Индивидуальные годовые дозы профессионального облучения И"» по ¡руппам персонала ПЗРО
Доза, мЗв
Должность мини- средняя макси-
мальная мальная
Рабочий по захоронению
отходов 1,0 2,5 6,0
Слесарь-ремонтник 0,9 2,0 8,6
Аппаратчик 1.1 1.7 3,9
Дезактиваторщик 1.2 1.7 3.7
Рабочие специальной пра-
чечной 1.4 1.8 2.2
Водитель специального
транспорта 1.2 1.9 2.9
Дозиметрист 0.9 1.9 3,5
Лаборант 1.4 1.7 4,1
Начальник участка, смены, 1.1 1.6 1.9
мастер, инженер
*
Распределение годовых ин- ¡^ г дивидуальных доз облуче- г % ния персонала ПЗРО (/.¿¿у 2) и стандартное распределение (3). да Объяснение в тексте.
35 30
2 3 4 3678Д.мЗв
у работников ПЗРО. Масштаб шкалы ординат для г соответствует величине интеграла вероятности от накопленной частоты.
Линия 3 на рисунке показывает стандартное распределение, характерное для условной группы персонала, облучение 99,9 % состава которой ограничено пределом годовой дозы 50 мЗв [1,2].
Из кривых / и 2 рисунка следует, что персонал ПЗРО состоит из двух подгрупп с разными уровнями облучения, в каждой из которых распределение индивидуальных доз близко к логнормальному. Более облучаемая подгруппа, составляющая около 13 % персонала ПЗРО, по величине наиболее вероятной годовой дозы (4,1 мЗв) близка к ус-
О,У /Г 13 гр1пд
ловной группе персонала, уровни облучения которой соответствуют стандартному распределению. Для основной подгруппы, к которой относится 87 % персонала, наиболее вероятная доза равна 1,6 мЗв, т. е. составляет около 30 % от средней дозы (5 мЗв) для стандартного распределения, соответствующего радиационно-безопасным условиям труда. Только около 1 % работников получили облучение в дозах, несколько превышающих 1/10 от установленной НРБ-76 предельно допустимой дозы за год (50 мЗв).
Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности защитных мероприятий по снижению уровня внешнего облучения на ПЗРО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Источники и действие ионизирующей радиации. Нью-Йорк, 1978, т. 2, с. 1 — 117.
2. Ксирим-Маркус И. Б. Эквидозиметрия. М., 1980, с. 116— 118.
Поступила 16.11.83
УДК ви.ма
Л. Л. Соколина, Ю. В. Середин, В. А. Перцов
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ ТРУДА ПРИ РАДИОАКТИВНОМ КАРОТАЖЕ
К числу профессиональных групп, подвергающихся влиянию комплекса факторов внешней среды, относятся ^Ъ-'офмзики, занимающиеся радиоактивным каротажем скважин. До настоящего времени не проводились комплексное изучение дозовых нагрузок и клиническое обследование этой категории лиц, имеющих стаж работы по специальности более 10 лет в полевых условиях, и не оценивалась возможность возникновения соматико-стохастических эффектов (ССЭ).
Радиоактивный каротаж входит в обязательный комплекс геофизических исследований скважин, с помощью которого изучается их геологический разрез и обеспечивается получение количественных параметров для подсчета запасов нефти^ газа и полезных ископаемых. В по-следние годЫ В связи с расширением работ по каротажу значительно увеличился контингент лиц, занимающихся радиометрическими исследованиями скважин.
Условия труда и состояние здоровья персонала, проводящего указанные работы, впервые в СССР изучались А. Ф. Гурьевым [1], В. И. Простяковой и соавт. [3]. Эти авторы отмечали неудовлетворительные условия труда и повышенные лучевые нагрузки на персонал в первые годы использования данного метода, обусловленные, по их мнению, отсутствием средств индивидуальной защиты, стандартных контейнеров для транспортировки источников, специальных правил и инструктивных указании для данно-<^го вида работ, а также довольно большой активностью используемых радионуклидных источников.
Обработка данных периодических медицинских осмотров персонала картонажных отрядов, проведенная Ф. А. Эфен-диевым [71, показала, что у дйц этой группы имелись отклонения в состоянии здоровья (умеренная лейкопения, гипотония), обусловленные воздействием излучения. В последующие годы Л. Л. Соколина и соавт. [6], Н. Н. Романова и соавт. [5] отмечали снижение лучевой нагрузки на работающих в связи с улучшением условий труда.
Нейтронный гамма-каротаж скважин основан на измерении вторичного гамма-излучения, возникающего в породах при захвате ядрами их атомов нейтронов (по реакции п, у)- Каротаж — непрерывный процесс, в течение которого скважинный прибор с источником излучений перемещается вдоль более чем полуторакилометровой скважины, и за время его проведения весь отряд работает без перерыва от 3 до 48 ч. Время радиометрических исследований зависит от глубины скважины. При этом виде работ фактором радиационной опасности является внешнее неравномерное облучение быстрыми нейтронами со средней энергией 4,6 МэВ, излучаемыми радионуклидными источниками, с максимальными дозами облучения в области кистей рук. Наибольшие уровни изучения регистрируются при следующих операциях: зарядке и разрядке хвостовиков глубинных приборов, извлечении источника из контейнера и помещении его обратно. Из-за отсутствия серийно изготовляемых индивидуальных дозиметров быстрых нейтронов индивидуальные дозы облучения всего тела и кистей рук определяли по усредненным показателям мощности
дозы облучения, полученным на основании измерения соответствующими приборами и хронометража операции. Уровни облучения сотрудников за один выезд на каротаж колеблются в зависимости от технологии выполнения операций и использования средств индивидуальной защиты. При применении Ро-Ве источников с выходом быстрых нейтронов от 0,5-107 до 1,8-107 част/с они составляют 2,6— 6,4 мбэр для всего тела и 16—30 мбэр для кистей рук.
Дозы на кисти рук при зарядке и разрядке приборов вручную (без дистанционного инструмента) в несколько раз выше. Годовые дозы облучения всего тела могут быть 0,2—1,5 бэр, а облучения кистей рук при проведении работ без дистанцнонного инструмента — 14—30 бэр.
Среди факторов нерадиационного характера, воздействующих на персонал, особое значение имеют неблагоприятные метеорологические условия, неритмичность труда, отдыха и питания, неустроенный быт во время работы на скважине, значительные физические перегрузки, обусловленные частыми перемещениями вручную (погрузка — разгрузка) тяжелой геофизической аппаратуры. Подсчитано, что при переездах на скважину н обратно каротажники проводят погрузочно-разгрузочные работы с оборудованием массой до 1,5 т. Из вредных привычек следует отметить выкуривание большого числа (25 и более) сигарет в сутки. С учетом условий труда было проведено клиническое обследование сотрудников каротажных отрядов, имеющих стаж работы в профессиональном контакте с ионизирующим излучением более 10 лет. Анализ клинических данных показал высокую частоту хронического гастрита (до 40%), заболеваний ЛОР-органов (25%), опорно-двигательного аппарата (до 30%), нейроциркуляторной дис-тонии (до 30%). По характеру заболеваемости можно предположить, что именно нерадиационные факторы оказывают на нее преимущественное влияние.
Поскольку дозы облучения были низкими, никаких непосредственных соматических эффектов не обнаружено. Выявлена лишь склонность к лейкопении и тромбоцитозу у стажированных каротажников при суммарных дозах облучения выше 100 бэр.
При длительном воздействии малых доз ионизирующего излучения представляют интерес не столько непосредственные пороговые реакции, сколько неспецифические стохастические эффекты, которые выявляются лишь при груп-
повом анализе. По данным Международной комиссии по радиационной защите [4] (опубликация № 26, 1977), научного комитета ООН по действию атомной радиации |Щ, касающимся отдельных эффектов воздействия ионизирующего излучения, и другим материалам, главным соматическим риском облучения в небольшой дозе является повышенная возможность возникновения злокачественных новообразований. Нами дана оценка вероятности отдаленных ССЭ у 240 геофизиков, занимающихся нейтронным гамма-каротажем скважин, на основе среднегодовых и коллективных доз облучения. При этом исходным было принято положение о том, что доза облучения определяет частоту ССЭ или тяжесть поражения в случае возникновения непосредственных соматических эффектов. Тем самым риск радиационных поражений, являясь одним из основных критериев оценки радиационной безопасности, определяется дозой облучения персонала. Полученная в результате расчетов величина риска ССЭ — 0,7-10~4 смертельных случаев в год на 1 человека, что не превышает риска в профессиях, которые признаны наиболее безопасными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьев А. Ф. — В кн.: Московский мед. ин-т. 1-й. у»-учная конф. аспирантов и ординаторов. Рефераты Докладов. М., 1962, ч. 2, с. 140—142.
2. Научный комитет ООН по действию атомной радиации. 29-я сессия. Вена, 1980.
3. Простякова В. И., Белова Р. С., Янковский И. И. — Мед. радиол., 1960, № 2, с. 62—64.
4. Радиационная защита. М., 1978.
5. Романова И. Н., Дынник М. С.. Кулеско Л. И. Оценка радиационно-гигиенических условий труда при нейтронном каротаже буровых скважин с применением поло-ний-бериллневых источников. Метод, рекомендации. М., 1979.
6. Соколина Л. Л., Горбаренко Н. И.. Денисова Е. А.— В кн.: Сборник научных трудов по радиационной безопасности. Л., 1975, вып. 5, с. 46—48.
7. Эфендиев Ф. А. — В кн.: Академия мед. наук СССР. Сессия. Труды. М., 1961, с. 116—119.
Поступила 20.05.83
Аннотации
УДК 614.777-074
С. Е. Б о е в, В. Н. Б у г а е в с к и й, Н. В Г р и н ь. Из опыта использования гидропульта для отбора проб воды открытых водоемов. (Донецкий медицинский институт им. М. Горького)
Важнейшая составная часть государственного санитарного надзора за состоянием открытых водоемов, используемых для хозяйственно-пнтьевых, оздоровительных и куль-турно-бытовых целей, — лабораторный контроль качества воды в них. Общепринятым в санитарной практике прибором для отбора проб воды открытых водоемов является батометр. Однако трудность его приобретения, непрочность, длительность отбора проб воды, а порой и техническая сложность отбора (мелководье и др.) значительно ограничивают возможности применения батометра в санитарной практике и обусловливают иногда использование вместо него примитивных приспособлений (банок, ведер и др.). В Ждановской бассейновой санэпидстанции на водном транспорте для отбора проб воды открытых водоемов применяется обычный гидропульт скальчатый (ТУ 64-1-
1757—73), используемый для проведения дезинфекционных работ. При этом к всасывающему и нагнетательному наконечникам гидропульта подсоединяется резиновый шланг длиной соответственно 3—5 и 0,5 м. На всасывающий шланг наносятся отметки через каждые 0,5 м, наконечником его служит фильтр-сеточка, входящая в комплект гидропульта. Для удобства работы с гидропультом к всасывающему шлангу прикрепляется металлический держатель, имеющийся также в комплекте прибора. Отбор проб воды осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по гигиеническому контролю загрязнения морской среды> (М., 1981). Погружая всасывающий шланг на необходимую глубину, а нагнетательный в емкость для отбора проб воды и производя несколько движений рукояткой гидропульта вверх — вниз, отбирают требуемое количество жидкости. При этом время отбора 1 л воды составляет около 40 с. После отбора пробы в данной точке производят несколько холостых движений рукояткой для освобождения всей системы от воды. При отборе воды в следующей точке делают сначала несколько предварительных качательных движений с погруженным в вода« всасывающим шлангом («промывка» системы водой дарт