Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАЗНОЙ ИХ НАПРЯЖЕННОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАЗНОЙ ИХ НАПРЯЖЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э.Э. Саркисянц, T.Ш. Миннибаев, В.Б. Шарой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE LENGTH OF STUDIES DEPENDING ON THEIR INTENSITY

A similar syllabus, attained in a shorter period of studies, causes an earlier development of more pronounced unfavorable shifts in the functional state of students organism.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАЗНОЙ ИХ НАПРЯЖЕННОСТИ»

ЛИТЕРАТУРА. Петрова Г. А. — »Гиг. и сан.», 1974, № 1, с. 65—68. — Тверская М. Я. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. Вып. 1. Киев, 1969, с. 461—467.

Поступила 21/VI 1977 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF DYES INTENDED TOR PRINTING ON PACKAGINflS

USED IN FOOD INDUSTRY

R. D. Gaboaich, T. L. Proklina, I. I. Shvaiko

Acute and subacute experiments are proved to be useless in a study of toxicity parameters of such dyes, because they are applied in extremely small amounts on each single package of food products and the chance of their getting into a human body is most unlikely.

УДК 378.661:813.96

Э. Э. Саркисянц, Т. Ш. Миннибаев, В. Б. Шарой

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАЗНОЙ ИХ НАПРЯЖЕННОСТИ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Нами проводилось сравнительное изучение функционального состояния организма и работоспособности студентов санитарно-гигиенического (1-я^группа) и лечебного (2-я группа) факультетов на кафедре гистологии. Эти занятия продолжались с 8 ч до 10 ч 30 мин (3 академических часа) на санитарно-гигиеническом факультете и с 8 ч до 11 ч 30 мин (4 академических часа) на лечебном факультете. Однако занятия проводились по единой программе.

Для характеристики функционального состояния центральной нервной системы использовали корректурный тест (таблицы Анфимова), функцию внимания оценивали с помощью таблиц с кольцами Ландольта. Исходя из особенностей учебной деятельности по предмету (работа с микроскопом), исследовали функцию аккомодации и конвергенции глаз методом эргогра-фии. Эти исследования дополняли хронометражными наблюдениями занятости студентов. На протяжении занятия обследование студентов по перечисленным выше показателям проводили троекратно на санитарно-гигиеническом факультете и четырехкратно на лечебном факультете. Эргогра-фию проводили лишь в начале и в конце занятия. На обоих факультетах наблюдения осуществляли в середине недели и семестра, что дало возможность устранить влияние на функциональное состояние организма таких факторов, как начало и конец учебной недели и семестра. Под наблюдением было 244 студента, каждого из которых обследовали от 15 до 20 раз.

Данные, характеризующие динамику функционального состояния центральной нервной системы студентов по результатам выполнения дозированного во время задания, показали, что в начале и в середине занятий как по числу прослеженных знаков, так и по числу сделанных ошибок (на 500 знаков) нет существенной разницы между группами. От начала к середине занятий направление изменений показателей работоспособности их было однотипным. Однако к концу 3-го часа занятий у студентов санитарно-гигиенического факультета возросло число ошибок (¿=4,8) и уменьшилось число прослеженных знаков (/=2,3), в то время как у студентов лечебного факультета аналогичные показатели не изменились. Это косвенно указывает на снижение как качества, так и количества выполняемой работы у студентов санитарно-гигиенического факультета.

Для более углубленного анализа полученных данных, кроме общепринятого способа оценки результатов корректурного текста, мы использовали комплексную и индивидуальную оценку по схеме С. М. Громбаха х.

1 Гигиена детей ч подростков. Вып. II. М., 1970, с. Ill—142.

Б

В

Рис. 1. Динамика функционального состояния организма студентов (по комплексной оценке корректурных проб). / — санитарно-гигиенический факультет: // — лечебный факультет; А — через 2 академических часа; Б — через 3 академических ^часа; В — через 4 академических часа.

Светлый сектор — «хорошие* работы: сектор, заштрихованный горизонтальными линиями. — «удовлетворительные» работы; сектор, заштрихованный горизонтальным! и вертикальными линиями, — «плохие» работы.

В соответствии с этой схемой каждую работу в зависимости от сочетания скорости и точности выполнения оценивали по пятибалльной системе по сравнению с исходными данными («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо»). Поскольку число работ с оценкой «отлично» и «плохо» было малочисленным, они были объединены с работами с оценкой «хорошо» и «неудовлетворительно» соответственно.

Результаты оценки состояния коллектива по данной методике (рис. 1) показали, что к концу занятия у студентов 1-й группы (3-й академический час) процент работ с оценкой «хорошо» составил 13,3, а с оценкой «неудовлетворительно» — 40. К этому же времени процент таких работ среди студентов 2-й группы был 50 и 17,7 соответственно, т. е. процент «хороших» работ у них был в 3,7 раза больше, а «плохих» — в 2,2 раза меньше, чем у студентов 1-й группы. На последнем часу занятий (4-й академический час) у студентов лечебного факультета процент «хороших» работ составил 23, «неудовлетворительных» — 37.

Из представленных выше данных видно, что в конце занятий ухудшение функционального состояния организма у студентов санитарно-гигие-нического факультета наступает раньше и оно более выражено, чем у студентов лечебного факультета. Об этом свидетельствует и коэффициент К, характеризующий соотношение «хороших» и «неудовлетворительных» работ.

Мы провели также индивидуальный анализ показателей с учетом всех возможных вариантов сочетаний скорости и точности выполнения заданий, характеризующих соответственно взаимосвязь процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В тех случаях, когда число прослеженных знаков и сделанных ошибок не изменялось, функциональное состояние оценивали «без изменений». При увеличении числа прослеженных знаков и уменьшении числа сделанных ошибок констатировали состояние «врабатывания». Одновременное увеличение либо уменьшение числа прослеженных знаков и ошибок расценивали как «проявление утомления», а уменьшение числа прослеженных знаков с одновременным увеличением числа ошибок — как «заметное утомление» (С. М. Громбах).

Анализ индивидуальных сдвигов позволил выявить различия в функциональном состоянии центральной нервной системы у обследованных групп студентов к 3-му часу работы, совпадающему с окончанием занятий у сту-

дентов 1-й группы. Из представленных данных видно, что через 1V2 ч работы функциональное состояние организма у студентов обеих групп по сравнению с исходными данными было практически одинаковым. К концу же 3-го часа занятий на санитарно-гигиеническом факультете у 60% студентов наблюдалось «заметное утомление», у 40% — «проявление утомления». У студентов лечебного факультета такие состояния отмечались лишь в 30% случаев соответственно, а у 40% студентов этой группы функциональное состояние характеризовалось как «врабатывание». Процент лиц с заметным утомлением среди студентов лечебного факультета приблизился к таковому на санитарно-гигиеническом факультете лишь к концу 4-го часа занятий. Результаты исследовании функции внимания показали, что скорость переработки зрительной информации к концу занятий у студентов обеих групп снижается, что косвенно свидетельствует о развитии утомления (рис. 2). Однако степень ее снижения на протяжении 3 академических часов по сравнению с исходными данными больше у студентов санитарно-гигиенического факультета. По-видимому, это связано с большей насыщенностью занятий у студентов санитарно-гигиенического факультета, так как одна и та же программа у них укладывается в меньшее число часов, чем на лечебном факультете. При анализе эргограмм была выявлена лишь слабая степень утомления цилиарной мышцы у студентов обеих наблюдавшихся групп. Таким образом, одинаковая программа при меньшей продолжительности занятий на санитарно-гигиеническом факультете (3 вместо 4 на лечебном) приводит к более выраженным и ранее проявляющимся неблагоприятным сдвигам функционального состояния организма у студентов, занимающихся на этом факультете.

Поступила 19/1 1976 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE LENGTH OF STUDIES DEPENDING ON THEIR

INTENSITY

E. E. Sarklsyanls, T. Sh. Mlnnibaeo, V. B. Sharag

A similar syllabus, attained in a shorter period of studies, causes an earlier development of more pronounced unfavorable shifts in the functional state of students' organism.

Рис. 2. Динамика скорости переработки зрительной информации у студентов разных факультетов.

По оси абсцисс — продолжительность занятий; по оси ординат — процент изменения скорости переработки зрительный анализатором от исходного уровня; а — лечебный факультет б — санитарно-гигиенический факультет.

УДК 612.825.8-052.63

А. И. Емец

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Луцкий педагогический институт им. Леси Украинки

Опубликованные сравнительные данные о нервно-психической нагрузке во время экзамена у студентов-спортсменов и не занимающихся спортом студентов недостаточны и ограничены общими выводами.

В связи с этим мы поставили целью определить по исследуемым показателям уровень функционального состояния организма и его динамику под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.