гигиенических знаний. Это относится к условиям труда и быта населения, санитарному благоустройству населенных мест, жилищной гигиене, проблемам питания, занятиям спортом и туризму. Директивы XXIV съезда КПСС дают обширный материал для развертывания санитарной пропаганды.
Все советские люди глубоко убеждены в том, что грандиозная программа девятой пятилетки будет выполнена. Порукой тому является единодушное одобрение народом решений XXIV съезда КПСС и его готовность идти к великим свершениям под испытанным руководством Коммунистической партии и ее ленинского Центрального Комитета.
Поступила 13/У 1971 г УДК 613.63:547.415.1
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНГАЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ АЛИФАТИЧЕСКИХ ЭТИЛАМИНОВ
Канд. мед. наук П. Г. Ткачев
Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт
Группа алифатических аминов — моноэтиламин (МЭА), диэтиламин (ДЭА) и триэтиламин (ТЭА), являющихся производными аммиака и этанола, широко применяется в народном хозяйстве для получения гербицидов, фармацевтических препаратов, красителей, синтетических смол и др.
Литературные данные о токсичности аминов противоречивы и относятся к их высоким концентрациям и дозам. По мнению одних авторов (Е. М. Горбачев; Н. В. Лазарев, и др.), амины в основном действуют на центральную нервную систему, по мнению других (Г. 3. Каган; Д. А. Хар-кевич; Коррапу1 и Кагсшаг, и др.), наряду с нервной системой страдают белковый обмен, ферментная система и состав крови.
В настоящем сообщении излагаются результаты экспериментальных исследований кратковременного и длительного ингаляционного воздействия на организм человека и животных малых концентраций аминов.
Определение ЭМА в воздухе экспериментальных установок и затравочных камерах проводили методом М. С. Быховской и Р. Н. Македонской, ДЭА — методом А. А. Белякова и ТЭА — методом Г. С. Салямон. Все методы модифицированы и усовершенствованы в лаборатории института В. А. Виноградовой с увеличением их чувствительности соответственно в 10,6 и 2 раза. В затравочных камерах пробы воздуха на амины и аммиак отбирали ежедневно после уборки камер. На протяжении всех экспериментов аммиак в пробах находился в концентрациях, которые не превышали 20—30 мкг, и определению аминов не мешал. Пробы воздуха анализировали на фотоэлектроколориметре (ФЭК-М) и спектрофотометре (СФ-4а).
Проведено изучение кратковременного действия на организм человека аминов в 17 концентрациях; при этом определяли порог запаха и выполняли адаптометрическне и электроэнцефалографические исследования. Пороги действия аминов представлены в табл. 1, из которой видно, что пороговые концентрации МЭА и ДЭА при изучении запаха и световой чувствительности глаз оказались одинаковыми; поэтому в исследованиях с ТЭА метод адап-тометрии был исключен. Действие пороговых и подпороговых по запаху концентраций МЭА, изученное методами электроэнцефалографии (К. А. Бу-штуева и соавт.; А. Д. Семененко, и др.), выражается в появлении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга человека; для ДЭА и ТЭА более характерны процессы превентивного торможения. Таким образом, влияние аминов на центральную нервную систему уменьшается в направлении от МЭА к ТЭА.
Таблица 1
Пороги? рефлекторного действия МЭА, ДЭА и ТЭА
Концентрация (в мг/м•)
Методы МЭА ДЭА ТЭА
Исследование обонятельного ощущения....... Пороговая 0,05 Подпо-роговая 0,045 Пороговая 0,084 Подпо-роговая 0,067 Пороговая 0,33 Подпо-роговая 0,21
Исследование световой чувствительности глаз . . . 0,06 0,04 0,086 0,066 Не определяли
Электро-энцефалографиче-ские ......... 0,04 0,01 0,063 0,046 0,26 0,14
Характер изменений в организме животных при длительном воздействии аминов мы определяли в 3-месячных непрерывных экспериментах. Используемые амины содержали не менее 97% чистого вещества. Изучено действие аминов в 10 концентрациях (табл. 2).
Таблица 2
Влияние на организм животных хронического ингаляционного воздействия паров МЭА,
ДЭА и Т8А
Г Вещество Время появления изменений от начала затравки (в декадах)
Группа живот ных Концентрация (в мг/м*) субординационная хронаксия латентный период активность холинэсте-разы крови БН сыворотки крови кислотная резистентность эритроцитов
1-Я 2-я 3-Я 4-я МЭА 3,69— 1,47 0,33—0,05 0,06±0,003 0,015—0,002 2а, 5а, 8а, 96 5а, 6а, 76, 8в, 96 5а 5а 8а 1а, 2а, 5а 26 26 За, 5в, 66, 86, 9в За, 5а, 9а 56, 7а, 9в 56, 7а, 96 5а, 9а
5-Я Контроль ■ — — — — — —
6-Я 7-я 8-я ДЭА 4,19^0,12 0,37^0,03 0,0&±:0,003 56, 66, 76, 86 76 76 8а 1 в, 26, 56 1а, 26 2а, За, 4а, 56, 7а 5а За, 5а, 6а, 8а 56
9-я Контроль — — — — — —
10-я 11-я 12-я ТЭА 13,01—0,78 1,71^0,15 0,16—0,01 5а, 7а, 96 9а — 1а, 96 8а 1а, 46, 5а, 76, 8в, 96 5а, 7а, 86, 96 6а, 76 6а
13-я Контроль — « — < . — —
Обозначения: а — достоверность 95%; б — достоверность 99%; в — достоверность — 99,9%.
.. • -
В качестве экспериментальных животных использовали белых крыс-самцов весом 100—150 г по 15—20 особей в группе. В каждой серии экспериментов были контрольные группы животных. ,
Установлено, что исследуемые концентрации аминов не влияли на прирост веса, содержание гемоглобина и эритроцитов, а также потребление кислорода, протромбиновое время, выведение фенолов и сульфатов с мочой. Показано также, что ТЭА во всех изученных концентрациях не обладает мутагенным действием. Другие функции организма отчетливо изменялись при затравке животных аминами в различных концентрациях.
Вдыхание МЭА в концентрации 0,33 мг/м3 привело к нарушению субординационной деятельности коры головного мозга у животных на 5-й декаде эксперимента, ДЭА в концентрации 0,37 мг/м3 вызвал подобные изменения только на 7-й декаде затравки после экспериментального голодания. ТЭА в концентрации 1,71 мг/м3 оказал действие только на 9-й декаде затравки. Наиболее выраженными были изменения в опытах с МЭА. Во всех случаях сдвиги характеризовались увеличением хронаксии мышц-сгибателей и уко- %
рочением хронаксии мышц-разгибателей.
Для оценки функционального состояния центральной нервной системы мы использовали также метод изучения скрытого времени безусловного оборонительного рефлекса (Ф. И. Дубровская и И. И. Лукина). Исследование латентного периода проводили с помощью рефлексогенометра С. И. Горшкова. МЭА и ДЭА вызвали укорочение латентного периода, но изменения наступали в более поздние сроки затравки, чем изменения хронаксии. Это говорит о том, что метод хронаксиметрии более чувствителен, так как с его помощью удалось выявить изменения у животных на более ранних стадиях интоксикации и при более низких уровнях концентраций аминов.
Были отмечены также нарушения порфиринового обмена. Наиболее отчетливое увеличение количества выводимых с мочой копропорфиринов наблюдалось при действии МЭА. Достоверное увеличение выводимых копропорфиринов обнаружено и при вдыхании ДЭА в наиболее высокой из примененных концентраций (4,19 мг/м3). ТЭА во всех концентрациях не оказал влияния на порфириновый обмен у животных. Усиление активности холин-эстеразы цельной крови наблюдалось у животных при действии всех аминов, однако более выраженными оказались изменения в экспериментах с МЭА и ДЭА. Пороговыми концентрациями МЭА по влиянию на эту функцию организма явились 0,056 мг/м3, ДЭА — 0,37 мг/м3 и ТЭА — 1,71 мг/м3. Это подтверждает, что амины влияют на центральную нервную систему. По характеру изменения SH-групп все амины действовали однонаправлен-но, снижая количество их в сыворотке крови. Изучение кинетики гемолиза эритроцитов (И. И. Гительзон и И. А. Терсков) показало сдвиги в соотношении отдельных групп форменных элементов (увеличение количества высокостойких форм, изменение коэффициентов эритрограмм по стойкости вправо), что характерно для процессов регенеративного эритропоэза. Этим изменениям сопутствовало увеличение количества ретикулоцитов. Наибо- Ч
лее характерными были отмеченные сдвиги при затравке животных МЭА.
Реакция гемагглютинации с ОН-диагностикумом, использованная в эксперименте с ТЭА, позволила установить снижение уровня ОН-ан-тител при действии первых 2 концентраций этого амина, что указывает на изменения иммунобиологической реактивности организма животных. В группе животных, затравленных наибольшей концентрацией ТЭА, обнаружено увеличение количества эозинофилов. Амины оказывали также воздействие и на биосинтез аскорбиновой кислоты во внутренних органах. При действии МЭА снижалось содержание ее в почках и надпочечниках, при действии ДЭА — в селезенке, а при действии ТЭА — в печени и надпочечниках.
Через месяц после окончания эксперимента все сдвиги в организме животных нормализовались, свидетельствуя о функциональном характере А
этих нарушений.
Ю
Все этиламины в наиболее высоких концентрациях привели к возникновению патоморфологических и гистохимических изменений во внутренних органах. Наиболее выраженные нарушения наблюдались в легких (утолщение межальвеолярных перегородок, накопление кислых мукополи-сахаридов в межуточном веществе соединительной ткани альвеол и др.). В коре головного мозга установлено набухание цитоплазмы и частичное растворений тигроидной субстанции нейронов 3-го и 4-го слоев. Отмечено снижение содержания SH-групп в веществе мозга и гликогена в дольках печени.
Выводы
1. Выявленные в процессе экспериментов функциональные сдвиги в организме животных можно отнести за счет общебиологического действия аминов. Степень изменений убывает с увеличением молекулярного веса этих веществ (от МЭА к ТЭА).
2. МЭА, ДЭА и ТЭА в малых концентрациях при кратковременном и круглосуточном длительном воздействии оказывают влияние прежде всего на центральную нервную систему, а также на ферментативные и другие обменные процессы.
3. Недействующими концентрациями МЭА при кратковременном и длительном поступлении в организм являются 0,015 мг/м3, ДЭА — 0,047 мг/м3 и ТЭА — 0,16 мг/м3-, эти концентрации рекомендованы в качестве гигиенических нормативов их содержания в атмосферном воздухе.
ЛИТЕРАТУРА
Беляков A.A. (под. ред.) Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений. Горький, 1960, с. 103.—Б у ш т у е в а К-А., Полежаев Е. Ф., Семененко А. Д. Бюлл. экспер. биол., 1960, № 3, с. 65.— Б ы х о в -екая М. С., Македонская Р. Н. Гиг. и сан., 1966, № 9, с. 59.— Г и т е л ь -зон И. И., Терсков И. А- Эритрограммы как метод клинического исследования крови. Красноярск, 1959, с. 10.— Горбачев Е. М. К токсикологии некоторых алифатических аминов Дисс. канд. Л., 1956.— Дубровская Ф.М., Лукина И. П. Гиг. и сан., 1966, № 8, с. 7.— Каган Г. 3. Гиг. и сан., 1965, № 9, с. 28.— Лазарев Н, В. В кн.: Вредные вещества в промышленности. Л., 1963, т. 4, в. 1, с. 521.— С а л я м о н Г. С. Гиг. и сан., 1963, № 5, с. 50.— Семененко А. Д. Там же, № 7, с. 49.— Харкевич Д. А. Фармакол. и токсикол., 1962, № 2, с. 151.—К о р р а -nyi F. A., Karcmar A.G., J. Pharmacol, exp. Ther., 1951, v. 101, p. 327.
Поступила 23/1V 1970 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EFFECT OF INHALATION OF SMALL CONCENTRATIONS OF ALIPHATIC ETHYLAMINES
P. G. Tkachev
The author studied the action of mono-, di- and triethylamine on the body of man in case of inhaling them for a short period of time and that in an experiment on animals in case of long-term twenty-four-hor introduction into the body. Hygienic standard permissible content of ehtylamines in the atmosphere are suggested.
УДК 613.632.4:662.767|54 7.215]-07
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ МИКРОКОНЦЕНТРАЦИЙ СМЕСИ ПЕНТАНА И ГЕКСАНА В ВОЗДУХЕ
Т. И. Бонашевская, канд. мед. наук Д. П. Парцеф Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Предельные углеводороды составляют значительную часть жидких моторных топлив, бензинов, мазута и фракций нефти природного газа. Эти вещества в большом количестве обнаруживаются в составе выхлопных газов автомобилей и атмосферном воздухе на улицах городов.