ства содержание бромирующихся веществ в 1 г мастики не более 1,2 мг-экв. брома и не более 10% ацетона. Более высокое содержание в мастике этих веществ увеличивает их концентрацию в воздухе на продолжительные сроки.
Поступила 14/У1 1963 г.
УДК 613.6 : 784.96.071.5
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
ХОРОВОГО УЧИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАПЕЛЛЫ
им. М. И. ГЛИНКИ
Е. В. Розенблат
Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Музыкальные школы, хоровые и хореографические училища ввиду специфичности быта и условий обучения в них еще мало изучены в санитарно-гигиеническом отношении. Кроме работы М. А. Лаперье и Т. А. Туккель, проведенной в Ленинградском хореографическом училище, нам не удалось найти других материалов по этому вопросу К
Мы исследовали некоторые факторы внешней среды, особенности режима работы и состояние здоровья учащихся музыкального хорового училища Государственной капеллы им. М. И. Глинки в Ленинграде. Работа проводилась в ноябре — декабре 1962 г.
В училище обучается 160 воспитанников. Срок обучения 10 лет, в течение которых воспитанники получают среднее специальное музыкальное образование. Здание училища представляет собой часть замкнутого архитектурного ансамбля, который из-за давности строительства имеет санитарно-технические недостатки. Так, условия проветривания и естественного освещения в помещении плохие, площадь классов и учебных кабинетов не соответствует требованиям, предъявляемым к современной школе, отсутствуют рекреации. Одна треть всех классных помещений 3-го этажа приспособлена в качестве спальных комнат для детей, проживающих в пригородах Ленинграда и в области. В каждом классе и спальной комнате установлен рояль, где вечерами идут занятия по дирижированию, роялю и сольфеджио с преподавателем или самостоятельно.
При характеристике естественного освещения установлено, что световой коэффициент составляет 1:5—1:6; искусственная освещенность, измеренная в 5 точках помещения, значительно ниже рекомендуемого уровня. Вентиляция осуществляется только через форточки. В результате слабого проветривания в основных помещениях наблюдается повышение температуры до 22°. Недостаточность воздухообмена подтверждается тем, что микробное число, определенное по методу Коха, в классе после 30-минутного проветривания на большой перемене составило 98 колоний, а в классе, проветриваемом 5 мин., в присутствии учащихся, — 649 колоний.
Изучение инфекционной, соматической заболеваемости и патологической пораженности за 3 года показало, что в училище число заболеваний верхних дыхательных путей в 5—6 раз выше, чем в общеобразовательной школе. Причиной служит большая подверженность заболеваниям певческого аппарата в связи со значительной нагрузкой и меньшей сопротивляемостью организма из-за недостаточного исполь-
1 Научные работы студентов. Ленинград, 1958. Статья «Гигиеническая оценка учебной работы Ленинградского хореографического училища».
зования закаливающих средств. Кроме того, регистрируются слабые степени заболеваний верхних дыхательных путей и певческого аппарата, лишающие учащихся возможности заниматься пением в течение
3—8 дней. 17,7% учащихся страдают сколиозами. Это в 3 раза выше среднегородских данных по Ленинграду (5,2%).
Одним из факторов внешней среды, влияющих на состояние здоровья учащихся, является учебный процесс с его составными элементами. Анализ расписания занятий показал неравномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в младших и старших классах. Кроме того, 2 часа в неделю вечерами проводятся занятия по роялю или дирижированию. Несколько раз в месяц устраиваются концерты, продолжающиеся до 11 —12 часов ночи. В такие дни учащиеся заняты по 15—16 часов в сутки. Во всех классах почти ежедневно бывают сдвоенные уроки (по хоровому пению, иностранному языку, математике, русскому языку, музыкальной литературе), а в некоторые дни и строенные. Например, в 7-м классе в четверг 3 урока литературы. Как правило, во всех классах понедельник не является облегченным днем по количеству уроков и по степени их трудности.
Для оценки степени загруженности учащихся (45) проводился хронометраж в течение 3 недель в 4, 7 и 9-х классах. Как показали эти наблюдения, продолжительность приготовления домашних заданий по общеобразовательным и специальным предметам составляет в среднем в 4-м классе 5 часов, в 7-м классе 6 часов 25 мин., в 9-м классе 7х/2 часов. При оценке длительности пребывания учащихся на' открытом воздухе установлено, что 45% учащихся 4-го класса не гуляют, остальные 55% учащихся гуляют только 1—2 часа, причем это время распределяется неравномерно в течение недели. Половина учащихся 7-х и 9-х классов совсем не бывает на открытом воздухе, остальные гуляют не более Р/2 часов. Продолжительность ночного сна составляет в
4-м классе от 8 до 10 часов, в 7-м классе от 8 до 9 часов. В 9-м классе две трети общего числа учащихся спят не более 7 часов. На основании хронометража можно сказать, что основные элементы режима (труд, отдых и сон) рационально не выполняются. А это ведет к утомлению учащихся.
Влияние учебной нагрузки на состояние центральной нервной системы мы изучали, учитывая изменения времени латентного периода реакций на раздражители разной интенсивности при использовании мотореактометра. Под наблюдением находилось 8 учащихся. Каждый опыт состоял из 4 наблюдений в день — до начала учебных занятий и после их окончания, до и после 45-минутного вечернего урока рояля. Анализ полученных данных показал, что к концу дня возрастает число фазовых реакций, а количество нормальных реакций уменьшается. В субботу по сравнению с понедельником число фазовых реакций увеличивается. За время от конца ежедневных занятий (15 часов) до начала вечернего 45-минутного урока рояля у воспитанников наступает состояние утомления, большее, чем за все 5—6 уроков, которые были утром (рис. 1).
Понеделоник
вторник
Ы <гоЖ И
'///Л <33.3/
• ■■мм т
86.7 80.0 65.7
,1
III
У////А Ш
"гол
У///Л: (ЗОЛ
1
80.0 70.0 56.7
.1
£ £ ^ £
нормальные реакции
Суббота
I
I
£ с*
Рис. 1. Изменение количества и фазовых реакций в течение
ли (в %).
нормальных дня и неде-
7 Гигиена и санитария, № 11
97
Та же закономерность выявилась при определении работоспособности учащихся методом дозированных заданий посредством корректурных таблиц проф. Анфимова и устного счета. При проведении эсте-зиометрии по Грисбаху выявилось снижение тактильной чувствительности. Координация движения руки заметно изменяется после занятий и после урока рояля, что установлено при проведении тремометрии в
количестве 270 исследований (рис. 2). Наблюдения говорят об утомлении у воспитанников мышечно-связочного
аппарата.
Жизненная емкость легких снижалась в среднем на 600 мл после вечернего урока рояля. Колебания уровня окислительных процессов в организме мы определяли с помощью оксигемо-метра. Исследования велись дважды в неделю, в те дни, когда были уроки рояля. Проведено 48 исследований до и после урока рояля, до и после занятий. В каждом исследовании применяли нагрузку (максимальный вдох и максимальный выдох). Было найдено, что компенсаторные возможности организма испытуемых и интенсивность окислительных процессов в начале занятий (9 часов) близки к средним данным С. Б. Тихвинского, полученным им у спортсменов. Но к концу дня (15 часов), особенно после урока рояля (19 часов), были получены данные оксигемометрии, близкие к тем, которые С. Б. Тихвинский нашел у хронических больных с легочной и сердечно-сосудистой патологией.
Средние беличино/ частоты касании
ш
до эаиатий (900У
после урока хорового пенив Ш 00)
после занятии (/500)
ф
после урока рооло 00)
Рис. 2. Изменение средних данных тремометрии учащихся 4-го класса.
Выводы
1. Для охраны здоровья учащихся хорового училища требуется пересмотр общеобразовательной учебной программы, регламентация участия воспитанников в концертах и контроль за режимом дня.
2. Необходимо дальнейшее изучение особенностей работы учащихся музыкальных училищ для разработки санитарных правил обучения в специальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
Тихвинский С. Б. В кн.: Начуные основы М., 1963, стр. 55. — К а н т а р о в и ч В. С. Гигиена в а Г. П. Гиг. и сан., 1957, № 6, стр. 28.
г.
физического воспитания и спорта, голоса. М., 1955. — Сальник о-
Поступила 27/1X 1963 г.