УДК 613.165.в +812.014.44
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОРОТКОВОЛНОВОГО И ДЛИННОВОЛНОВОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ПО ИХ БИОЛОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ
Канд. мед. наук А. А. Генералов Ленинградский педиатрический медицинский институт
Для облучения людей с профилактической и лечебной целью широко используются ртутно-кварцевые лампы. В спектре излучения этих ламп содержатся коротковолновые (25%) и длинноволновые (75%) ультрафиолетовые (УФ) лучи (В. М. Скобелев).
О биологическом действии коротко- и длинноволновых УФ лучей сообщаются противоречивые сведения. Характеризуя эритемную эффективность этих лучей, одни исследователи (Luckiesch и соавт.; Hausser к Vahle)
указывают, что у коротковолновых УФ лучей она на 10—65% ниже, чем у длинноволновых; другие (Ю. Д.Жи-лов; Adams и соавт.) считают, что эритемная эффективность коротковолновых УФ лучей в несколько раз выше длинноволновых.
Различные мнения существуют относительно антирахитического действия коротко-и длинноволновых УФ лучей. Одни авторы (О. Н. Савельев; П. В. Семериков; Bunker и Harris; Knudson и Benford; А. Мейер и Э. Зейтц) утверждают, что предупреждают и излечивают рахит как те, так и другие лучи. Другие авторы не разделяют этого взгляда. Так, Т. А. Сви-дерская установила, что исключение из спектра ртутно-кварцевых ламп длин волн короче 280 ммк усиливало антирахитическое действие УФ лучей. Ряд авторов (Н. Ф. Галанин; А. П. Парфенов) считают, что под влиянием коротковолнового УФ облучения витамин D может разрушаться и превращаться в токсические продукты. С другой стороны, Knudsan и Benford экспериментально доказали, что как коротко-, так и длинноволновые УФ лучи в малых дозах образуют витамин D, а в больших дозах разрушают его с образованием токсических продуктов.
Все сказанное побудило нас заняться изучением биологического действия коротко- и длинноволновых УФ лучей по их эритемному и антирахитическому эффекту. Источником, излучающим коротковолновые УФ лучи области С, являлась лампа БУВ-15, а источником, излучающим длинноволновые УФ лучи областей А и В, была лампа ЭУВ-15. Энергия излучения этих ламп по областям УФ спектра (по данным В. М. Скобелева) приведена в табл. 1.
Эритемную эффективность излучения ламп БУВ-15 и ЭУВ-15 исследовали путем определения пороговой эритемы на коже живота у одного и того же человека по методу Дальфельда — Горбачева. Облучение кожи производили на расстоянии 1 м от лампы. Постоянство режима горения ламп достигалось с помощью стабилизатора напряжения ТСН-170 и реостата под контролем вольтметра. Пороговую эритему определяли через 6—8 часов.
Антирахитическую эффективность излучения ламп БУВ-15 и ЭУВ-15 изучали на 32 белых крысах со средним весом 50—60 г. Животные были разбиты на 4 группы по 8 особей в каждой. Крысы первых 3 групп были переведены на рахитогенную диету, принятую Государственной контроль-
Таблица 1
Облученность (в мквт/смг) на расстоянии 1 лот ламп БУВ-15 и ЭУВ-15
УФ область
Тип лампы
А в С
БУВ-15..... 0,5 0,5 20
ЭУВ-15..... 10,8 8,5 0
•ной витаминной станцией. Одновременно с этим крыс 1-й и 2-й групп облучали УФ лучами. При этом крыс 1-й группы ежедневно в течение 14 дней облучали коротковолновыми УФ лучами лампы БУВ-15. Крыс 2-й группы в течение того же срока облучали длинноволновыми УФ лучами лампы ЭУВ-15. Количество УФ лучей, отпускаемое ежедневно для крыс 1-й и 2-й групп, было одинаковым и равнялось V4 эритемной дозы. Крыс 3-й группы содержали на рахитогенной диете; облучению они не подвергались и служили контролем. Животные 4-й группы содержались на виварной диете, не облучались и тоже являлись контролем.
Антирахитическое действие коротко- и длинноволновых УФ лучей определяли рентгенографическим методом по степени окостенения больше-берцовых костей и биохимическим методом, по количеству неорганического фосфора в крови животных. На рентгенограммах степень окостенения боль-шеберцовых костей оценивали по шкале Бурдильона и Брюса, согласно которой 7 и 8 ед. свидетельствуют об отсутствии в костях рахитических изменений, а показатели от б до 1 ед. соответствуют возрастающим степеням рахита.
Неорганический фосфор в крови определяли по способу Фиске и Суб-бароу, описанному в руководстве по клиническим и лабораторным исследованиям под редакцией Л. Г. Смирновой.
Пороговая эритема на коже живота была получена от лампы ЭУВ-15 на расстоянии 1 -и за 83 мин. и от лампы БУВ-15 на том же расстоянии за ■3,5 мин. Приравнивая пороговую эритему к количеству эритемного облучения, равному 500 мкэр-мин/см2, мы установили эритемную облученность. От лампы ЭУВ-15 она составляла 6 мкэр/см2 и от лампы БУВ-15— 15—143 мкэр/см2. Энергия излучения на том же расстоянии от лампы ЭУВ-15 в УФ областях А и В достигла 19,3 мквт/см2, от лампы БУВ-15 в УФ областях А и В не превысила 1 мквт/см2 и в области С — 20 мквт/см2.
Из представленных данных видно, что энергии УФ лучей областей А и В лампы ЭУВ-15 в 1 мквт/см2 соответствует эритемная облученность, равная 0,3 мкэр/см2. Пренебрегая возможной незначительной погрешностью, мы допустили, что эритемная эффективность УФ лучей областей А и В ламп ЭУВ-15 и БУВ-15 одинакова и что 1 мквт/см2 УФ лучей областей А и В лампы БУВ-15 также соответствует эритемной облученности, равной 0,3 мкэр/см2.
Для того чтобы сопоставить эритемную эффективность УФ лучей области С лампы БУВ-15 с эритемной эффективностью УФ лучей областей А и В лампы ЭУВ-15, мы исключили из расчета энергию УФ лучей областей А и В лампы БУВ-15 величиной 1 мквт/см2 и соответствующую ей эритемную облученность, равную 0,3 мкэр/см2. В результате этих вполне обоснованных допущений оказалось, что энергия излучения УФ лучей области С лампы БУВ-15, равная 20 мквт/см2, обусловливает эритемную облученность величиной 142,7/143—0,3/мкэр/см2. Отсюда следует, что энергии излучения этих лучей 1 мквт/см2 соответствует эритемная облученность, равная 7,1 мкэр/см2. У лампы же ЭУВ-15 энергии излучения УФ лучей областей А и В 1 мкэр/см2 соответствует эритемная облученность, равная •0,3 мкэр/см2. Следовательно, эритемная эффективность коротковолновых УФ лучей области С в 23 раза выше эритемной эффективности УФ лучей областей А и В.
Учитывая высокую эритемную эффективность коротковолновых УФ лучей области С и то, что в ртутно-кварцевых лампах типа ПРК на эти лучи приходится 25% энергии УФ излучения, можно заключить, что эритема от излучения этих ламп образуется главным образом за счет УФ лучей области С.
Данные об антирахитической эффективности коротковолновых УФ лучей области С и длинноволновых УФ лучей областей А и В, полученные лри облучении крыс, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Ahiирахитическое действие коротко- и длинноволнового УФ излучения
(средние величины)
Результаты рентгено- Количество неорга-
графии костей нического фосфора
Группа крыс Источник УФ облучения (в единицах шкалы) в крови (В ЛГ94)
до облу- после об- до облу- после об-
чения лучения чен и я лучения
1-Я БУВ-15.............. 4,1 4,9 5,1
2-я ЭУВ-15.............. 4,5 6,6 — 6,17
3-я Без облучения (контроль больных
крыс).............. 5,2 3,5 — 3,9
4-я Без облучения (контроль 'здоровых
крыс).............. 6,2 6,1 — 11,9
Методом статистической обработки экспериментальных данных установлена достоверная разница между антирахитическим действием коротко- и длинноволнового УФ излучения.
Из данных, представленных в табл. 2, следует, что антирахитическим действием обладают как коротко-, так и длинноволновые УФ лучи. При этом антирахитическая эффективность УФ лучей области С оказалась несколько ниже антирахитической эффективности УФ лучей областей А и В.
Выводы
1. Эритемная эффективность УФ лучей области С лампы БУВ-15 в 23 раза выше эритемной эффективности УФ лучей областей А и В лампы ЭУВ-15.
2. Антирахитическим действием обладают как коротко-, так и длинноволновые УФ лучи.
3. Антирахитическая эффективность УФ лучей области С ниже антирахитической эффективности УФ лучей областей А и В.
ЛИТЕРАТУРА
Галанин Н.Ф. В кн.: Доклады научной конференции по итогам работы за 1956 г. Ин-та радиационной гигиены. Л., 1957, с. 3.— Ж и л о в Ю. Д. Вопр. курортол., 1963, № 1, с. 82,— Парфенов А. П. Световое голодание человека. Л., 1950.— Савельев О. Н. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1966, сб. 4, с. 233.— Свидерс-к а я Т. А. Там же. М., 1958, с. 223.— Семериков П. В. Тезисы докл. Совещания по биологическому действию ультрафиолетового излучения. Л., 1958, с. 66.— Скобелев В. М. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1958, с. 87.— Adams Е. Q., Barnes В. Т., F о г s у t h е W. Е., Strahlentherapie, 1933, Bd 48, S. 235.— В о и г -d ) 1 1 о n R. В., Bruce Н. М., Biochem. J., 1932, v. 26, p. 502.— Bunker I. M., Harris R. S„ New Engl. J. Med., 1937, v. 216, p. 165.— H а и s s e r K. W„ V a h -le W., Strahlentherapie, 1922, Bd 13, S. 41.—К hudsan А., В en ford F., J. biol. Chem., 1938, v. 124, p. 287,— L и с k i esc h M., Hoi la day L. L., Taylor A. H., J. Optic. Soc. Amer., 1930, v. 20, p. 423,— M e й e p А., ЗейтцЭ. Ультрафиолетовое излучение. M., 1952.
Поступила 2/XII 1968 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF SHORT- AND LONG-WAVE ULTRAVIOLET RADIATIONS ACCORDING TO THEIR BIOLOGICAL ACTION
A. A. Generalov
The finding was that the erythema efficiency of the ultraviolet (UV) rays of the «С» region from the БУВ-15 lamp is 23 times higher than the erythema efficiency of UV rays of the «А» and «В» regions from the ЭУБ-15 lamp. All these rays produce an antirachitic effect. However, the antirachitic efficiency of short-wave UV rays is lower than that of longwave UV rays.