (при норме 18 °С). Относительная влажность воздуха находилась в пределах от 32,0 до 43,0 % и соответствовала гигиеническим требованиям. Залы имеют совмещенное освещение. Искусственное освещение — общее, равномерное, представлено светильниками с люминесцентными лампами, которые обеспечивали достаточный уровень освещения (340,0—467,0 Лк). Уровни шума во время занятий с музыкальным сопровождением составляли от 60,0 до 92,0 дБА, а без музыки — от 34,0 до 57,0 дБА.
При оценке организации занятий было установлено, что они проводятся преимущественно во второй половине дня. Для удобства детей, обучающихся во вторую смену или не посещающих дошкольные организации, сформированы утренние группы. Дети тренируются по 2—3 раза в неделю продолжительностью от 45 мин до 2 ч в зависимости от возраста. Однако перед конкурсами и концертными программами время и количество занятий увеличивается.
Кроме того, был проведен опрос родителей по специально разработанной анкете, содержащей вопросы о режиме дня, досуговой деятельности и состоянии здоровья детей.
Результаты математической обработки полученного материала показали, что 36,5 % детей, помимо танцевальной или цирковой студии, дополнительно занимаются еще в одном, а 10,8 % — в 2—3 кружках или факультативах. В результате время выполнения домашнего задания лишь у 43,1 % учащихся соответствует гигиеническим требованиям. Остальные школьники готовят уроки дольше положенного на 0,5—2,0 ч. Важно подчеркнуть, что увеличение времени приготовления домашнего задания характерно для 76,3 % первоклассников.
Необходимым элементом здорового образа жизни является включение в режим дня ребенка прогулок на свежем воздухе. В холодное время года 82,3 % детей гуляют менее 2 ч (при рекомендуемой продолжительности — 2—4 ч). В теплое время года длительность прогулки достаточная (более 4 ч) лишь у 63,6 % детей. В свободное время дети предпочитают пассивный отдых: просмотр телевизора и компьютерные игры (34,1 %), различные виды прикладного творчества (42,3 %), чтение литературы (13 %). Лишь каждый десятый ребенок выбирает активные занятия. Время ночного сна сокращено на 1—2 ч у 73,2 % посещающих учреждения дополнительного образования. Возможно, недосыпание ночью вызывает потребность в дневном сне. Как дошкольники (85,2 %), так и школьники (54,9 %) спят днем, при этом продолжительность дневного сна у 89,5 % составляет 1—2 ч, а остальные спят дольше.
Немаловажную роль в сохранении здоровья ребенка играет рациональная организация питания. Было установлено, что абсолютное большинство детей (99,0 %) завтракают, из них 66,7 % — дома, остальные 39,3 % — в школе или дошкольной организации. Обедают все дети, из
них 56,5 % — дома. У 84,7 % организован полдник, причем каждый четвертый ребенок полдничает по пути на занятия. Все дети ужинают. Более половины занимающихся в студиях (51,7 %) принимают пищу перед сном.
В целом, у каждого обследованного ребенка обнаружены те или иные нарушения в режиме дня, которые могут стать причиной снижения работоспособности и формирования изменений в состоянии здоровья.
Опрос родителей показал, что 52,9 % детей предъявляют жалобы на боли различной локализации. Из них более половины (55,5 %) жалуются на боли в области живота, которые, по мнению родителей, возникают из-за неправильной организации питания, физической нагрузки и эмоционального напряжения. У 44,2 % детей отмечены головные боли. На спонтанные боли в области сердца жалуются 8,8 %. После физической нагрузки 34,3 % отмечают боли в конечностях, 15,4 % — в спине и 13,2 % — в суставах. Кроме того, после окончания занятий в кружке у каждого третьего ребенка ухудшается самочувствие. Это проявляется в повышенной раздражительности, вялости, усталости.
У детей, посещающих танцевальную и цирковую студии, отмечается закономерное сезонное увеличение случаев острых респираторных заболеваний в холодный период года. При этом у 51,6 % детей средняя продолжительность одного случая составляет 2—3 недели. У 14,1 % студийцев имеются хронические болезни. Наиболее распространена патология ЛОР-органов, зрительного анализатора, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта. Несмотря на то, что занятия ведут квалифицированные специалисты, 4,7 % детей в процессе обучения получали травмы верхних и нижних конечностей.
Результаты исследования явились основой для внедрения комплекса мероприятий по оптимизации условий проведения занятий в обследованных студиях. Полученные данные легли в основу разработки программы гигиенического воспитания для учреждений дополнительного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 528 с.
2. Сократов Н.В., Корнеева И.Н. Влияние хореографического искусства на здоровье детей. Валеоло-гия, 2003. № 1. С. 10—14.
3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. Изд. 2-е. М.: ГЭОТАР-Медиа. Т 1. 2006. 423 с.
Контактная информация:
Транковская Лидия Викторовна, тел.: 8 (902) 556-87-49, 8 (4232) 45-56-51, e-mail: [email protected] Contact information:
lYankovskaya Lidiya,
phone: 8 (902) 556-87-49, 8 (4232) 45-56-51, e-mail: [email protected]