Гигиеническая оценка шума и патологии органа слуха у рабочих горно-металлургических предприятий
А.Г. Чеботарёв, д-р мед. наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «НИИ медицины труда»
М.В. Булгакова, заведующая отделением оториноларингологии клиники ФГБНУ «НИИ медицины труда»
О.О. Хахилева, врач оториноларинголог, сурдолог клиники ФГБНУ «НИИ медицины труда»_
В комплексе неблагоприятных производственных факторов, действующих на работников, шум занимает одно из ведущих мест. Введение все нового высокопроизводительного оборудования с постоянно увеличивающимися рабочими скоростями, движениями рабочих органов машин и механизмов приводит к повышению акустической нагрузки на человека. Поэтому недооценка шума или игнорирование выполнения мероприятий по уменьшению генерации шума создают предпосылки к развитию патологии у работников и ведут к неблагоприятному влиянию его на остроту слуха, работоспособность и организм человека в целом. При оценке условий труда на рабочих местах важно учитывать: действует ли шум обособленно (компрессорные станции, дробилки, мельницы самоизмельчения и др.) или сочетанно с другими производственными факторами рабочей среды и трудового процесса.
На горно-металлургических предприятиях значительная часть машин, механизмов, технологического оборудования являются источниками повышенных уровней шума [1, 2]. При выполнении горных работ шум генерируют перфораторы, буровые станки и установки, погрузочные, транспортные машины и другие механизмы. Наиболее интенсивный шум - 114-127 дБА (максимум звуковой энергии приходится на область высоких частот) наблюдается при работе различных типов перфораторов. На буровых станках различных типов уровень шума в кабине машиниста и на рабочей площадке колеблется от 93 до 105 дБА при средне- и высокочастотном спектральном составе. Погрузочные машины генерируют средне- и высокочастотный шум интенсивностью до 105 дБА; при работе пневматических ковшовых машин - 95-110 дБА; при очистке вагонов и дроблении негабаритов уровень шума достигает 90-99 дБА. Постоянными источниками технологического шума при подземной добыче руд являются также вентиляторы главного и частичного проветривания, насосные водоотливные установки, трансформаторные подстанции и выпрямители тока, компрессорное и холодильное оборудование с непрерывным циклом работы. При работе вентиляторов, не оборудованных глушителями шума, в турбокомпрессорных станциях уровень звука достигает 100-110 дБА.
При выполнении открытых горных работ повышенные уровни шума имеют место при управлении бульдозерами, экскаваторами и другими погрузочно-транспортными машинами. На гусеничных экскаваторах шум превышает допустимые величины на 10-15 дБА. Наибольшие уровни отмечаются в машинном отделении этой техники. Несколько ниже уровни шума регистрируются в кабинах машинистов шагающих экскаваторов [3].
На металлургических заводах и комбинатах источниками шума являются дробилки, грохоты, питатели, смесители, дуговые сталеплавильные печи, пескоструйные установки, шлифовальные машины, компрессорные и вентиляционные установки. Наибольшие уровни шума отмечаются на рабочих местах в доменных, электросталеплавильных, ферросплавных, прокатных и рельсопрокатных цехах [4]. При работе прокатных станов, резке и зачистке металла уровень шума может достигать 120 дБА и выше. Эквивалентные уровни звука у сталеваров электрических печей составляли 105,6 дБА, подручных сталеваров - 104,4 дБА. На рабочих местах кузнецов на
молотах и прессах шум достигал 98,5 дБА, резчиков горячего металла - 96,6 дБА, машинистов мостовых кранов - 95,7 дБА. Минимальные эквивалентные уровни звука регистрировались у слесарей-ремонтников (81,9 дБА), операторов постов управления (82,4 дБА), огнеупорщиков (83,6 дБА) [5].
Технологическое оборудование электролизных цехов алюминиевых заводов является источником шума. При дроблении корки электролита при операциях замены анода максимальные уровни звука превышали допустимые значения на 4 дБА, а при операциях выливки металла - на 16 дБА [6]. В цехах Новокузнецкого алюминиевого завода эквивалентный уровень шума в электролизных цехах на рабочих местах элек-тролизников составил 82,1 дБА, анодчиков - 86,8 дБА.
Таким образом, производственный шум при выполнении основных технологических операций подземной и открытой добычи руд, производства чёрных и цветных металлов выражен и остается одним из неблагоприятных факторов в риске профессиональной и производственно обусловленной патологии.
Многочисленными исследованиями показано, что шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы целостного организма, вызывая спазм артерий и артериол и, как следствие, повышение артериального давления, стенокардию, нарушение мозгового кровообращения. Поэтому профессиональная тугоухость - лишь одна из составляющих шумовой болезни. Показано, что ещё задолго до появления первых проблем со слухом организм реагирует на производственный шум астеновегетативными и астеноневротиче-скими реакциями, которые приводят к снижению концентрации внимания, памяти, работоспособности, быстрой утомляемости, повышенной раздражительности, изменению частоты пульса, спазму периферических сосудов, снижению глубины и частоты дыхания, ослаблению сумеречного зрения, головокружению и другим проявлениям. Поэтому шумовая болезнь - это общее заболевание организма с преимущественным поражением органа слуха, центральной и сердечно-сосудистой системы, развивающееся при длительном воздействии интенсивного шума. Установлено, что характер шума играет свою роль в скорости снижения слуха. Длительный, монотонный шум менее опасен, чем прерывистый, а высокочастотный - более вредный, чем низкочастотный. Чем выше энергия звука (т.е. уровень или громкость звука) и чем более резко она нарастает, тем больше
Табл. 1 Динамика показателей профессиональной заболеваемости при выполнении подземных и открытых горных работ (случаи на 10 тыс. работающих, прошедших ПМО)
Годы Общий показатель профессиональной заболеваемости (ПЗ) Из них нейросенсорная тугоухость
показатель заболеваемости % НСТ в структуре ПЗ
2011 95,7* 29,6 11,1 5,2 18,2 17,6
2012 109,2 29,4 7,4 6,1 5,9 20,6
2013 106,0 28,1 8,9 2,2 8,5 7,7
2014 89,7 24,1 15,2 2,3 16,9 9,4
2015 116,9 28,7 ,1 8 14,7 6,2
* в числителе - при подземных, в знаменателе - при открытых горных работах
вероятность механической травмы тонкой структуры улитки.
Проблема поражения органа слуха при длительном воздействии повышенных уровней производственного шума была и остаётся актуальной в медицине труда. В документе ВОЗ «Производственный шум. Оценка глобального груза болезней от потери слуха» (2004) показано, что потери слуха от шума занимают второе ранговое место (16%) после болей в спине (37%). По данным Роспотребнадзора, за последние 10 лет показатели заболеваемости профессиональной тугоухостью увеличились в 2,5 раза, вследствие чего она стала ведущей нозологической формой в структуре профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. В 2010 г. она составила 25,6% в общей структуре заболеваний, или 56,4% среди болезней, вызванных воздействием физических факторов, а в 2014 г. - 27,6% [8].
Проведенный анализ материалов профессиональной заболеваемости (ПЗ) на горнодобывающих и металлургических предприятиях, входящих в горно-металлургический профсоюз России, с 2011 по 2015 г. показал, что уровень ПЗ определяется комплексом действующих производственных факторов и уровнями их интенсивности на рабочих местах. Как видно из табл. 1 и 2, наиболее высокий уровень ПЗ имеет место у рабочих, занятых на подземных горных работах. Существенно ниже и более стабильные показатели ПЗ отмечаются на предприятиях открытой добычи руд.
На металлургических предприятиях (см. табл. 2) наиболее высокие уровни ПЗ наблюдаются на заводах производства алюминия и колеблются от 42,6 до 74,4 случая на 10 тыс. рабочих, прошедших профессиональный медицинский осмотр (ПМО). На заводах чёрной металлургии показатели ПЗ ниже, имеют меньший диапазон колебаний - в 2015 г. составили 13,7 случая на 10 тыс. рабочих, прошедших ПМО. Различия в уровнях ПЗ на обследуемых предприятиях определяются вредностью и опасностью условий труда на рабочих местах. Как показали ранее выполненные исследования по анализу результатов аттестации рабочих мест, на предприятиях подземной добычи руд вредные условия труда (класс 3) разной степени были установлены на 82,3%, на заводах производства алюминия - 83,1%, на заводах чёрной металлургии - 69,4, а карьерах - 56,2% [9]. Эти материалы чётко определяют потенциальную опасность (риск) развития профессиональной заболеваемости у работников.
В связи с поставленной задачей по определению на этих предприятиях потенциальной опасности шума и его действия на орган слуха рассчитаны показатели регистрации нейросен-сорной тугоухости (НСТ) в случаях на 10 тыс. рабочих, прошедших ПМО, а также удельный вес этой патологии в струк-
Табл. 2 Динамика показателей профессиональной заболеваемости на заводах чёрной металлургии и производства алюминия (случаи на 10 тыс. работающих, прошедших ПМО)
Годы Общий показатель профессиональной заболеваемости (ПЗ) Из них нейросенсорная тугоухость
показатель заболеваемости % НСТ в структуре ПЗ
2011 17,9* 73,8 1,45 12,5 8,6 24,9
2012 16.3 62.4 1,82 9,5 11,2 27,3
2013 17,8 74,4 2,58 8,5 15,4 16,7
2014 20,2 71,2 2,68 18,5 12,7 27,1
2015 13,7 42,6 0,89 4,5 21,? 10,6
* в числителе - заводы чёрной металлургии, в знаменателе - алюминиевые заводы
туре ПЗ на горнодобывающих предприятиях и металлургических заводах (см. табл. 1 и 2).
Как видно из материалов табл. 1 и 2, наиболее высокие показатели тугоухости, а также её доля в структуре ПЗ имели место у рабочих, выполняющих подземные работы. В последние два года наблюдается рост этой патологии до 14 и 15,2 случая на 10 тыс. работающих, прошедших ПМО. Различия показателей уровня заболеваемости у лиц, занятых на открытых работах, в отдельные годы колебались от 2 до 8 раз, что объясняется, по-видимому, качеством проводимых ПМО.
В профессиональном разрезе чаще всего НСТ регистрировалась у проходчиков - 17,9%, бурильщиков - 13,5% и ГРОЗ - 32,2% случаев при среднем стаже работы до установления диагноза 24,8 года. На карьерах НСТ диагностировалась у водителей карьерных автосамосвалов (33%), бульдозеристов (14,3%) при среднем стаже - 29,2 года.
В 2016 г. специалистами клиники ФГБНУ «НИИ МТ» была обследована группа стажированных рабочих бокситового рудника АО «Севуралбокситруда». Всем пациентам, помимо объективного осмотра ЛОР органов, выполнялась тональная пороговая аудиометрия, при необходимости проводилась тим-панометрия. В ходе проведенного осмотра у 34 рабочих из общего числа обследованных со стажем работы 5-9 лет отмечались начальные проявления нейросенсорной тугоухости, которые являются донозологической формой. Выявленные изменения в слуховом анализаторе на данной стадии обосновывают необходимость проведения реабилитационных и лечебных мероприятий, которые обеспечат замедление развития патологического процесса и, следовательно, пролонгирование трудоспособности и профпригодности работника.
У значительной части подземных рабочих отмечена двухсторонняя нейросенсорная тугоухость I—II степени. Пациенты I группы (НСТ 1-й степени) могут признаваться негодными к продолжению работы в шуме при наличии опасности для жизни работника либо при наличии соматических заболеваний, в генезе которых возможно усугубляющее действие шума (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки). Подземные рабочие с выявленной двухсторонней НСТ признаются нетрудоспособными в своей профессии по состоянию слуха и должны быть выведены из шахты и рационально трудоустроены.
У ряда обследованных были проблемы со слухом, но их трудовая деятельность не была связана с воздействием шума, что свидетельствует о низком качестве проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
На металлургических заводах, по сравнению с горнодобывающими предприятиями, показатели заболеваемости НСТ (см. табл. 2) существенно ниже, но доля её в структуре всех выявленных ПЗ высокая. Уровни заболеваемости тугоухостью на алюминиевых заводах выше, чем на заводах чёрной металлургии. У сталеваров, вальцовщиков, литейщиков, т.е. рабочих основных профессий, НСТ диагностируется в 24,6-35,1% случаев, в то время как у слесарей, рабочих прочих профессий, работавших ранее длительное время в основных профессиях - 34,6-64,7% случаев. Средний стаж до установления НСТ составил 27,1 года.
У электролизников, анодчиков, литейщиков, плавильщиков алюминиевых заводов выявляемость тугоухости составила 48,7% случаев, а у слесарей, электрослесарей и рабочих прочих профессий - 47,4% при среднем стаже 26,9 года.
При медицинском осмотре в 2016 г. специалистами клиники ФГБНУ «НИИ МТ» стажированных работников АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» было подтверждено наличие патологии органов слуха у 56 работников, продолжающих работать на предприятии. Отмечалось снижение слуха разной степени выраженности, от начальных проявлений ней-росенсорной тугоухости до снижения слуха 2-3 степени выраженности. Следует подчеркнуть, что все работающие, независимо от наличия показаний или противопоказаний, продолжали работы в условиях действия шума.
Таким образом, при процессах подземной и открытой добычи руд, её переработки на рабочих местах наблюдаются повышенные уровни шума, которые обусловливают показатели заболеваемости нейросенсорной тугоухости. Наиболее высокие уровни шума у бурильщиков и проходчиков определяют уровни заболеваемости у них НСТ. Горнорабочие очистного забоя (ГРОЗ), машинисты погрузочно-доставочных машин получают меньшую дозу шума и имеют значительно ниже показатели НСТ. У рабочих металлургических предприятий НСТ регистрируются значительно реже. При медосмотрах установлено, что рабочие с выраженной формой НСТ продолжают работать в профессиях, связанных с воздействием шума, не проходят реабилитацию в виде рационального трудового устройства.
Профилактические мероприятия по снижению шума на горно-металлургических предприятиях должны быть направлены на внедрение инженерно-технических и санитарно-гигиенических мер. Так, большую роль в оздоровлении условий труда играет внедрение новых, современных в гигиеническом отношении технологий, машин и механизмов. Разработка безопасных по шуму машин и механизмов возможна при совместной работе инженеров и медиков-гигиенистов. Вместе с тем новая техника ещё не решает вопроса профилактики профессиональной тугоухости. Большое значение в борьбе с шумом имеют используемые средства шумозащи-ты, правильная организация технологического процесса, меры медико-биологического характера. При этом системы профилактических мероприятий должны базироваться на достоверной и отвечающей современным требованиям информации о существующих параметрах шума на рабочих местах.
С учётом специфики работ на горнодобывающих и металлургических предприятиях следует обязательно применять средства индивидуальной защиты (противошумные вкладыши, противошумные наушники и противошумные шлемы). В большинстве случаев они позволяют обеспечить надёжную защиту от шума и существенно улучшить санитарно-гигиенические условия труда работающих. Требования к противошумным вкладышам и наушникам регламентируются ГОСТ Р 12.4.208-99, ГОСТ Р 12.4.209-99, ГОСТ Р 12.4.210-99. Наушники и вкладыши по эффективности защитных свойств (ослаблению шума)
подразделяют на группы А, Б, В. Хорошо сконструированные и правильно подобранные противошумы при их систематическом применении предупреждают вредное воздействии шума на функцию слуха и другие органы человека. Очень важно с первого дня работы в условиях повышенного уровня шума пользоваться противошумами. Успешному внедрению противошу-мов способствует просветительная работа среди трудящихся.
В качестве вторичной профилактики люди с профессиональным риском развития профессиональной нейросенсор-ной тугоухости должны регулярно проходить обследования с целью выявления заболевания на ранней стадии и принятия мер по предотвращению дальнейшего травмирующего воздействия шума на слуховой аппарат. Отсутствие эффективных методов лечения сенсоневральной тугоухости только подчёркивает значение профилактики. Следует избегать дальнейшего повреждения внутреннего уха шумом или другими воздействиями. Рекомендуется проводить 1-2 раза в год курсы профилактической поддерживающей сосудисто-метаболической терапии, улучшающие метаболизм, микроциркуляцию и снабжение кислородом внутреннего уха. Однако самое лучшее лечение - это устранение воздействия шума на организм, превышающего предельно допустимый уровень.
В комплексе мер по профилактике шумовой патологии большое значение следует придавать регламентируемым перерывам и суммарной длительности работы (защита временем). К наиболее эффективному способу снижения шумовой экспозиции относится введение регулярных перерывов, т.е. рационализация режимов труда в условиях воздействия интенсивного шума. Длительность дополнительных регламентированных перерывов устанавливается с учётом уровня шума, его спектра и средств индивидуальной защиты. Для тех групп работников, где по условиям техники безопасности не допускается использование противошумов (прослушивание сигналов и т.п.), учитывается только уровень шума и его спектр. Отдых в период регламентированных перерывов следует проводить в специально оборудованных помещениях. Во время обеденного перерыва работающие при воздействии повышенных уровней шума также должны находиться в оптимальных акустических условиях (при уровне звука не выше 50 дБА).
Внедрение мероприятий по снижению шума даёт социальный и экономический эффект. Одним из показателей социального эффекта от внедрения мероприятий является изменение уровня профессиональной заболеваемости. Поэтому целесообразно постоянное изучение динамики уровня нейросенсор-ной тугоухости, что позволяет оценить не только социальную и экономическую эффективность внедрённой комплексной системы мероприятий по профилактике этого заболевания, но и составить прогноз заболеваемости на перспективу.
Информационные источники:_
1. Российская энциклопедия по медицине труда // Гл. ред. Н.Ф. Измеров - М. ОАО «Издательство «Медицина», 2005. - 656 с.
2. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль. - М.: Медицина, 2003. - 560 с.
3. Борисенкова Р.В., Махотин Г.И. Труд и здоровье горнорабочих. -М., 2000, - 316 с.
4. Методические рекомендации по борьбе с шумом и вибрацией на предприятиях чёрной металлургии: Методические рекомендации. - Роспотребнадзор, № 2986-84 от 6 апреля 1984 г.
5. Олещенко А.М., Кислицина В.В., Суржиков Д.В., Корсакова Т.Г., Мотуз И.Ю. Гигиеническая оценка физических факторов производственной среды на рабочих местах металлургов // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №1 (33). - 39 с.
6. Оранский И.Е., Рослая Н.А., Хосанова Г.Н., Рослый О.Ф. Адаптация, производственная среда и качество жизни у работников алюминиевой промышленности (опыт, размышления и комментарии). Монография. - Екатеринбург: Изд-во ГУПСО «Ржевская типография», 2012. - 200 с.
7. Пананотти Е.А., Данилов И.П., Суржиков Д.В. Спектральные характеристики шума у работников основных цехов предприятий алюминиевой промышленности и теплоэнергетики // Бюллетень ВСНЦ СОРАМН. - 2013. - №3(91). - Часть 1. - С. 105-108.
8. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2014 году. Информационный сборник статистических и аналитических материалов - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадззора, 2015. - 64 с.
9. Чеботарёв А.Г., Прохоров В.А. Профессиональные риски в организациях горно-металлургического комплекса России //Металлург. - 2015. - № 7. - С. 4-8.