АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (23) 2013. с. 177-181.
Обзор
УДК 546.15:614.7
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ЙОДА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
(ОБЗОР)
Александра Владимировна Вавилина [email protected]
Владимир Семенович Рыбкин
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
йод, йоддефицитые заболевания, тиреоидные гормоны, профилактика
Статья посвящена значению йода для организма человека, распространенности йоддефицита в регионах Российской Федерации и возможному пути профилактики
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE CONTENT OF IODINE IN THE ENVIRONMENT
(REVIEW)
Alexandra Vladimirovna Vavilina [email protected]
Vladimir Semenovich Ryibkin
State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Astrakhan State Medical Academy," of the Ministry of the Health of the Russian Federation (SBEIHPE ASMA of the Ministry of Health of Russia)
Iodine, iodine deficiency diseases, thyroid hormones, prevention.
The article is devoted to the importance of iodine for the men,s organism, to the prevalance of iodine deficiency in the regions of the Russian Federation and to the possible ways of preventive measures.
В организме человека и животного постоянно присутствуют около 50 различных минеральных элементов, участвующие в полноценном функционировании живого организма [1]. Выделяют минеральные вещества, которые входят в состав гормонов, ферментов, витаминов, влияют на обмен веществ. К ним отнесены: железо, медь, цинк, кобальт, марганец, хром, никель, селен, кремний, ванадий, олово, молибден, фтор и йод
[3].
Из списка микроэлементов, необходимых организму человека, йод занимает особое место. Как микроэлемент, он является неотъемлемой частью молекул активных тиреоидных гормонов. В щитовидной железе продуцируется тироксин (Т4), молекула которого содержит 4 атома йода. Тироксин обладает небольшой биологической
активностью и является своеобразным депо гормонов щитовидной железы. В периферических тканях тироксин превращается в активный трийодтиронин (Т3) с тремя атомами йода, который оказывает влияние практически на все органы и ткани. Небольшое количество Т3 продуцируется в самой железе. Нормальная продукция гормонов возможна только при условии достаточного поступления йода в организм человека с продуктами питания и напитками [14].
Для нормального гормонообразования взрослому человеку необходимо ежедневное поступление 50-250 мкг йода. Физиологическая потребность человека в йоде зависит от пола, возраста и физиологического состояния организма: грудному ребенку достаточно 50 мкг, подростку - 120 мкг, а беременной женщине необходимо 250 мкг йода [13].
Тиреоидные гормоны необходимы для нормального функционирования практически всех органов и систем. Их дефицит способствует повышению перинатальной смертности, росту врожденных аномалий в виде необратимых нарушений функций мозга, приводящие в последствии к умственной отсталости и кретинизму, нарушений репродуктивной функции у женщин детородного возраста [11, 8].
Ежегодно в медицинские учреждения обращаются более 1,5 млн. взрослых и 650 тыс. детей с различными заболеваниями щитовидной железы. Причиной 65% случаев заболеваний щитовидной железы у взрослых и 95% у детей является недостаточное поступление йода с питанием [6].
Йодный дефицит является одной из важнейших медико-социальных проблем для России [3]. Анализ литературных источников показал, что большинство регионов страны являются йоддефицитными.
Для оценки состояния проблемы йодного дефицита на территории Российской Федерации с 1991 г. сотрудниками ЭНЦ РАМН совместно с региональными специалистами проводятся эпидемиологические исследования методом йодурии [3].
Экскреция йода с мочой рассматривается как основной эпидемиологический показатель, характеризующий обеспеченность питания йодом населения того или иного региона или целой страны. Этот показатель является высокочувствительным, быстро реагирует на изменения в уровне потребления йода и поэтому имеет важнейшее значение для оценки эпидемиологической ситуации. Уровень медианы йодурии 100 мкг/л и более свидетельствует об отсутствии йодного дефицита в данной популяции [13].
В России преобладает легкий и умеренный недостаток йода. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в Западной и Восточной Сибири (Тюменская область, Башкирия, Татарстан, Красноярский край, Республики Тыва, Якутия, Бурятия). Однако и в других регионах (Верхнее и Среднее Поволжье, Центральный и Северо-Западный регионы) потребление йода оказалось сниженным. Так, в Волгоградской, Астраханской и Нижегородской областях медиана йодурии соответствовала средней степени йодного дефицита [6, 13].
Особую тревогу вызывает рост йодной напряженности в районах, ранее не относящихся к эндемичным. В Тамбовской, Белгородской и Воронежской областях, отмечается легкая степень йодной недостаточности [17, 10].
По данным проведенных исследований в 2000—2005 гг., распространенность эндемического зоба у лиц проживающих на территории г. Воронежа и Воронежской области, составила от 6 до12 %, а медиана концентрации йода в моче варьировала в пределах от 25 до 80 мкг/л [10].
В Архангельской области распространенность зоба варьирует от 11% на побережье Белого моря до 80-98% на юге области, где, помимо природного дефицита йода, щитовидная железа страдает и от техногенного загрязнения [18].
По результатам исследования в 2010 году Е.А. Шенцевой с соавт. [17] установлено, что среди 346 обследованных детей допубертатного (от 7 до 12 лет) и пубертатного возраста (от 12 до 16 лет) города Белгород, медиана концентрации йода в моче составила 113 мкг/л и варьировала от 76 до 175 мкг/л.
При обследовании 134 курсантов в возрасте 17-21 года, обучающихся в высшем военном учебном заведении закрытого типа в г. Владивостоке, медиана йодурии составила 86,5 мкг/л, что соответствует йоддефициту легкой степени [2].
Медиана йодурии среди 708 обследованных детей 9-12 лет из разных районов Дагестана составила от 2,93 до 46,6 мкг/л, что указывает на тяжелую и среднюю степени йодной недостаточности. Распространенность эндемического зоба среди данной категории населения достигает от 29 до 53%, в отдельных горных районах 85% [1].
При обследовании детского населения Республики Хакасия экскреция йода с мочой составила 24,4 мкг/л, а распространенность зоба (по данным УЗИ щитовидной железы) среди подростков оказалась в пределах 39,4% [9].
Йодный дефицит отмечается в регионах, значительная часть которых расположена в прибрежной морской зоне. Так, по данным эпидемиологических исследований, проведенных в 2003 году в рамках проекта «Тиромобиль», медиана концентрации йода в моче в Астраханской области составила - 25,0 мкг/л, в Краснодарском крае - 80,9 мкг/л, в Мурманской области - 41,6 мкг/л [7, 6].
Потребности организма в йоде удовлетворяются в основном за счет поступления его в составе потребляемой воды и пищевых продуктов (более 90 -95% суточной потребности человека). В не эндемичных районах, поступление йода за счет пищи доходит до 240 мкг в сутки, в районах с низким содержанием йода в почве и воде поступление с пищевыми рационами снижается до 25-45 мкг в сутки [15].
Астраханская область является своеобразным регионом в европейской части Российской Федерации в пределах Южного Федерального округа. На востоке она граничит с республикой Казахстан, на северо-западе - с Волгоградской областью, на западе - с республикой Калмыкия и расположена в Прикаспийской низменности. Эта территория с неблагополучной природно-экологической зоной в планетарной впадине, достигающей от 20-25 м на севере и до 28 м на юге, ниже уровня мирового океана. Территория области, вытянувшаяся вдоль реки Волга и ее рукавов на протяжении около 450 км, находится в основном в зоне полупустынь, в жестких климатических условиях [12, 5, 7].
В значительной степени социально-экономический статус региона определяет состояние полезных ископаемых, характеризующих геологическое развитие. К числу важнейших относятся: нефть, газ, конденсат, соль, пресные, минеральные и йодо-бромные воды. Область располагает сырьевой базой для производства стройматериалов, керамического кирпича, керамзитового гравия, гипса и гипсового камня [5].
Проведенные исследования, на территории поселка Аксарайск показали, что на глубине порядка 300 метров, имеются большие запасы йодо-бромной воды, с содержанием йода около 20 мг/л. При соответствующей технологии добычи и переработки эта вода может быть источником как для лечебных бальнеологических целей, так и для проведения эффективной профилактики йоддефицитных заболеваний [12, 16, 5].
Население Астраханского региона в последние годы испытывает высокую антропогенную нагрузку в виде крупнейшего в Европе газохимического комплекса с его огромным ежегодным выбросом в атмосферу загрязняющими веществами. Часть из этих веществ является струмогеннами щитовидной железы, увеличивающими потребность организма в тиреоидных гормонах, препятствующими поступлению йода в организм и в щитовидную железу, затрудняющими синтез тиреоидных гормонов [11, 7, 12].
Астраханский газовый комплекс находится в северо-восточной части Красноярского района Астраханской области в 60 км от города Астрахань, и в непосредственной близости от Волго-Ахтубинской поймы.
В рамках социально-гигиенического мониторинга был проведен анализ заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью различных возрастных групп населения Астраханской области в динамики с 2000 по 2006 года. Анализ показал, что уровень заболеваний составил 17,4 на 1000 населения области. В структуре данных заболеваний
лидирующее место занимал диффузный зоб (47,5%); наибольший уровень заболеваемости отмечался в возрастной группе 15-17 лет; на втором месте - эндемический зоб (36,4%); рост данного заболевания отмечался после 34 -х лет; третье место занимал тиреотоксикоз (8,1%); рост данного заболевания регистрировался после 35-х лет; на четвертом месте -гипотериоз (5,4 %); рост заболеваний с 40 лет; на пятом месте - тиреоидит (2,5%); наибольший уровень заболеваемости отмечался в возрастной группе 55 -59 лет; на шестом месте - синдром врожденной йодной недостаточности (0,1%); данная патология была отмечена в возрастных группах 0 -4 лет и 10-14 лет [16].
Сведений о содержании йода и его солей в воде и продуктах питания, как основных источников поступления йода в организм человека в Астраханском регионе не много. Так, Гончарова И.Н в 1967 году, занимаясь изучением содержания йода в пищевых рационах, пришла к выводу, что среднее ежесуточное поступление йода в организм астраханца составило 73,6 мкг, что практически совпадает с величиной суточного поступления йода в организм саратовца из эндемического по зобу района - 72 мг [4].
В связи с этим, представляет интерес изучение реального количественного содержания этого жизненно важного микроэлемента в объектах внешней среды Астраханского региона: продуктах растительного (баклажаны, бахчевые, картофель, капуста, томат, рис) и животного происхождения (яйца, молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты). Полученная информация послужит, возможно, основой для разработки рационального питания населения и эффективной профилактики йоддефицитных заболеваний в регионе.
Литература
1. Абусуев С.А. Дефицит йода и эндемический зоб в Дагестане / С.А. Абусуев, З.М.Асельдерова, Т.С. Эседова и др. //Актуальные проблемы заболеваний щитовидной железы: материалы 2 Всерос. тиреоидологич. конресса.- М., 2002. - С.167
2. Антонюк М.В. Микроэлементный статус юношей Владивостока / М.В. Антонюк, И.Н. Симонова, Б.Г. Андрюков, Л.Т. Ковековдова, М.Т. Симоконь // Здоровье. Медицинская экология. Наука. -2009.- Т.36. - №1. - С.12- 16.
3. Велданова, М. В. Эндемический зоб как микроэлементоз / М. В. Велданова // Медицинский научный и учебно-методический журнал. — 2001. —№6. — С.150—173.
4. Г ончарова, И. Н. Содержание йода в некоторых пищевых рационах Астраханцев / И.Н. Г ончарова // Тезисн. докладов 49-й итоговой научной конференции АГМИ (1967г.) // Астраханская городская типография облуправления по печати — Астрахань. — 1967. — C. 137—138.
5. Григорович В.Я. Состояние и использование природных ресурсов Астраханской области / В.Я Григорович, И.А. Миталев, О.И. Серебряков // Научно- технический журнал. Геология, география и глобальная энергия. - 2009. - №3. - С. 36-40.
6. Дедов, И. И. Результаты эпидемиологических исследований йоддефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль» / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. А. Петеркова и др. // Проблемы эндокринологии. — 2005. — № 5. — С. 32.
7. Джумагазиев, А. А. Опыт диагностики и прогнозирования последствий йодного дефицита в Астраханском регионе / А. А. Джумагазиев, Л. А. Щеплягина, А. И. Плотникова и др. // Социально -медицинские аспекты состояния здоровья и среды обитания населения, проживающего в йоддефицитных регионах России и стран СНГ: Материалы международной научной конференции, г. Тверь, 23-24 октября 2003 г. // Под. ред. Б. Н. Давыдова, А. Ф. Цыба, В. С. Волкова, В. В. Шахтарина, К. Б. Баканова, И. А. Жмакина. — ООО «Издательство «Триада». — Тверь. — 2003. 232с.
8. Намазова, Л. С. Профилактика йоддефицитных заболеваний / Л. С. Намазова, И. В. Широкова // Педиатрическая фармакология. — 2008. Т. 5, №2.— С.108 —111.
9. Осокина И. В. Йоддефицитные заболевания в Республике Хакасия / И. В. Осокина, В. Т. Манчук // Проблемы эндокринологии. — 2003. — № 5. — С. 22—24.
10. Петрова Т.Н. Оценка йодной недостаточности на территории Воронежской области / Т. Н. Петрова, А. А. Зуйкова, Г. М. Панюшкина // Вестник ВГУ, Серия: Химия. Биология. Фармация. - 2010. - № 1. - С.107- 112.
11. Плотникова, А. И. Тиреоидная патология — региональная проблема Астраханской области / А. И. Плотникова, О. И. Киселев, Ф. В. Орлов, Л. Н. Фатхулина // Труды Астраханской Государственной Медицинской Академии. — 2001. Т. 21. — С. 200— 2004.
12. Рыбкин, В.С. Гигиенические аспекты возможного формирования йоддефицитного состояния в Астраханской области / В. С. Рыбкин // Гигиена и санитария. — 2006. — N° 1. — С. 22— 25.
13. Хинталь, Т. В. Дефицит йода и йоддефицитные заболевания: актуальность проблемы профилактики и лечения в Российской Федерации / Т. В. Хинталь // Всероссийский журнал для врачей всех специальностей. —2010. —№1. — С. 25— 28.
14. Хмельницкий O.K. Влияние экологического неблагополучия на патологию щитовидной железы человека по данным десяти регионов России / О.К. Хмельницкий, А.В. Киселев // Экология. - 1998. -№ 4. - С. 17-19.
15. Шевченко, И. Ю. Обеспечение населения Красноярского края йодом за счет пищи / И. Ю. Шевченко // Гигиена и санитария. — 2008. —№ 4. — С. 52— 55.
16. Шендо, Г. Л. Заболевания, связанные с йодной недостаточностью, их динамика и особенности в Астраханской области / Г. Л. Шендо, А. С. Ярославцев, В. Р. Рябикин, В. С. Рыбкин // Материалы Х всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей, г. Москва, 3 -4 октября 2007 г. // Под ред. Г.Г.Онищенко, А.И. Потапова. — Отпечатано в ГУП ВО «Воронежская областная типография -издательство им. Е. А. Болховитинова». — Воронеж. — 2007. Т.1. — С. 1080— 1082.
17. Шенцева Е.А. Мониторинг обеспеченности йодом организма детей Белгородской области / Е. А. Шенцева, А. А. Шапошников, Л. Р. Закирова, О. А. Афанасьева // Кубанский научный медицинский вестник. - 2009. -№3. - С. 141- 144.
18. Ширяева Л. В. Эндокринная патология и ее последствия в детском возрасте / Л. В. Ширяева, Д. И. Зелинская // Детская больница. — 2011. —№ 3.— С. 50 — 55.