Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка особенностей организации обучения детей-инвалидов с нарушением слуха'

Гигиеническая оценка особенностей организации обучения детей-инвалидов с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка особенностей организации обучения детей-инвалидов с нарушением слуха»

УДК 616.12-009.3

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

А.А. КУЗНЕЦОВ, А.А. ПЛЕХАНОВ, Л.Т. СУШКОВА*

С целью сравнения результатов существующих методик обработки ритма сердца (РС) с результатами исследований авторов ранее был разработан программный комплекс системного анализа динамики ритма сердца (САДР) [1]. В настоящее время он претерпел значительные изменения за счёт добавления новых методик в состав системы анализа данных и модернизации интерфейса пользователя. В связи с этим ниже приводится краткая характеристика программного комплекса САДР-2.

Таблица

Общие обозначения для всех графических интерфейсов

Условное обозначе- ние Наименование параметра Примечание

n Номер ЯЯ-интервала на ЯЯ-интервалограмме

кя число ярусов

X амплитудное значение ЯЯ-интервала

Х’=ДХ / Дп скорость изменения X

Х(т) значение ЯЯ-интервала с величиной задержки т для фазовых портретов, восстановленных по Такенсу [1 ]

P обозначение величины вероятности на гистограмме

r11(j) амплитудные значения автокорреляционной функции (АКФ) по горизонтальной оси откладывается задержка АКФ - } [2]

|F(jœ)P амплитудное значение на спектре плотности мощности (СПМ) [21 1=м/2л - частота на СПМ [2]

САДР-2 разработан в среде программирования C++. В комплексе реализованы следующие возможности: просмотр RR-интервалограмм (RR), построенных по ЭКГ в реальном времени; построение гистограмм; автокорреляционных функций (ACF); спектров Фурье ACF; расчет основных формул статистики [1], Wavelet преобразование, а также уровневый анализ RR.

Возможности САДР-2 позволяют: редактировать данные из файлов с кодировкой ASCII; выполнять перевод единиц измерения для обработки по системе СИ; вести базу данных с применением Microsoft Jet 4.0; экспортировать графики в MS Office; изменять скорость построения RR и фазовых портретов.

Наряду с этим в комплексе САДР-2 реализовано следующее: для всех графических интерфейсов введены общие обозначения (табл.); реализован просмотр исходных ЯЯ-интервалограмм без интерполяционных связей, что улучшает их визуальную интерпретацию методом ярусов [1]; обеспечена возможность выбора произвольного значения задержки т для фазовых портретов, восстанавливаемых по теореме Такенса, или использования автоматически рассчитанной задержки, равной первому «нулю» автокорреляционной функции (АКФ); вместо анализа амплитудного спектра ЯЯ-интервалограмм введён спек-

тральный анализ АКФ; для построения гистограмм и расчёта числа интерквантилей К, применена классическая формула Стерджесса К=3.3 1§ (К) + 1, где N - длина выборки; введёно информационное окно с показателями адекватности ритма сердца (ПАРС)[1]. Блок-схема алгоритма работы САДР-2 см. на рис.

Загрузка данных выполняется из файлов, имеющих текстовый или бинарный форматы. По выбору пользователя, осуществляется просмотр характеристик сигнала по мере его развития во времени (динамическая картина реального времени), либо просмотр конечных характеристик за время, равное времени загруженного сигнала (статическая картина).

Программный комплекс САДР-2 может быть использован в исследованиях, связанных с анализом РС и применением статистического, спектрального, нелинейного и уровневого методов; в ЛПУ, санаториях и спортклубах.

Литература

1. Кавасма РА. и др. Автоматизированный анализ и обработка электрокардиографических сигналов. Методы и система. / Под ред. Л.Т. Сушковой.- М.: Сайнс-пресс, 2006.- 144 с

2. Айфичер Э., Джервис Б. Цифровая обработка сигналов: практический подход / Пер. с англ.- М.: Вильямс, 2004.- 992 с.

УДК 616: 616.2.

ЗАВИСИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ КОНДЕНСАТА ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА ОТ ТЯЖЕСТИ ХРОНИЧЕСКОГО ОБСТРУКТИВНОГО БРОНХИТА

И.Х. БОРУКАЕВА*

Введение. Исследование конденсата выдыхаемого воздуха (КВВ) дает информацию о составе альвеолярной жидкости, уровне метаболизма в легких, состоянии сурфактантной системы легких. Обоснованием этого подхода послужили результаты опытов, доказавших наличие в выдыхаемой влаге составных частей легочного сурфактанта, с которым воздух вступает в контакт в альвеолярном пространстве. Способность экспирата снижать поверхностное натяжение, наличие в нем ингредиентов поверхностно-активных веществ (фосфатидилхолин, фосфатиди-лэтаноламин, сфингомиелин, холестерол, жирные кислоты) -дает возможность получить информацию о метаболическом гомеостазе в органах дыхания [1]. Хронический обструктивный бронхит (ХОБ) характеризуется стойкими, необратимыми изменениями в бронхиальном дереве и легких [2-6]. Существующие методы исследования состояния сурфактантной системы легких и внутрилегочного гомеостаза инвазивны, тяжело переносятся больными и требуют специальной аппаратуры. Поэтому применение атравматического исследования КВВ перспективно.

Цель работы - выявление зависимости изменений КВВ от состояния системы дыхания больных ХОБ и степени тяжести.

Материалы и методы. Обследовано 290 больных ХОБ легкой и средне-тяжелой степени и 60 здоровых разного возраста.

Сбор КВВ вели по модифицированной методике Г. И. Сидоренко. [1]. Для анализа респираторной влагопотери измеряли и рассчитывали объем экспирата за 10 минут дыхания. В КВВ определяли активность лактатдегидрогеназы, содержание общих липидов и белков на аппарате «Фотоэлектроколориметр» (ФЭК), рН КВВ - на аппарате «ОР-270» фирмы «КаёеШв» (Венгрия). Для определения объема КВВ больному в течение 10 мин предлагали выдыхать воздух в устройство, представляющее собой спиральную стеклянную трубку 020 мм, погруженную в сосуд со льдом, где была температура от 0 до -4Со. Осевшая на стенках трубки влага стекала на дно приемной колбы. Процедуру выполняли утром после 3-4-кратного полоскания полости рта теплой водой; больного усаживали и через загубник, соединенный с охлаждающим устройством, начинали сбор КВВ. Количество КВВ выражалось числовым значением в единицу времени и называлось минутным или суточным объемом КВВ. Исключение носового дыхания позволяло считать, что увлажнение воздуха произошло в нижних дыхательных путях. Метод сбора КВВ основан на том, что поток воздуха в нижних и средних дыхательных путях захватывает мелкие частицы жидкости с поверхности воздухоносного тракта и выносит их из организма.

* Владимирский государственный университет

* Кабардино-Балкарский госуниверситет, ИИПРУ КБНЦ РАН

Таблица 1

Показатели КВВ у больных ХОБ разной степени тяжести

Больные 7-її лет Больные І2-І8 лет Больные І9-45 лет

легк. ст. ср.-тяж. легк. ст. ср.-тяж. легк. ст. ср.-тяж.

Объем КВВ, мл ї,5±0,05 0,9±0,002 ї,4±0,04 0,7±0,003 0,9±0,03 0,5±0,02

Поверхн. натяжение КВВ, дин/см 58,2±ї,5 66,6±3,0 64,4±2,7 68,4±3,ї 64,ї±2,5 70,2±3,ї

ЛДГ КВВ, мккат/л 0,ї7±0,00ї 0,25±0,0ї 0,20±0,0ї 0,35±0,02 0,2±0,003 0,4ї±0,0ї

рН КВВ 7,ї±0,ї 6,7±0,ї 7,0±0,ї 6,4±0,ї 6,9±0,ї 6,2±0,ї

Общий белок КВВ, г/л 2,84±0,ї ї 3,ї2±0,ї2 2,78±0,07 3,54±0,08 3,22±0,ї2 4, її ±0,2

Общие липиды КВВ, г/л 3,ї2±0,0ї 3,2±0,006 3,2±0,005 3,2±0,002 3,2±0,006 3,25±0,008

Для определения поверхностного натяжения КВВ использовали метод большой капли Хаконова Х.Б., заключающийся в определении поверхностного натяжения по размерам и форме профиля сфотографированной капли, покоящейся на горизонтальной подложке. Метод основан на регистрации поглощения белком коротковолнового светового УФ-потока с установлением на основании этого уровня общего белка.

Всем больным для выявления степени обструкции и тяжести заболевания было проведено определение показателей: форсированной жизненной емкости легких (БУС), объема форсированного выдоха в первую секунду (РЕУї), отношение РЕУї/РУС (индекса Тиффно), пиковой скорости выдоха (РЕР), максимальной скорости выдоха на уровне 50% БУС (МЕР50%) на компьютерном спирографе «8РГО.08ІРТ 8Р-5000». Для оценки степени тяжести респираторных нарушений использовали градации, рекомендованные Европейским Респираторным Обществом (1995 г.), основанные на стойком снижении параметра РЕУї: РЕУї<50% должной величины - тяжелая степень, РЕУї = 50-69% - средняя степень, РЕУї> 70% -легкая степень тяжести ХОБ. Проводилась ингаляционная проба с бронходилататором, позволившая выявить скрытый бронхоспазм и определить бронхолабильность дыхательных путей и состояние бронхо-рецепторного аппарата.

Для определения величины прироста РЕУї использовался способ расчета прироста по отношению к должной величине РЕУї. В качестве основного критерия положительного бронходи-латационного ответа считали величину прироста РЕУї (ДРЕУї)>ї5% от должных значений. В качестве бронходилатаци-онных средств применялись лекарственные препараты: р2-

агонисты короткого действия (сальбутамол - до 400 мкг) с измерением бронходилатационного ответа через ї5 минут, антихоли-нергические препараты (ипратропиум бромид - 80 мкг) с измерением бронхиодилатационного ответа через 30-45 минут. Перед проведением пробы отменяли проводимую терапию.: р2-агонисты короткого действия - за 6 часов до теста, р2-агонисты длительного - за ї2 часов, пролонгированные теофиллины - за 24 часа.

Показатели функциональной системы дыхания и кислородных режимов определялись по методике А.З. Колчинской. Определение минутного объема дыхания (МОД), дыхательного объема (ДО), частоты дыхания (ЧД) проводилось с использованием волюметра УЕВ МЕЭКГМКЕСНМК (Германия), содержание О2 во вдыхаемом, выдыхаемом и альвеолярном воздухе - на газоанализаторе «ИНСОВТ» (Санкт-Петербург), потребление О2 - по Дугласу - Холдейну, артериальное давление (АД) - по Короткову, насыщение артериальной крови кислородом (8а02) и частота сердечных сокращений (ЧСС) - на пульсоксиметре «ОхувЬийІе» фирмы «ЗепБог-Ме^сш» (США). Определение МОК у детей вели по методике Л.М.Пугиной, у взрослых - по формуле Старра, содержание гемоглобина в крови - на аппарате ФЭК-М.

Результаты. У больных ХОБ объем экспирата был снижен по сравнению со здоровыми, у которых объем КВВ составляет 2,2 мл за ї0 минут дыхания, что свидетельствовало о нарушении процессов влагообразования в легких. Поверхностное натяжение КВВ у больных ХОБ повышено. Большие значения поверхностного натяжения выявлены у лиц зрелого возраста с тяжелой ст. ХОБ (70,2±3,ї дин/см при норме 58,2±2,ї дин/см). На рост проницаемости альвеолярно-капиллярных мембран указывало увеличение уровня общего белка в КВВ (до 4,11±0,2 г/л у больных ХОБ средне-тяжелой ст.) (табл. ї).

У больных с легкой степенью ХОБ рН КВВ составлял 7,0±0,ї; со средне-тяжелой - 6,7±0,ї у детей 7-її лет; 6,4±0,ї - у лиц ї2-18 лет; 6,2±0,ї - у лиц ї9-45 лет (при норме рН 7,36). Такое снижение рН обусловлено ростом активности лактатдегид-рогеназы в КВВ. У больных средне-тяжелой формой ХОБ активность лактатдегидрогеназы в КВВ повышена более чем в 2,5 раза по сравнению со здоровыми, что говорило о переходе с аэробного на анаэробный гликолиз и тканевой гипоксии.

Изменения в КВВ выявлены у лиц ї9-45 лет со среднетяжелым ХОБ. При микроскопическом анализе КВВ выявлялись лейкоциты, единичные эритроциты, эпителиальные клетки. При пикфлоуметрии утром и вечером у всех больных выявились суточные колебания пиковой скорости выдоха <ї5%. Проба с бронходилататором (сальбутамолом) вела к малому росту РЕУї (ДРЕУї=ї0,3±2,ї%), что говорило о преобладании необратимой бронхиальной обструкции. Исследование функции внешнего дыхания показало, что у всех были обструктивные нарушения легочной вентиляции со спадом РЕУї. У больных средне-тяжелой ст. показатели бронхиальной проходимости снижены (табл. 2).

Таблица 2

Показатели функции внешнего дыхания у больных ХОБ

Показатели, % ХОБ легкой ст. ХОБ средне-тяжелой ст.

БУС, % 87,2±3,5* 69,6±4,6*

РЕУЬ % 82,ї±4,8* 65,4±2,7*

ИТ, % 94,ї±3,7 93,2±3,5

РЕР, % 83,4±3,3* 5ї,2±2,4*

МЕР 25% 74,0±ї,3* 45,2±3,ї**

МЕР50% 80,8±2,8* 36,4±2,7**

МЕР75% 75,7±2,3* 3ї,ї±ї,9**

*р<0,05, **р<0,0ї по сравнению с показателями возрастной нормы

Минутный объем дыхания у больных средне-тяжелой ст. тяжести был (р<0,05) меньше, чем у здоровых: у больных 6-11 лет на 22,3±1,5%, у больных 12-18 лет - на 24,5±1,5%, у лиц 1945 лет - на 32,4±2,1%. Дыхательный объем у детей был снижен на 39,4±1,4%, у подростков - на 38,5±1,5%, у лиц зрелого возраста - на 56,5±2,4%. Альвеолярная вентиляция у больных легкой ст. тяжести почти не изменена. Однако у больных ХОБ среднетяжелой ст. уменьшение ее было достоверным и составило у детей 6-12 лет 27,5±1,3%, подростков 12-18 лет - 31,8±1,7%, взрослых 19-45 лет - 38,4±2,1%. Такое прогрессирующее снижение минутного и дыхательного объемов, альвеолярной вентиляции, жизненной емкости легких, объема форсированного выдоха в 1 с у лиц старшей возрастной группы можно расценивать как неблагоприятный признак ХОБ, ведущий к необратимым процессам в легочной ткани и бронхах. Снижение альвеолярной вентиляции отражалось на газообмене в легких и вело к уменьшению скорости поступления О2 в кровь. У больных 6-11 лет со среднетяжелым ХОБ был увеличен МОК на 34,4±1,4%, у больных 12-18 лет - на 17,5± 1,1 %, а у лиц зрелого возраста МОК был снижен на 20,1±1,5%. Это можно объяснить особенностями системы кровообращения, механизмов адаптации к гипоксии у детей.

У всех больных средне-тяжелым ХОБ достоверно повышена ЧСС и снижен ударный объем, что, несмотря на сохранение и повышение МОК, вело к повышенной нагрузке на миокард. Это подтверждалось ЭКГ, показавшей ишемические, дистрофические изменения и признаки развития легочного сердца у больных старшей возрастной группы. У 75±2,1% обследованных 6-11 лет содержание гемоглобина в крови достоверно снижено, что обусловило уменьшение кислородной емкости крови. У 68±1,8% лиц зрелого возраста с ХОБ средне-тяжелой ст. тяжести отмечалось повышенное содержание гемоглобина в крови, что связано с компенсаторной реакцией на гипоксию. Хроническая гипоксия ведет к компенсаторному эритроцитозу, к вторичной полиците-мии с гиперваскулярным синдромом и нарушениями микроциркуляции, усугубляющими вентиляционно-перфузионные несоответствия. У больных ХОБ средней ст. тяжести сильно страдала дыхательная функция крови. Неравномерность легочной вентиляции вела к вентиляционно-перфузионным нарушениям, которые наряду с увеличением шунтирования крови в легких вели к снижению насыщения артериальной крови О2 на 4,0±0,1 %.

У больных тяжелым ХОБ отмечалось уменьшение содержания О2 (р<0,05) в артериальной крови. У больных ХОБ средней ст. тяжести артерио-венозное различие по О2 было меньшим (р<0,05), чем у здоровых и больных легкой ст., что, наряду со снижением потребления О2, говорило о более низкой способности тканей больных утилизировать О2 из артериальной крови. Следствием этого явилось снижение скорости потребления О2 (р<0,05) и его интенсивности у больных тяжелым ХОБ, которое

прогрессирует с возрастом - у больных 6-11 лет ПО2 снижено на 32,1±1,2%, 12-18 лет - на 35,2±1,7%, у больных >18 лет - на 44,1±1,4%. Скорость поступления O2 в альвеолы достоверно снижена у всех больных ХОБ средней ст. и легкой ст. тяжести. Скорость транспорта O2 артериальной кровью достоверно снижена у больных ХОБ средней тяжести в среднем на 25,1±1,2% в сравнении с аналогичными показателями здоровых сверстников.

Насыщение и напряжение O2 в артериальной крови ниже, чем у здоровых, особенно у лиц зрелого возраста (раО2 - 65,6±1,3 мм рт.ст.). Наиболее выраженное снижение этих показателей выявлено у больных ХОБ средне-тяжелой ст. Напряжение O2 в венозной крови было выше нормы, что являлось следствием низкой утилизации O2 тканями из притекающей артериальной крови. Выявлено явное отклонение от нормы показателей внешнего дыхания и всех звеньев функциональной системы дыхания: кровообращения, дыхательной функции крови, кислородных режимов организма, тканевого дыхания. Отмечалось достоверное снижение скорости и интенсивности потребления O2, имела место выраженная гипоксемия, страдала скорость поэтапной доставки O2 к органам и тканям. Пониженной экономичностью отличались кислородные режимы организма больных ХОБ сред-не-тяжелой ст. тяжести, что вело к изменениям КВВ.

Выявлена зависимость состояния КВВ и системы дыхания у больных ХОБ. Диагностические возможности КВВ высоки, состав веществ в нем меняется в соответствии с выраженностью изменений в легких и развивающейся в организме гипоксии.

Литература

1. Сидоренко Г.И .и др. Атравматический метод исследования поверхностно-активных свойств легкого.- Минск, 1981.

2. Хроническая обструктивная патология легких у взрослых и детей: Рук-во для врачей.- СПб.: СпецЛит, 2003.- 304 с.

3. Хронические обструктивные болезни легких: Федеральная программа.- М., 1999.

4. ЧучалинА.Г. // Пульмонология.- 2001.- №1.- С.6-8.

5. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких.- М.,1998.- С.479-490.

6. Chanes P. et al. //Eur. Resp. Rev.- 1997.- № 7.- P. 142.

УДК 616.28-008.14-053.5:613.955

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Н.Б. КУТУМОВА*

В Краснодарском крае состояние здоровья населения повторяет тенденции, характерные для России [3]. На 01.01.2004 г. в РФ насчитывалось 604944 ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет [2]. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями ведется в коррекционных общеобразовательных спецучреждениях, которые сочетают учебный процесс с лечебно-оздоровительной и социально-психологической их реабилитацией с учетом специфики дефекта [8].

Центральной проблемой обучения и воспитания детей с нарушением слуха является формирование у них словесной речи. У слабослышащих и глухих детей функции двигательных, кожных и зрительных анализаторов сохранены. У многих детей функция слухового анализатора нарушена не полностью. Основным для глухих школьников является зрительное восприятие устной речи (чтение с губ). Дополнительно используются акустические элементы звучащей речи, доступные при наличии остатков слуха благодаря применению звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) или тактильно-вибрационной аппаратуры. Развитие речи у детей с нарушением слуха в ее коммуникативной функции (функция общения) ведется на специально выделенных уроках, включающих в себя развитие речи, обучение чтению, письму и произношению.

Анализ расписания уроков для слабослышащих школьников показывает постепенное увеличение учебной нагрузки. Расписание предусматривает чередование уроков с разным видом деятельности. Учащиеся 1-5 классов 2 раза в неделю занимаются музыкально-ритмическими занятиями, а также другими специ-

альными предметами, которых нет в общеобразовательной школе. Это - развитие речи, фронтальные индивидуальные или групповые занятия в слуховом кабинете, ознакомление с окружающим миром, искусство, социально-бытовая ориентировка, цветоводство, экономика), а также такие предметы как обществоведение, информатика. Глухие школьники ежедневно имеют много уроков за счет специальных предметов. Кроме дисциплин, которые преподаются слабослышащим, в их расписание входят: развитие слухового восприятия, в т.ч. на музыкальноритмическом занятии, предметно-практическое обучение, фронтальные и индивидуальные занятия по развитию коммуникативной функции речи с психологом.

Таблица

Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников с нарушением слуха

Предмет Балл

Первоначальное обучение грамоте (ПГО), развитие слухового восприятия (РСВ), формирование грамматического строя речи (ФГСР) 8

Русский язык (грамматика), литература (чтение) 7

Математика 6

Природоведение, ознакомление с окружающим миром (ООМ) 5

Социально-бытовая ориентация (СБО) 4

Музыкально-ритмическое занятие (МРЗ), РСВ на МРЗ 3

Искусство (рисование), труд, предметнопрактическое обучение (ППО) 2

Физическая культура 1

Учебный процесс предусматривает соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, так как от него зависит степень утомления школьников, их работоспособность и результативность занятий [1, 4]. В качестве одного из возможных способов гигиенической оценки расписания уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов В.И. Агаркова, А.Г. Сивкова. Но эти данные нельзя применить для оценки расписания занятий учащихся с нарушением слуха. В.Р.Кучма [5] отмечает, что учащиеся обычных школ относят к наиболее трудным предметам информатику, профильные дисциплины. Для школьников с нарушением слуха наибольшую трудность представляют слухоречевые предметы (русский язык, литература, история, экономика, география и др.).

За аналог был принят способ оценки расписания с учетом степени трудности предметов в баллах [5] по ранговым таблицам

В.И. Агаркова и А.Г. Сивкова и адаптирован для школьников с нарушением слуха с учетом опроса учащихся и консультации педагогов спецшколы г. Краснодара. Кроме того, были использованы материалы пробных оценок в натурных условиях.

Ранговые шкалы трудности предметов для младших и старших школьников, по Приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п, представлены в виде текстовых таблиц, где степень трудности каждого предмета учитывается в баллах согласно занимаемому в шкале месту (рангу) предмета (табл.). Как видно на рис.1, расписание уроков в недельной динамике по трудности предметов нерационально. У глухих школьников (рис. 2) расписание уроков в динамике той же недели по трудности предметов оценивается положительно. Для апробации шкалы трудности предметов нами была также дана гигиеническая оценка расписания уроков глухих и слабослышащих старшеклассников. Оценка расписания позволила сделать рекомендации по его оптимизации и показала реальность использования разработанной нами шкалы трудности предметов при гигиенической оценке расписания уроков школьников с нарушением слуха.

Нами подана и находится на рассмотрении в Роспатенте заявка на изобретение «Способ формирования ежедневной учебной нагрузки детей-инвалидов с нарушением слуха младших и старших классов» № 2006143491 с приоритетом от 07.12.2006 г.

Литература

1. Александрова И.Э. и др. Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы.- М.- 2002.- С. 29-32.

2. Гос. доклад о сост. здоровья населения РФ в 2004 году // Здравоохр. Росс. Федер.- 2006.- № 5.- С. 3-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Заболеваемость населения России в 2004 г. // Здравоохр. Росс. Федер.- 2006.- № 1.- С.43-51.

4. Каневская Л.Я. Гигиеническое обоснование организации обучения слабослышащих детей: Дис... к.м.н.- М., 1967.

5. Кучма В.Р. // Гигиена детей и подростков.- М., 2001.

6. Кучма В.Р. и др. // Гиг. и сан.- 2004.- № 2.- С. 47-50.

7. Онищенко Г.Г. // Гиг. и сан..- 2001.-№ 5.- С.7-11.

* Кубанский госмедуниверситет, г. Краснодар, Россия, E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.