Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ЗАНЯТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ЗАНЯТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ЗАНЯТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

УДК 371.71

А. В. Андрющенко, М. А. Басс, Л. Я. Вигдергауз, И. Г. Сивков, А. В. Куц

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ЗАНЯТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Санэпидстанция Пермского отделения Свердловской железной дороги и Пермский педагогический институт

В журнале «Гигиена и санитария» № 4 за 1979 г. была опубликована И. Г. Сивковым ранговая шкала трудности предметов, изучаемых в школах. Мы в своей практике применили эту шкалу и подвергли анализу расписание уроков в 4, 7 и 8-х классах школ № 121 и 124 станции Верещагине и школ-интернатов № 3 и 8 станции Пермь-сортировочная и ст. Левшино.

Из 8 проверенных расписаний в 3 недельная нагрузка распределялась правильно с гигиенической точки зрения. В этих школах на последние дни недели (пятницу и субботу) оставалось по расписанию меньше Чз недельной нагрузки. Так, в школе-интернате № 3 на 2 наиболее работоспособных дня (вторник и среду) выдавалось 35 %, столько же на 2 дня со средней работоспособностью (понедельник и пятницу), а на дни с пониженной работоспособностью (четверг и субботу) оставалось меньше '/з (29%) недельной нагрузки.

В школе № 121 на вторник и среду расписанием отводилось 39,4 % недельной нагрузки, на дни со средней работоспособностью — 31,9%, на дни с низкой работоспособностью — 28,6 % недельной нагрузки. Расписание занятий в этих школах соответствовало физиологический кривой недельной работоспособности, опубликованной в указанной статье. Примерно такое же распределение учебной нагрузки оказалось и в школе № 124 ст. Верещагине.

Однако в остальных школах, проверенных по этой методике, распределение недельной нагрузки не соответствовало кривой недельной работоспособности учащихся. В дни

УДК 613.632:54в.49]-07:1

Ртуть и ее органические соединения относятся к веществам, оказывающим гонадотоксическое действие (Г. А. Гончаров; Г. Н. Красовский и соавт., 1980, и др.).

Учитывая, что данные литературы о влиянии на генеративную функцию животных (Г. Н. Красовский и соавт., 1977; О. Н. Карклинская; И. В. Саноцкий и соавт.) в основном относятся к металлической ртути и практически нет материалов, характеризующих гонадотоксическое действие двуйодистой ртути (Н^Ь) при респираторном поступлении в организм, мы и посвятили решению этого вопроса наши исследования.

Эксперимент проведен на белых крысах-самцах с исходной массой 120—140 г, разделенных на 3 опытных и 1 контрольную группы. Животных подвергали круглосуточ-

с наиболее высокой работоспособностью выдавалась наименьшая часть недельной нагрузки (29,7%), в дни со средней работоспособностью нагрузка увеличивалась, но не достигала '/з недельной. В оставшиеся же 2 дня с низкой работоспособностью расписанием предусматривалась вся оставшаяся, причем наибольшая, часть (38,4 %) недельной нагрузки.

Таким образом в этих, а позже и в некоторых других школах с помощью указанной выше методики выявлялись случаи, когда на дни низкой работоспособности учащихся отводилась наибольшая нагрузка, требующая максимального напряжения. И наоборот, в дни высокой работоспособности от детей требовалось наименьшее напряжение, т. е. имелись случаи выраженной перегрузки или недогрузки учащихся работой в учебном процессе.

На основании таких обследований мы давали обязательные предписания директорам школ по пересмотру расписания и правильному распределению нагрузки на учащихся по дням недели.

Оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов не требует специальной подготовки и может широко проводиться помощниками санитарных врачей, медицинскими работниками школ, представителями инспектирующих организаций, а также администрацией и другими сотрудниками общеобразовательных школ и даже родителями учащихся.

Поступила 23.02.82

ному ингаляционному воздействию вещества при постоянном режиме в течение 4 мес. В эксперименте апробированы 3 концентрации: 0,0248, 0,00310 и 0,000383 мг/м3.

По окончании затравки определяли функциональные, морфологические и биохимические показатели. Функциональное состояние гонад оценивали по двигательной активности сперматозоидов с применением методики В. К. Ми-лованова в модификации Г. М. Егоровой, общему числу сперматозоидов, их резистентности. Устанавливали индекс сперматогенеза, измеряли суммарное количество нормальных и анормальных сперматогоний и определяли содержание нуклеиновых кислот и витамина С в мужских гонадах.

Краткие сообщения

616.689 + 616.697.099-02:546.49

А. Б. Ермаченко

ГОНАДОТОКСИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДВУЙОДИСТОЙ РТУТИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ИНГАЛЯЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Донецкий медицинский институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.