5
дис.... канд. мед. наук.— М., 1977.
Либерман А. П., Артамонова В. Г., Петров В. И. и др. // Гигиенические аспекты использования лазерного излучения в народном хозяйстве.— М., 1982.— С. 21—24.
Липкина Л. И., Антошина Л. А., Капорович И. Г. и др. // Клинико-гигиенические проблемы в связи с раз-
- М., 1982. —С. 33-
витием квантовой электроники.
37.
6. Пальцев Ю. П., Дюжева А. Я., Липкина Л. И. и др. //
Применение лазеров в приборостроении, машиностроении и медицинской технике.— М., 1979. — С. 416—417.
Поступила 16.10.86
Summary. Data on the evaluation of the conditions and character of work of assemblers of laser equipment applied in mechanical engineering are presented. The impact of working conditions on the state of the cardiovascular system and visual analyzer is demonstrated during a onetime examination and for dynamic variations during the working day.
УДК 628.5:681.2
jiV
m
*
А. К. Маненко, М. И. Гоюегоцкий, Л. С. Еремеева, А. Д. Видзиш,
Л. В. Мугако, Л. М. Романюк, О. П. Иванова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБОВ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЛАТ
ПЕЧАТНОГО МОНТАЖА
Львовский медицинский институт
Создание безотходных и малоотходных технологий на предприятиях приборостроительных отраслей промышленности принципиально важно с гигиенических позиций, так как складирование жидких кубовых остатков, содержащих высокотоксичные соединения, может привести к загрязнению почвы органическими соединениями. Кроме того, загрязнение поверхностных слоев почвы может отразиться на качестве грунтовых вод. Практика складирования жидких кубовых остатков в отстойниках-накопителях приводит к необходимости жесткого санитарно-гигиенического и санитарно-технического контроля за состоянием окружающей среды, особенно почвы и подземных водоносных горизонтов в районе размещения этих ненадежных в санитарно-гигиеническом отношении сооружений, а также к увеличению земельных участков, используемых для складирования промышленных отходов.
В приборостроительных отраслях промышленности при производстве плат печатного монтажа отходами являются жидкие кубовые остатки типа СПФ-2. В плане разработки малоотходных и безотходных технологических процессов для утилизации отходов производства печатных плат создана установка УПКО-1 по переработке кубового остатка СПФ-2 из жидкой фазы до образования сухого полимерного остатка методом повторной дистилляции. При эксплуатации этой установки исключается прямой контакт обслуживающего персонала с кубовым остатком и растворителями: подача кубового остатка и возврат растворителя производятся по отдельным трубопроводам.
С целью гигиенического обоснования эффективности перевода СПФ-2 из жидкой фазы в твердую методом повторной дистилляции проанализированы имеющиеся данные литературы о характере биологического действия и санитарных
стандартах в объектах окружающей среды отдельных компонентов смеси, что в определенной мере позволило восполнить недостаток сведений о токсичности и опасности кубового остатка в целом. Кроме того, были выполнены следующие санитарно-токсикологические эксперименты: оценка химического состава композиции до и после переработки; определение параметров острой токсичности жидкой и твердой фаз СПФ-2; изучение влияния сухого остатка на органолеп-тические свойства воды, санитарный режим модельных водоемов и некоторые показатели санитарного состояния почвы; расчет уровнен миграции в воду, воздух и почву для обоснования рекомендаций по захоронению на полигонах (с учетом меньшего класса опасности) и возможному использованию в различных отраслях народного хозяйства.
Химический состав композиции СПФ-2 до и после переработки представлен в таблице.
Химический состав композиции СПФ-2 до и после переработки
Компонент
Содержание химических веществ, %
жидкая фаза
твердая фаза
Растворители:
хлористый метилен метилхлороформ Полимерная часть;
полиметилметакрилат
мономер МГФ-1
бензофенон
кетон Михлера
диацетат триэтиленгликоля
бисалкофен
краситель основной синий
90 3
90 3
10 97
4,67 45,27
3,90 37,73
0,234 2,28
0,234 2,28
0,948 9,29
0,020 0,03
0,012 0,12
Анализ данных литературы и результаты экспериментальных исследований позволили определить опасность жидкой и твердой фаз кубового остатка СПФ-2 в токсикологическом плане, связанную с различным содержанием в фазах растворителей. В непереработанном остатке содержится до 90 % растворителя (хлористого метилена или метилхлороформа), чем и объясняется его большая токсичность по сравнению с переработанным.
Все компоненты композиции либо хорошо изучены, либо известны их химические аналоги. Растворитель метилхлороформ является наркотиком, поражает внутренние органы, ЬО50 для белых крыс 350—500 мг/кг, ПДКр.з 0,2 мг/м3. Хлористый метилен также обладает наркотическим действием, ЬС50 для белых крыс 63 мг/л, опасен при попадании на кожу, ПДУ загрязнения кожи рекомендовано в количестве 10 мг/кг, ПДК в воде водоемов — 7,5 мг/л по органолеп-тическому признаку вредности [3, 5].
В полимерной части наибольший процент составляет полиметилметакрилат. Это малотоксичное соединение, ПДК в воде водоемов установлена на уровне 0,01 мг/л, лимитирующий показатель вредности — санитарно-токсикологиче-ский [2]. Химические аналоги мономера МГФ-1 при попадании в организм вызывают наркотическое состояние. ЬС50 при ингаляционном пути поступления составляет 50 мг/м3. Диацетат три-этиленгликоля, бензофенои, кетоп Михлера являются малотоксичными препаратами (4-й класс опасности), но при длительном воздействии могут нарушать условные и безусловные рефлексы [1, 9].
Экспериментальные исследования по определению параметров острой токсичности жидкой и твердой фаз СПФ-2 подтвердили снижение токсичности кубового остатка при переводе его из жидкой фазы в твердую. Так, ЬО50 при однократном внутрижелудочном введении жидкого кубового остатка белым крысам составила 2000 мг/кг (3-й класс опасности), ЬО50 твердого кубового остатка (предварительно размолотого и в виде водных эмульсий введенного внутрижелудочно белым крысам дробными дозами) — более 20 000 мг/кг (4-й класс опасности). Коэффициент кумуляции [8] свидетельствует о преобладающих адаптационных свойствах.
Для жидкой и твердой фаз на основе их ЬО50 рассчитывались индексы опасности (Кг) по формуле [6]
1бЬР50 5 + 0,1/7+ СЬ >
где Т7 — летучесть данного компонента; 5 — растворимость его в воде; Съ — содержание данного компонента в общей массе отходов.
Было найдено, что Кг по метилхлороформу составляет для жидкой среды 2,5, для твердой — 50 (>10), по хлороформу — соответственно 2,8
и 30 (>10). Рассчитанные индексы свидетельствуют об уменьшении степени опасности твердой фазы по сравнению с жидкой.
При исследовании влияния СПФ-2 в твердой фазе на органолептические свойства воды установлена пороговая концентрация по запаху на 4» уровне 6 мг/л. Температурный и временной факторы не оказывали влияния на одометрические показатели. Изучение влияния сухого остатка СПФ-2 на процессы самоочищения воды в модельных водоемах обнаружило, что внесение в воду препарата в концентрации 10 мг/л и выше приводило к нарушению процессов минерализации — ускорялось ВПК и уменьшалось развитие бактериальной флоры, что свидетельствует о бактериостатических свойствах композиции.
Сопоставляя данные экспериментального изучения влияния СПФ-2 на органолептические свойства воды и общесанитарный режим водоемов, а также стабильность и токсичность при однократном и многократном введении с расчетом ПД, МНД и ПДК, был определен ориентировочный безопасный уровень воздействия сухо- ^ го остатка СПФ-2 в воде водных объектов на уровне 1 мг/л (лимитирующий показатель вредности — органолептический).
Для оценки возможного влияния сухого остатка на микроорганизмы при попадании в почву (в качестве тест-претендента избран Clostridium perfringens) использован ускоренный культу-рально-морфологический метод учета антибактериальных свойств по подсчету процента жизнеспособных клеток. Полученные результаты свидетельствуют о возможности тормозящего влияния сухого остатка СПФ-2 на самоочищающую способность почвы. Методом индикации в воде компонентов СПФ-2 с помощью хроматографии в топком слое сорбента установлено, что из почвы в воду могут мигрировать в микроколичест- ^ вах: диацетаттриэтиленгликоль — от 0,005 до ® 0,05 мг/л, бензофенон — от 0,0053 до 0,053 мг/л, следы красителя основного.
С учетом LD50 был рассчитан ОБУВ композиции СПФ-2 в атмосферном воздухе, который составил 0,083 мг/л [4].
При внедрении установки по переработке кубового остатка СГ1Ф-2 методом повторной дистилляции экономический эффект только за счет возврата растворителей в производство составит 1,8 тыс. руб. на 1 т кубового остатка с метилен-хлороформом и 500 руб. на 1 т кубового остатка с хлористым метиленом. Кроме того, ликвидируются складские затраты на хранение токсичных пожароопасных отходов.
Выводы. 1. Метод повторной дистилляции жидких кубовых остатков производства плат печатного монтажа с помощью установки УПКО-1 имеет ряд гигиенических преимуществ; предот- ф вращаются возможные острые и хронические ингаляционные и алиментарные интоксикации смесью пары — аэрозоль хлористого метилена, поли-
метилметакрилата и других компонентов, входящих в состав жидких кубовых остатков; обеспечивается профилактика возникновения острых и хронических дерматозов и токсического поражения слизистых оболочек глаза. Установка может с успехом использоваться на предприятиях приборостроительных отраслей промышленности.
2. Перевод фоторезиста СПФ-2 из жидкой фазы в твердую приводит к уменьшению токсичности (с 3-го в 4-й класс опасности), что позволяет осуществлять транспортировку и захоронение СПФ-2 в твердой фазе на полигонах для захоронения промышленных отходов без проведения каких-либо специальных мероприятий.
3. В случае отсутствия полигонов для захоронения промышленных отходов твердый остаток СПФ-2 можно вывозить на полигоны для захоронения твердых бытовых отходов в количестве 3— 10 т на 1000 м3 отходов [7].
4. С учетом выраженного бактериостатическо-го эффекта кубового остатка и принимая во внимание его яркий цвет (от бирюзового до зеленого), целесообразно использовать его в дорожном строительстве для устройства пешеходных дорожек и отмосток очистных канализационных сооружений, общественных туалетов.
5. Результаты изучения способности компонентов СПФ-2 мигрировать из почвы в воду и воздух свидетельствуют, что содержание мигрирующих компонентов гарантирует безопасность здоровья рабочих и населения в зоне строительства дорог при применении СПФ-2 в качестве строительного материала.
Литература
1. Давыдова М. /7. Токсичное действие кетонов (Обзор).— Л., 1984 (ВНИМИ, Минздрав СССР № 6146—83).
2. Макаров М. А., Макаренко К. Я.//Актуальные вопросы гигиены труда и профпатологии в некоторых отраслях химической промышленности и на автомобильном транспорте. — М., 1981. — С. 73—77.
3. Максимов Г. Г. // Гиг. труда. — 1982. — № 5. — С. 41 — 43.
4. Методические указания по применению расчетного метода обоснования ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.— М., 1977.
5. Переверзева Э. А., Цулая В. Р., Волкова J1. И. // Гиг. и сан. — 1975. — № 9. — С. 105.
6. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов: (Санитарные правила).— М., 1985. — С. 23—25.
7. Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов: (Нормативный документ). — М., 1985.
8. Lim К. С. et al. //Arch. int. Pharmacodyn.— 1961.— Vol. 130.— P. 336—363.
9. Struck R. FShi/i T. W. // Xenobiotica. — 1981.— Vol. 11, N 8.— P. 568—577.
Поступила 10.10.86
Summary. Hygienic assessment of liquid vat residues of CnO-2 utilization is set forth. Parameters of acute toxicity of liquid and solid phases of CnO-2 are defined, the impact of the solid residual on the organoleptic water properties and sanitary regimen of waterbodies and soil 3eing investigated. Recommendations on the burial of the solid residual of CnO-2 and its application in national economy are given.
УДК 614.895.5:613.486]-07:812.53
В. Л. Щербаков, С. Я. Райхман, В. А. Чередниченко, Б. Л. Рагинский
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХООБМЕНА ПОДОДЕЖНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТИВНЫЕ НЕПЛОТНОСТИ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ
АЭРОЗОЛЕЙ
Интенсивность воздухообмена между пододеж-
ным пространством и окружающей средой через конструктивные неплотности одежды существенно влияет как на теплообмен организма с этой средой, так и на защитные свойства одежды относительно аэрозолей и паров токсичных веществ. В первом случае это влияние, как правило, положительно, во втором — ведет к снижению защитных свойств. Изучение закономерностей воздухообмена пододежного пространства через конструктивные неплотности в зависимости от конструкции одежды и воздухопроницаемости используемых для ее изготовления материалов представляется актуальной задачей. Ее решение облегчает научно обоснованную разработку спецодежды, отвечающей заданным защитным свойствам и в то же время не вызывающей выражен-
ного перегрева организма. Полученные данные представляют также интерес для разработки рациональных конструкций рабочей, спортивной, бытовой одежды и т. д.
Мы предложили метод изучения воздухообмена под одеждой через конструктивные неплотности с использованием модели, которая полностью соответствует заданной конструкции одежды. Модель выполнена из фильтрующего материала, практически непроницаемого для аэрозолей, но имеющего ту же воздухопроницаемость, что и реальная ткань. В этом случае при пребывании или работе в атмосфере аэрозоля (имеющего радиоактивную метку) загрязненность пододежного пространства будет обусловлена только воздухом, прошедшим через конструктивные неплотности одежды. Воздух, фильтрующийся через пыле-