Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ХОРОВОГО УЧИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАПЕЛЛЫ им. М.И. ГЛИНКИ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ХОРОВОГО УЧИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАПЕЛЛЫ им. М.И. ГЛИНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ХОРОВОГО УЧИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАПЕЛЛЫ им. М.И. ГЛИНКИ »

ства содержание бромирующихся веществ в 1 г мастики не более 1,2 мг-экв. брома и не более 10% ацетона. Более высокое содержание в мастике этих веществ увеличивает их концентрацию в воздухе на продолжительные сроки.

Поступила 14/У1 1963 г.

УДК 613.6 : 784.96.071.5

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ХОРОВОГО УЧИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАПЕЛЛЫ

им. М. И. ГЛИНКИ

Е. В. Розенблат

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического

медицинского института

Музыкальные школы, хоровые и хореографические училища ввиду специфичности быта и условий обучения в них еще мало изучены в санитарно-гигиеническом отношении. Кроме работы М. А. Лаперье и Т. А. Туккель, проведенной в Ленинградском хореографическом училище, нам не удалось найти других материалов по этому вопросу К

Мы исследовали некоторые факторы внешней среды, особенности режима работы и состояние здоровья учащихся музыкального хорового училища Государственной капеллы им. М. И. Глинки в Ленинграде. Работа проводилась в ноябре — декабре 1962 г.

В училище обучается 160 воспитанников. Срок обучения 10 лет, в течение которых воспитанники получают среднее специальное музыкальное образование. Здание училища представляет собой часть замкнутого архитектурного ансамбля, который из-за давности строительства имеет санитарно-технические недостатки. Так, условия проветривания и естественного освещения в помещении плохие, площадь классов и учебных кабинетов не соответствует требованиям, предъявляемым к современной школе, отсутствуют рекреации. Одна треть всех классных помещений 3-го этажа приспособлена в качестве спальных комнат для детей, проживающих в пригородах Ленинграда и в области. В каждом классе и спальной комнате установлен рояль, где вечерами идут занятия по дирижированию, роялю и сольфеджио с преподавателем или самостоятельно.

При характеристике естественного освещения установлено, что световой коэффициент составляет 1:5—1:6; искусственная освещенность, измеренная в 5 точках помещения, значительно ниже рекомендуемого уровня. Вентиляция осуществляется только через форточки. В результате слабого проветривания в основных помещениях наблюдается повышение температуры до 22°. Недостаточность воздухообмена подтверждается тем, что микробное число, определенное по методу Коха, в классе после 30-минутного проветривания на большой перемене составило 98 колоний, а в классе, проветриваемом 5 мин., в присутствии учащихся, — 649 колоний.

Изучение инфекционной, соматической заболеваемости и патологической пораженности за 3 года показало, что в училище число заболеваний верхних дыхательных путей в 5—6 раз выше, чем в общеобразовательной школе. Причиной служит большая подверженность заболеваниям певческого аппарата в связи со значительной нагрузкой и меньшей сопротивляемостью организма из-за недостаточного исполь-

1 Научные работы студентов. Ленинград, 1958. Статья «Гигиеническая оценка учебной работы Ленинградского хореографического училища».

зования закаливающих средств. Кроме того, регистрируются слабые степени заболеваний верхних дыхательных путей и певческого аппарата, лишающие учащихся возможности заниматься пением в течение

3—8 дней. 17,7% учащихся страдают сколиозами. Это в 3 раза выше среднегородских данных по Ленинграду (5,2%).

Одним из факторов внешней среды, влияющих на состояние здоровья учащихся, является учебный процесс с его составными элементами. Анализ расписания занятий показал неравномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в младших и старших классах. Кроме того, 2 часа в неделю вечерами проводятся занятия по роялю или дирижированию. Несколько раз в месяц устраиваются концерты, продолжающиеся до 11 —12 часов ночи. В такие дни учащиеся заняты по 15—16 часов в сутки. Во всех классах почти ежедневно бывают сдвоенные уроки (по хоровому пению, иностранному языку, математике, русскому языку, музыкальной литературе), а в некоторые дни и строенные. Например, в 7-м классе в четверг 3 урока литературы. Как правило, во всех классах понедельник не является облегченным днем по количеству уроков и по степени их трудности.

Для оценки степени загруженности учащихся (45) проводился хронометраж в течение 3 недель в 4, 7 и 9-х классах. Как показали эти наблюдения, продолжительность приготовления домашних заданий по общеобразовательным и специальным предметам составляет в среднем в 4-м классе 5 часов, в 7-м классе 6 часов 25 мин., в 9-м классе 7х/2 часов. При оценке длительности пребывания учащихся на' открытом воздухе установлено, что 45% учащихся 4-го класса не гуляют, остальные 55% учащихся гуляют только 1—2 часа, причем это время распределяется неравномерно в течение недели. Половина учащихся 7-х и 9-х классов совсем не бывает на открытом воздухе, остальные гуляют не более Р/2 часов. Продолжительность ночного сна составляет в

4-м классе от 8 до 10 часов, в 7-м классе от 8 до 9 часов. В 9-м классе две трети общего числа учащихся спят не более 7 часов. На основании хронометража можно сказать, что основные элементы режима (труд, отдых и сон) рационально не выполняются. А это ведет к утомлению учащихся.

Влияние учебной нагрузки на состояние центральной нервной системы мы изучали, учитывая изменения времени латентного периода реакций на раздражители разной интенсивности при использовании мотореактометра. Под наблюдением находилось 8 учащихся. Каждый опыт состоял из 4 наблюдений в день — до начала учебных занятий и после их окончания, до и после 45-минутного вечернего урока рояля. Анализ полученных данных показал, что к концу дня возрастает число фазовых реакций, а количество нормальных реакций уменьшается. В субботу по сравнению с понедельником число фазовых реакций увеличивается. За время от конца ежедневных занятий (15 часов) до начала вечернего 45-минутного урока рояля у воспитанников наступает состояние утомления, большее, чем за все 5—6 уроков, которые были утром (рис. 1).

Понеделоник

вторник

Ы <гоЖ И

'///Л <33.3/

• ■■мм т

86.7 80.0 65.7

,1

III

У////А Ш

"гол

У///Л: (ЗОЛ

1

80.0 70.0 56.7

.1

£ £ ^ £

нормальные реакции

Суббота

I

I

£ с*

Рис. 1. Изменение количества и фазовых реакций в течение

ли (в %).

нормальных дня и неде-

7 Гигиена и санитария, № 11

97

Та же закономерность выявилась при определении работоспособности учащихся методом дозированных заданий посредством корректурных таблиц проф. Анфимова и устного счета. При проведении эсте-зиометрии по Грисбаху выявилось снижение тактильной чувствительности. Координация движения руки заметно изменяется после занятий и после урока рояля, что установлено при проведении тремометрии в

количестве 270 исследований (рис. 2). Наблюдения говорят об утомлении у воспитанников мышечно-связочного

аппарата.

Жизненная емкость легких снижалась в среднем на 600 мл после вечернего урока рояля. Колебания уровня окислительных процессов в организме мы определяли с помощью оксигемо-метра. Исследования велись дважды в неделю, в те дни, когда были уроки рояля. Проведено 48 исследований до и после урока рояля, до и после занятий. В каждом исследовании применяли нагрузку (максимальный вдох и максимальный выдох). Было найдено, что компенсаторные возможности организма испытуемых и интенсивность окислительных процессов в начале занятий (9 часов) близки к средним данным С. Б. Тихвинского, полученным им у спортсменов. Но к концу дня (15 часов), особенно после урока рояля (19 часов), были получены данные оксигемометрии, близкие к тем, которые С. Б. Тихвинский нашел у хронических больных с легочной и сердечно-сосудистой патологией.

Средние беличино/ частоты касании

ш

до эаиатий (900У

после урока хорового пенив Ш 00)

после занятии (/500)

ф

после урока рооло 00)

Рис. 2. Изменение средних данных тремометрии учащихся 4-го класса.

Выводы

1. Для охраны здоровья учащихся хорового училища требуется пересмотр общеобразовательной учебной программы, регламентация участия воспитанников в концертах и контроль за режимом дня.

2. Необходимо дальнейшее изучение особенностей работы учащихся музыкальных училищ для разработки санитарных правил обучения в специальной школе.

ЛИТЕРАТУРА

Тихвинский С. Б. В кн.: Начуные основы М., 1963, стр. 55. — К а н т а р о в и ч В. С. Гигиена в а Г. П. Гиг. и сан., 1957, № 6, стр. 28.

г.

физического воспитания и спорта, голоса. М., 1955. — Сальник о-

Поступила 27/1X 1963 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.